Финансирование стратегии в области развития науки и инноваций

Определены два основных сценария бюджетного финансирования:

1. Первый сценарий (пороговый) базируется на минимально допустимых объемах финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения до 2010 года, определенных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года. Данный сценарий рассматривается как возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики и является нижним пределом финансирования стратегии в области науки и инноваций.

2. Второй сценарий (рациональный) сочетает в себе разумную консервативность в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии (по данному сценарию объем расходов из федерального бюджета на 2006-2010 гг. больше минимально допустимого объема по первому сценарию на 25%) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной стратегии.

Финансирование мероприятий стратегии в области развития науки и инноваций осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и из внебюджетных источников.

Общая сумма расходов на реализацию стратегии в области развития науки и инноваций (2006-2010 годы) в соответствии с рациональным сценарием составляет в ценах 2006 года 893,7 млрд. руб., при этом объем расходов из федерального бюджета составляет 647,8 млрд. руб.

Затраты на реализацию Стратегии в рациональном сценарии определены, исходя из (1) потребности в восстановлении опережающего развития фундаментальной науки и ее ресурсного обеспечения, (2) необходимости концентрации ресурсов на формировании «технологических коридоров», обеспечивающих целостность национальной инновационной системы, капитализацию результатов исследований и разработок, привлечения внебюджетных ресурсов; (3) актуальности задач ускоренного развития инновационной инфраструктуры и формирования цивилизованных институтов в инновационной сфере.

В основу представления данных по финансированию Стратегии положена структура разделов и подразделов, ориентированная на отражение содержания основных приоритетов в ходе реализации Стратегии и соответствия запланированных расходов решению поставленных задач.

В ресурсном обеспечении реализации Стратегии используется принцип опережающего роста бюджетных расходов на фундаментальные исследования. При этом на начальном этапе это в большей степени связано с решением задачи повышения оплаты труда научных сотрудников, а в последующем - с решением задач обновления научной, приборной и испытательной базы.

Предполагается, что с 2007 года будут сформированы 4-6 целевых программ технологического профиля, ориентированных на эффективную коммерциализацию и распространение в экономике передовых технологий. Основным инструментом реализации данных программ станут объектно-ориентированные мегапроекты. Финансирование прикладных разработок будет консолидироваться в рамках этих программ. В то же время предусматривается умеренный рост расходов на прикладные разработки, не вошедшие в эти «прорывные» программы, в интересах формирования «инновационного пояса» в академическом секторе и обеспечении перехода от экспорта знаний к экспорту технологий.

Динамичное расширение расходов по реализации предметно-ориентированных мегапроектов призвано обеспечить достаточно широкую технологическую базу для реализации отраслевых программ технологического профиля в 2007-2011 годах, а также для определения возможных направлений увеличения числа и масштабирования «технологических коридоров» с 2011-2012 годов.

Основные затраты по развитию инновационной инфраструктуры связаны с развитием системы венчурного финансирования и формированием технико-внедренческих зон, технопарков и инновационно-технологических центров.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

1. Сводная таблица                    
                  млрд. руб. (в ценах 2006 г.)  
Финансовый сценарий №1 - минимально допустимый уровень                    
  2006-2010  
Объемы финансирования - всего 64,5 68,1 78,8 95,7 113,8 139,1 169,0 198,1 715,7  
в том числе по источникам:                    
федеральный бюджет 54,4 56,9 63,7 75,6 87,5 100,4 115,8 134,3 513,5  
бюджеты субъектов Российской Федерации 4,2 4,3 5,1 6,2 7,0 9,2 10,2 12,7 45,3  
внебюджетные источники 5,9 6,9 10,2 13,9 19,3 29,4 43,0 51,1 156,8  
                     
Финансовый сценарий №2 - рациональный уровень                    
  2006-2010  
Объемы финансирования - всего 64,5 68,1 78,8 108,6 143,5 180,5 221,4 239,7 893,7  
в том числе по источникам:                    
федеральный бюджет 54,4 56,9 63,7 85,9 111,0 132,4 152,7 165,8 647,8  
бюджеты субъектов Российской Федерации 4,2 4,3 5,1 6,8 9,1 13,1 16,3 17,7 62,9  
внебюджетные источники 5,9 6,9 10,2 16,0 23,4 35,0 52,4 56,3 183,0  
                     
2. Общий объем финансирования                    
                млрд. руб. (в ценах 2006 г.)  
Финансовый сценарий №1 - минимально допустимый уровень                    
  2006-2010  
                     
1. Развитие сектора исследований и разработок 49,3 49,5 55,8 67,0 78,3 90,7 106,3 121,1 463,4  
в том числе:                    
проведение фундаментальных исследований*) 23,9 25,5 32,2 39,0 46,9 54,8 67,3 78,1 286,1  
разработка перспективных технологий**) 21,2 19,5 19,2 23,9 27,5 31,3 34,0 38,3 155,0  
2. Формирование технологических коридоров 13,3 16,4 18,7 21,8 27,8 38,1 50,3 61,6 199,6  
 
в том числе:                    
отраслевые ФЦП технологического профиля 12,3 11,9 12,9 15,4 21,3 30,2 40,8 49,3 156,9  
важнейшие инновационные проекты 0,4 3,8 5,2 5,8 5,9 7,3 8,5 11,1 38,6  
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 2,1 2,2 4,3 6,9 7,6 10,3 12,4 15,4 52,7  
в том числе:                    
финансовая инфраструктура 0,0 0,0 0,0 1,1 1,4 2,2 3,4 4,7 12,8  
производственно-технологическая инфраструктура 0,9 0,7 1,6 2,6 3,0 3,0 4,2 3,9 16,6  
поддержка развития инновационного МСП***) 1,1 1,4 2,5 2,7 3,0 4,6 4,2 5,9 20,3  
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения 64,7 68,1 78,8 95,7 113,8 139,1 169,0 198,1 715,7  
                     
Финансовый сценарий №2 - рациональный уровень                 млрд. руб. (в ценах 2006 г.)  
                   
  2006-2010  
                     
1. Развитие сектора исследований и разработок 49,3 49,5 55,8 75,9 96,8 116,3 137,2 151,9 578,1  
в том числе:                    
проведение фундаментальных исследований 23,9 25,5 32,2 43,5 57,9 70,1 84,9 95,2 351,6  
разработка перспективных технологий 21,2 19,5 19,2 28,1 34,1 41,8 47,3 51,9 203,1  
2. Формирование технологических коридоров 13,3 16,4 18,7 24,5 33,4 44,5 59,3 62,7 224,3  
 
в том числе:                    
отраслевые ФЦП технологического профиля 12,3 11,9 12,9 16,3 22,9 32,9 44,6 47,3 164,0  
важнейшие инновационные проекты 0,4 3,8 5,2 7,6 9,9 11,0 13,5 14,2 56,2  
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 2,1 2,2 4,3 8,3 13,3 19,6 24,9 25,1 91,2  
в том числе:                    
финансовая инфраструктура 0,0 0,0 0,0 1,6 2,8 5,2 4,6 4,2 18,4  
производственно-технологическая инфраструктура 0,9 0,7 1,6 2,6 4,9 6,2 8,5 7,9 30,1  
поддержка развития инновационного МСП 1,1 1,4 2,5 3,2 3,9 6,9 8,5 9,9 32,4  
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения 64,7 68,1 78,8 108,6 143,5 180,5 221,4 239,7 893,7  
                     
3. Средства федерального бюджета                    
                млрд. руб. (в ценах 2006 г.)  
Финансовый сценарий №1 - минимально допустимый уровень                    
  2006-2010  
                     
1. Развитие сектора исследований и разработок 43,9 44,3 49,4 58,0 66,8 75,8 87,5 99,4 387,4  
в том числе:                    
проведение фундаментальных исследований 22,7 24,3 29,6 35,8 42,3 49,3 58,5 67,9 253,8  
разработка перспективных технологий 17,0 15,5 15,4 17,9 20,6 21,9 23,8 26,9 111,0  
2. Формирование технологических коридоров 9,2 11,2 11,7 13,7 16,3 19,2 21,4 26,1 96,7  
 
в том числе:                    
отраслевые ФЦП технологического профиля 8,6 8,4 8,4 10,0 12,8 15,0 16,3 19,7 73,8  
важнейшие инновационные проекты 0,2 2,3 2,8 3,2 3,0 3,7 4,2 5,5 19,6  
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 1,4 1,4 2,5 3,9 4,4 5,4 7,0 8,6 29,4  
в том числе:                    
финансовая инфраструктура 0,0 0,0 0,0 0,7 1,0 1,6 2,6 3,6 9,5  
производственно-технологическая инфраструктура 0,5 0,5 1,1 1,6 1,7 1,8 2,6 2,3 10,1  
поддержка развития инновационного МСП 0,7 0,8 1,2 1,4 1,5 1,8 1,7 2,3 8,7  
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения 54,6 56,9 63,7 75,6 87,5 100,4 115,8 134,3 513,5  
                     
Финансовый сценарий №2 - рациональный уровень                 млрд. руб. (в ценах 2006 г.)  
                   
  2006-2010  
                     
1. Развитие сектора исследований и разработок 43,9 44,3 49,4 65,4 82,5 96,8 112,0 123,9 480,7  
в том числе:                    
проведение фундаментальных исследований 22,7 24,3 29,6 40,0 52,1 62,9 73,8 82,9 311,8  
разработка перспективных технологий 17,0 15,5 15,4 21,1 25,5 29,2 33,1 36,3 145,2  
2. Формирование технологических коридоров 9,4 11,2 11,7 15,8 20,6 24,6 27,1 28,5 116,5  
 
в том числе:                    
отраслевые ФЦП технологического профиля 8,6 8,4 8,4 10,6 13,8 16,4 17,9 19,0 77,6  
важнейшие инновационные проекты 0,2 2,3 2,8 4,2 4,9 5,4 6,8 7,1 28,5  
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 1,3 1,4 2,5 4,8 7,9 11,0 13,5 13,4 50,6  
в том числе:                    
финансовая инфраструктура 0,0 0,0 0,0 1,1 2,0 3,7 3,4 3,2 13,4  
производственно-технологическая инфраструктура 0,5 0,5 1,1 1,6 3,0 3,7 5,1 4,7 18,0  
поддержка развития инновационного МСП 0,7 0,8 1,2 1,6 2,0 2,7 3,4 3,9 13,7  
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения 54,6 56,9 63,7 85,9 111,0 132,4 152,7 165,8 647,8  
                     
4. Средства из других источников                    
                млрд. руб. (в ценах 2006 г.)  
Финансовый сценарий №1 - минимально допустимый уровень                    
  2006-2010  
                     
1. Развитие сектора исследований и разработок 5,4 5,2 6,4 9,1 11,6 14,9 19,0 21,7 76,2  
в том числе:                    
средства хозяйствующих субъектов 2,6 2,6 3,8 6,4 8,5 11,5 15,2 17,0 58,5  
средства субъектов федерации 2,8 2,6 2,5 2,6 3,1 3,4 3,8 4,6 17,5  
2. Формирование технологических коридоров 3,9 5,2 7,0 8,1 11,6 18,8 28,9 35,5 103,0  
 
в том числе:                    
средства хозяйствующих субъектов 3,3 4,3 6,0 6,8 9,9 16,8 26,2 32,0 91,6  
средства субъектов федерации 0,7 0,9 1,0 1,4 1,7 2,2 2,7 3,4 11,5  
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 0,7 0,8 1,8 3,0 3,2 4,8 5,3 6,7 22,9  
в том числе:                    
средства хозяйствующих субъектов 0,0 0,0 0,3 0,7 1,0 1,2 1,6 2,0 6,5  
средства субъектов федерации 0,7 0,8 1,5 2,2 2,2 3,6 3,7 4,7 16,4  
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения 10,1 11,2 15,3 20,1 26,5 38,7 53,2 63,8 202,3  
в том числе:                    
средства хозяйствующих субъектов 5,9 6,9 10,2 13,9 19,3 29,4 43,0 51,1 156,8  
средства субъектов федерации 4,2 4,3 5,1 6,2 7,0 9,2 10,2 12,7 45,3  
                     
Финансовый сценарий №2 - рациональный уровень                 млрд. руб. (в ценах 2006 г.)  
  2006-2010  
                     
1. Развитие сектора исследований и разработок 5,4 5,2 6,4 10,6 14,3 19,6 25,3 28,0 97,7  
в том числе:                    
средства хозяйствующих субъектов 2,6 2,6 3,8 7,9 11,3 16,0 21,4 23,4 80,1  
средства субъектов федерации 2,8 2,6 2,5 2,6 3,1 3,4 3,8 4,6 17,5  
2. Формирование технологических коридоров 3,9 5,2 7,0 8,7 12,8 19,8 32,0 34,4 107,8  
 
в том числе:                    
средства хозяйствующих субъектов 3,3 4,3 6,0 7,4 11,0 17,6 29,3 30,9 96,2  
средства субъектов федерации 0,7 0,9 1,0 1,4 1,7 2,2 2,7 3,4 11,5  
3. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 0,7 0,8 1,8 3,4 5,4 8,6 11,3 11,7 40,5  
в том числе:                    
средства хозяйствующих субъектов 0,0 0,0 0,4 0,7 1,1 1,2 1,6 2,0 6,7  
средства субъектов федерации 0,7 0,8 1,5 2,7 4,3 7,4 9,7 9,7 33,9  
Итого, финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения 10,1 11,2 15,3 22,8 32,5 48,0 68,6 73,9 245,9  
в том числе:                    
средства хозяйствующих субъектов 4,2 4,3 5,1 6,8 9,1 13,1 16,3 17,6 62,8  
средства субъектов федерации 5,9 6,9 10,2 16,0 23,4 35,0 52,4 56,3 183,0  



Наши рекомендации