Финансирование стратегии в области развития науки и инноваций
Определены два основных сценария бюджетного финансирования:
1. Первый сценарий (пороговый) базируется на минимально допустимых объемах финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения до 2010 года, определенных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года. Данный сценарий рассматривается как возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики и является нижним пределом финансирования стратегии в области науки и инноваций.
2. Второй сценарий (рациональный) сочетает в себе разумную консервативность в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии (по данному сценарию объем расходов из федерального бюджета на 2006-2010 гг. больше минимально допустимого объема по первому сценарию на 25%) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной стратегии.
Финансирование мероприятий стратегии в области развития науки и инноваций осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и из внебюджетных источников.
Общая сумма расходов на реализацию стратегии в области развития науки и инноваций (2006-2010 годы) в соответствии с рациональным сценарием составляет в ценах 2006 года 893,7 млрд. руб., при этом объем расходов из федерального бюджета составляет 647,8 млрд. руб.
Затраты на реализацию Стратегии в рациональном сценарии определены, исходя из (1) потребности в восстановлении опережающего развития фундаментальной науки и ее ресурсного обеспечения, (2) необходимости концентрации ресурсов на формировании «технологических коридоров», обеспечивающих целостность национальной инновационной системы, капитализацию результатов исследований и разработок, привлечения внебюджетных ресурсов; (3) актуальности задач ускоренного развития инновационной инфраструктуры и формирования цивилизованных институтов в инновационной сфере.
В основу представления данных по финансированию Стратегии положена структура разделов и подразделов, ориентированная на отражение содержания основных приоритетов в ходе реализации Стратегии и соответствия запланированных расходов решению поставленных задач.
В ресурсном обеспечении реализации Стратегии используется принцип опережающего роста бюджетных расходов на фундаментальные исследования. При этом на начальном этапе это в большей степени связано с решением задачи повышения оплаты труда научных сотрудников, а в последующем - с решением задач обновления научной, приборной и испытательной базы.
Предполагается, что с 2007 года будут сформированы 4-6 целевых программ технологического профиля, ориентированных на эффективную коммерциализацию и распространение в экономике передовых технологий. Основным инструментом реализации данных программ станут объектно-ориентированные мегапроекты. Финансирование прикладных разработок будет консолидироваться в рамках этих программ. В то же время предусматривается умеренный рост расходов на прикладные разработки, не вошедшие в эти «прорывные» программы, в интересах формирования «инновационного пояса» в академическом секторе и обеспечении перехода от экспорта знаний к экспорту технологий.
Динамичное расширение расходов по реализации предметно-ориентированных мегапроектов призвано обеспечить достаточно широкую технологическую базу для реализации отраслевых программ технологического профиля в 2007-2011 годах, а также для определения возможных направлений увеличения числа и масштабирования «технологических коридоров» с 2011-2012 годов.
Основные затраты по развитию инновационной инфраструктуры связаны с развитием системы венчурного финансирования и формированием технико-внедренческих зон, технопарков и инновационно-технологических центров.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
1. Сводная таблица | ||||||||||
млрд. руб. (в ценах 2006 г.) | ||||||||||
Финансовый сценарий №1 - минимально допустимый уровень | ||||||||||
2006-2010 | ||||||||||
Объемы финансирования - всего | 64,5 | 68,1 | 78,8 | 95,7 | 113,8 | 139,1 | 169,0 | 198,1 | 715,7 | |
в том числе по источникам: | ||||||||||
федеральный бюджет | 54,4 | 56,9 | 63,7 | 75,6 | 87,5 | 100,4 | 115,8 | 134,3 | 513,5 | |
бюджеты субъектов Российской Федерации | 4,2 | 4,3 | 5,1 | 6,2 | 7,0 | 9,2 | 10,2 | 12,7 | 45,3 | |
внебюджетные источники | 5,9 | 6,9 | 10,2 | 13,9 | 19,3 | 29,4 | 43,0 | 51,1 | 156,8 | |
Финансовый сценарий №2 - рациональный уровень | ||||||||||
2006-2010 | ||||||||||
Объемы финансирования - всего | 64,5 | 68,1 | 78,8 | 108,6 | 143,5 | 180,5 | 221,4 | 239,7 | 893,7 | |
в том числе по источникам: | ||||||||||
федеральный бюджет | 54,4 | 56,9 | 63,7 | 85,9 | 111,0 | 132,4 | 152,7 | 165,8 | 647,8 | |
бюджеты субъектов Российской Федерации | 4,2 | 4,3 | 5,1 | 6,8 | 9,1 | 13,1 | 16,3 | 17,7 | 62,9 | |
внебюджетные источники | 5,9 | 6,9 | 10,2 | 16,0 | 23,4 | 35,0 | 52,4 | 56,3 | 183,0 | |
2. Общий объем финансирования | ||||||||||
млрд. руб. (в ценах 2006 г.) | ||||||||||
Финансовый сценарий №1 - минимально допустимый уровень | ||||||||||
2006-2010 | ||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 49,3 | 49,5 | 55,8 | 67,0 | 78,3 | 90,7 | 106,3 | 121,1 | 463,4 | |
в том числе: | ||||||||||
проведение фундаментальных исследований*) | 23,9 | 25,5 | 32,2 | 39,0 | 46,9 | 54,8 | 67,3 | 78,1 | 286,1 | |
разработка перспективных технологий**) | 21,2 | 19,5 | 19,2 | 23,9 | 27,5 | 31,3 | 34,0 | 38,3 | 155,0 | |
2. Формирование технологических коридоров | 13,3 | 16,4 | 18,7 | 21,8 | 27,8 | 38,1 | 50,3 | 61,6 | 199,6 | |
в том числе: | ||||||||||
отраслевые ФЦП технологического профиля | 12,3 | 11,9 | 12,9 | 15,4 | 21,3 | 30,2 | 40,8 | 49,3 | 156,9 | |
важнейшие инновационные проекты | 0,4 | 3,8 | 5,2 | 5,8 | 5,9 | 7,3 | 8,5 | 11,1 | 38,6 | |
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 2,1 | 2,2 | 4,3 | 6,9 | 7,6 | 10,3 | 12,4 | 15,4 | 52,7 | |
в том числе: | ||||||||||
финансовая инфраструктура | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,1 | 1,4 | 2,2 | 3,4 | 4,7 | 12,8 | |
производственно-технологическая инфраструктура | 0,9 | 0,7 | 1,6 | 2,6 | 3,0 | 3,0 | 4,2 | 3,9 | 16,6 | |
поддержка развития инновационного МСП***) | 1,1 | 1,4 | 2,5 | 2,7 | 3,0 | 4,6 | 4,2 | 5,9 | 20,3 | |
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения | 64,7 | 68,1 | 78,8 | 95,7 | 113,8 | 139,1 | 169,0 | 198,1 | 715,7 | |
Финансовый сценарий №2 - рациональный уровень | млрд. руб. (в ценах 2006 г.) | |||||||||
2006-2010 | ||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 49,3 | 49,5 | 55,8 | 75,9 | 96,8 | 116,3 | 137,2 | 151,9 | 578,1 | |
в том числе: | ||||||||||
проведение фундаментальных исследований | 23,9 | 25,5 | 32,2 | 43,5 | 57,9 | 70,1 | 84,9 | 95,2 | 351,6 | |
разработка перспективных технологий | 21,2 | 19,5 | 19,2 | 28,1 | 34,1 | 41,8 | 47,3 | 51,9 | 203,1 | |
2. Формирование технологических коридоров | 13,3 | 16,4 | 18,7 | 24,5 | 33,4 | 44,5 | 59,3 | 62,7 | 224,3 | |
в том числе: | ||||||||||
отраслевые ФЦП технологического профиля | 12,3 | 11,9 | 12,9 | 16,3 | 22,9 | 32,9 | 44,6 | 47,3 | 164,0 | |
важнейшие инновационные проекты | 0,4 | 3,8 | 5,2 | 7,6 | 9,9 | 11,0 | 13,5 | 14,2 | 56,2 | |
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 2,1 | 2,2 | 4,3 | 8,3 | 13,3 | 19,6 | 24,9 | 25,1 | 91,2 | |
в том числе: | ||||||||||
финансовая инфраструктура | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,6 | 2,8 | 5,2 | 4,6 | 4,2 | 18,4 | |
производственно-технологическая инфраструктура | 0,9 | 0,7 | 1,6 | 2,6 | 4,9 | 6,2 | 8,5 | 7,9 | 30,1 | |
поддержка развития инновационного МСП | 1,1 | 1,4 | 2,5 | 3,2 | 3,9 | 6,9 | 8,5 | 9,9 | 32,4 | |
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения | 64,7 | 68,1 | 78,8 | 108,6 | 143,5 | 180,5 | 221,4 | 239,7 | 893,7 | |
3. Средства федерального бюджета | ||||||||||
млрд. руб. (в ценах 2006 г.) | ||||||||||
Финансовый сценарий №1 - минимально допустимый уровень | ||||||||||
2006-2010 | ||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 43,9 | 44,3 | 49,4 | 58,0 | 66,8 | 75,8 | 87,5 | 99,4 | 387,4 | |
в том числе: | ||||||||||
проведение фундаментальных исследований | 22,7 | 24,3 | 29,6 | 35,8 | 42,3 | 49,3 | 58,5 | 67,9 | 253,8 | |
разработка перспективных технологий | 17,0 | 15,5 | 15,4 | 17,9 | 20,6 | 21,9 | 23,8 | 26,9 | 111,0 | |
2. Формирование технологических коридоров | 9,2 | 11,2 | 11,7 | 13,7 | 16,3 | 19,2 | 21,4 | 26,1 | 96,7 | |
в том числе: | ||||||||||
отраслевые ФЦП технологического профиля | 8,6 | 8,4 | 8,4 | 10,0 | 12,8 | 15,0 | 16,3 | 19,7 | 73,8 | |
важнейшие инновационные проекты | 0,2 | 2,3 | 2,8 | 3,2 | 3,0 | 3,7 | 4,2 | 5,5 | 19,6 | |
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 1,4 | 1,4 | 2,5 | 3,9 | 4,4 | 5,4 | 7,0 | 8,6 | 29,4 | |
в том числе: | ||||||||||
финансовая инфраструктура | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,7 | 1,0 | 1,6 | 2,6 | 3,6 | 9,5 | |
производственно-технологическая инфраструктура | 0,5 | 0,5 | 1,1 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 2,6 | 2,3 | 10,1 | |
поддержка развития инновационного МСП | 0,7 | 0,8 | 1,2 | 1,4 | 1,5 | 1,8 | 1,7 | 2,3 | 8,7 | |
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения | 54,6 | 56,9 | 63,7 | 75,6 | 87,5 | 100,4 | 115,8 | 134,3 | 513,5 | |
Финансовый сценарий №2 - рациональный уровень | млрд. руб. (в ценах 2006 г.) | |||||||||
2006-2010 | ||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 43,9 | 44,3 | 49,4 | 65,4 | 82,5 | 96,8 | 112,0 | 123,9 | 480,7 | |
в том числе: | ||||||||||
проведение фундаментальных исследований | 22,7 | 24,3 | 29,6 | 40,0 | 52,1 | 62,9 | 73,8 | 82,9 | 311,8 | |
разработка перспективных технологий | 17,0 | 15,5 | 15,4 | 21,1 | 25,5 | 29,2 | 33,1 | 36,3 | 145,2 | |
2. Формирование технологических коридоров | 9,4 | 11,2 | 11,7 | 15,8 | 20,6 | 24,6 | 27,1 | 28,5 | 116,5 | |
в том числе: | ||||||||||
отраслевые ФЦП технологического профиля | 8,6 | 8,4 | 8,4 | 10,6 | 13,8 | 16,4 | 17,9 | 19,0 | 77,6 | |
важнейшие инновационные проекты | 0,2 | 2,3 | 2,8 | 4,2 | 4,9 | 5,4 | 6,8 | 7,1 | 28,5 | |
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 1,3 | 1,4 | 2,5 | 4,8 | 7,9 | 11,0 | 13,5 | 13,4 | 50,6 | |
в том числе: | ||||||||||
финансовая инфраструктура | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,1 | 2,0 | 3,7 | 3,4 | 3,2 | 13,4 | |
производственно-технологическая инфраструктура | 0,5 | 0,5 | 1,1 | 1,6 | 3,0 | 3,7 | 5,1 | 4,7 | 18,0 | |
поддержка развития инновационного МСП | 0,7 | 0,8 | 1,2 | 1,6 | 2,0 | 2,7 | 3,4 | 3,9 | 13,7 | |
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения | 54,6 | 56,9 | 63,7 | 85,9 | 111,0 | 132,4 | 152,7 | 165,8 | 647,8 | |
4. Средства из других источников | ||||||||||
млрд. руб. (в ценах 2006 г.) | ||||||||||
Финансовый сценарий №1 - минимально допустимый уровень | ||||||||||
2006-2010 | ||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 5,4 | 5,2 | 6,4 | 9,1 | 11,6 | 14,9 | 19,0 | 21,7 | 76,2 | |
в том числе: | ||||||||||
средства хозяйствующих субъектов | 2,6 | 2,6 | 3,8 | 6,4 | 8,5 | 11,5 | 15,2 | 17,0 | 58,5 | |
средства субъектов федерации | 2,8 | 2,6 | 2,5 | 2,6 | 3,1 | 3,4 | 3,8 | 4,6 | 17,5 | |
2. Формирование технологических коридоров | 3,9 | 5,2 | 7,0 | 8,1 | 11,6 | 18,8 | 28,9 | 35,5 | 103,0 | |
в том числе: | ||||||||||
средства хозяйствующих субъектов | 3,3 | 4,3 | 6,0 | 6,8 | 9,9 | 16,8 | 26,2 | 32,0 | 91,6 | |
средства субъектов федерации | 0,7 | 0,9 | 1,0 | 1,4 | 1,7 | 2,2 | 2,7 | 3,4 | 11,5 | |
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 0,7 | 0,8 | 1,8 | 3,0 | 3,2 | 4,8 | 5,3 | 6,7 | 22,9 | |
в том числе: | ||||||||||
средства хозяйствующих субъектов | 0,0 | 0,0 | 0,3 | 0,7 | 1,0 | 1,2 | 1,6 | 2,0 | 6,5 | |
средства субъектов федерации | 0,7 | 0,8 | 1,5 | 2,2 | 2,2 | 3,6 | 3,7 | 4,7 | 16,4 | |
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения | 10,1 | 11,2 | 15,3 | 20,1 | 26,5 | 38,7 | 53,2 | 63,8 | 202,3 | |
в том числе: | ||||||||||
средства хозяйствующих субъектов | 5,9 | 6,9 | 10,2 | 13,9 | 19,3 | 29,4 | 43,0 | 51,1 | 156,8 | |
средства субъектов федерации | 4,2 | 4,3 | 5,1 | 6,2 | 7,0 | 9,2 | 10,2 | 12,7 | 45,3 | |
Финансовый сценарий №2 - рациональный уровень | млрд. руб. (в ценах 2006 г.) | |||||||||
2006-2010 | ||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 5,4 | 5,2 | 6,4 | 10,6 | 14,3 | 19,6 | 25,3 | 28,0 | 97,7 | |
в том числе: | ||||||||||
средства хозяйствующих субъектов | 2,6 | 2,6 | 3,8 | 7,9 | 11,3 | 16,0 | 21,4 | 23,4 | 80,1 | |
средства субъектов федерации | 2,8 | 2,6 | 2,5 | 2,6 | 3,1 | 3,4 | 3,8 | 4,6 | 17,5 | |
2. Формирование технологических коридоров | 3,9 | 5,2 | 7,0 | 8,7 | 12,8 | 19,8 | 32,0 | 34,4 | 107,8 | |
в том числе: | ||||||||||
средства хозяйствующих субъектов | 3,3 | 4,3 | 6,0 | 7,4 | 11,0 | 17,6 | 29,3 | 30,9 | 96,2 | |
средства субъектов федерации | 0,7 | 0,9 | 1,0 | 1,4 | 1,7 | 2,2 | 2,7 | 3,4 | 11,5 | |
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 0,7 | 0,8 | 1,8 | 3,4 | 5,4 | 8,6 | 11,3 | 11,7 | 40,5 | |
в том числе: | ||||||||||
средства хозяйствующих субъектов | 0,0 | 0,0 | 0,4 | 0,7 | 1,1 | 1,2 | 1,6 | 2,0 | 6,7 | |
средства субъектов федерации | 0,7 | 0,8 | 1,5 | 2,7 | 4,3 | 7,4 | 9,7 | 9,7 | 33,9 | |
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения | 10,1 | 11,2 | 15,3 | 22,8 | 32,5 | 48,0 | 68,6 | 73,9 | 245,9 | |
в том числе: | ||||||||||
средства хозяйствующих субъектов | 4,2 | 4,3 | 5,1 | 6,8 | 9,1 | 13,1 | 16,3 | 17,6 | 62,8 | |
средства субъектов федерации | 5,9 | 6,9 | 10,2 | 16,0 | 23,4 | 35,0 | 52,4 | 56,3 | 183,0 |