Анализ опыта и основные позитивные результаты деятельности РФТР
РФТР работает с 1992 г. При формировании внебюджетных фондов НИОКР в первой половине 90-х годов в основу была положена трехуровневая система финансирования НИОКР: на первом уровне предприятия за счет собственных средств финансируют относительно недорогие и быстро реализуемые разработки; на следующем уровне предприятия объединяют ресурсы путем создания отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов для решения за счет этих средств задач научно-технического развития профильных технологий; на третьем уровне четверть средств всех внебюджетных фондов НИОКР аккумулируется в РФТР для решения крупных межотраслевых проблем, носящих общесистемный характер, нацеленных на перспективу и создающих технологические заделы для развития наукоемких технологий и высокотехнологичных производств.
За время деятельности РФТР была создана и отработана на практике система возвратного финансирования проектов, сформированы требования к научно-техническим проектам, разработаны методики научно-технической и экономической экспертизы, отлажена система проведения конкурсов и тендеров, организована практическая работа с заявителями по оформлению и сопровождению проектов и обеспечению выполнения всех договорных обязательств, включая контроль за целевым использованием средств фонда, выполнением требований технического задания и возвратом средств. Впервые в практике взаимоотношений государственной структуры с научно-техническими организациями, для цивилизованного решения возникавших споров и претензий, был успешно задействован механизм арбитражного судопроизводства.
Оценка эффективности деятельности РФТР
Эффективность деятельности РФТР целесообразно оценивать по следующим параметрам:
а) поскольку фонд поддерживает реализацию научно-технических проектов, прошедших отбор государственной экспертизы, первым показателем должна являться реализация в полном объеме технического задания. За время деятельности РФТР имелось лишь несколько случаев, когда заявители не выполнили требований технического задания;
б) в связи с тем, что фонд финансирует проекты, направленные на создание коммерчески перспективной продукции, косвенным показателем коммерческого успеха проектов является способность заявителя вернуть заемные средства в установленный срок.В целом просроченная задолженность составляет 7,8 % от общего объема предоставленных фондом средств. При этом возникновение просроченной задолженности обусловлено, главным образом, ошибками в оценке ситуации на рынке наукоемкой продукции;
в) важным показателем эффективности деятельности является способность предприятий и организаций, поддержанных фондом, успешно продолжать свою деятельность (реализацию проектов) после завершения финансового участия РФТР,обеспечить свою конкурентоспособность на рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. По имеющимся данным, 39 % заявителей РФТР по окончании таких проектов увеличили объемы реализации (выручки) и долю на рынках продукции в области приборостроения, энергетики, электротехники, биотехнологии, компьюторных и телекоммуникационных технологий и программного обеспечения, химии, элементной базы, медицины и фармакологии и т.д.
За период 1994 – 2003 г.г. профинансировано 840 проектов НИОКР и на общую сумму 3, 938 млрд. руб. Из них на сегодняшний день возвращено 1,7 млрд. руб. Срок возврата средств по части проектов (на общую сумму 3 млрд. руб.) еще не наступил.
Общая экономическая эффективность по уже возвращенным средствам (1,7 млрд. руб.), учитывая, что предприятия для того, чтобы вернуть средства, предприятия должны были произвести и реализовать научно-технической продукции на сумму не менее 2,6 млрд. руб., составляет:
- НДС (18 %) - 0,4 млрд. руб.;
- налог на прибыль (24 %) - 0,5 млрд. руб.;
- возврат основной суммы (1,7 млрд. руб.)
Таким образом, не получив в виде доходов по налогу на прибыль 0,4 млрд. руб. при формировании средств Фонда (25 % от 1,7 млрд. руб.), так как платежи в фонды НИОКР включаются в затраты предприятий в пределах 0,5 % от выручки, государство получает более чем двойную компенсацию в виде налоговых платежей (НДС + налог на прибыль = 0,9 млрд. руб.), не учитывая даже доходы бюджетов всех уровней от ЕСН, подоходного налога и налога на имущество.
Направления совершенствования деятельности РФТР и системы внебюджетных фондов НИОКР
Учитывая, что нормативная правовая база РФТР и системы внебюджетных фондов НИОКР была сформирована в середине 90-х годов прошлого века, для создания условий их дальнейшего развития необходимо решить следующие проблемы:
снятие нормативных правовых ограничений на вложения фондом средств в предприятия и организации инновационной инфраструктуры (технопарки, ИТЦ, ЦТТ, венчурные фонды и т.д.);
обеспечение РФТР, представляющему интересы государства, возможности выступать юридически равноправной стороной в отношениях с хозяйствующими субъектами, включая взаимодействие с управляющими компаниями внебюджетных фондов НИОКР, другими партнерами по реализации с финансовым участием фонда проектов (в т.ч. в соответствии с международными договорами)[26];
формирование механизмов разделения коммерческих рисков между всеми субъектами реализации проектов, финансируемых с участием РФТР или внебюджетных фондов НИОКР;
разработка механизмов участия РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР в реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
обеспечение возможности создания представительств РФТР в регионах, в т.ч. для целей повышения качества оценки отбираемых для финансирования предприятий, мониторинга использования собственности (в т.ч. интеллектуальной), полученной за счет такого финансирования и др.
Целевые индикаторы по применению инструмента
рост объемов средств, направляемых предприятиями страны на формирование фондов НИОКР;
рост объемов и номенклатуры высокотехнологичной продукции инновационных компаний, профинансированных РФТР и другими внебюджетными фондами НИОКР, – в целом, по отраслям промышленности и по регионам Российской Федерации;
оценка влияния деятельности РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР на изменение таких показателей (результатов статистического наблюдения Росстата), как удельный вес инновационной промышленной продукции Российской Федерации в общем объеме промышленной продукции на внутреннем рынке; удельный вес инновационной промышленной продукции в общем объеме экспорта промышленной продукции Российской Федерации; удельный вес инновационной промышленной продукции инновационно-активных предприятий малого предпринимательства, осуществляющих выпуск товаров и услуг, в общем объеме промышленной продукции; объем научно-технических работ инновационно-активных предприятий малого предпринимательства, выполняющих научные исследования и разработки и др.;
динамика изменения (рост) количества экономически и технологически успешных проектов, профинансированных РФТР и другими внебюджетными фондами НИОКР, – в целом, по отраслям промышленности и по регионам Российской Федерации;
количество новых рабочих мест, созданных при финансовом участии РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР.
Основные этапы применения инструмента:
2006 г. – совершенствование законодательной и нормативной правовой базы по совершенствованию деятельности РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР путем внесения дополнений и изменений Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. № 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок», а также Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 281;
2007 г. – обеспечение участия РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР, как формы внебюджетного источника финансирования, в реализации важнейших инновационных проектов государственного значения и ФЦП научного и технологического профиля;
2007-2009 г.г. – создание в представительств РФТР в регионах наибольшей концентрации научно-технического потенциала страны (г. Санкт-Петербург, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток);
2006-2015 г.г. – формирование и реализация Минобрнауки России системы мер по методической и организационной поддержке создания внебюджетных фондов НИОКР в перспективных высокотехнологичных отраслях реального сектора экономики.