Методы контроля, самоконтроля и самооценки

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Эти методы решают следующие задачи:

- Накопление нравственного опыта.

- Формирование нравственного поведения.

Методы этой группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Нельзя развить мужество или другое качество личности, не создав условий для их проявления. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности.

Поэтому положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности, которая является источником воспитания в этой группе методов. Организованная деятельность ведет к включению воспитанника в отношения с другими людьми, к определенным поступкам, решениям, выбору линии поведения.

При реализации этих методов важно:

- Осознание и принятие воспитанниками цели деятельности.

- Формирование положительного отношения к деятельности.

- Ориентация на образец поведения.

- Стимулирование активности и самостоятельности.

- Создание ситуаций успеха.

Методы стимулирования деятельности и поведения

- Методы стимулирования решают следующие задачи:

- Закрепление положительных форм поведения.

- Предупреждение негативных проявлений и поступков.

- Формирование положительной мотивации поведения.

Эти методы непосредственно воздействуют на мотивационную сферу личности, побуждают воспитанников к улучшению своего поведения.

Психологической основой этих методов является переживание, самооценка воспитанника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя, товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения.

Эти методы помогают воспитаннику формировать умение правильно оценивать свое поведение.

При реализации методов стимулирования важно:

- учитывать инд. особенности воспитанников;

- дозировать воздействие;

- опираться на общественное мнение;

- обеспечивать эмоциональное подкрепление.

Методы формирования сознания

Эти методы решают следующие задачи:

  1. формирование и развитие представлений о нормах поведения и ценностях;
  2. формирование отношения к тем или иным поступкам, установок и взглядов;
  3. анализ и оценка собственных поступков и поведения в целом.

Основной инструмент этой группы методов – слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, но и вызвать положительное отношение воспитанников к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества.

Оценивая полученную информацию, дети или утверждаются в своих взглядах, или корректируют их. Т.о. формируют свою систему взглядов.

При реализации методов формирования сознания важно:

- Опираться на личный опыт воспитанников.

- Обеспечивать эмоциональное подкрепление.

- Широко использовать средства активного восприятия (наглядность, инсценировка ситуаций, литературные тексты и т.п.).

- Использовать прием незаконченности суждений и оценок (Давать возможность детям завершить мысль, сделать выводы. Умение вовремя остановиться - трудное умение. Иногда ему приходится учиться всю жизнь. "Отчего завял цветок? - Я прижал его к сердцу с мучительной любовью. Вот отчего завял цветок". Р. Тагор - индийский поэт).

Методы контроля, самоконтроля и самооценки

Данные методы направлены на анализ и оценку результатов воспитания. Воспитательная функция этих методов является скорее не основной, а сопутствующей. Они влияют на формирование воспитанников косвенно. Основная функция методов контроля – оценка степени достижения целей воспитания, т.е. оценка его эффективности.

Методы самоконтроля и самооценки относят к методам самовоспитания, поэтому могут использоваться вне контактов с педагогом.

Наши рекомендации