Смазочные работы. Оборудование для смазки, масла, используемые на автотранспорте. Классификация, область применения

В настоящее время невозможно представить себе современную технику и различные ме­ханизмы без применения смазочных материалов. Смазочные материалы используются для уменьшения трения в движущихся механизмах, а также при механической обработке де­талей на станках.

В зависимости от назначения и условий работы смазочные материалы могут быть:
–твёрдыми;–полутвёрдыми;–полужидкими;–жидкими;–газообразными.
Также по материалу основы смазки подразделяются на минеральные и синтетические.
В качестве рабочей жидкости в гидравлических системах применяются гидравлические минеральные масла с различной степенью вязкости.

Для подачи минеральных масел к трущимся поверхностям или механизмам в машино­строении используются различные виды смазочного оборудования, такого как: станции смазки, питатели, насосы ручные, шприцы густой смазки и пр.

В инструкциях по эксплуатации содержатся указания по смазке узлов машины, нанесен­ных на карту смазки.

Карта смазки содержит схематический чертеж машины или узла, на котором указаны все места, подлежащие смазке, и таблицу с перечнем сортов используемых масел и смазок и их заменителей, указания на периодичность смазки, способ смазки и применяемый инвен­тарь.

Перед заправкой смазочные приборы должны быть очищены от пыли и грязи, с тем чтобы предотвратить попадание абразивных частиц на трущиеся поверхности.

Заправку смазочными маслами осуществляют вручную при помощи масленок, подающих масло к трущимся поверхностям через отверстия в деталях и проточные или наливные масленки. При централизованной смазке масла заливают или закладывают в резервуары смазочных устройств.

Заправку консистентными смазками производят при помощи шприц-масленок и рычаж­ных солидолонагнетателей.

Для заправки строительных машин на месте их эксплуатации в полевых условиях приме­няют самоходные или прицепные маслозаправщи-ки, маслотопливозаправщики.

Для нагнетания масла в пресс-масленку предусмотрены шестеренные насосы 8 и 9, обеспе­чивающие принудительную подачу масла под давлением в 5—6 кГ/смг.

Для заправки густыми смазками предусмотрен пневматический нагнетатель. В числе обо­рудования маслозаправщика имеется компрессор производительностью 0,5 м3/мин, давле­нием до 7 кГ/см2, генератор постоянного тока для питания нагревательных элементов, обеспечивающих подогрев масла в зимнее время, а также литромеры и шланги.

Расход смазочных материалов определяют по данным карты смазки и иструкции по экс­плуатации машин с учетом времени ее эксплуатации в часах в соответствии с сущест­вующими нормами.

Классификация

Различают нефтяные (минеральные) и синтетические смазочные масла, используемые в качестве смазочных материалов. Нефтяные масла представляют собой жидкие смеси вы­сококипящих углеводородов (tкип. 300-600 °С). Получают дистилляцией нефти или уда­лением нежелательных компонентов из гудронов. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, смазочно-охлаждающие и гидравлические жидко­сти и пр.

По происхождению или исходному сырью различают такие смазочные материалы:
– минеральные, или нефтяные, являются основной группой выпускаемых смазочных ма­сел (более 90 %). Их получают при соответствующей переработке нефти. По способу по­лучения такие материалы классифицируются на дистиллятные, остаточные, компаундиро­ванные или смешанные;

– растительные и животные, имеющие органическое происхождение. Растительные масла получают путем переработки семян определенных растений. Наиболее широко в технике применяются касторовое масло.

– животные масла вырабатывают из животных жиров (баранье и говяжье сало, техниче­ский рыбий жир, костное и спермацетовые масла и др.)

– органические, масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазываю­щими свойствами и более низкой термической устойчивостью. В связи с этим их чаще ис­пользуют в смеси с нефтяными;

– синтетические, получаемые из различного исходного сырья многими методами (ката­литическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненеф­тяного сырья; синтез кремнийорганических соединений – полисиликонов; получение фто­роуглеродных масел). Синтетические масла обладают всеми необходимыми свойствами, однако, из-за высокой стоимости их производства применяются только в самых ответст­венных узлах трения.

По внешнему состоянию смазочные материалы делятся на:
– жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обла­дающими текучестью (нефтяные и растительные масла);

– пластичные, или консистентные, смазки, которые в обычных условиях находятся в ма­зеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др.). Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и др.;
– твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления и т. п. (графит, слюда, тальк и др.). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.

По назначению смазочные материалы делятся на масла:
– моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания (бензиновых, ди­зельных, авиационных);

– трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях тракторов, автомобилей, комбайнов, самоходных и других машин;

– индустриальные, предназначенные главным образом для станков;

– гидравлические для гидравлических систем различных машин;

Также выделяют компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные, вакуумные и др. масла.

Наши рекомендации