Классификация объектов интеллектуальной собственности научно-технической и
Производственной сферы
1. Промышленная собственность:
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- товарные знаки.
2. Неохраняемые патентами результаты НИОКР:
- ноу-хау;
- техническая документация;
- результаты НИОКР.
3. Объекты авторского права:
- программы ЭВМ;
- базы данных;
- топология интегральных схем;
- другие объекты.
Иначе говоря, явные знания компании – это все то, что остается в ее офисах, когда все сотрудники уходят домой, и без чего в значительной мере также невозможна их эффективная деятельность.
Явные знания, несмотря на стремительный рост их объемов в книгах, журналах, электронных базах и сетях, являются лишь частью всех знаний. Обучение по книгам, через интранет и Интернет – это работа только с явными знаниями. И не случаен в этом отношении определенный протест педагогического сообщества, и школьного, и вузовского, относительно чрезмерного увлечения этими формами в ущерб общению с учителем, в ущерб работе в группе, в ущерб дискуссиям и сотрудничеству. При общении у собеседника может неожиданно возникнуть какой-то вопрос, который он неосознанно сформулировал, а у отвечающего может возникнуть объяснение, которое он не планировал дать, но которое появилось в связи с обсуждением, ответами на вопросы и комментариями окружающих. Таким образом, сотрудничество приводит к формированию новых знаний.
Между явными и неявными знаниями происходит непрерывный обмен и трансформация. Этот циклический процесс показан в таблице 6.
Таблица 6 – Преобразование знаний между явной и неявной формами
Используем | Получаем | |
Неявные | Явные | |
Неявные | Обобществление | Отчуждение |
Явные | Усвоение | Комбинирование |
Преобразование знаний в пределах одной формы или при переходах между формами происходит в результате следующих процессов.
• Обобществление– включает формирование и передачу неявных знаний в коллективных формах (дискуссии, семинары, команды и т.п). При этом чаще всего это происходит без создания явных знаний.
• Отчуждение– происходит путем концептуализации неявных знаний, извлечения и выявления их и, в конечном счете, их формулировании и фиксации в той или иной форме как итог дискуссий, семинаров, мозгового штурма и т.п.
• Комбинирование– осуществляется в ходе распространения явных знаний через E-mail, в процессе составления обзоров и сводных отчетов. Увеличение явных знаний происходит здесь за счет пополнения баз данных коллективного пользования, классификации и систематизации файлов и документов и т.п.
• Усвоение – осуществляется в процессе чтения и изучения документов из баз данных, журналов и книг. Это приводит к усвоению знаний, которые были созданы другими (возникновению новых неявных знаний у познающего субъекта), а также, возможно, к созданию новых знаний в результате мыслительной деятельности в процессе познания.
Перечисленные процессы не происходят изолированно, а выполняются вместе в различных комбинациях в обычных производственных ситуациях. Например, знания создаются в результате взаимодействия сотрудников и явных знаний. Посредством разнообразных взаимодействий неявные знания материализуются и распределяются. Хотя индивидуумы (например, служащие) повседневно участвуют во всех этих процессах, с точки зрения управления знаниями и, следовательно, с точки зрения организации наибольшая ценность возникает от их комбинации, так как при этом создаются новые знания, распространяются и усваиваются другими служащими, которые могут использовать их и таким образом формировать новый опыт и неявные знания. Последние, в свою очередь, могут использоваться совместно с другими служащими и т.д.
Траекторию развития описанного процесса, имея в виду его многоплановость и слабую предсказуемость, видимо, лучше всего описывает спиралеобразный характер движения.
Приведенная классификация необходима с точки зрения понимания свойств отдельных категорий знаний. Вместе с тем необходимо понимание того, что знания находятся, главным образом, в голове человека, мозг которого обладает уникальной способностью создавать и работать со знанием.
При выполнении интеллектуальной работы человек усваивает данные и информацию, пытаясь найти решение некоторой проблемы. Проблема может носить внешний по отношению к индивидууму характер или внутренний, если, например, речь идет о повышении объема и уровня его знаний. По мере усвоения новых данных и информации человек (осознанно или неосознанно) пытается встроить их в общую структуру своих знаний. При этом в структуре его представлений могут возникать противоречия и сложности, которые человек тем или иным способом преодолевает. Упрощение сложности такого рода достигается в результате мыслительной деятельности человека путем новых обобщений и уточнения (развития) связей. Эти обобщения и связи позволяют упорядочить хранение и упростить понимание новой информации, а также ее запоминание и использование.
Человек в определенной мере ограничен в объемах запоминания разрозненных данных и сведений. Ему гораздо проще работать с упорядоченной информацией, со связанными наборами понятий, с цельными структурами знаний. Как разлитую жидкость сила притяжения собирает в более низких местах, так и головной мозг человека собирает отдельные элементы понятий и отношений в слитые, связанные структуры.
Если связывания не происходит, мозг уточняет понятия, достраивает структуры, связи, которые, в конце концов, позволяют ему достигнуть цельного представления. Человек находится в состоянии творческих мук до тех пор, пока не наступает момент формирования ясного понимания явления, ситуации, проблемы.
Современные информационные технологии оказывают существенную помощь человеку в преодолении имеющихся ограничений мозга в части объемов и скорости поиска и связывания информации и понятий из многих разнообразных источников в единую сеть, и в этом, очевидно, состоит их постоянно возрастающее значение.
Свойства знаний
Знания представляют особый вид интеллектуальных ресурсов, обладающий рядом специфических свойств.
Знания долговечны, ибо они нематериальны. Здесь нет парадокса. Даже такие прочные и долговечные творения человечества, как египетские пирамиды подвержены эрозии и разрушаются от времени. А вот геометрическая модель пирамиды нетленна.
Знания инвариантны к пространству.Они легко распространяются, в особенности по современным цифровым сетям телекоммуникаций. Причем это происходит практически без затрат по сравнению с материальными ресурсами (нефть, уголь, руда и т.п.). И потому глобализация знаний по существу является свершившимся фактом.
Знания – постоянно увеличивающийся ресурс. Его расширенное воспроизводство обеспечивают наука, технический прогресс, образование. В последнее время благодаря развитию региональных и международных связей, новых коммуникационных возможностей, которые представляют современные системы связи и транспорта, а также деятельности транснациональных корпораций темпы прироста знаний и их использование кратно возросли. Идеи рождают новые идеи, переданные (проданные) знания остаются с теми, кто ими делится (продает).
Знания можно продавать многократно, ибо они слабо отчуждаемы. У того, кто их продает, остается не меньше. Следует признать, что в коммерциализации знаний имеет место специфическая проблема. Мало кто готов покупать знания, пока не поймет, в чем их суть, а познав, – теряет желание к их приобретению по понятным причинам.
Знания чувствительны к фактору времени.Их ценность сильно связана с временем тогда, когда речь идет о принятии решений. Имеет место и старение знания, по аналогии с моральным износом оборудования.
В США даже установлена своеобразная единица устаревания знаний – период полураспада знаний – время после обучения, в течение которого профессионалы теряют половину первоначальной компетентности.
К знаниям с длительным периодом полураспада относятся фундаментальные знания.
Знания социальны, являясь одновременно и общественным, и частным благом. Знания, не востребованные рынком, существуют в форме общественного блага (культура, образование, фундаментальная наука и т.д.). Знания превращаются в частное благо, когда они востребованы рынком как экономический ресурс.
Знание – орудие конкуренции.Интеллектуальный капитал (intellectual capital), менеджмент знаний (knowledge management) признаются сегодня важнейшими инструментами и ресурсами индустриальных и сервисных компаний в обеспечении эффективности их деятельности и, следовательно, в обеспечении их преимуществ в конкурентной борьбе. Отсюда и повышенный интерес активных компаний к созданию офисов и технологий управления знаниями, к созданию и развитию систем управления знаниями.
Содержание и значение управления знаниями в современной организации
Не существует единственного определения понятия «управление знаниями». Наиболее общее определение управления знаниями можно сформулировать таким образом: управление знаниями— создание организационных, технологических и коммуникационных условий, при которых знания и информация будут способствовать решению стратегических и тактических задач организации. Или, перефразируя слова Билла Гейтса, управление знаниями — это выполнение принципа «четырех Н»: создание условий, при которых нужные люди смогут получать нужнуюинформацию и знания в нужное время для выполнения нужныхзадач.
В то же время как мы определим для себя управление знаниями, так и будем ими управлять. Поэтому для каждого практика ключевое определение управление знаниями может быть абсолютно разным, т.е. в каждой компании должно быть сформулировано то определение, которое будет отражать специфические процессы, понимаемые в ней под термином «управление знаниями».
Таким образом, содержание определения процессов управления знаниями самым непосредственным образом связано с подходом к этим процессам. Приведём некоторые примеры различных определений.
«Управление знаниями — это систематический захват, хранение и повторное использование профессионального опыта и знаний» (Ernst & Young).
«Управление знаниями — дисциплина, обеспечивающая интегрированный подход к сбору, организации, доступу и использованию информационных ресурсов компании» (Gardner Group).
«Управление знаниями — управленческие действия, направленные на использование информационных ресурсов компании» (Lotus Development).
«Суть управления знаниями заключается в том, чтобы иметь под рукой координаты людей, которые знают рецепт, и всячески лелеять культуру общения и технологию, которая развяжет им язык» (А. Уорд, Work Frontiers International).
Управление знаниями включает в себя следующие компоненты:
• стимулирование прироста знаний;
• отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников;
• сохранение, классификацию, трансформацию, обеспечение доступности знаний;
• распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации;
• использование знаний в деловых процессах, в том числе при принятии решений;
• воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении;
• оценку знаний, измерение и использование НМА организации;
• защиту знаний.
Управление знаниями – это комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования новых информационных технологий в управлении организациями.
Управление знаниями – не автономная, не самостоятельная активность, а неотъемлемая часть менеджмента любой организации.
Такое управление представляет модель, объединяющую действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, а также развитием инноваций и обучением.
Управление знаниями – достаточно молодая концепция. Одна из первых книг по менеджменту знаний опубликована в 1987 г., тогда же состоялась первая научная конференция, посвященная этому вопросу. В 1991 г. страховая компания Skandia учредила пост директора по управлению знаниями. В том же году такие авторитетные издания, как Fortune и Harvard Business Review, опубликовали первые статьи, посвященные менеджменту знаний.
В 1994 г. на Западе крупные консалтинговые фирмы предложили для своих клиентов услуги и семинары в сфере менеджмента знаний. Стало выходить множество периодических изданий, специально посвященных этому направлению. В ряде компаний появились соответствующие должности директоров. Первая кафедра по управлению знаниями основана в 1997 г. С того же года издается научный журнал «Менеджмент знаний». Эта тематика «прописывается» во всех научных изданиях по теории и практике менеджмента. В разных странах разворачивается активная деятельность обществ, ассоциаций, институтов по проблемам управления знаниями, издаются журналы, обобщается накопленный опыт. Проводятся исследования и в российских научных центрах. С каждым днем появляется все больше информации о разрабатываемых и реализуемых программах формирования и практического использования систем управления знаниями в корпоративном управлении. В Государственном университете управления создана первая российская кафедра управления знаниями под руководством профессора Б. З. Мильнера.
Системы управления знаниями в крупных организациях сегодня считаются одним из главных инструментов в борьбе с конкурентами. Согласно оценкам Gartner Group, в 2005 г. американские компании на построение таких систем потратили около 8 млрд долл. Наибольшую пользу управление знаниями способно принести в таких областях, как планирование, обслуживание клиентов, обучение персонала и сотрудничество в рамках проектов.
В России дальше других в создании систем управления знаниями продвинулись государственные структуры, которым приходится работать с большим объемом информации: ФАС России, ФСБ России, ФСО России, МВД России, Банк России, МНС России и Минтранс России. В аналогичном направлении движутся такие крупные российские корпорации, как «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». То, что они делают, можно назвать развитой системой документооборота с базами данных по прецедентам, исследованиям, тематическим подшивкам. Аккумуляцией идей и опыта сотрудников начинают заниматься и менее крупные организации.
Таким образом, сегодня управление знаниями хотя и молодая, но уже сформировавшаяся научная дисциплина и область управленческой практики. В современных условиях открылись новые возможности для эффективного управления знаниями в связи с развитием информационных технологий, созданием баз данных, появлением Интернета и Интранета. В то же время управление знаниями не тождественно применению новых информационных технологий в управлении.
Одна из основных опасностей при реализации того или иного проекта в рамках управления знаниями – излишне технократический подход. Главное – не расширять информационную базу, а делать ее всеобщей, культивировать свободный доступ к ней и командный подход к работе над общими знаниями. Часто компании терпят поражение в сфере управления знаниями, безуспешно пытаясь осуществить тот или иной проект, в силу того, что не разделяли понятия «информация» и «знания». Управление знаниями не тождественно информационному менеджменту, так как в дополнение к организации информационных потоков менеджмент знаний фильтрует, синтезирует, суммирует информацию, развивает персонал с целью более эффективно и использовать информацию и уже имеющиеся знания для создания добавленной стоимости.
Управление знаниями обеспечивает интегрированный подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, стимулирует инновационную активность и творчество людей. Процесс управления знаниями воздействует на кругооборот знаний в организации (рисунок 6): знания генерируются или поступают извне, затем сортируются, кодифицируются. В кодифицированной форме они могут храниться. В любой организации целесообразно также осуществлять охрану знаний. В дальнейшем происходит использование знаний, а потом осуществляется обратная связь, устанавливаются новые потребности в новых знаниях. После этого весь цикл повторяется, независимо от специфики организации.
Рисунок 6 – Кругооборот знаний в организации
Управление знаниями – это работа с каждым видом интеллектуального капитала и в то же время со всеми его видами, обеспечивающая необходимую комбинацию человеческого, организационного и потребительского капитала. Система управления знаниями в организации не даст эффекта, если корпоративная культура не поощряет сотрудников к обмену идеями и опытом. Процесс внедрения системы управления знаниями предполагает изменение организационной культуры организации. Корпоративные лидеры должны показать, что открыты для общения с сотрудниками, и ввести в организации систему вознаграждений за передачу знаний.
Точно так же, как управление – это одновременно и деятельность людей, и наука, изучающая эту деятельность, управление знаниями – это и непосредственно деятельность людей, и наука, изучающая эту деятельность. Управление знаниями – многогранная и многоаспектная деятельность, которая может рассматриваться с точки зрения экономики, психологии, социологии, а также бизнеса, образования и информационных технологий.
Управление знаниями как наука – интегральная дисциплина, включающая в себя элементы стратегического управления, управления персоналом, маркетинга, организационного развития, экономики, информатики, теории создания информационных систем, образования команд, инновационного менеджмента и пр. Управление знаниями рассматривает не только отдельные элементы этих сформировавшихся дисциплин, но и их взаимодействие.
Управление знаниями для каждой организации дает возможность:
• быстрее отвечать на требования клиентов с помощью более эффективных инновационных решений и препятствовать тому, чтобы клиенты искали эти решения у конкурентов;
• быстрее воплощать инновации в продукты с тем, чтобы поставить их клиентам;
• использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя совместную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу;
• ускорять обучение и передачу навыков среди персонала;
• экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найденных решений.
Управление знаниями с точки зрения факторов и результатов представлено на рисунке 7 .
Рисунок 7 - Факторы и результаты управления знаниями
Управление знаниями в предпринимательских структурах становится важным фактором формирования их управленческого потенциала. Важно стремиться к формированию такого подхода к управлению знаниями, который соотносит, уравновешивает и интегрирует организационные, человеческие и технологические компоненты знаний.
Управление знаниями – не новая парадигма, а вновь осмысленные известные технологии управления, применяемые по-новому в современных условиях. В любой период истории происходило накопление ценного опыта, профессиональных знаний, которые надо было систематизировать и каким-либо образом использовать. Современная форма управления знаниями поистине революционна в одном – в своем масштабном проникновении во все аспекты практического менеджмента.
Управление знаниями становится ведущим направлением стратегического менеджмента, который обращает внимание на ресурсы, ставшие сегодня главными и в то же время не всегда эффективно используемыми.