Характеристика медиапроектов по доминирующей в проекте деятельности
Тип медиапроекта | Характеристика | Форма представления результата |
Исследовательский | Исследовательские медиапроекты подчинены логике научного исследования, предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез. | Компьютерный мониторинг (диагностика), компьютерная модель процесса (явления) и др. |
Творческий | Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. | Интернет-газета, видеофильм, репортаж, фотоальбом и т.д. |
Ролевой | Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. | Педагогические видеоситуации, виртуальный конкурс (олимпиада), виртуальная игра и др. |
Информационный | Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. | Видео-интервью, видео-конференция, виртуальный круглый стол, веб-форум и т.д. |
Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.
Особенности содержания и процессуальная характеристика технологии.Необходимо четко определить, зачем выполняется тот или иной медиапроект, чему могут научиться студенты, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
Отличительными особенностями проекта являются: практико-ориентированная направленность (актуальность, полезность), наличие острой проблемы или нерешенного вопроса, «жесткие» временные рамки выполнения (сроки), полезность («здесь и сейчас»), сочетание командной и личностной заинтересованности и др.
Работа над проектом начинается с постановки цели. Именно цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.
Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над медиапроектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.
На рисунке 3 представлены три этапа работы над медиапроектом: организационно-подготовительный этап (проектирование медиапродукта); технологический этап (разработка медиапродукта); заключительный этап (презентация медиапродукта).
Проектирование медиапродукта |
Разработка медиапродукта |
Презентация медиапродукта |
Рис. 3. Этапы работы над медиапроектом
В нижеследующей таблице представлены виды деятельности педагога и обучающегося в учебно-проблемной группе (табл. 4).
Таблица 4
Распределение видов деятельности педагога и обучающихся
в учебно-проблемной группе
Этап | Деятельность педагога | Деятельность студентов |
Организационно-подготовительный | Продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Организовать «мозговой штурм» идей для будущего медиапроекта. Предложить обучающимся наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблемы. | Обсуждают предложения (идеи проектов) внутри своей группы, выбирают лучший проект. Представляют его аудитории. Формулируют цель и задачи медиапроекта. Разрабатывают план работы, распределяют роли в группе, чтобы каждый принял активное участие в работе над проектом. Обсуждают варианты оформления результатов проекта. |
Технологический | Консультирует по мере необходимости. Помогает в репетиции защиты проекта. Участвует в защите проекта. | Работают самостоятельно по намеченному плану и распределенным ролям. По необходимости обращаются за помощью к преподавателю или другим участникам группы. Готовят презентацию, защиту проекта. Проводят защиту проекта. |
Заключительный | Принимает отчет по результатам работы учебно-проблемной группы. Подводит итоги работы группы, осуществляет поощрение участников группы. | Отчитываются о проделанной работе. Анализируют достоинства и недостатки совместной работы и результата. |
Оценивать работу учебно-проблемной группы рекомендуется по следующим критериям:
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
- объем разработок и количество предлагаемых решений;
- активность каждого участника проекта;
- умение отвечать на вопросы аудитории, аргументировать свои заключения и выводы;
- наличие решения проблемы, выводов;
- оригинальность, творческий подход.
В помощь педагогам и студентам получают распространение веб-сайты в целях информационной и методической поддержки участников проектной деятельности (рис. 4). Особый интерес представляет раздел «Копилка проектов», где коллекционируются наиболее интересные идеи и результаты медиапроектов.
Рис. 4. Веб-сайт «Информационно-методическое сопровождение
проектной деятельности»
В качестве наглядного примера из копилки проектов вниманию читателей предлагается студенческий медиапроект «Есть контакт!» (табл. 5), в котором осуществляется попытка отразить жизнь студентов со всеми проблемами и радостями. Для этого использовался метод аналогии, т.е. сравнения жизни наших студентов с жизнью студентов-инопланетян по вопросам трудностей учебы, нехватки времени, денег не только на развлечения, но и на учебу».
Таблица 5
Матрица медиапроекта «Есть контакт!»
Руководитель медиапроекта: | Габидуллина А.Р. |
Авторы медиапроекта: | Студенты 4 курса специальности «Профессиональное обучение (информатика, ВТ и КТ)» Кадыргулова Жизель, Саттаров Дмитрий, Хасанова Гульшат. |
Тип медиапроекта: | информационный |
Название медиапроекта: | «Есть контакт!» |
Цель: | Сформировать способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы. |
Проблемные вопросы: | С какими проблемами сталкивается студент, проживая в общежитии? |
Задачи: | - Проанализировать проблемы студенческой жизни, выявить наиболее актуальные. - Разработать мультимедийную презентацию, которая отражает актуальные проблемы студенческой жизни. |
Описание медиапродукта, полученного в результате реализации медиапроекта: | Мультимедийная презентация со звуковым сопровождением. В центре внимания диалог студентов с инопланетянином о проблемах студенческой жизни (рис. 5). |
Медиаресурсы, необходимые для выполнения проекта: | Программа для разработки презентаций PowerPoint, программа для записи голоса, фотографии, иллюстрации. |
Междисциплинарные связи медиапроекта: | Для выполнения медиапроекта необходимы компетенции, сформированные на таких учебных дисциплинах, как «Мультимедиа технологии», «Оператор ЭВМ». |
Форма представления результата: | Демонстрация медиапродукта. |
Критерии оценки качества выполнения медиапроекта: | - мультимедийный формат презентации (наличие анимации, звукового сопровождения и т.п.); - оригинальность, творческий подход; - необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему. |
Рис. 5. Фрагмент мультимедийной презентации
Реализация данного проекта, действительно, способствует проявлению творческого подхода и закреплению информационно-коммуникативных компетенций будущих специалистов.
Овладению социально-личностных и профессиональных компетенций значительно способствует участие в таких проектах, как проект «А вот какие мы!», направленного на формирование основ самореализации и самовыражения студентов в образовательном пространстве вуза (табл. 6).
Таблица 6
Матрица медиапроекта «А вот какие мы!»
Руководитель медиапроекта: | Габидуллина А.Р. |
Авторы медиапроекта: | Студенты 4 курса специальности «Профессиональное обучение (информатика, ВТ и КТ)» Кагирова Юля, Кузнецова Лиза, Соколова Илона, Ялалтдинова Миляуша. |
Тип медиапроекта: | Творческий |
Название медиапроекта: | «А вот какие мы!» |
Цель: | Обмен опытом по самоутверждению, самовыражению, самореализации каждого участника студенческого коллектива. |
Проблемные вопросы: | Что отличает нашу группу от остальных? В чем сильные стороны нашего коллектива? Какие у нас интересные дела? Какие новые идеи возникают в нашей группе в совместных делах? |
Задачи: | - Выявить интересы, способности каждого члена группы. - Собрать информацию о коллективных творческих делах группы, об индивидуальных достижениях в олимпиадах и конкурсах. - Представить накопленный материал в формате видео. |
Описание медиапродукта, полученного в результате реализации медиапроекта: | Видеоролик о студенческой группе (рис. 6). |
Медиаресурсы, необходимые для выполнения проекта: | Программа для работы с видео, фотографии. |
Междисциплинарные связи медиапроекта: | Для выполнения медиапроекта необходимы компетенции, сформированные на таких учебных дисциплинах как «Мультимедиа технологии», «Оператор ЭВМ». |
Форма представления результата: | Демонстрация видеоролика (ролик прилагается) |
Критерии оценки качества выполнения медиапроекта: | - полнота информации (представлена информация о коллективных делах и достижениях, интересах и увлечениях каждого студента); - использование фотографий; оригинальность, творческий подход. |
Рис. 6. Фрагмент видеоролика студенческой группы
Критерии эффективностиработы учебно-проблемных групп над медиапроектом:
- практическая, теоретическая, познавательная значимость
результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Вопросы для размышления
1. Что такое медиапроект?
2. Назовите ключевые идеи, составляющие суть метода проектов.
3. Какие типы медиапроектов можно выделить по доминирующей в проекте деятельности? В чем их специфика?
4. Охарактеризуйте технологические этапы работы учебно-проблемной группы над медиапроектом.
5. Как осуществляется внешняя оценка медиапроекта?
Практикум
Предложите тему медиапроекта. Определите центральную проблему, сформулируйте цель и задачи медиапроекта, определите практическую значимость и поясните, каким образом результаты проекта будут оформлены.
Если хочешь знать больше…
1. Борздун, В.Н. Организация и технологии проектной деятельности учителей и учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsu-expert.ru/node/4535
2. Габидуллина, А.Р. Проектная деятельность как технология формирования ключевых компетенций студентов [Текст] / А.Р.Габидуллина, З.И.Исламова // Информатизация образовательного пространства: опыт, проблемы и перспективы: материалы республиканской науч.-практ. конф. – Уфа: Изд-во БГПУ им. М.Акмуллы, 2009. – С. 200-202.
3. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. – Самара, 2003. – 145 с.
4. Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования» [Текст] / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. – Мн.: РИВШ БГП, 2003. – 240 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Полат Е.С. [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.
2.2. Технология проектирования модели студента образовательного учреждения
Ключевые понятия
Моде́ль (фр. modèle, от лат. modulus – «мера, аналог, образец») — это упрощенное представление реального устройства и/или протекающих в нем процессов, явлений.
Моделирование – построение и исследование моделей, которое облегчает изучение имеющихся в реальном устройстве свойств и закономерностей.
Конфайнмент – модель непрерывного движения электрона, используемая в проектировании социальных и психологичеких систем.
Ценностно-целевые установки
Целью данной технологии является освоение методов моделирование личности студента, то есть построение структурной и системной модели, осознание компанент этой модели и взаимосвязей между ними. При этом, опираясь на ценностные компоненты личности и ценностные идеалы мировоззрения личности. Технология позволяет сформировать системное представление о личности студента и выявить причины сложностей в работе куратора.
Компетентностная направленность
Технология направлена на формирование проектировочных и управленческих компетенций, таких как: осознание ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности, проявление понимания их смыслов и значений, демонстрация системности, целостности представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся); способность проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности; владение нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса; готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности специалиста; готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию; готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов); способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов); способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности и др.
Основные идеи и принципы технологии
Существует два вида мотивации: мотивация избегания неудач («я пришел, иначе могут быть не приятности») и мотивация достижения успеха («я пришел, чтобы достичь чего-то»).
Пример. Два человека находятся на одном уровне горы, самое плохое, что может случиться с первым – он свалится! Самое плохое, что может случиться со вторым, – он не доберется до цели. Самое хорошее, что может случиться с первым – он не упадет, самое хорошее, что может случиться со вторым – он все-таки добереться до цели. При любом исходе между 2-мя людьми появляется разница. Учитывая виды мотивации, кого-то надо поторапливать и показывать возможные неудачи, а кому-то показывать дорогу, одному рассказываем для чего тебе это нужно, а второму что тебе за это будет, если ты не будешь этого делать (Рис. 7).
Рис. 7. Виды мотивации (модель)
Модель – это некий инструмент и моделируем мы для того чтобы понять лучше. Модель – это некая унифицированная сжатая форма представление реальности. Например, мы говорим о гуманитарных технологиях воспитания, мы пытаемся представить определенные структурные элементы технологии. Это тоже есть модель – модель воспитания, но для того чтобы проводить эти модели воспитания и реализовывать их в жизни необходимо иметь представление, а что же должно быть в результате. Вчера мы занимались тем, что моделировали качества педагога исламского образовательного учреждения. Сегодня мы попытаемся сделать модель студента.
Моделирование студента или образа студента нам необходимо для того, чтобы сформулировать некий образ-результат того, что будет на выходе.
Цели при моделировании:
1. Иметь системное представление о том, какой должен быть результат в работе учебного заведения. Системный метод один из центральных методов современной науки. Система – это совокупность элементов, и взаимосвязей между ними представляющих единое целое. Человека можно рассмотреть как единое целое. У каждого человека есть структурные элементы (сердце, почки, мозг), и есть связи между ними (артерии). Систему можно увидеть в обществе, когда перед вами сидит класс – это социальная система.
2. Иметь «опорные точки» для контроля учебно-воспитательного процесса.
3. Понимать сложности и закономерности воспитательной работы в учебном заведении.
4. Понимать причинно-следственные связи и отражать их в модели.
Рассмотрим технологию конфайнмент моделирования.
Перед вами модель движения электронов (Рис.8). Однако эта модель хорошо описывает социальные системы.
Рис. 8. Конфайнмент-модель: порядок заполнения
Модель представляет 3 замкнутых круга. Центральный круг обеспечивает передачу и трансформацию влияния от внешних кругов друг к другу.
Сам по себе результат обычно расположен во внутреннем кругу.
Центральный круг - управляющий по отношению к внутреннему и внешнему. Если он замыкается, мы говорим о верном заполнении (Рис.9).
Рис. 9. Конфайнмент-модель: круги
Так же можно разделить модель на 3 сектора (зоны): <К> - красная - кажущееся, конкретное. <З> - зеленая - знания, заблуждения, значения. <С> - синяя - смыслы, следствия, субъективное (Рис. 10) .
Рис. 10. Конфайнмент-модель:секторы
Таким образом, конфайнмент-модель состоит из трех кругов: результативного, управляющего и поддерживающего.
• Каждый из кругов замыкается.
• Круги взаимосвязаны.
• Триады из элементов всех трех кругов однородны.
• Если эти условия соблюдаются, мы говорим об элементе центрального круга в зеленой зоне, как о ключевом элементе.
А теперь давайте начтем заполнять нашу модель (Рис. 11), ее заполнение мы будем строить «с конца» или строить модель от того что имеем на настоящий момент:
1. «Результат» – сформулированный в очевидных терминах, то есть как вы можете его наблюдать, слушать, чувствовать.
2. «Последовательность действий» – которые с одной стороны приводят к результату (1), а с другой влияют на появление пункта (3) «Критерии мастрества».
3. «Критерии мастерства» - или как понять полуился ли у вас «Результат» или не получился, оценка по критериям – достижения нужного результата. Этот блок влияет на достижение результата, но в то же самое время – является причиной блока (4) «Кто я».
4. «Кто Я» или Я-концепция. Как осознает себя человек, который достигает этих результатов. Есть поговорка – «Если человека много раз назвать бараном – он заблеет», Если человек принимает на себя определенную роль, то он начинает ей соответствовать.
5. «Тонкости мастерства» или определенные «секреты» в реализации этой деятельности и достижении этого результата (это может быть вторичная выгода). Тонкости мастерства – являются причиной сразу трех блоков (2) «Последовательность действий», (3) «Критерии мастерства», (4) «Кто я».
Рис. 11. Пример полной модели личности
6. «Триггерные условия» или пусковой механизм – те мотивационнуе становки и мотиваторы, которые есть у человека. Что заставляет его совершать эти действия. Пусковой механизм является причиной (2) «Последовательность действий» и (5) «Тонкости мастерства».
7. «Фильтры восприятия» - или то как воспринимает это человек ( в нашем случае студент). Этот блок является причиной «триггерных установок» (6), так как если человек не видит в этом смысла, то и делать этого не будет. Инапрямую влияет на (2) «Последовательность действий».
8. «Мировоззрение» является причиной (6) «триггерные установки», (7) «Фильтры восприятия» и (5) «Тонкости мастерства».
9. «Бонусы» или выгоды – то что позитивного человек получает в результате той или иной деятельности. Если он не получает ничего позитивного, то и делать он ее скорее всего не будет.
Давайте попробуем теперь теорию переложить на практику и разобрать на конкретном примере. Как организовать процесс, чтобы студент прочитал книгу по специальности? Результат – прочитанная книга.
Откуда же будет вытекать прочитанная книга? Из основных критериев мастерства(2): выбор этой книги, ее прочтение и резюмирование, оставление информации для себя. Мы не задумываемся над тем, как мы выбираем эти книги и не задумываемся над тем, как ее надо читать и не задумываемся над тем, как ее нужно резюмировать. Есть совершенно новое направление – аудиокниги. А так же возможность использования информационных ресурсов чтобы книгу прочитали. Можем ли мы подсказать студенту, как это можно сделать – взять аудиокнигу, поставить в аудиоплеер и вместо того, чтобы по дороге в университет слушать музыку или радио, прослушать книгу. Это же недолго и вроде как полезно или беглое чтение, техники быстрого чтения.
Отсюда возникает вопрос «Кто я?»(4). Преуспевающий специалист. Современные требования рынка труда заявляют о том, что специалист должен постоянно развиваться – минимум одна книга по специальности в месяц должна быть прочитана. Если вы не бежите очень быстро, вы очень быстро отстаете. Рынок слишком быстро двигается. Отсюда возникает тонкость: а где взять эти книги? Книг сейчас на рынке очень много. Сайты. С каких сайтов можно сейчас скачать книги? Есть такая информация? Издательства сейчас держат марку. Определенные издательства профилируются на определенных книгах. Когда мы приходим в магазин очень просто взять и выбрать по издательству. Вы сами практикуете это? Попробуйте. Это гораздо удобнее и гораздо быстрее.
Триггером же может выступить, например, задание по дисциплине. В ваших методических комплексах есть такой раздел, который называется самостоятельная работа студента.
Убеждения, ценности. Преуспевающий специалист прочитывает не менее одной книги в месяц. Но прочитать книгу - это мало. Вот иногда берешь книгу и начинаешь ее читать. А пока ее читаешь, понимаешь, что уже забываешь начало этой страницы. Бывает такое? Поэтому прочитать книгу – мало. Важно еще понять – а ценная ли она для тебя? А что ты как специалист почерпнул к воспитательному процессу? Нужно резюмировать для себя. И здесь, когда мы даем домашнее задание, важно понять – получил ценность студент или не получил. Для этого преподаватель, как минимум, сам должен прочитать. Ну и как бонус (внешний мотив) – засчитанное задание СРС.
Внешний круг, или управленческий. Задача куратора – внушение, пропаганда философии интенсивного развития.
· Успешный специалист всегда интересуется новинками.
· Неуспешный специалист работает на низкооплачиваемой работе.
· Успешный специалист знает, как найти информацию, обрабатывает ее и становится еще более профессиональным.
Средний круг – совместно с преподавателями сформировать задачи по курсу. Должно быть понимание «зачем». Научить техникам работы с книгой. Мы очень часто даем много-много информации, но не учим наших студентов работать с этой информацией. А ведь есть техники запоминания. Давайте из школы вспомним пример. Все в дневнике писали «выучить наизусть». А что надо было делать? Наизусть это как? Каждый находит какие-то свои техники работы. А ведь они есть, все мнемотехники.
И внутренний круг – сопровождать процесс чтения. Обратная связь – обсуждение. А вы сегодня читали вообще что-нибудь? Вопрос студентам: а что было интересно? Может, поделитесь? А вот я прочитал такую книгу, мне там понравилась такая-то вот строка. Мне нравится в педагогике Антон Семенович Макаренко.
Эту модель можно использовать совершенно в разнообразных гуманитарных сферах. Возникла проблема – мы пытаемся ее описать.
В качестве примера заполненной конфайнмент-модели приведена модель личности специалиста рисунок 11.
Особенности содержания и процессуальная характеристика технологии
Особенность системного моделирования построена на уровне способов мышления человека. Условно мы можем выделить несколько уровней мышления человека:
Первый способ мышления-линейный:
Стимул → реакция
Причина→ следствие
Человек четко понимает, что надо делать, когда понимает в чем причина. Нашел причину – тогда понимаю, что делать дальше.
Но в какой-то момент мы сталкиваемся с тем, что результат одного действия становится причиной другого действия, и тогда появляется круг.
Циркулярная логика. Круг. Очень хорошо данную логику можно скрепить в рамках социальной системы – семейной системы. Классическая ситуация: муж приходит домой с работы, садится, начинает кушать и вдруг слышит – громкую музыку. Он сидит, ест и начинает ворчать, высказывая жене, которая моет посуду что-то классическое «ты плохо воспитала сына». Она моет. Вдруг заходит дочка и говорит: «Папа, мама, я пошла на дискотеку, приду рано, вы еще будете спать». Мама вытирает руки: «Какая дискотека? Учи уроки». А в ответ: «Вы мне всю жизнь портите! Мне уже почти 16! А вы меня не пускаете на ночную дискотеку?» И начинается очень громкий скандал дома. Сыну становится плохо слышно музыку, он увеличивает громкость. Цикл замкнулся.
Если рассматривать более детально происходящее, то мы увидим, что, все структурные единицы взаимосвязаны между собой и получилась система.
Линия – линейная логика.
Круг – циркулярная.
И система.
Успешность выполнения профессиональной задачи во многом зависит от того как думает человек.
Максимальный успех это такой порядок:
Система → круг → линия.
А вот, если наоборот, то трудностей становится больше.
Линия → круг → система.
Важно понять, если мы начинаем отслеживать сначала причинно-следственные связи, то на следующем этапе они замкнуться. Круг – уже не разрешимая задача. А на третьем этапе системы – возникает большая срожность найти выход из этой системы.
Если сначала система, потом определение основных закономерности, то выявить конкретные пути решения не составит большого труда.
Исходя из вышесказанного куратору знания проектирования необходимы для:
· Для того, чтобы он мог проанализировать сложную ситуацию в целом - увидеть сначала всю систему.
· Для того, чтобы он имел системное представление о личностно-профессиональном развитии студента.
· Для того, чтобы определить индивидуальную траекторию и помочь студенту разобраться все в той же системе.
· А для студента это, чаще всего, просто не понятно, откуда что берется. Чтобы научить студента, давайте попробуем для начала разобраться сами.
Итак, цель – системное представление, иметь опорные точки контроля, понимать сложные закономерности воспитательной работы и понимать причинно-следственные связи в итоге.
Я думаю что все кураторы работают со студентами. А как вы думаете какой основной мотивирующий фактор в работе студента?
Давайте посмотрим на результаты социологического исследования «Мотивы высшего образования».
Мотивы можно поделить на внешние мотивы и внутренние. Внешние – самые верхние три строчки: получение диплома 68%, успешно сдать сессию 21%, отчисление из ВУЗа – 19%. Внутренние: получение нового опыта 51%, профессиональный рост 11%, личностный рост 8%.
Если их сравнить, наглядно видно, что внешние мотивы для нашего современного студента – доминирующие.
И внутренние мотивы для него несколько не значимы.
Интересные факты, на которые я обращаю ваше внимание. А теперь давайте обрабратим внимание на рынок труда (Рис.12).
Рис. 12. Рынок труда
Начальное профессиональное образование в нашей стране получают около 1000 тысяч человек. Среднее специальное образование получают 200 тысяч человек, которые закончили НПО, около 200 тысяч человек, которые закончили школу. И высшее образование у нас получают 200 тысяч человек после СПО, 200 тысяч человек, которые закончили начальное профессиональное образование и после школы порядка 600 тысяч человек ежегодно. Соответственно после окончания ВУЗа около полутора миллиона человек ежегодно – специалисты с высшим профессиональным образованием выходят на рынок.
К чему же это приводит? Студенты хотят высокую зарплату и хорошую работу. Исследование «Премия за высшее образование» (Рис. 13).
Рис. 13. Премия за высшее образование
По уровню оплаты труда специалистов с высшим профессиональным образованием - наглядно видно падение данного фонда.
Это приводит к диспропорции рынка труда. С одной стороны выпускники ВУЗов создают префицит. С другой стороны на рынке труда есть дефицит рабочих специальностей. Отсюда получается совершенно парадоксальная вещь.
Диспропорция на рынке труда, приоритет внешних мотивов и подавляющее большинство студентов идут в институт под влиянием родителей. Возможность для предоставления конкурентоспособной образовательной услуги – это воспитательный процесс. На данный момент рынок труда запрашивает специалистов, которые способны постоянно развиваться, студенты, которые приходят к работодателю и имеют внешний мотив – «мотив кнута». Следовательно, воспитательный процесс ВУЗа должен переориентировать мотивы. Воспитательный процесс должен быть направлен на непрерывный личностно-профессиональный рост. ВУЗ – это только начальная точка профессии.
Задача кураторов – обеспечить данную установку. Личное профессиональное развитие должно быть направлено на подготовку конкурентоспособного специалиста. А, следовательно, исходя из рамок стратегического менеджмента, конкурентоспособным может быть специалист только в том случае, если он развивает свои сильные стороны и минимизирует риски слабых сторон.
Критерии эффективности
- Системность.
- Возможность переключения.
- Проблемность.
- Фликсилогичность.
- Креативность.
Вопросы для размышления
1. Что такое конфайнмент-моделирование?
2. Какими компетенциями должен обладать хороший педагог?
3. Какими качествами должен обладать идеальный студент?
Практикум
Вам предлагается шаблон конфайнмента с просьбой в интеллектуальном режиме построить модель идеального студента. Для этого необходимо сначала проставить цифры под кружочками, чтобы точно заполнить модель, затем, опираясь на контрольные вопросы, построить модель идеального студента.
1. Как вы поймете, что перед вами идеальный студент? Опишите.
2. Что он должен делать, если он идеален?
3. Как мы поймем, что у него получилось быть идеальным?
4. Кем он себя называет при этом? «Я – …».
5. Какой он? Определите «тонкости мастерства».
6. Что заставит студента быть идеальным? Определите триггер – пусковой механизм.
7.Что именно должен видеть и слышать студент, на что обращать внимание? Определите фильтры восприятия.
8. Каковы его убеждения, ценности и пр. Определите мировоззрение.
9. Что он получит в результате? Определите его бонусы.
Если хочешь знать больше
1. Я. Кузьминов. Образование в России вызов для экономики. – Екатеринбург, 2011.
2. Т.Гагин. НЛП – мастер. Институт синтез технологий. –Уфа, 2009.
3. http://www.koob.ru/time/ Онлайн библиотека. Статьи и книги по тайменеджменту.
4. http://www.i-u.ru/biblio/archive/time%5Fmenedjment/ Библиотека РУССКОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТА.
2.3. Технология планирования воспитательной работы
Ключевые понятия:
План воспитательной работы – конкретное отображение общих стратегических задач воспитания в мельчайших деталях.
Планирование – детальная разработка стратегии и тактики воспитания в пространственно-временных формах (место и время), в количественных рамках (количество участников, групп, команд), в нормативно-правовых нормах (правила игры, условия конкурса и др.).
Ценностно-целевые установки.Ценностный смысл данной технологии заключается в том, что она позволяет осознать важность моделирующих, программирующих и проективно-конструктивных функций цели воспитания и необходимость конкретного представления о путях, средствах и приемах ее достижения.
Компетентностная направленность.Овладение технологией планирования воспитательной работы способствует формированию проектировочных и конструктивных умений, навыков и компетенций будущего педагога-воспитателя.
Основные идеи и принципы технологии.Прогнозирование результатов своей деятельности, проектирование условий и возможностей достижения цели, планирование каждого шага на пути приближения к своей цели являются неотъемлемыми условиями успешности деятельности человека.
Во избежание понятийной путаницы позволим себе расставить ключевые акценты в понимании основных категорий аналитико-проективной деятельности педагога. Если исходить из того, что детальная разработка стратегии и тактики воспитания называется планированием, то оно предполагает, прежде всего, конкретизацию в пространственно-временных формах (место и время), в количественных рамках (количество участников, групп, команд), в нормативно-правовых нормах (правила игры, условия конкурса).
На пути приближения к цели (образу предполагаемого результата) любой организатор-воспитатель проходит ряд взаимосвязанных этапов моделирующей и проектно-конструктивной деятельности. Сначала разрабатывается модель цели (мысленный образ предполагаемого результата) с основными путями ее достижения. На этом этапе, безусловно, преобладает мыслительная деятельность.
Затем производится проектирование – этап дальнейшей разработки (детализация) созданной модели в целях доведения ее до практического использования и реализации. В данном случае преобладает преобразовательная деятельность.
Дал