Смазочные материалы. Карта смазки. Графики смазки, смазочный инвентарь.
Смазочные материалы - твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.
Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и т. д.), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.).
В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др.), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот,инертные газы).
В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.
По материалу основы смазки делятся на:
- минеральные - в их основе лежат углеводороды, продукты переработки нефти;
- синтетические - получаются путем синтеза из органического и неорганического (например, силиконовые смазки) сырья;
- органические - имеют растительное происхождение (например: касторовое масло, пальмовое масло).
Смазки могут иметь комбинированную основу.
Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.
По агрегатному состоянию делятся на:
- твёрдые,
- полутвёрдые,
- полужидкие,
- жидкие,
- газообразные.
По назначению:
- моторные масла, применяемые в двигателях внутреннего сгорания.
- трансмиссионные и редукторные масла, применяемые в различных зубчатых передачах и коробках передач.
- гидравлические масла, применяемые в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах.
- пищевые масла и жидкости, применяемые в оборудовании для производства пищи и упаковки, где возможен риск загрязнения продуктов смазывающим веществом.
- индустриальные масла (текстильные, для прокатных станов, закалочные, электроизоляционные, теплоносители и многие другие), применяемые в самых разнообразных машинах и механизмах с целью смазывания, консервации, уплотнения, охлаждения, выноса отходов обработки и др.
- электропроводящие смазки (пасты), применяемые для защиты электрических контактов от коррозии и снижения переходного сопротивления контактов. Электропроводящие смазки изготавливаются консистентными.
- консистентные (пластичные) смазки, применяемые в тех узлах, в которых конструктивно невозможно применение жидких смазочных материалов.
Карты смазки. В каждой инструкции по эксплуатации башенного крана имеется карта смазки крана, включающая схему крана.
На схеме указываются смазываемые точки и их номера; в карте приводятся номера смазываемых точек, наименование механизма или детали, подлежащих смазке, способ смазки, режим и количество смазки в смену на каждую смазываемую деталь, наименование смазки и расход ее в течение года. При эксплуатации башенного крана следует строго придерживаться указаний, содержащихся в карте смазки. Несвоевременная смазка приводит к быстрому износу машины и повышенному расходу энергии. Обильная смазка так же вредна, как и недостаточная.
Новый кран следует смазывать обильнее, чем кран, бывший в работе. Так, например, масленки, заправляемые обычно один раз в сутки, в первые 10 - 15 дней следует заправлять два раза в смену.
Спустя 10 - 15 дней следует перейти на обычный режим смазки, указанный в карте смазки.
Способы смазки. При смазке механизма необходимо принимать меры, предотвращающие попадание в смазочные материалы посторонних загрязняющих примесей. Пыль, песок и другие вредные примеси, попадая между трущимися деталями, вызывают быстрый износ деталей, что ухудшает их эксплуатацию и приводит к преждевременному ремонту.
Смазку наносят на трущиеся поверхности различными способами. Жидкую смазку подают посредством масленок и колец, непрерывно по фитилям или каплями из бачка через определенные промежутки времени (фитильная и капельная смазка), под давлением от насоса особого устройства или заливают в корпус редуктора.
Густую смазку подают под давлением с помощью шприца, намазывают на открытые передачи или вручную набивают в корпусы подшипников лопаточками.
При смазке следует руководствоваться следующими основными правилами:
1. Перед нанесением новой смазки очищать смазываемую деталь от грязи и старой смазки и промывать керосином, после чего насухо вытирать.
2. При подаче густой смазки под давлением проверять, дошла ли смазка до трущихся поверхностей; при этом сначала под давлением должно выходить старое масло темного цвета, а потом новое — светлого цвета. Если этого не наблюдается, необходимо прочистить весь маслопровод от грязи и старой смазки.
3. Проверять качество смазочного материала на отсутствие воды и других примесей. Консистентные мази, кроме того, не должны содержать комков и посторонних примесей, что проверяется растиранием смазки на пальцах. Жидкие масла перед употреблением желательно профильтровать.
4. Хранить смазочные материалы в закрытой чистой посуде отдельно по видам и сортам.
5. Не производить смазку на ходу машины.
6. Экономно использовать смазочные материалы и не расходовать их сверх установленной нормы.
Для стальных канатов применяют мази или их заменители, приведенные в таблице 1.3.1.
Таблица 1.3.1
Стальные канаты имеют пеньковую сердцевину, пропитанную смазкой, которая и является постоянным источником смазки прядей каната. Кроме того, необходима дополнительная регулярная смазка канатов.
При приготовлении мазей составы, подлежащие смешиванию, подогревают до 60°.
Канаты смазывают перед первоначальной установкой их на кран, а также всякий раз при новом монтаже крана. Лучший способ смазки каната - погружение его перед установкой на сутки в бак с минеральным маслом.
Для покрытия 1 погонного метра каната диаметром от 8 до 21 мм требуется 30 - 40 г мази (указанных выше составов). При покрытии смазкой новых, не бывших в употреблении канатов норма расхода марки увеличивается на 50%. Смазку канатов можно производить вручную с помощью пропитанных мазью концов или тряпок или механически, пропуская канаты через ванну, наполненную мазью. При набивке подшипников смазку закладывают на 2/3 емкости корпуса.
При заливке масел в картеры зубчатых передач высота заливки должна быть не больше чем на 2-3 нижних зуба. В червячных передачах высота заливки масла в ванну должна быть такова.
Смазочный инвентарь:
- железный шкаф для инструмента и смазочных материалов (размерами 0.8 × 0.4 × 1.6 м с тремя отделениями);
- железный ящик для обтирочного материала (размерами 0.5 × 0.25 × 0.25 м);
- бачки для масла, по одному на каждый сорт масла (ёмкость - трёхдневная потребность);
- бидоны для доставки свежих масел;
- бидоны для сбора и хранения отработанных смазочных масел;
- вёдра ёмкостью 5 кг для консистентных смазок по одному на каждый сорт смазки;
- маслёнки ёмкостью 0.5 и 3 кг по одной на каждый сорт масла;
- шприцы масляные и мазевые;
- воронки с сетками;
- насосы для зачистки картеров;
- отвёртки;
- ключи.
Противопожарные средства:
- ящики с песком, лопаты, кошма;
- пенные огнетушители.
Преимущества пластичных смазок перед смазочными маслами:
1. Пластичные смазки приобретают текучесть только под действием силы
2. Пластичные смазки обладают меньшими коэффициентами трения
3. Пластичные смазки лучше сцеплены с поверхностью
4. Пластичные смазки обладают повышенной водостойкостью
5. (Эффективная) вязкость пластичных смазок менее зависима от температуры
6. Пластичные смазки работают в расширенном температурном интервале
7. Пластичные смазки представляют собой герметичную защиту от грязи и других видов загрязнения
Недостатки:По сравнению со смазочными маслами пластичные смазки имеют только два недостатка: не следует отдавать им предпочтение, если существуют проблемы с теплопередачей; кроме того, предельная скорость для пластичных смазок ниже, так как они обладают повышенной эффективной вязкостью. Третий недостаток, который является скорее теоретическим, связан с тем, что из-за более выраженного ионного характера и большей поверхности они более подвержены окислению по сравнению с маслами.