Монитор нематериальных активов К.Э. Свэйби
Монитор нематериальных активов оперирует тремя категориями:
· компетенцией людей,
· внешней структурой,
· внутренней, структурой.
Компетенция людей. Эта категория охватывает способность людей действовать ради создания прибыли в различных ситуациях. Такие способности включают в себя ценности, опыт, социальные навыки и базовое образование.
Внешняя структура.Она состоит из того, как организация выглядит извне, сюда относятся торговые марки, названия брэндов и имидж. Внешняя структура также включает отношения с клиентами, поставщиками и партнерами.
Внутренняя структура.Она включает в себя базы данных, процессы, модели и документацию. Такие формы интеллектуальной собственности, как патенты и секретные технологии.
Далее определяются три характеристики каждого элемента.
· Рост и обновление. Как данный актив растет и обновляется?
· Эффективность и использование. Насколько хорошо используется данный актив?
· Стабильность. Несколько стабилен данный актив? Существует ли риск его потери?
Приведем примернекоторых типичных показателей, используемых в мониторе нематериальных активов (таблица 12).
Таблица 12 - Показатели монитора нематериальных активов
Компетенция людей | Внешняя структура | Внутренняя структура | |
Рост / обновление | Число лет обучения | Рост доли рынка | Инвестиции в исследования |
Эффективность | Добавленная стоимость на сотрудника | Прибыль с клиента | Процент обслуживающего персонала |
Стабильность | Текучесть профессиональных кадров | Повтор заказов | Текучесть обслуживающего персонала |
К достоинствам монитора нематериальных активов можно отнести:
· привязку к стратегическим целям и задачам организации (управление и оценка ИК рассматривается как интегрированный процесс повышения эффективности деятельности);
· некоторую эмпирическую поддержку и апробацию: шведская компания Celemi в течение нескольких лет отслеживала и оценивала ИК по данной методологии.
Недостатками модели являются:
· отсутствие схемы материальной мотивации в модели;
· сложность и значительные затраты на внедрение модели;
· сильная связь фундаментальных основ модели с корпоративной культурой организации;
· субъективность выбора индикаторов.
Пример реализации
CELEMI
Консалтинговой компанией с большим опытом использования монитора нематериальных активов является компания Celemi. Разработанный этой компанией в 1999 году монитор нематериальных активов имеет раздел как для материальных, так и для нематериальных активов, которые измеряются по параметрам роста/обновления, эффективности и стабильности. Кроме того, монитор определяет три направления анализа компонентов интеллектуального капитала: клиенты (направление, касающееся внешних структур взаимоотношений с клиентами и поставщиками, торговых марок, контрактов и репутации); организация (внутренняя корпоративная структура, состоящая из договоров на поставку, компьютерных и административных систем и т.д.); и персонал (общая компетентность служащих Celemi, например их способность действовать в различных обстоятельствах).
Определены три категории клиентов, по одной для каждой их трех структур — внешней, внутренней и структуры компетентности, — в разрезе которых специалисты Celemi и проводят свой анализ. Число клиентов, оказавшихся в каждой группе, позволяет судить о «нематериальной ценности» «правильных» клиентов в рамках данного портфеля заказов. Вот эти три категории:
· Клиенты, улучшающие имидж организации, — то есть те, которые пользуются в отрасли хорошей репутацией и могут кому-нибудь порекомендовать компанию. Они необходимы для привлечения других таких же потребителей. Подобные потребители улучшают внешнюю структуру Celemi.
· Клиенты, улучшающие организацию, — то есть такие, которые требуют поиска новых для Celemi решений и тем самым заставляют компанию совершенствовать прежние методы работы или внедрять новые. Эта группа потребителей улучшает внутреннюю структуру Celemi.
· Клиенты, повышающие компетентность, — это те клиенты, предоставление которым необходимых услуг или товаров требует от служащих Celemi приобретения новых навыков. Эта группа потребителей помогает повышать компетентность сотрудников Celemi.
Новое, внедренное Celemi добавление к монитору — использование цветов для отображения статуса каждого показателя. Отдельные ячейки в мониторе окрашиваются в красный, зеленый или желтый цвет. Зеленый цвет означает, что соответствующий показатель равен или больше значения в стратегическом плане. Красные ячейки показывают значения, которые составляют менее 80% запланированных. Желтые ячейки отображают промежуточные значения. Монитор также дает показатели трех лет, позволяя быстро сравнить результаты.
Пример оценок интеллектуальных активов в мониторе нематериальных активов Celemi (таблица 13).
Таблица 13 - Монитор нематериальных активов Celemi
Материальные активы | Нематериальные активы | |||
Финансовый капитал | Клиенты (внешняя структура) | Организация (внутренняя структура) | Персонал (компетентность) | |
Рост / обновление | Рост капитала. Отношение чистых инвестиций. | Рост дохода. Клиенты, повышающие престиж организации. | Доходы от новых продуктов. Клиенты, способствующие росту организации. | Средний уровень профессиональной квалификации, в годах. Клиенты, повышающие компетенцию. Рост профессиональной квалификации. Эксперты с высшим образованием. |
Эффективность | Маржа на доход. Чистый доход на собственный капитал. Прибыль / Добавленная стоимость. | Доход с одного клиента. | Продвижение административного персонала. Величина дохода, приходящегося на административный персонал. | Добавленная стоимость одного эксперта. Добавленная стоимость на одного работника. |
Стабильность | Ликвидные резервы. Неликвидные резервы. | Новые заказы. Пять крупнейших клиентов. | Текучесть административного персонала. Стаж работы административного персонала, в годах. Доля новых работников. | Текучесть экспертов. Стаж работы экспертов, в годах. Средний возраст всех работников, в годах |