Устройство и работа компрессора и его основных частей.
Тип компрессора – поршневой, вертикальный, двухрядный.
Компрессор производит сжатие воздуха в 2-х ступенях:
I – находится в станине компрессора,
II – в цилиндре высокого давления.
Компрессор состоит из следующих основных частей:
- станина,
- цилиндр высокого давления,
- поршень,
- шатун,
- коленчатый вал,
- всасывающие и нагнетательные клапаны,
- холодильники воздуха,
- водомаслоотделитель,
- водяной насос.
Рисунок 2.2.8. Общий вид компрессора в продольном и поперечном разделах.
Основанием компрессора служил литая чугунная станина, на которой смонтированы все узлы и детали компрессора.
Двухопорный с двумя коленами коленчатый вал смонтирован в станине на подшипниках скольжения. На конец коленчатого вала насажен на шпонке шкив-маховик.
В верхнюю часть станины запрессованы чугунные втулки с уплотнительными резиновыми кольцами. Сверху втулки закрыты цилиндрами высокого давления.
Шатунно-поршневая группа состоит из поршня и шатуна.
Охлаждение воздуха после каждой степени сжатия компрессора осуществляется в холодильниках I и II ступеней.
Смазка подшипников, верхних головок шатунов, а также цилиндров I ступени производится разбрызгиванием. Смазка шатунных подшипников производится маслом, захваченным черпаком при прохождении нижней мертвой точки из картера. Цилиндры II ступени смазываются маслом, содержащемся в воздухе, поступившем из I ступени. Масло компрессорное К 19 ГОСТ 1861-73 или МС 20 ГОСТ 21743-76. При кратковременной работе допускается применять масло КС-19 ГОСТ 9243-75.
Очистка сжатого воздуха от воды и масла происходит в водомаслоотделителе, установленного после холодильника I ступени.
Компрессор снабжен двумя предохранительными клапанами. Один установлен на водомаслоотделителе, другой – на трубопроводе от компрессора в баллоны.
При движении поршня вниз в цилиндре I ступени создается разряжение. Под действием давления атмосферного воздуха всасывающий клапан I ступени открывается и воздух начинает поступать в цилиндр. Наполнение цилиндра продолжается до перемещения поршня в нижнюю мертвую точку. При ходе поршня вверх, всасывающий клапан закрывается и в цилиндре происходит сжатие воздуха, сопровождающееся повышением температуры. Когда давление в цилиндре несколько превысит давление за нагнетательным клапаном, он автоматически открывается. При дальнейшем движении поршня вверх воздух выталкивается через нагнетательный клапан и направляется в холодильник I ступени, затем в водомаслоотделитель и через всасывающий клапан в цилиндр II ступени. Из цилиндра II ступени сжатый воздух через холодильник нагнетается в баллоны.
Давление воздуха по ступеням сжатия контролируется манометром.
Устройство и работа составных частей изделия.
Станина чугунная, литая, коробчатого типа с лапами, в которых имеются четыре отверстия под болты крепления компрессора в фундаментной раме. В торцевых стенках станины имеются расточки под коренные подшипники коленчатого вала, в боковых стенках – окна для доступа к механизму движения. Нижняя часть станины (картер) служит емкостью для масла. В верхней части боковой стенки имеется окно, через которое вода из корпуса холодильника низкого давления поступает в станину. Внутри станины имеются сборники разбрызгиваемого масла, из которого масло поступает на смазку коренных подшипников.
Цилиндр высокого давления.
К станине сверху, крепятся чугунные цилиндры высокого давления, центральные обработанные части которых являются цилиндрами II ступени (высокого давления). В цилиндре высокого давления установлены всасывающий и нагнетательный клапаны I ступени, связанные каналами с камерой сжатия I ступени.
2.2.9. Станина.
Чугунный двухступенчатый поршень (рис. 2.2.10) посредством поршневого пальца соединяется с верхней головкой шатуна. На поршне I ступени установлены три уплотнительных поршневых кольца и два маслосъемных. Поршень II ступени состоит из комплекта наборных колец, канавки которых вставлены уплотнительные кольца. Крепление наборных колец производится через крышку винтом, который шплинтуется. Поршень имеет кольцевую канавку и отверстия, по которым масло, снимаемое верхним маслосъемным кольцом со стенки цилиндра, поступает на смазку верхней головки шатуна.
Рисунок 2.2.10. Поршень.
Шатун компрессора состоит из стержня двутаврового сечения и отъемной нижней головки шатуна, соединенных между собой двумя шатунными болтами с корончатыми гайками.
Нижняя головка шатуна состоит из нижней и верхней крышек, залитых баббитом, набора прокладок, проставки и черпачка. Черпачок устанавливается отверстием в сторону вращения коленчатого вала.
Проставка необходима для регулировки зазора (объема вредного пространства) между поршнем и крышкой цилиндра I ступени.
Набор прокладок дает возможность регулировать зазор в шатунном подшипнике. Втулка верхней головки шатуна бронзовая. Система незамкнутая с последовательным током воды через отдельные элементы.
В состав системы охлаждения входят:
- водяной насос (рис. 2.2.11), навешенный на компрессор, или автономный водяной насос;
- холодильники I и II ступени;
- полости для воды в цилиндрах компрессора; трубопроводы охлаждающей воды.
Рисунок 2.2.11. насос водяной.
Насос засасывает холодную воду и нагнетает ее в корпус холодильников I и II ступеней, откуда через окно она поступает в водяную рубашку цилиндров I ступени м далее по трубкам поднимается в водяные рубашки цилиндров II ступени, затем по трубопроводам направляется на слив.
Подготовка к работе.
Произведите наружный осмотр электрокомпрессора, тщательно осмотрите и убедитесь в отсутствии демонтажа.
Проверьте уровень масла в картере и при необходимости долейте тщательно профильтрованное масло до верхнего уровня.
При первоначальном пуске электрокомпрессора заполните насос или пустите в компрессор охлаждающую воду в случае охлаждения от автономного насоса.
Откройте продувочный вентиль водомалоотделителя.
Проверните вручную коленчатый вал компрессора на два-три оборота и убедитесь в свободном вращении.
Проверните показания манометров. Стрелки манометров должны стоять на нуле.
Порядок работы.
Пустите в ход электродвигатель, привода компрессора.
Проверьте показания электроприборов.
Откройте запорный вентиль на нагнетательном воздухопроводе, соединяющем компрессор с баллонами.
Наблюдайте за показанием манометра. Закройте вентиль на водомаслоотделителе.
Ведите непрерывный слуховой контроль за работой электрокомпрессора для своевременного обнаружения посторонних стуков.
Поддерживайте уровень масла в картере в пределах контрольных линий.
Следите за температурой воды, выходящей из компрессора, которая должна быть не выше 50º С. При повышении температуры воды выше 50º С увеличение подачи холодной воды произведите постепенно во избежание появления трещин в цилиндрах и заедания поршней.
Периодически, через 15-20 мин., продувайте водомаслоотделитель, в течение примерно одной минуты.
Периодически проверяйте температуру подшипников. Нагревание коренных определяется ощупыванием корпуса подшипника, а шатунных – ощупыванием боковых крышек станины.
Периодически, через каждые 150 часов работы электрокопрессора и при делительных перерывах между пусками (5-8 дней) производите после пуска проверку работоспособности предохранительных клапанов двух-трехкратным подрывом на второй ступени.
Следите за плотностью соединений в компрессоре, во вспомогательной аппаратуре и в системах трубопроводов.
Примечание: Категорически воспрещается производить подтяжку соединений, находящихся под давлением.
Перед остановом электрокомпрессора продуйте и осушите воздушные полости цилиндров и холодильников. Для этого необходимо открыть продувочные вентили, закрыть вентиль на нагнетательном трубопроводе и поработать не менее 2-х минут.
Выключите электродвигатель.
Перекройте подвод охлаждающей воды при охлаждении компрессора от автономного насоса.
Проверьте по манометрам падение давления в ступенях компрессора до нуля.
При длительной стоянке пустите воду из насоса и зарубашечного пространства.
Для экстренного останова электрокомпрессора необходимо остановить электродвигатель, открыть продувочный вентиль и закрыть вентиль на нагнетательном трубопроводе. Немедленная остановка электрокомпрессора производится:
- при появлении резких стуков, ударов, посторонних шумов, при повышении или понижении давления в ступенях; если нагрев каких-либо частей электрокомпрессора непрерывно увеличивается и температура их превысила допустимую;
- при обнаружении неисправности, могущей привести к аварии;
- при прекращении или уменьшении подачи охлаждающей воды;
- при нарушении уплотнения и появлении значительной утечки воздуха или воды в соединениях;
- при подрыве предохранительного клапана;
- при повреждении предохранительной мембраны холодильника;
- при неисправности какого-либо манометра;
- при отсутствии освещения или пожаре.