Описание монет, денежных знаков
ОПИСАНИЕ МОНЕТ, ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ,
ЗНАЧКОВ, МЕДАЛЕЙ
Монеты и денежные знаки, медали, значки и даже печати являются ценным музейным экспонатом. В музееведении они обозначаются одним термином – «нумизматические материалы». Их описание (атрибуция) строится на нескольких нумизматических терминах, которые необходимо понимать юному краеведу.
Описание монет (нумизматика).
Аверс– это лицевая сторона монеты (медали). Как определить аверс? В мировой практике нет строгих правил чеканки монет. На русских монетах, начиная с эпохи правления Петра I и до 1917, на аверсе чаще всего изображается герб Российской империи – двуглавый орел или портреты императора (императрицы). На послереволюционных монетах изображали герб СССР. Определяет аверс и эмблема банка выпустившего монету, например «Банк России». Если на одной стороне герб, а на другой год выпуск, то аверсом будет сторона, где изображен герб.
Обратите внимание, что на аверсе Российских денежных единиц достоинством 1, 5, 10 или 50 копеек изображен Георгий Победоносец.
На зарубежных монетах на аверсе могут быть изображены: портрет короля (королевы), президента, герб или другой символ государства. Если нет всего ранее перечисленного, ищем год чеканки или клеймо монетного двора.
Гораздо сложнее определить аверс на средневековых арабских (хазарских, золотоордынских и пр.) монетах. Зачастую, аверс этих монет можно определить по пальметте (изображение цветка, звезды, реже животного).
Реверс – обратная сторона монеты (медали).
Обратите внимание, что изображение государственного герба на реверсе делается только в том случае, если на аверсе находится изображение здравствующего монарха. При любом другом раскладе – герб на аверсе.
Гурт – ребро монеты, её боковая часть. Появился гурт, как механизм зажиты монеты от любителей незаконной прибыли. Когда монеты чеканили из серебра или золота, некоторые счищали частички драгоценного металла. А древнерусские монеты даже обрезали ножницами. Изменённая форма монеты никак не влияла на её платежеспособность. Для защиты монет были придуманы насечки на гурте.
Гурт может быть: гладкий, с насечками прямыми, косыми, с текстом, датой, цифрами, фигурами. Чаще всего у российских дореволюционных монет – гурт в виде насечек. На Советских юбилейных монетах на гурте отчеканены пятиконечные звёзды или номинал монеты.
Кант– это бортик по окружности, делается немного выше рельефа основного рисунка аверса и реверса. Его предназначение – уберечь от повреждений сам рельеф.
Номинал – стоимость монеты (цифрами или прописью).
Поле монеты – это плоская поверхность, на которой размещен рельеф основного рисунка, номинал, знак монетного двора.
Легенда монеты – все надписи, которые присутствуют на монете – слова, даты, цифры и пр.
Новодел- не подлинные монеты, чеканившиеся на Петербургском и Екатеринбургском монетных дворах по заказам коллекционеров или для выставок. У таких монет на гурте имеется буква «Н».
При условии участия в конкурсе атрибуции памятника материальной культуры (музейного предмета) в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» лучше сделать боле развернутое описание монеты. При этом необходимо указать:
1. Название (начинается с существительного «монета» и далее какая (бронзовая, серебряная, медная, золотая и др.). Если невозможно определить металл, можно указать, что монета из «белого металла» или «желтого металла».
2. Принадлежность к государству.
3. Год выпуска.
4. Технику изготовления (обычно у монет это штамповка).
5. Размер – диаметр монеты измеряется в сантиметрах, для золотых и серебряных в миллиметрах.
6. Аверс, реверс, гурт.
7. Номинал.
8. Сохранность (полное или общее загрязнение, налет, потертости, царапины, вмятины, надпись неразборчива, год стерт и т.д.).
9. Условия поступления (легенда).
Если монета не редкая, «обычная» - отметить, что она «общегосударственного образца». Также отмечаются «юбилейные» или «коллекционные».
В книге поступлений музейных предметов делается краткая запись. Например: для обычной монеты – монета 5 коп. 1833 г; Николай I ЕМ-ФХ. Материал: медь. Техника: штамповка. Количество: 1. Размер: d – 3,5 . сохранность: царапины, потертость. Условия поступления.
Описание бумажных денежных знаков, облигаций, лотерейных билетов (бонистика).
При описании бумажных знаков, облигаций, лотерейных билетов указать:
1. Наименование (всегда сначала указывается существительное: «билет государственный»)
2. Номинал денежного знака и его номер.
3. Материал (бумага).
4. Техника изготовления (печать типографская). Если просматриваются водяные знаки в виде чего (цифры, звезды, иное).
5. Год выпуска.
6. Размер (высота по вертикали на длину денежного знака в сантиметрах).
7. Сохранность (помят, сгибы, разрывы, следы воды, пятна, общее загрязнение, пометки чернилами или карандашом).
8. Условия поступления (легенда).
Описание должно быть кратким. Не нужно копировать длинные надписи, можно привести только начальные слова, указать, если имеются подписи (управляющего, кассира и др.)
Например: билет государственный казначейский 3 руб. 1947 г. ПА 006891. Материал: бумага. Техника: печать типографская. Количество: 1. Размер: 13,5 х 8,5. Сохранность: помят. Описание: лицевая сторона – вверху герб СССР, в центре подпись «Гос. казначейский билет СССР. 3 рубля». Внизу номер билета красного цвета. Фон и изображение зеленого цвета, в нижней половине – розовая полоса. Оборотная сторона - на зеленом фоне надписи: «Гос. казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием ...», «Три рубля», «Подделка гос. казначейских билетов преследуется по закону». Условия поступления.
Описание орденов, медалей, значков (фалетристика).
1. Название.
Медали делятся на три группы:
Первая группа: Наградные – за военные действия, за труд. Например: «Партизану Отечественной войны».
Вторая группа: Юбилейные – выпущенные к юбилею какого-либо события или юбилею выдающегося человека. например: «ХХХ лет Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Третья группа: Памятные – в честь какого-либо события, выдающейся личности, например: «В память посещения Звездного городка».
2. Материал. Для советских памятных медалей сплав пишется «белый металл» или «желтый металл». Если колодка медали обтянута шелковой тканью, то указывается название этой ткани - «муаровая лента». Используется эмаль.
3.Техника изготовления (чаще всего штамповка).
4. Размер (диаметр в см и высота с колодкой).
5. Сохранность (утрата ленты, колодки, ушка, загрязнение, налет, вмятины, царапины, потертости и т.п.).
6. Описание. При описании используются термины «лицевая сторона» (аверс) и «оборотная сторона» (реверс). Наградные советские ордена и медали записываются как медали «установленного образца».
7. Указывается крепление, есть ли колодка, лента.
Значки делятся на несколько групп.
1. Наградные – за достижения в труде.
2. Служебные – принадлежность к ведомству, какой-либо организации и т.п.
3. Академические – за окончание вуза и других учебных заведений.
4. Членские – определяется принадлежность к различным политическим, молодежным, спортивным кружкам, клубам и т.д.
5. Памятные – посвященные какому-нибудь событию или деятелю.
6. Сувенирные – посвященные странам, городам, выставкам, историческим местам и т.п.
7. Юбилейные – посвященные «круглым» датам: основаниям городов, предприятия, годовщинам и т.п.
Следует указать полное название значка, сведения об авторах(если такие сведения имеются), а также о материале, из которого изготовлен значок.
Часто на значке бывают видны мелкие царапины, полученные при изготовлении, - механические повреждения. Об этом следует писать в категории «сохранность».
При описании следует указать форму значка и крепление (булавка, винт-гайка).
Инвентарный номер
Наименование
3. Автор, изготовитель(например, название предприятия выпустившего предмет), издатель, автор находки, название полевого отряда и его руководителя (если речь идёт об археологической экспедиции).
4. Описание внешнего вида предмета. Оно должно быть предельно точным, конкретным и сжатым. В начале описания даётся общая характеристика конструкции, формы, цвета, фактуры, устройства и тд. ; указывается, является ли предмет цельным или составным. Парные предметы (погоны, пара обуви) описываются вместе, но считаются как два предмета). Если предмет имеет упаковку-футляр, папку и пр., имеющую самостоятельное музейное значение, то она учитывается и описывается как отдельный самостоятельный предмет. Если не имеет музейного значения, она просто указывается в описании основного предмета. После описание общих признаков предмета даётся описание отдельных его составных частей, орнаментов, украшений, сюжетных изображений, клейм, надписей и пр. В текстах и надписях на предмете сохраняются подлинная орфография и пунктуация, указывается язык текста. В случае, если текст занимает более 10 строк, разрешается ограничиться воспроизведением начальных и последних слов, заменяя пропущенный фрагмент многоточием.
5. Место создания (находки), бытования. Географическая принадлежность предмета или место его находки (для археологических предметов, кладов, природных объектов (пород, минералов) обозначается последовательно от общего к частному в соответствии с административно-территориальным делением. Например, «СССР, РСФСР, В примечании необходимо указать современное наименование данного объекта. Место находки требует точной привязки к местности. Например, «РФ, Ставропольский край, Кочубеевский район, в 2,5 км к югу от села Новая Деревня, по правому берегу р.Большой Зеленчук, выше балки Кизиловой».
6. Дата создания, бытования, события, находки.Основанием датировки для предметов служит время изготовления/выпуска, принадлежность отдельным лицам и семьям, период использования (бытования). Если точная дата изготовления предмета не известна, то можно указать дату вручения (для наград), дарения, дату находки предмета или дату события, с которой этот предмет связан. Например, «Награждение – 2015г., 10 апреля»; «Событие – 1943 г.», «Изготовление – 1985г. Бытование – 1980-е годы». Если дата приблизительная, она должна указываться со знаком вопроса, помещённого в скобках, например, «не позднее ноября 1987» (?); «1-е десятилетие ХХ века» (?). Для археологических предметов кроме даты находки указывается абсолютный хронологических возраст найденных предметов, например, «II тыс. до н.э.». Для геологических объектов может быть указан абсолютный возраст данного геологического образования. Например, «200 млн. лет».
7. Материал, техника изготовления.В данной графе указываются материал, из которого изготовлен (или состоит) предмет, техника его изготовления или декорирования. Например. Для костяной иглы: «кость – резьба, сверление, шлифовка». Если предмет состоит из нескольких различных материалов, указывается каждый из них с техникой обработки. Если состав металла невозможно определить точно, можно ограничиться общей характеристикой. Например, для металла – «белый металл», «жёлтый металл». Для ткани – «ткань х/б», шёлк» и пр.
8. Размеры.Размеры обычно указываются в сантиметрах. Если предметы очень мелкие (бисер, детали часов), то указываются в миллиметрах, если очень крупные – в метрах. Предметы нумизматики, ювелирные изделия указываются только в миллиметрах. В сервизах, наборах указываются размеры только одного из аналогичных предметов. У трёхмерных предметов вначале измеряется высота, затем ширина и глубина. У круглых предметов указывается диаметр с указанием «D». У овальных предметов (зеркало, блюдо, знак) измеряется сначала больший, затем меньший диаметр. Для ваз, тарелок, чашек, а также для цилиндрических предметов проставляются два размера – высота и наибольший диаметр. У тканей в целых кусках или отрезах измеряется сначала ширина куска (постоянная величина), а затем длина. Для предметов одежды даются следующие размеры:
· для костюмов – ширина плеч или пояса, длина;
· для рубашки, верхней одежды и пр. – объём ворота, ширина подола, длина;
· для юбки - пояс и ширина подола, длина;
· для брюк – пояс, длина;
· для головных уборов – высота и максимальный диаметр;
· для обуви – общая длина и высота предмета
9. Сохранность. Сохранность предмета обязательно указывается при его поступлении в музей, что имеет важное значение для контроля за состоянием предмета. При этом фиксируются все имеющиеся дефекты: пятна, прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, потёртости, отсутствие каких-либо частей или деталей предмета и тп. Указываются места особенно значительных повреждений, например, «Обломан правый верхний угол, левый край покрыт ржавчиной»; «Ручка отбита. Имеется» или «Ручка отбита. Утрачена». При отсутствии видимых дефектов, если предмет хорошо сохранился, пишется «Видимые повреждения отсутствуют», «Видимых повреждений не обнаружено», или «В сохранности».
10. Источник и способ поступления.Поступление предмета в музей фиксируется указанием способа его поступления в музей (экспедиции, дарение, закупка) со ссылками на музейные акты (№ акта указывается). Указывается даритель, жертвователь.
11. Легенда. Легенда предмета – это история его происхождения (создания), находки, бытования, способа использования, сведения о его владельцах. Обычно при передаче предмета в музей владелец сообщает историю предмета и отражает его в своём заявлении. Сотрудники музея должны проверять сведения дарителя и дополнять легенду информацией, полученной в ходе изучения предмета.
Конкретные примеры описания музейных предметов
Учётный номер:______
Наименование предмета:Самовар настольный электрический «45 лет Победы»
Автор/Изготовитель: Предприятие «Салют»
Дата создания/изготовления предмета: 1990
Место создания: СССР, РСФСР, г.Куйбышев.
Описание предмета: Тулово самовара в форме шара белого металла с крышкой в форме полусферы с конфоркой (место для чайника) в форме розетки. На крышке две фигурные рукоятки чёрной пластмассы. На тулове по бокам две прикреплённые петлевидные металлические ручки с чёрными пластмассовыми веретенообразными рукоятками. Впереди кран белого металла с фигурной ручкой и чёрной пластмассовой шаровидной рукояткой. Тулово держится на ножке с основанием квадратной формы с четырьмя подножками в форме лап и гнездом для электропровода. На тулове с двух сторон по периметру рельефная надпись «45 лет Победы». Спереди на тулове штампованное изображение Спасской башни Московского Кремля со звездой, четырьмя звёздочками салюта и одним цветком. Под изображением надпись «1945/1990». На дне основания клейма, обозначающие аббревиатуру предприятия-изготовителя «ТУ1-01 0293-75»/1990г., «3л/220В 1КВГ» / и цена «Ц.60р.».
История (легенда): Принадлежал семье профессора кафедры отечественной истории МГУ Иванова Ивана Ивановича (1928г.р.).
Время и место бытования: 1990-2001гг., Москва
Материал, техника:белый металл – штамповка, сварка, клёпка, гравировка. Пластмасса – штамповка.
Размеры: 34*25*33 см.
Количество: 1
Сохранность: На конфорке, кране и ручке к крану – тёмная плёнка окислов металла.
Источник поступления: Дар музею от Иванова Ивана Ивановича. Акт № … от …. 2001г.
_________________________________________________________________
Учётный номер:______
Наименование предмета:Вымпел переходящий «Лучшему звену»
Автор/Изготовитель: Не установлен
Дата создания/изготовления предмета: 1962
Место создания: СССР, РСФСР,
Описание предмета: Вымпел прямоугольный, двойной, двусторонний, красного цвета. Украшен бахромой из желтых шёлковых нитей. Вверху по краю карман, в который продет металлический стержень с двумя деревянными точёными навершиями - «шишечками», выкрашенными бронзовой краской. К стержню слева и справа привязан жёлтый витой шёлковый шнур с двумя кистями на концах.
Лицевая сторона – в верхнем левом углу изображение пятиконечной звезды и колоса, справа текст на русском языке «Колхоз «Ударник»» Ниже текст золотистой краской «Лучшему звену. 1962».
Оборотная сторона – вверху в центре, пятиконечная звезда, ниже текст на русском языке желтой краской «Мир, труд, свобода, равенство, братство, счастье». Изображения и текст выполнены золотистой краской.
История (легенда): Был вручён звену по выращиванию кукурузы за урожай 95 ц в початках с площади в 30 га.
Время и место бытования: колхоз «Ударник», 1962
Материал, техника:Ткань х/б. –шитье.Краска золотистая, жёлтая, шёлковая нить; металл, дерево – токарная обработка, печать по трафарету, роспись, плетение.
Размеры: 60*35 см. Длина металлического стержня с навершием 47 см.
Количество: 1
Сохранность: Загрязнение, пятна, трещины, мелкие сколы бронзовой краски, значительная осыпь желтой краски.
Источник поступления: Получен от секретаря партийного комитета колхоза «Ударник» Петрова Ивана Сидоровича. Дарение. Акт № … от … 1995.
Подготовка и создание выставки
Выставка это совокупность предметов выставленных для обозрения и имеющая временный характер. Выставки могут быть стационарными и передвижными.
Любая создаваемая выставка независимо от длительности ее работы и размеров является полноценной экспозицией и строится на музейных материалах, имеет научно обоснованную структуру и продуманное художественное или образное решение.
Подготовка к созданию выставки
Начало работы по созданию выставки не отличается от первого этапа любой научной работы и состоит из разработки концепции.
Концепция выставки включает в себя:
1. Обоснование и актуальность темы, основной проблемы.
2. Тематическую структуру и особенности содержания выставки.
3. Характеристику источниковой базы.
4. Перечень требований к художественному или образному решению.
На основе концепции разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП) который отражает конкретный состав экспозиционных материалов и их группировку в соответствии с тематической структурой. ТЭП включает в себя наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов, ведущие тексты, аннотации, перечень экспонатов в экспозиционных комплексах, сведения о характере экспонатов (подлинник, копия, воспроизведение и т.д.), их размеры. В приложениях к ТЭП дается этикетаж.
Проектирование выставки:
1. Создание рабочих чертежей (наброски)
2. Разработка монтажных листов (предварительная раскладка экспозиционных материалов, ведущих текстов и этикеток на планируемом оборудовании).
Требования к оформлению выставки
1. Наличие образа выставки, который создается путем подбора тематических комплексов (группа предметов, объединенных по содержанию и образующих целостную композицию).
2. Наличие и грамотность текстов выставки. Ведущий текст короткий и ясный (аналогичный эпиграфу в литературных произведениях) должен выражать направленность экспозиции в целом. Объяснительные тексты (аннотации) к экспонатам с наличием полной информации о них.
3. Художественное оформление выставки направлено на создание образа, в основе которого лежит ценность музейного памятника (экспоната), Недопустимо, когда экспозиционный образ создается главным образом художественно-изобразительными средствами, стилизацией и усилением активности оборудования.
4. Выставочное оборудование должно быть относительно легким и мобильным, приспособленным к переездам, безопасным в эксплуатации. Главным критерием является способность обеспечить сохранность экспонатов.
Подготовка и проведение экскурсии
Экскурсией называется коллективный просмотр музея, выстави или внемузейного объекта, проводимый по намеченному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
Подготовка к экскурсии
Качество и эффективность экскурсии значительно выше, если имеется научно-методическая документация и собран обширный справочный материал к экскурсии. Наличие разнообразных материалов определяет качество и способствует повышению методического уровня экскурсии и мастерства экскурсовода.
Методическая разработка является основным документом и служит руководством для проведения экскурсии, этот документ представляет собой уточненный развернутый план экскурсии с методическими указаниями. Определяет объекты и приемы показа, маршрут и продолжительность. Методическая разработка оформляется следующим образом:
- титульный лист;
- целевая установка;
- вводная беседа;
- основная часть экскурсии;
- заключительная беседа.
Титульный лист
Указывается тема экскурсии, продолжительность, фамилия составителя.
Целевая установка
В тезисной форме отмечаются основные положения экскурсии и ее задачи (образовательные, воспитательные).
Правильно поставленная и четко сформулированная цель экскурсии дает возможность экскурсоводу сконцентрировать внимание слушателей на главных вопросах.
Вводная беседа
Составная часть любой экскурсии излагается следующим образом:
- знакомство с группой (назвать себя);
- краткие сведения об особенностях представляемого объекта и правилах его осмотра;
- тема экскурсии, ее хронологические рамки, цели и задачи.
Основная часть
Рекомендуется излагать по следующей схеме:
1. В первой графе указывается место остановки у тематического комплекса, витрины, планшета и т.д.
2. Во второй графе перечисляются экспонаты и объекты показа, намечается необходимое время для каждой остановки.
3. В третьей графе дается краткий план содержания экскурсии, перечисляются основные вопросы рассказа применительно к экспонатам и объектам показа.
4. В четвертой графе фиксируются предложения по методике проведения экскурсии, которые вырабатываются в процессе подготовки экскурсии (текстовые связки при переходе к другому разделу или теме, включение в текст экскурсии стихотворения, цитаты, вопроса и т.д.)
Заключительная беседа
Записывается или в тезисной форме или в виде вопросов. В первом случае это подведение итогов экскурсии, общие выводы по теме, вытекающие из всего увиденного и услышанного. Во втором – вопросы, которые надо поставить группе, завершая экскурсию.
Проведение экскурсии
Экскурсия – это совместная работа экскурсовода и группы, поэтому их взаимное взаимодействие – обязательное условие для повышения ее эффективности. От экскурсовода требуется дифференцированный подход к каждой группе умение быстро реагировать на внимания слушателей и в соответствии с этим варьировать содержание и приемы проведения экскурсии. Особое внимание следует уделять культуре речи, причем не только грамматической правильности и хорошей дикции, но и ее выразительности, умению менять темп и использовать паузы.
Слово в экскурсии сочетается с мимикой, жестом руки и указки.
Немаловажное значение имеет культура поведения и внешний вид ведущего экскурсию.
Экскурсия это большая физическая нагрузка, поэтому экскурсоводу нужны и достаточно хорошее зрение, и выносливость, и специальные занятия по постановке голоса.
Основные критерии оценки качества экскурсии:
1. Содержание экскурсии – соответствие содержания экскурсии теме и полнота ее раскрытия, целенаправленность и научный уровень, актуальность, новизна материала для слушателей, четкость тематической структуры экскурсии.
2. Методика проведения экскурсии – последовательность и логичность изложения материала, умение интересно и убедительно раскрыть тему экскурсии, наличие вступительной и заключительной части экскурсии, умение сделать выводы и обобщения, правильная демонстрация экскурсионных объектов: сочетание показа и рассказа, использование приема реконструкции, сравнения, метода беседы и т.д.; установление контакта со слушателями, организация группы, ответы на вопросы; распределение времени по основным разделам экскурсии; соблюдение маршрута.
3. Речь экскурсовода – доходчивость, правильность, богатство языка, его художественная выразительность и эмоциональность.
4. Культура проведения экскурсии, умение двигаться и владение указкой.
Общие положения
Задача описания - извлечение и изложение максимально полной информации о предмете, ее интерпретация с целью оценки исторической и музейной ценности предмета.
Источником информации служит сам предмет.
Правила описания
Наименование предмета
Наименование следует начинать с главного ключевого предметного слова (или словосочетания), затем приводятся основные классификационные признаки, отражающие функциональную и эксплуатационную характеристики предмета. Название предполагает указание собственного имени. В скобках приводится название предмета, широко использующееся в среде обитания (если оно имеется).
Если предмет не является подлинником, то наименование предмета следует начинать со слов: копия, макет, воспроизведение.
Датировка
Указывается год или период (годы) создания предмета. Период записывается в виде двух четырехзначных чисел, определяющих нижнюю и верхнюю его границы.
Страна, населенный пункт, изготовитель
Записывается название страны, населенного пункта и предприятия (фирмы, завода, фабрики, артели, мастерской и т.д.)
Автор (ы) Записывается фамилия и инициалы автора (конструктора, изобретателя, мастера и т.д.).
Материалы
Перечисляются основные материалы, использованные при создании предмета.
Описание предмета
1. Наименование, название, условное обозначение, тип, марка, номер модели, назначение, комплектность. Приводится более полный набор признаков с пояснением названия и расшифровкой условного обозначения. Указывается полная область применения и назначения
2. Сведения о внешнем виде. Дается лаконичное описание основных отличительных признаков предмета в целом (форма, цвет, декор, материалы корпуса и т.д.). Воспроизводятся сведения о надписях, клеймах, товарных знаках, заводских номерах и т.д. Указывается их расположение на предмете, техника выполнения, язык надписей.
3. Особенности описания воспроизведений, макетов, копий. После описания внешнего вида описывается устройство и динамика модели (макета). Характеризуется степень соответствия оригиналу, указывается масштаб.
Размеры
Приводятся габаритные размеры в миллиметрах. Длина – максимальный линейный размер, измеряемый слева направо во фронтальной проекции. Для тел вращения указывается длина (высота) и наибольший диаметр.
Сохранность
Приводится один из вариантов записи, характеризующий сохранность предмета:
- без повреждений;
- незначительные повреждения (сколы, трещины, порывы, загрязнения, нарушения покрытия, следы коррозии и т.д.);
- значительные повреждения (сильная коррозия, поломка, утрата некоторых деталей);
- фрагментарное состояние (отсутствие функциональных блоков, узлов и важных деталей);
- замена подлинных деталей и узлов.
Значение предмета
Приводится обоснование датировки и места изготовления предмета, раскрываются признаки, характеризующие его научную, техническую, историческую, мемориальную и художественную ценность, обобщаются приведенные сведения и дается вывод о месте и значении предмета в ряду памятников культуры.
Раскрытие признаков приводится по схеме:
1. Место, занимаемое предметом в истории развитии науки и техники:
- роль объекта на определенном этапе развития;
- характеристика памятника, как уникального в период его создания;
- период выпуска и масштаб производства данного вида.
2. Сфера применения:
- место и социальная среда бытования;
- распространенность в определенную эпоху и в определенном регионе.
3. История бытования:
- указание лиц, организаций и событий;
- история приобретения предмета.
4. Значение предмета в других областях культуры:
- археологии;
- архитектуре и градостроительстве;
- изобразительном или декоративном искусстве.
5. Эстетико-эмоциональное воздействие и использование предмета в музейной практике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемая схема изложения основной части экскурсии
Зал, раздел, тематический комплекс, часть маршрута | Экспонаты, объекты, время | Содержание | Примечания |
Первый планшет | |||
Комплекс «Основание Ставропольской крепости» | Указ. План крепости | Ставропольская крепость была основана по указу Екатерины II в 1777 году | Обратить особое внимание на контуры крепости и ее фортификационные достоинства |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемая схема тематико-экспозиционного плана выставки
Темы, ведущие тексты | Экспонаты | Примечания | |
1-1 | Великий Шелковый Путь «В средние века главной транспортной артерией, соединявшей Европу с Азией, был Великий Шелковый Путь. » | Карта-схема Великого Шелкового Пути | Из фондов СГКМ |
Образцы импортной керамики из раскопок г.Маджар | Из фондов Буденовского Районного музея | ||
Фотокопия с рисунка «Караван в пути» | Из книги «История Туркменского района». - Летняя Ставка, 2003. – 54с. |
Собирательская работа
Этот вид работы связан с дальнейшим комплектованием фондов. Необходимо наметить план собирательской работы. Он может быть таким:
№ п/п | Наименование проблемы | Имеющиеся экспонаты | Место поиска |
После того как собрана полная коллекция музейных предметов и проработано достаточное количество литературы по данной теме, можно приступать к созданию экспозиции. Сначала разрабатывают тематико-структурный план:
№ | Тема | Подтема | Комплекс | Экспонаты |
На основе тематико-структурного плана художник разрабатывает эскизный проект, а уже на основе тематико-структурного плана и эскизного проекта составляется ТЭП - тематико-экспозиционный план:
№ | Тема | Подтема | Комплекс | Экспонаты | Место в экспозиции | Текст | Примеры |
При построении экспозиции могут быть допущены следующие ошибки:
1. Недооценка подлинника.
2. Некомфортность условий для восприятия.
3. Смещение акцентов.
4. Излишняя активность оборудования и оформления снижает активность экспоната.
5. Размещение экспонатов в среде, не соответствующей бытованию.
Размещение целостных коллекций.
6. Сохранение в одном комплекте экспонатов, которые могут бытовать во внешней среде с предметами, бытующими в домашней среде.
7. Создание комплексов с нарушением логистики в развитии содержания.
8. Формирование комплексов, не имеющих пауз и психологического интервала.
Экспозиция должна привлекать доступностью, но не отталкивать примитивизмом, держать интеллектуальный уровень, но избегать заумности. Должна быть ритмическая партитура - объем, цвет, форма, информационные нагрузки, смысловые кульминации. В подготовке экспозиции активное участие принимают сотрудники фондовых отделов госмузеев.
Порядок открытия экспозиции определяется особой инструкцией. После открытия экспозиции работа над ней не кончается. Она требует не только постоянного внимания, но и обновления в связи с дальнейшим развитием музееведения, пополнением фондов. Учитывается также реакция посетителей, которая выявляется путем специальных исследований, наблюдением во время осмотра залов, консультаций, экскурсий.
__________________________________________________________
Название музея
«Утверждаю»
руководитель ______________/_________./
«_____»_____________________
Акт № ______от «_______»_________________200 г.
( Акт приема предметов во временное пользование)
Настоящий акт составлен в том, что музей в лице:
_______________________________________,принял, а ___________________________ передал во временное пользование для экспонирования на основании договора (соглашения) от ______________________________ на срок ______________________следующие музейные предметы:
№№ п/п | наименование и краткое описание предметов, материал, техника, размеры, проба, масса драгметаллов, кол-во и масса драг.камней | учетные обозначения | сохранность | примечание |
Всего по данному акту принято и передано __________________предметов
(количество цифрой и прописью)
Приложения к акту:_______________________________________________
Акт составлен в _______ экземплярах и вручен подписавшим его лицам
Принял:_ __________________/________________________./
Передал________________ /______________________/
_________________________________________________________________________
Наименование музея
«Утверждаю»
Директор____________________
«_____»____________200 г.
печать
Акт №_____ от «_____»_________200 г.
ОПИСАНИЕ МОНЕТ, ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ,
ЗНАЧКОВ, МЕДАЛЕЙ
Монеты и денежные знаки, медали, значки и даже печати являются ценным музейным экспонатом. В музееведении они обозначаются одним термином – «нумизматические материалы». Их описание (атрибуция) строится на нескольких нумизматических терминах, которые необходимо понимать юному краеведу.
Описание монет (нумизматика).
Аверс– это лицевая сторона монеты (медали). Как определить аверс? В мировой практике нет строгих правил чеканки монет. На русских монетах, начиная с эпохи правления Петра I и до 1917, на аверсе чаще всего изображается герб Российской империи – двуглавый орел или портреты императора (императрицы). На послереволюционных монетах изображали герб СССР. Определяет аверс и эмблема банка выпустившего монету, например «Банк России». Если на одной стороне герб, а на другой год выпуск, то аверсом будет сторона, где изображен герб.
Обратите внимание, что на аверсе Российских денежных единиц достоинством 1, 5, 10 или 50 копеек изображен Георгий Победоносец.
На зарубежных монетах на аверсе могут быть изображены: портрет короля (королевы), президента, герб или другой символ государства. Если нет всего ранее перечисленного, ищем год чеканки или клеймо монетного двора.
Горазд