Грузовые крюки и крюковые подвески, их назначение, виды, передаточное отношение.
Крановые крюки различной грузоподъёмности – от 0,5 до 100 тонн и разных типоразмеров от 3А до 26Б. Это грузозахватное устройство используется во всех видах кранов, грузоподъемных блоков, талей.
В зависимости от модификации грузовые крюки могут иметь короткий (тип А) или длинный (тип Б) цилиндрический хвостовик. В целом ряде ситуаций они могут комплектоваться специальным предохранительным замком, который предохраняет съемный грузозахват от самопроизвольного выпадения. Выбор этого грузозахватного приспособления должен базироваться на таких критериях как грузоподъемность, тип привода и рабочий режим механизма. Существует два основных типа предохранительного замка: замок- противовес (тип 1) и замок-защелка (тип 2).
Рисунок 2.10.29. Крюк грузовой.
Крюки для портовых кранов имеют особую форму – без открытого зева, вследствие чего грузозахват не цепляется за край трюма корабля, люка, ограждения и другие предметы.
Таблица 2.10.1. Крюки грузовые в сборе ГОСТ 2105-75.
Наименование | Марка стали | Вес, кг | Грузоподъёмность, тн | Цена, руб./шт. с НДС |
Крюк грузовой 3А-1 | 0,2 | 0,5 | 2 500 | |
Крюк грузовой 3Б-1 | 0,4 | 0,5 | 2 500 | |
Крюк грузовой 4А-1 | 0,6 | 0,63 | 3 500 | |
Крюк грузовой 4Б-1 | 0,8 | 0,63 | 3 500 | |
Крюк грузовой 5А-1 | 1,0 | 0,8 | 2 600 | |
Крюк грузовой 7А-1 | 1,2 | 1,0 | 4 200 | |
Крюк грузовой 7Б-1 | 1,4 | 1,0 | 4 200 | |
Крюк грузовой 8А-1 | 1,6 | 1,25 | 3 300 | |
Крюк грузовой 9А-1 | 2,2 | 1,5 | 3 400 | |
Крюк грузовой 9Б-1 | 2,4 | 1,5 | 3 400 | |
Крюк грузовой 10А-1 | 3,2 | 2,0 | 3 500 | |
Крюк грузовой 10Б-1 | 3,6 | 2,0 | 3 800 | |
Крюк грузовой 11А-1 | 3,8 | 2,0 | 5 200 | |
Крюк грузовой 12А-1 | 5,9 | 3,0 | 5 200 | |
Крюк грузовой 12Б-1 | 8,1 | 3,0 | 5 200 | |
Крюк грузовой 13А-1 | 9,2 | 5,0 | 8 500 | |
Крюк грузовой 14А-1 | 12,5 | 5,0 | 9 100 | |
Крюк грузовой 14Б-1 | 16,2 | 5,0 | 9 100 | |
Крюк грузовой 16А-1 | 20,7 | 10,0 | 12 200 | |
Крюк грузовой 17А-1 | 36,0 | 10,0 | 15 500 | |
Крюк грузовой 17Б-1 | 43,0 | 10,0 | 16 000 | |
Крюк грузовой 18А-1 | 52,0 | 12,5 | 19 000 | |
Крюк грузовой 19А-1 | 64,0 | 15,0 | 22 500 | |
Крюк грузовой 19Б-1 | 74,0 | 15,0 | 23 000 | |
Крюк грузовой 20А-1 | 95,0 | 25,0 | 25 500 | |
Крюк грузовой 20Б-1 | 110,0 | 25,0 | 35 000 | |
Крюк грузовой 22А-1 | 175,0 | 40,0 | 55 000 | |
Крюк грузовой 22Б-1 | 206,0 | 40,0 | 55 000 | |
Крюк грузовой 24Б-1 | 600,0 | 50,0 | 125 000 | |
Крюк грузовой 25Б-1 | 680,0 | 60,0 | 250 000 | |
Крюк грузовой 26Б-1 | 720,0 | 80,0 | 380 000 |
В качестве грузозахватных органов в кранах общего назначения применяют однорогие кованые (или штампованные) крюки, двурогие кованые или пластинчатые крюки, которые соответствуют ГОСТ 6627 - 74 «Крюки однорогие. Заготовки. Типы. Конструкция и размеры», ГОСТ 6628 - 73 «Крюки двурогие. Заготовки. Типы. Конструкция и размеры» и ГОСТ 6619 - 75 «Крюки пластинчатые однорогие и двурогие». Однорогие крюки имеют два исполнения: 1 - без прилива; 2 - с приливом под установку предохранительного замка и изготавливаются короткими (тип А) и удлиненными (тип Б). Таких же типов двурогие кованые крюки. Расчет крюков производится по методике, изложенной в работе.
Подвески по конструкции могут быть нормальными и укороченными. У нормальной подвески все блоки устанавливаются на одной оси, а крюк монтируется на траверсе. Укороченная подвеска предусматривает установку блоков на консолях траверсы крюка, выполняющей в этих подвесках одновременно и функции оси блоков. При прочих равных условиях длина укороченной подвески меньше длины нормальной подвески, а ее применение увеличивает высоту подъема груза.
Подвеска содержит траверсу с упорным подшипником, на который кованый одно- или двурогий крюк опирается непосредственно, а пластинчатый крюк - через вилку. С подшипником взаимодействует гайка навернутая на хвостовик крюка или вилки. Пластинчатый крюк с вилкой шарнирно соединен осью. В укороченной подвеске на концах траверсы на подшипниках консольно установлены блоки. В нормальной подвеске блоки смонтированы на оси, которая соединена с траверсой щеками. Конструкция кожуха должна исключать возможность выхода каната из ручья блока при случайном ослаблении каната и его защемление между наружной поверхностью блока и внутренней поверхностью кожуха.
Для обеспечения натяжения канатов без груза масса крюковой подвески в зависимости от кратности полиспаста должна быть не менее 2 - 5% ее грузоподъемности.
Специальная подвеска с изменяющейся кратностью полиспаста, которая позволяет регулировать скорость подъема груза в зависимости от его массы, показана на рис. 2.10.30. Она дает возможность иметь две грузоподъемности: 10 т при соединении верхней и нижней частей и 5 т - при их разъединении. Нижняя часть представляет собой несколько измененную нормальную подвеску с двумя блоками.
Рис. 2.10.30. Крюковая подвеска на две грузоподъемности.
Блоки (рис. 2.10.30, а) установлены на консолях оси в средней части которой имеется вертикально расположенный выступ.
Внутри выступа имеется сквозное отверстие с прямоугольным пазом.
Верхняя часть траверсы состоит из сварной балки, двух блоков, установленных на полуосях, и штыревого замка, предназначенного для автоматического соединения верхней части подвески с нижней (рис. 2.10.30, б) или с балкой рамы тележки, в которой также имеется отверстие с прямоугольным пазом.
Подготовка кранов к осмотру.
Система планово-предупредительных ремонтов представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий по уходу и надзору за краном, выполняемых через определенный промежуток времени. Сюда включают все виды ремонтных работ, направленных на поддержание крана в хорошем состоянии, повышение его работоспособности и долговечности. Система планово-предупредительных ремонтов предусматривает четкое разграничение объемов работ по категориям ремонта, планирование ремонтных работ строгую периодичность ремонтов, заготовку сменных запасных деталей и необходимых материалов, сочетание ремонтов с техническим обслуживанием. Для проведения технического обслуживания и ремонта кран на время останавливают, предварительно уведомив об этом строительную организацию, эксплуатирующую кран. Система планово-предупредительных ремонтов предполагает два вида технического обслуживания крана (ежесменное и периодическое) и два вида ремонта крана (текущий и капитальный).
Ежесменное техническое обслуживание проводит сам машинист регулярно перед началом смены, в перерыве и в конце смены. Периодическое техническое обслуживание башенного крана выполняет машинист совместно с присылаемой из управления механизации бригадой рабочих-ремонтников, в которую включают и слесаря-электрика.
Ремонты проводят для устранения неисправностей в башенном кране.
При текущем ремонте устраняют отдельные замеченные в процессе работы дефекты в агрегатах и узлах крана путем замены или ремонта узлов и деталей со снятием или без снятия их с крана. Текущий ремонт выполняет ремонтная бригада при участии машиниста из строительной площадке или в мастерской управления механизации. Если текущий ремонт нужно провести в помещении мастерской, его приурочивают ко времени перебазировки башенного крана с объекта на объект. Текущий ремонт — ведущий вид ремонта в период наиболее активной эксплуатации крана.
При капитальном ремонте, который проводят на ремонтном заводе, полностью разбирают кран, ремонтируют все его механизмы, узлы и агрегаты, заменяют изношенные части, тем самым восстанавливая полную работоспособность башенного крана. Капитальные ремонты проводят после отработки башенным краном числа часов, установленного нормами.
При подготовке крана к ремонту составляют подробную дефектную ведомость, где перечисляют узлы и детали, подлежащие замене. После завершения капитального ремонта кран должен пройти техническое освидетельствование в соответствии с утвержденными правилами. Кроме планово-предупредительных ремонтов, бывают внеплановые ремонты по заявкам, когда требуется заменить неожиданно вышедший из строя механизм, узел или деталь оборудования.