Прием «Ключевые слова» помогает осуществить стадию вызова на уроке.
По ключевым словам можно составить рассказ или расставить их в определённой последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Учитель выбирает 4–5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску.
- Вариант 1: отводится 5 минут на то, чтобы методом «мозговой атаки» дать общую трактовку этих терминов.
- Вариант 2: учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.
Например, тема «Что такое светская этика». На доске написаны ключевые слова: добро, нравственность, атеист, эгоист, законопослушный, верующий, преступник, безнравственность, равнодушие. Задание: Составить рассказ, используя ключевые слова.….«Нас много на земле, но все мы разные – нет совершенно одинаковых людей. Мы разные не только внешностью. Среди нас есть добрые и злые, нравственные и безнравственные, законопослушные и преступники, эгоисты, верующие и атеисты, равнодушные и сочувствующие. От этого зависит, какой человек, как он относится к собственной жизни и к жизни окружающих его людей».
«Верные и неверные предположения» или «Верите ли вы?»
Этот приём так же может использоваться в начале урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Например: модуль «Основы мировых религиозных культур»:
1. Люди разных религий могут жить вместе в одном государстве.
2. Священное писание иудеев называется Авеста.
3. Цель жизни христианина – обрести спасение.
4. Основатель буддизма родился в Аравии.
5. Мусульманская община называется умма.
6. Для чтения свитка Торы обычно используют специальные указки.
На своих уроках для этого приема использую тренажеры электронного приложения к учебному пособию.
«Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
- уважение к различным точкам зрения ее участников;
- совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.
При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Например: Задание группам: Обоснуйте свой ответ. (Тема: «Альтруизм и эгоизм», модуль «Светская этика»).
1. У человека, влюбленного в себя, есть то преимущество, что у него мало соперников.
2. Кто живет ни для кого, тот не живет и ради себя.
3. Если хочешь жить для себя, живи для других.
4. Будь альтруистом – уважай эгоизм других!
5. Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.
6. Кто очень любит себя, того не любят другие.
Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Синквейн
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам» мы знаем не так уж много. Это сонет, японские танку, хокку. К таким формам относится и синквейн.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
- Первая строка - одно существительное, которое называет тему;
- Вторая строка – описание темы двумя прилагательными;
- Описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;
- Синоним первого существительного, который повторяет суть темы.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейны обязательно анализируются. Их интересно использовать в качестве средства творческой выразительности.
Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися:
- Дружба
- Настоящая, лживая.
- Создается, укрепляется, разрушается.
- Улей дружбой крепок
- Друг!
- Семья
- Дорогая, крепкая.
- Заботится, уважает, понимает.
- Семья – моя крепость.
- Взаимопонимание.
В заключении хочу сказать, что все приёмы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Совершенно очевидно, что применение даже некоторых приёмов технологи развития критического мышления (РКМ) даёт возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии. Технология РКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.