Универсальных учебных действий
Приёмы по формированию коммуникативных УУД | Обоснование выбора приёма | Результативность применения |
Групповая работа (творческие групповые задания, работа в парах) (Приложения 3.1, 3.3) | Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и при проведении целого урока. Подобный приём позволяет формировать ответственность групповую и личную, умение организовать работу в группе и предвидеть результат. Кроме того, данный приём позволяет учащимся различать особенности диалогической и монологической речи. | - Развитие навыков коммуникации при работе в группе. - Развитие умения работать с различными источниками информации. - Обмен результатами мыследеятельности. Работа в группе позволяет учащимся выровнять свои умения, повышает результативность деятельности. В групповой работе «сильные» оказывают помощь «слабым», активные организовывают и направляют деятельность замкнутых и менее активных учащихся. |
Мозговой штурм (Приложение 3.3) | Хороший приём включения в работу всех членов группы. В процессе вычислений, поиска решения задач формируются основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, объяснение этапов решения учебной задачи. | - Стимулирование творческой активности. - Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи. - Активизация учебно-познавательной деятельности. - Концентрация внимания детей на работу. - Закрепление знаний. - Формирование умения слушать. - Установление причинно-следственных знаний. - Развитие речи. |
Мини-исследования (тематические учебные исследования) (Приложение 3.1) | Этот приём позволяет формировать навыки работы с компьютером, отбирать и систематизировать информацию, готовить по ней презентацию, публичное выступление. Если исследование носит групповой характер, то это способствует формированию навыков работы в группе: учит продуктивному взаимодействию, взаимоуважению и взаимопониманию. | - Возможность привлечения помощников из числа родителей, учителей, друзей. - Высокая степень самостоятельности. - Инициативность в работе. - Развитие социальных навыков. |
Подготовка сообщения (доклада) | Подготовка информационного сообщения – это вид самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на уроке, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам. Докладчик должен суметь передать свои знания, донести до слушателей определённую информацию так, чтобы они её усвоили. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений. | - Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умений увидеть проблему и наметить пути её решения. - Развитие мотивации к самостоятельному научному поиску. - Формирование навыков исследовательской работы. - Формирование творческого мышления и навыков работы в команде. - Развитие речи. - Развитие умений коллективной беседы, дискуссии. |
Диалог | Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4-5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся. При данном виде деятельности ребята стараются проанализировать ответ соседа, выявить ошибки, аргументируют свои ответы и выводы. Происходит оценка себя и партнёра. | - Умение слушать и слышать. - Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия. - Развитие речи, взаимопроверка. |
Реализация ФГОС ООО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми компетенциями. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
3.4. Взаимодействие с семьей учащихся и иными участниками образовательного
процесса по содействию в освоении школьниками образовательных программ
Каждый учитель стремится сделать всё возможное, чтобы обучение школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Залогом успешной учебной и внеурочной деятельности является сотрудничество учителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса считаю важной и ответственной задачей учителя. Именно поэтому значительное место в воспитательной работе занимает работа с родителями: индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях.
Одним из направлений работы с семьей является содействие в освоении учащимися образовательной программы школы. Показателями освоения образовательной программы учащимися по информатике являются результаты государственной итоговой аттестации, результаты промежуточной аттестации, уровень обученности и уровень успеваемости (по годовым отметкам). Показатели, представленные в п.1.1 отражают результаты освоения моими учащимися образовательной программы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приложения к критерию 1). В течение учебного года проводится системная работа по выявлению проблем в освоении программ по информатике и своевременное принятие соответствующих мер по их решению. (Приложение 3.20: План работы с участниками образовательного процесса по содействию в освоении школьниками образовательных программ)
Текущий контроль успеваемости, проводимый в течение учебного года, позволяет выявить пробелы в знаниях и умениях учащихся и своевременно проводить работу по корректировке освоения учащимися образовательной программы по информатике, что можно выполнить через проведение дополнительных консультаций по предмету во внеурочное время.
Элективный и факультативный курсы в старших классах направлены на расширение и углубление знаний общеобразовательной программы по информатике и ИКТ, развитие творческих способностей учащихся, организацию предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области ИКТ или с помощью ИКТ. (Приложения 2.2, 2.3)
Ежегодно во второй половине учебного года для учащихся выпускных классов провожу консультации для подготовки к ГИА. (Приложение 3.21: Представлены ксерокопии журналов консультаций за 3 последних года. Приложение 3.22) Также для успешного прохождения учащимися государственной итоговой аттестации посещаю родительские собрания в выпускных классах, где выступаю с информацией по освоению учащимися предмета, мерой подготовки учащихся к предмету через выполнение домашних заданий, особенностями проведения экзамена по информатике. (Приложение 3.23: Представлены протоколы, копии и выписки из протоколов родительских собраний за 4 года с 2015 по 2017гг. Приложение 3.24)
Государственная информационная система «Электронное образование» позволяет успешно взаимодействовать всем участникам образовательного процесса для качественного освоения учащимися образовательной программы: своевременно заполняю электронный журнал, что позволяет учащимся и родителям получать информацию об уровне успеваемости, результатах текущего и итогового контроля, выданных темах и домашнее задание. (Приложение 3.25)
За годы моей педагогической деятельности, особых проблем с освоением учащимися образовательной программы по информатике не было. По результатам четверти, года, итоговых отметок в 9-х и 11-х классах с учётом Государственной итоговой аттестации все учащиеся за предыдущие годы имели положительные отметки.
Таблица 3.5
Мероприятия по содействию в освоении школьниками
образовательной программы по предмету
Учебный год | Проведённое мероприятие по решению проблем учащихся в освоении образовательной программы | Содержание деятельности | Результат |
2012-2017 В течение года | 1.Осуществление контроля за посещаемостью учащимися учебных и дополнительных занятий. | Все пропуски фиксировались, доводились до сведения классного руководителя, родителей. | Присутствие учащихся на занятиях, меньшее количество пропусков. |
2.Проведение анализа тренировочно-диагности-ческих работ по предмету (после каждого крупного раздела или темы). | Систематичность обучения учащихся общеучебным умениям и навыкам. | Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов, классифицировать ошибки для дальнейшей работы над ними. | |
3.Организация на уроке повторения в ходе подготовки к ОГЭ; осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. | Включает основные темы учебного периода. Задания разного уровня сложности. | ||
4.Проверка тетрадей (и домашнего задания) по работе на уроке и по дополнительным занятиям. | Сформировать элементарные организационные навыки и добиться чёткого выполнения заданий. | ||
5.Использование на уроках и консультациях различных видов опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В процессе такой деятельности учащиеся добиваются развития памяти, логики, мышления, эмоций. | ||
6.Организация дополнительных индивидуальных занятий (консультаций) с отдельными учащимися. | Установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися и при необходимости корректировать эти способы. | ||
2012-2017 Ежегодно во втором полугодии | Консультации по подготовке к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ). Пробные ОГЭ и ЕГЭ в конце апреля, начале мая. (Приложения 3.21, 3.22) | Определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения заданий в КИМах, проверка пониманий этих инструкций. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в работе с КИМами. Оказывать помощь ученикам в работе при выборе ответов, всемерно развивать их самостоятельность. Учить планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять проверку. | Определение фактического уровня знаний учащихся. Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. Обеспечивать разнообразие форм и методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал для успешной сдачи ОГЭ, ЕГЭ. |
2012-2017 Ежегодно | Посещение родительских собраний в выпускных классах. (Приложение 3.23) | Представляется информация об успеваемости, уровне подготовки к предмету, особенностях проведения ГИА. | Повышение качества образования. |
22 сентября 2017г. | Общешкольное родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества. Основные направления деятельности образовательной организации в 2017-2018 учебном году» (Приложение 3.24) | Правила безопасности в сети Интернет, общение в социальных сетях (Памятка). Использование социальных сетей в образовательных целях на примере работы с учащимися через личную страницу в ВКонтакте https://vk.com/id229803126 Использование возможностей социальных сетей в подготовке к ГИА https://vk.com/informatics_100 Дополнительная возможность успешной реализации профильной ориентации школьников – факультативные и элективные курсы по информатике. Информация о возможностях работы ГИС ЭО (ответы на вопросы родителей). | Информирование родителей по теме собрания. |
2012-2017 В течение года | Размещение информации на школьном сайте и на странице ВКонтакте. (Приложение 3.26) | Размещение тематических материалов, рекомендаций и памяток для родителей и учащихся. | Создаются условия для правового и образовательного просвещения участников образовательного процесса. |
С 01.09.2016г. по настоящее время С 2011 по 31.05.2016г. | Работа с ГИС ЭО (Приложение 3.25) До ввода ГИС ЭО являлась администратором на сайте https://dnevnik.ru. | Регулярное заполнение электронного журнала. | Своевременное информирование учащихся и родителей об успеваемости и посещаемости. Возможность непосредственного общения между участниками образовательного процесса через ГИС ЭО. |
Результатом взаимодействия с участниками образовательного процесса считаю стабильный допустимый уровень обученности; 100% успеваемость и снижение числа учащихся, имеющих «3» по итогам учебного года; отсутствие конфликтных ситуаций; наличие благодарностей от детей, родителей, школы и Управления образования.(Приложение 3.27)
3.5. Использование информационно-коммуникационных технологий
в образовательном процессе
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока.
В зависимости от темы на уроках информатики использую разнообразные формы ИКТ (Приложение 3.28):
- пособия, плакаты, таблицы, схемы, видеофильмы;
- мультимедийные презентации разработанные мной (Приложения 3.2,3.3) или опубликованные в сети Интернет (Например, http://kpolyakov.spb.ru/school/ppt.htm);
- электронные приложения к учебникам в комплекте УМК Н.Д. Угриновича, с сайта http://metodist.lbz.ru;
- контроль усвоения учебного материала: дидактические материалы, электронные тесты (Приложения 3.1-3.3), тренажёры, ресурсы сети Интернет (Например, http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru);
- он-лайн тестирование (Например, http://fipi.ru/, http://www.ege.edu.ru/);
- электронные учебники (Например, http://www.klyaksa.net/);
- виртуальные экскурсии (Например, http://www.museum.ru/M2744, http://computerhistory.narod.ru/).
Особый интерес к предмету вызывает применение интерактивной доски в ходе урока с применением ЭОР, когда сами учащиеся выполняют задания на доске с помощью электронного пера.
Урок, на котором применяется ИКТ, нагляден, красочен, информативен, дополняет и углубляет содержание учебника. (Приложения 3.1-3.3)
Для оперативного решения вопросов с учащимися создала личную страницу https://vk.com/id229803126 (Информатика Школа) и закрытую группу своего класса на сайте ВКонтакте https://vk.com/club42515419 (Выпуск 2016г.). На странице размещаю дополнительные материалы к урокам, сообщения для учащихся. (Приложение 3.26) По Skype (логин yuroks_plk) во внеурочное время провожу подготовку учащихся к олимпиадам и консультации по ЕГЭ. Также использую ресурсы сайта Дистанционной подготовки по информатике http://www.informatics.mccme.ru. Работаю с учащимися с использованием электронной почты [email protected]: уменьшение вероятности заражения компьютеров в школе вирусами, снятие проблемы наличия накопителя (нет flash-диска, забыл дома и т.д.), приобретение навыка учащимися работы с электронной почтой.
Одним из направлений информатизации образования является ведение электронного дневника. Являлась администратором школы в образовательной сети Дневник (http://dnevnik.ru/) до 31.05.2016г., с 01.09.2016г. работаю с ГИС ЭО «Сетевой город» https://giseo.rkomi.ru. (Приложение 3.25)
Курирую проект «Школа цифрового века» – http://1september.ru/ (Приложение 3.29). Администратор на сайте СтатГрад2 МЦНМО (Московский центр непрерывного математического образования) – https://statgrad.org. Есть личная страница на сайте http://www.shkola10.narod.ru/teach/about/plahot.htm. За использование на уроках САПР КОМПАС-3D компанией АСКОН школе был передан комплект учебных пособий. (Приложение 3.30)
Таблица 3.6