Ключевые направления модернизации государственного сектора исследований и разработок
1. Функциональная перестройка. Необходимо обеспечить существенные функциональные сдвиги в федеральном секторе науки для эффективного выполнения современных функций государства по обеспечению инновационного развития экономики.
Данное направление предполагает:
(1) развитие сети университетов и академических институтов, ведущих фундаментальные исследования, как среды для расширенного воспроизводства знаний, а также для сохранения и активного использования созданного предыдущими поколениями задела и традиций в области фундаментальной науки как основы для развития образования и науки мирового уровня;
(2) повышение уровня вузовской науки на основе интеграции образовательных и исследовательских организаций и создания научно-образовательных центров;
(3) создание сети федеральных центров науки и высоких технологий («национальных лабораторий») по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
(4) интенсивное развитие элементов инновационной инфраструктуры.
2. Рационализация состава государственного сектора науки по уровням бюджетной системы. В соответствии с распределением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами будет осуществлена передача части государственных научных организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации. При этом на федеральном уровне должна обеспечиваться территориальная сбалансированность элементов национальной инновационной системы и уменьшение диспропорций в развитии российских регионов.
3. Оптимизация организационно-правовых форм государственных научных организаций. Данное направление предполагает полный отказ от использования права хозяйственного ведения для исполнения функций государства в сфере науки, а также существенное сокращение числа бюджетных учреждений, в т.ч. посредством внедрения новых организационно-правовых форм автономного учреждения и государственной автономной некоммерческой организации.
Следует осуществить корректировку ряда законодательных норм, в частности:
(1) по государственным научным центрам, с целью уточнения их правового статуса;
(2) по Российской академии наук и академиям наук, имеющим государственный статус, в целях уточнения их нормативно-правовой базы;
(3) по механизмам разгосударствления организаций, которые должны в полной мере соответствовать задачам комплексного и эффективного реформирования государственного сектора, в т.ч. в сфере науки.
4. Оптимизация степени участия государства в капитале государственных научных организаций. В целях привлечения инвестиций, снижения нерациональной нагрузки на систему управления, расширения партнерства государства и бизнеса в реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития целесообразно постепенно трансформировать государственные организации в организации смешанной собственности. Сохраняя в федеральной собственности контрольный (например, в случае государственных научных центров) либо блокирующий пакет акций, государство будет располагать необходимыми возможностями для эффективного контроля по стратегическим аспектам деятельности научных организаций.
5. Оптимизация и реструктуризация имущественных комплексов государственных научных организаций. В рамках данного направления решаются три основные задачи: (1) повышение результативности деятельности организаций государственного сектора науки, (2) создание условий для привлечения инвестиций и сохранения научного профиля приватизируемых научных организаций, (3) обеспечение имущественных основ для формирования недостающих элементов инновационной инфраструктуры.
Необходимо зарегистрировать и внести уставные капиталы государственных научных организаций права на результаты интеллектуальной деятельности, передать в собственность используемые объекты недвижимости, выделить непрофильные активы и обеспечить эффективное их использование.
За счет реструктуризации имущественных государственных научных организаций будет обеспечено ускоренное создание и развитие таких элементов инновационной инфраструктуры, как центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, технопарки и бизнес-инкубаторы, при этом будут формироваться устойчивые сетевые связи. Следует нормативно установить, что имущество, не включенное в состав приватизируемых активов унитарных предприятий и учреждений, действующих в сфере науки, после изъятия его собственником направляется на создание научно-образовательных и учебно-научно-производственных центров, а также объектов инновационной инфраструктуры.
Поскольку каждый из компонентов государственного сектора науки (академический, прикладной и вузовский) обладает существенной спецификой, сформулированные общие направления далее конкретизируются применительно к этим компонентам.
Академическая наука
Главной функцией академического сектора науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса России как мировой научной державы. Для обеспечения эффективного осуществления данной функции необходимо реализовать в отношении академического сектора науки ряд мероприятий по выделенным ниже базовым направлениям.
Ø Модернизация организационной структуры и системы управления академического сектора науки
- Совершенствование системы управления академическим сектором науки на основе сочетания государственного управления и самоорганизации научного сообщества. Введение в действие нового порядка утверждения в должности президента академий наук, имеющих государственный статус, и уставов соответствующих академий (после внесения соответствующих изменений в законодательство). Обеспечение демократичности системы управления за счет повышения уровня открытости и привлечения молодых кадров в органы управления академического сектора науки.
- Совершенствование механизмов формирования и выбора приоритетов и основных направлений исследований академического сектора науки. Формирование сети координационных советов по приоритетным направлениям фундаментальных исследований.
- Разработка общих требований к структуре научной организации академического сектора науки и подготовка предложений по новому типовому уставу научной организации академического сектора науки с закреплением в уставах конкретных организаций их функций и основных направлений деятельности.
- Оптимизация организационно-правовых форм организаций академического сектора науки, приведение их в соответствие с возложенными на организации функциями. Механизмы преобразования научных организаций будут рассмотрены ниже.
- Оптимизация сети научных организаций академического сектора науки. Перепрофилирование организаций, не обеспечивающих выполнение полномочий государства в сфере науки, в интересах осуществления инновационной деятельности. Передача научных организаций, осуществляющих деятельность регионального или местного характера, соответствующим субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления. Передача научных организаций, осуществляющих узковедомственную (отраслевую) деятельность в ведение соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Консолидация однопрофильных научных организаций в рамках отдельных направлений деятельности.
- Формирование в составе академического сектора специализированной холдинговой компании в форме открытого акционерного общества со 100%-ным участием государства. Внесение в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал данной компании принадлежащих государству пакетов акций организаций академического сектора, действующих в форме ОАО, научно-техническая продукция которых имеет высокий потенциал коммерциализации. Основная задача холдинговой компании должна заключаться в обеспечении реальной коммерческой отдачи от деятельности академических организаций.
- Включение в перспективе в состав РАН ряда научных организаций отраслевых академий наук, других научных организаций, ведущих фундаментальные исследования мирового уровня, с соответствующим имуществом и финансированием.
Ø Повышение бюджетной обеспеченности академического сектора науки
Ключевым условием ускоренного развития академического сектора науки является увеличение его бюджетной обеспеченности в расчете на одного научного работника. Текущий низкий уровень бюджетной обеспеченности является основной причиной низкого уровня заработной платы, служит барьером на пути создания эффективных мотиваций для работников, препятствует нормальному возобновлению материально-технической базы и, тем самым, принципиально сдерживает поступательное развитие академической науки. Для достижения качественного сдвига в бюджетной обеспеченности академического сектора необходимо реализовать меры по двум базовым направлениям:
- увеличение расходов федерального бюджета на фундаментальную науку как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами. Планируется в 2008 году увеличить удельный вес финансирования фундаментальных исследований в расходах федерального бюджета на гражданскую науку до 58%.
- оптимизация численности персонала, занятого в академическом секторе, на основе рационализации состава и структуры организаций академической науки и переаттестации их сотрудников. При этом должна быть учтена и в максимальной степени использована возможность создания научными организациями дополнительных ставок, финансируемых за счет внебюджетных средств. «Бюджетные» рабочие места должны предназначаться персоналу, непосредственно занятому фундаментальными исследованиями, «внебюджетные» - работникам, осуществляющим инновационную деятельность и ведущим прикладные разработки. Предполагаемое сокращение к 2008 году количества бюджетных рабочих мест в академическом секторе - не более 25%.
Ø Модернизация механизмов финансирования академического сектора науки
Представляется необходимым провести оптимизацию соотношения базового и программно-целевого финансирования научных организаций академического сектора науки, расширить практику проектного финансирования с использованием механизмов целевых программ. Соответствующие меры должны реализовываться в рамках следующих базовых направлений:
- внедрение системы финансового стимулирования результативности деятельности академических институтов. Необходимо сформировать рейтинг результативности однопрофильных академических институтов. При этом следует использовать такие объективные показатели, как число публикаций на одного научного работника, удельный вес молодых специалистов и аспирантов, доля внебюджетных и целевых средств в общем бюджете института и др. В отношении институтов, имеющих стабильно низкий рейтинг результативности в сравнении с однопрофильными, должны приниматься меры организационно-управленческого характера, вплоть до их ликвидации в качестве отдельной научной организации. Институтам, демонстрирующим стабильно высокую результативность профильной деятельности, должны выделяться дополнительные финансовые ресурсы. Целесообразно использовать для этих целей ежегодно не менее 15-20% совокупного объема финансирования академических институтов;[28]
- разработка и начало реализации целевой программы РАН «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня», основанной на принципах проектной организации фундаментальных исследований, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности. В перспективе распространение этой программы на фундаментальные исследования, выполняющиеся в отраслевых академиях наук, с передачей соответствующих объемов финансирования в РАН.
Университетская (вузовская) наука
К числу основных направлений модернизации вузовского сектора науки относятся:
Ø Формирование сбалансированной структуры и механизмов финансирования, включая:
а) формирование системы средне- и долгосрочного финансирования научных исследований за счет средств федерального бюджета в составе:
базовой части – выделяется на период 3-5 лет для обеспечения содержания основного персонала, а также приобретения оборудования, развития инфраструктуры и оплаты коммунальных расходов вузов для выполнения ими основных функций;
проектной части – выделяется в качестве основы для селективной поддержки конкурентоспособных коллективов и отдельных ученых;
б) совершенствование процедур конкурсного отбора научно-исследовательских программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
в) существенное увеличение финансирования фундаментальных исследований в рамках тематических планов вузов;
г) опережающий рост финансирования исследований, проводимых в ведущих университетах;
д) финансирование проектов молодых преподавателей, ученых и аспирантов;
е) синхронизацию мероприятий по развитию и модернизации образования, развитию вузовской науки, интеграции науки и образования в рамках федеральных целевых программ.
Ø Развитие кооперационных связей вузовского сектора науки с организациями академического сектора науки и сектора прикладной науки, а также реального сектора экономики, включая:
а) заключение договоров на реализацию совместных образовательных программ, научных и инновационных проектов, организацию совместных научных изданий, а также участие в конкурсах на получение российских и международных грантов;
б) создание центров передовых исследований, совместных испытательных центров, полигонов, научных и технологических парков;
в) организацию региональных межведомственных координационных центров и специализированных советов по присуждению ученых степеней; проведение совместных конкурсов научных проектов для молодых ученых и преподавателей, учреждение совместных стипендий;
г) активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок, а также передачу технологий в реальный сектор экономики.
Ø Модернизация системы подготовки кадров высшей квалификации и федеральной системы повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава, включая:
а) уточнение требований по аккредитации (аттестации) высших учебных заведений для привлечения и закрепления талантливой молодых кадров в науке и образовании;
б) повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры.
Ø Проведение структурных преобразований, направленных на повышение эффективности использования кадрового потенциала и имущества, включая:
а) реорганизацию научных организаций, ранее созданных при вузах в качестве юридических лиц, путем их присоединения к соответствующим вузам;
б) реорганизацию научных организаций путем их слияния (укрупнения) и создание укрупненных научно-образовательных структур по направлениям деятельности, включая создание учебно-научно-производственных комплексов;
в) ликвидацию неэффективных научных организаций, утративших связи с высшей школой, и передачу федерального имущества этих организаций в оперативное управление вузам.