Работа с осознаваемым образом цели
Аспекты | Вопросы для размышления | Собственные формулировки образа цели |
Личный | Каким я хочу стать? Какие черты характера хочу развить, сформировать? Какие уязвимые или теневые аспекты собственной личности хочу проработать? | Хочу стать более внимательным, прозорливым, уравновешенным, сдержанным, обаятельным, уверенным в себе. Хочу не тревожиться по мелочам, быть дисциплинированным в мыслях и чувствах |
Социаль-ный | Чего я хочу добиться в социальном плане? Какой уровень доходов мне небходим? Какие социальные приобретения мне нужны (дом, машина, катер и пр.). Уважение и признание какого круга людей мне необходимо? | Хочу жить в собственном доме, иметь машину для всех членов семьи, катер, снегоход. Хочу признания со стороны наиболее успешных людей и быть принятым в высших кругах. Хочу давать интервью на телевидении как успешный руководитель и состоявшийся человек |
Духовный | В чем я вижу, ощущаю свое предназначение? Какие мои таланты и способности уже востребованы, а какие еще нет? То, чем я люблю заниматься, то, что приносит радость моей душе, востребовано в моей будущей работе? Я окружен людьми, близкими мне по духу, ритму, устремлениям? Что для меня является самым главным в жизни в данный момент? | Я ощущаю собственное предназначение в том, чтобы вести за собой людей, делать для них что-то хорошее. Я хочу окружить себя и других красотой и удобством, чтобы у них проявились их лучшие качества. Сейчас не все люди, которые меня окружают, близки мне по духу, но, думаю, я смогу добиться духовной близости. Сейчас немало времени уходит не на главное, но я уже чувствую свой путь и знаю пути духовного самосовершенствования |
Четвертый этап характеризуется сопоставлением собственных образов цели с образами сверх-целей (высокодуховные, сверхдуховные) и коллективными (социально-коллективные) образами целей.
Пятый этапсвязан с разработкой программы достижения образа целей. В педагогике цели воспитания представляются как ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Гармоничное развитие личности предполагает гармоничное развитие сознания, чувств и привычек поведения в личностном становлении человека, триединство «души, разума и тела» в процессе формировании здорового образа жизни, гармонию личности с самой собой и обществом («самостью» и «социумностью»), гармонию всех воспитательных воздействий на личность человека, сочетание в организуемой педагогической деятельности общечеловеческих, национальных и личностных ценностей.
Технологические этапы целеполагания в образовательном учреждении (ОУ) представлены в следующей последовательности:
– изучение и принятие перспективной воспитательной цели учреждения;
– участие в выдвижении стратегических (перспективных) задач ОУ;
– конкретизация общих целевых установок с учетом возрастных особенностей воспитанников группы;
– выдвижение воспитательных задач по направлениям содержания воспитания (нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое) с учетом индивидуально-коллективных особенностей воспитанников и условий, в которых протекает воспитательный процесс;
– постановка конкретных организационно-практических задач, которые отвечают на вопросы, что обеспечить, как использовать, где организовывать, каким образом стимулировать студентов и т.п.;
– продумывание приемов и способов трансформации педагогических задач в задачи практической деятельности студентов;
– выдвижение совместно с воспитанниками задач практической деятельности и самовоспитания.
Критерии эффективности.Модель идеала самовоспитывающейся, самосовершенствующейся, саморазвивающейся личности характеризуют:
– одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;
– устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
– владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;
– осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
– высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
– творческий характер деятельности человека;
– результативность, эффективность самоформирования личности.
Вопросы для размышления:
1. Дайте определение сущности цели и целеполагания в воспитании.
2. Каковы функции цели воспитания?
3. Отразите в схеме таксономию целей.
4. Назовите основные этапы целеполагания в области духовного воспитания.
Практикум.Ознакомьтесь с перспективным планом профессионального образовательного учреждения и определите уровень соответствия профессиональным целям, возрастным особенностям обучающихся, особенностям группового взаимодействия по курсам и т.д.
Желательно, чтобы планы были из реальных образовательных учреждений, содержали достоверную информацию, не были лишены типичных недостатков для критического анализа и конструктивных предложений по их содержанию и оформлению. В ходе анализа планов на содержательном и организационно-техническом уровнях, определите критерии планирования, предложите структуру (схему) плана воспитательной работы, разработайте памятку по планированию воспитательной работы в ДОУ.
Если хочешь знать больше…
1. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. – М., 1990.
2. Исламова З.И. Методика воспитательной работы [Текст]: учебно-методическое пособие. – Уфа: Изд.-во «Вагант», 2011. – 230с.
3. Система учебно-воспитательной и внеучебной работы со студентами в БГПУ// Сост. Р.Х.Хайретдинова, Л.М. Вырыпаева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – 176с.
4. Технология планирования // Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. – М.: Школа-Пресс, 1998. – Гл. 19.
5. Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М., 1993.