Методы исследования политического процесса.
Методами исследования политического процесса являются следующие: социологический, структурно-функциональный, исторический, логический, системный, сравнительный, нормативный, институциональный, антропологический, психологический, бихевиористический, социослисристический, эмпирический (статистическая выборка, электоральная статистика, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, теория игр, включенное наблюдение, мыслительная атака, контент - анализ).
Путем исторический метода изучаются политические явления в процессе их становления и в связи с прошлым.
С помощью нормативного метода выясняют значение политических явлений для общества и личности, оценивают их путем соотнесения с определенной нормой.
Суть институционального метода заключается в изучении политических институтов, с помощью которых происходит осуществление политической деятельности (правительство, парламент, политические партии).
Путем сравнительного (компаративного) метода сопоставляют, сравнивают однотипные политические события.
Социологический метод представляет совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни.
Сутью системного метода является трактовка политики как целостного, сложноорганизованного феномена, как динамично функционирующей и постоянно изменяющейся системы, находящейся во взаимодействии с окружающей средой.
С помощью структурно-функционального методапроисходит расчленение сложного объекта на составные части, выявляются и измеряются связи между частями, определяется их роль в удовлетворении соответствующих потребностей системы.
Бихевиористский метод - исследует политические явления и процессы, путем анализа поведения отдельных моделей и групп.
Психологический метод направлен на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.
Среди методов исследования важное место занимают социологические методы исследования (анкетирование, опрос, интервью). Анкетный опрос позволяет в короткий период времени получить информацию, касающуюся общественного мнения тех или иных социальных групп или населения в целом; отношения людей к тем или иным политическим событиям, лидерам, явлениям; общего настроения людей. Интервью, так же как и анкетирование, является опросным методом сбора информации, осуществляется на основании исследовательской программы с помощью определенного плана, с фиксацией результатов с целью последующей обработки и интерпретации.
Важное значение в изучении предвыборного политического процесса играет метод контент-анализа. С помощью этого метода возможно формирование обоснованного заключения, касающегося, например, особенностей информационного сопровождения той или иной избирательной кампании, преобладания и доминирования элементов в образах лидеров, воспроизводимых в политической рекламе, типичных претензий к органам управления, содержащихся в письмах, с которыми граждане обращаются в СМИ, и т.п.
Личностные качества лидера.
Качествами, которыми должен обладать лидер с целью получения симпатий электората, можно представить в виде трех блоков:
1) «Блок поля жизнедеятельности». Сюда следует отнести следующие характеристики: семейное положение, круг знакомых, отношения к религии, национальность, социальное положение, хобби, достижения.
2) «Блок психологических качеств».В данный блок можно включить такие качества как: интеллект, информированность, кругозор, опыт, воля, общительность, реакцию на ситуацию, самооценка.
3) Третий блок — «Языки». Этот блок содержит вербальные и невербальные характеристики, которые создают внешний облик личности, его маску, представительское лицо. Сюда следует отнести такие качества как; речь, одежда, походка, мимика, жесты, прическа, очки.
Положительными качествами лидера являются: честность, открытость ума, смелость, находчивость, способность к воодушевлению других, теплота, скромность.
Отрицательными качествами, присущими некоторым лидерам, следует считать: жажду власти, слабость, предубежденность, безрассудность, сверхполитизированность, аморальность, эгоизм.
Можно определить следующие личностные качества успешного лидера:
1. Уверенность в себе. Уверенный в себе лидер внушает доверие и дает ощущение защищенности окружающим. Такой человек выделяется и внешне – имеет ровную осанку, расправленные плечи, обладает спокойным взглядом и размеренным дыханием. Речь уверенного лидера ровная и четкая, отсутствуют колебания и затяжные паузы.
2. Проактивность. От обычной активности это качество отличается умением самостоятельно инициировать ситуацию. Такая личность умеет опережать чужую инициативу и действует, исходя из собственных побуждений.
3. Целостность личности. Люди, имеющие целостный внутренний мир, умеют «держать себя в руках», быть эмоционально спокойными в экстремальных ситуациях. У такого лидера психические процессы уравновешенные, он может подвергнуть контролю свои личные чувства и поведение в самый неожиданный момент, когда большинство людей начинают нервничать.