Приемы по формированию самоконтроля и самооценки у учащихся на уроке
Приемы по формированию самоконтроля и самооценки | Обоснование выбора приема | Результативность применения |
Словесный прием (Приём "Незаконченное предложение") (Приложения 3.1-3.3) | Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы: «Сегодня на уроке я узнал…», «Сегодня на уроке я научился …», «Было интересно…», «Было трудно…», «Я выполнял задания…», «Я понял, что…», «Теперь я могу…», «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…», «У меня получилось…», «Я смог…», «Я попробую…», «Меня удивило…», «Урок дал мне для жизни…», «Мне захотелось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний…» и т.д. | - Осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний. - Повышение уровня ответственности за учебную деятельность. - В поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты деятельности, умение прогнозировать последствия. - Учащиеся проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания. - Уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта. |
Проверка по образцу (Приложение 3.3) | Происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество. В случае если не совпадает с образцом, ученик еще раз возвращается к условию задания, анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях. | Формирование самоконтроля и самооценки. |
Взаимопроверка (Приложение 3.3) | Многие учащиеся более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем собственных. Ребята, объединяясь в пары, могут обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым из них работу. | Формирование контроля и самоконтроля. |
Выполнение задания по алгоритму (Приложения 3.1-3.3) | Для того чтобы учащиеся смогли достичь поставленной перед ними цели, они должны последовательно решать свои задачи на уроке, т.е. планировать свою деятельность. | Учиться ставить цели, планировать свою деятельность, выдвигать собственные идеи и анализировать идеи других. Формируется умение правильного следования алгоритму, и умение оценивать полученный результат. |
Тестовые задания (Приложения 3.2, 3.3) | Тесты – удобный инструмент для поурочного, тематического контроля и самоконтроля знаний. Тесты на тренажёре, в сети ИНТЕРНЕТ, на слайдах, в виде раздаточного материала экономят время и позволяют объективно оценить знания. | Формируют навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации, практический опыт учащихся по работе с контрольно - измерительными материалами, в том числе для ЕГЭ и ОГЭ, адекватно оценивать свои знания и возможности. |
Лист (карта) оценки проекта (Приложения 3.1, 3.2) | Критериальное оценивание – процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Лист оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также отдельные качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. | Оценивание по критериям: - формирует навыки у учащихся контрольно-оценочной деятельности; - стимулирует к реализации учебно-познавательной деятельности; - делает оценивание более прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса; - позволяет снять эмоциональный негатив с оценки, создать психологически комфортную среду; - делает процесс оценивания более объективным. |
Фронтальный опрос (Приложения 3.1-3.3) | Проверка знаний и умений учащихся на сформированность понятий, умений. | Обсуждая правильность ответов, проговаривая определение понятий, учащиеся контролируют уровень усвоения понятий. |
В таблице представлены наиболее часто используемые приемы формирования самоконтроля и самооценки. В процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности. Как показала практика, данные приёмы развития навыков самооценки и самоконтроля наиболее эффективно и положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование личности ребёнка, способного к дальнейшему самоопределению и более полной самореализации.
3.3. Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного
отношения к предмету и коммуникативных универсальных учебных действий
Главной целью школьного образования является разностороннее развитие личности ребенка, а смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения.
Перед современным учителем стоит задача не только передать учащимся знания, сформировать умения и навыки, но и раскрыть способности каждого ученика, воспитать разносторонне-развитую личность, принимающую духовно-нравственные, социальные, семейные и другие ценности.
Потенциал предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету Информатика и коммуникативных универсальных учебных действий реализуется через:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Таблица 3.3