Распределение ответственности по реализации Стратегии
Координатором реализации Стратегии является Минобрнауки России. Минобрнауки России обеспечивает формирование Стратегии в области развития науки и инноваций как системы мер по развитию среды генерации знаний, формированию инновационной инфраструктуры, нормативному стимулированию инноваций и осуществлению прикладных НИОКР на направлениях, перспективных для технологического использования в широком спектре секторов экономики.
Минобрнауки России несет ответственность за сбалансированность принимаемой нормативной базы и предложений по изменению законодательства, отвечает за реализацию программ (в формате ФЦП или других форматах), включая:
развитие сектора исследований и разработок в интересах превращения его в относительно самостоятельную отрасль, реализующую полученные результаты на глобальном рынке знаний;
развитие инновационной инфраструктуры, стимулирующей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, прежде всего, путем стимулирования создания технологических инновационных компаний, стимулирования технологического аутсорсинга во всех отраслях промышленности;
совершенствование организации и содержания технического образования на базе сближения (интеграции) с сектором исследований и разработок и сращиванием с инновационной инфраструктурой.
Минпромэнерго России, МПР России, Мининформсвязи России, Минтранс России, Минздравсоцразвития России, Росатом, Роскосмос организуют выполнение мероприятий по стимулированию технологической модернизации соответствующих отраслей экономики.
Российская академия наук, отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, обеспечивают формирование и реализацию приоритетных направлений фундаментальных исследований.
Минэкономразвития России совместно с Минфином России осуществляют ресурсное обеспечение реализации Стратегии, формирование институтов развития, выполняющих кредитные программы технологического переоснащения, во взаимодействии с перечисленными выше отраслевыми ведомствами.
Ведомственные стратегии и федеральные целевые программы развития формируются упомянутыми выше федеральными органами исполнительной власти, а также академиями наук, имеющими государственный статус, в части технологического развития на основе положений настоящей Стратегии.
Организационно Минобрнауки России (и находящиеся в его ведении федеральные службы и федеральные агентства) осуществляет реализацию следующих основных задач в рамках Стратегии:
организует подготовку прогнозов технологического развития;
обеспечивает сбор и доведение до научного и делового сообщества согласованных объемов информации обо всех научно-исследовательских работах, финансируемых из федерального бюджета всеми федеральными ведомствами, в том числе всеми государственными агентствами. Ведет учет НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, а также крупными компаниями-монополистами, контролируемыми государством. Ведет реестр объектов интеллектуальной собственности, созданной в результате этих работ, учет их использования организациями, которым переданы права по распоряжению ими;
организует межведомственное обсуждение результатов, технологического уровня и перспектив развития научно-исследовательских и технологических программ;
разрабатывает предложения по координации научно-исследовательских проектов различных ведомств, в том числе государственных академий наук. Организует работу межведомственной рабочей группы (комиссии) по научно-исследовательским и технологическим программам;
организует и обеспечивает бюджетное софинансирование создания инновационной инфраструктуры;
осуществляет формирование и реализацию базовой ФЦП, обеспечивающей доведение фундаментальных разработок до практического (коммерческого) применения в экономике, в том числе в других ФЦП технологического профиля;
разрабатывает предложения по использованию результатов ранее выполненных НИОКР и по организации новых для реализации всех ФЦП технологического профиля и ведомственных технологических программ;
участвует в экспертизе результатов НИОКР в ФЦП технологического профиля. Организует мероприятия по стимулированию трансфера технологий между ФЦП, а также из ФЦП в различные сектора экономики.
Координация деятельности ведомств в сфере НИОКР, в том числе в сфере НИОКР военного и двойного назначения, осуществляется Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (утверждена приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2004 г. № 111). Рабочим органом этой Комиссии является Минобрнауки России. Ежегодно не позднее 1 февраля ведомства и государственные академии наук представляют в Комиссию информацию о результатах работ в сфере науки и развития технологий за предыдущий год и о своих перспективных планах. Не позднее 1 марта каждого года указанная Комиссия готовит доклад о результатах развития науки и технологий в предыдущем году, в том числе о выполнении ФЦП технологического профиля. Кроме того, в тот же срок Комиссия готовит рекомендации по корректировке научных и технологических приоритетов, реализуемых в рамках ФЦП, ведомственных программ, программ и планов работ государственных академий наук. Доклад и Рекомендации представляются на обсуждение и утверждение в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. По результатам обсуждения Доклада на Совете рекомендации дорабатываются. Рекомендации утверждаются на Совете не позднее 15 апреля и должны использоваться ведомствами и государственными академиями при формировании бюджета на следующий год. Рекомендации в отношении закрытых военных технологий утверждаются отдельным документом.
Ежегодно не позднее 1 мая ведомства и государственные академии наук представляют в Комиссию информацию о планах в сфере НИОКР на следующий год. До 15 июня Комиссия организует межведомственные обсуждения по координации указанных планов и принимает на своем заседании Рекомендации по корректировке планов в сфере НИОКР на следующий год. Ведомства и государственные академии наук руководствуются этими рекомендациями при корректировке своих планов и программ.
Раз в два года не позднее 1 октября Комиссия готовит предложения по уточнению перечней критических технологий. Указанные предложения представляются в Совет для дальнейшего представления на утверждение Президентом Российской Федерации.
Планы и результаты реализации настоящей Стратегии должны учитываться при анализе возможностей российской науки и инновационной системы при разработке промышленной политики и отраслевых Стратегий (программ) технологического профиля. Указанные Стратегии (программы) должны предусматривать максимально эффективное использование потенциала отечественного сектора исследований и разработок и инновационной инфраструктуры. Требования по повышению инновационной активности в экономике, обеспечению конкурентоспособности российских компаний на глобальном высокотехнологическом рынке, использованию и развитию потенциала российского сектора исследований и разработок должны предусматриваться в рамках показателей отраслевых Стратегий и деятельности соответствующих ведомств. Минобрнауки разрабатывает предложения по номенклатуре и значения соответствующих показателей развития научной и инновационной деятельности на этапе межведомственного согласования проектов отраслевых Стратегий, ФЦП и других плановых документов ведомств, касающихся данной сферы.
Решаемые задачи