Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в С(К)ОО для детей с ТНР (уЧЕБНАЯ)

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в С(К)ОО для детей с ТНР (уЧЕБНАЯ)

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: «Логопедия»

Челябинск, 2017

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в С(К)ОО для детей с ТНР (уЧЕБНАЯ) - student2.ru

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в С(К)ОО для детей с ТНР (уЧЕБНАЯ) - student2.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В С(К)ОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР (учебная)

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: «Логопедия»

Челябинск, 2017г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
1.1. Общие сведения
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики
1.3. Место практики в структуре образовательной программы
1.4. Цель и задачи практики
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
2. Содержание практики
3. Формы отчетности по практике
4. Фонд оценочных средств по практике
5. Учебно-методическое обеспечение практики
6. Перечень информационных технологий
7. Описание материально-технической базы
8. Методические указания
  Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Общие сведения

Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения Форма обучения
очная
Вид практики Учебная
Название практики Учебная практика в С(К)ОУ для детей с ТНР
Место проведения практики Образовательная организация
Курс 4 курс
Семестр 7 семестр
Способ проведения Стационарная
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная)
Объем практики в зачетных единицах 3 ЗЕТ
Продолжительность в неделях (часах) 2 недели; 108 часов
Календарный срок с 2 недели ноября по 3 неделю ноября (включительно)

1.2.Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики. Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений специалиста-логопеда и учителя начальных классов в С(К)ОУ V вида. В ходе прохождения обучающимися производственной практики в специальном (коррекционном) учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская; культурно-просветительская.

1.3. Место практики в структуре образовательной программы.Производственная практика в специальном (коррекционном) образовательном учреждении относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы

1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик. Практика проводится третьей в общей системе практик (табл. 2)

Таблица 2

Система практик при овладении образовательной программой

№ п/п Название практики Вид практики Место практики в учебном плане Формируемые компетенции
Курс Се- местр Сроки Кол-во недель Трудо-емкость в ЗЕТ
1. Учебная практика в ДОУ для детей с нарушениями речи учебная 1-я неделя апреля – 2-я неделя апреля ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7
2. Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями речи производственная 3-я неделя апреля – 4-я неделя апреля ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7
3. Учебная практика на школьном логопункте ОУ учебная 3-я неделя марта – 4-я неделя марта ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-8
4. Производственная практика на школьном логопункте ОУ производственная 1-я неделя апреля – 4-я неделя апреля ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-8
5. Учебная практика в С(К)ОУ для детей с ТНР учебная 2 недели ноября по 3 неделю ноября ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4
6. Научно-исследовательская работа (практика) производственная 4-я неделя ноября – 1-я неделя декабря ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4
7. Производственная практика в С(К)ОУ для детей с ТНР   производственная 2 неделя декабря – 3-я неделя декабря ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4
8. Преддиплом-ная практика   производственная 4-я неделя мая – 1-я неделя июня ПК-10, ПК-11


Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры речевой недостаточности при различных речевых патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции речевых нарушений, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка, подростка, взрослого с речевыми нарушениями, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации лиц с нарушениями речи. В процессе теоретической подготовки и на основе предыдущих практик студенты должны овладеть умениями выводить логопедической заключение, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии лиц с нарушениями речи; умениями выбирать программу логопедической коррекции после тщательной логопедической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты логопедических занятий; умениями составлять конспекты уроков для учащихся начальной школы с ТНР; умениями консультировать семьи детей с ТНР и педагогов, работающих с детьми с ТНР. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики речевых нарушений, определения логопедического заключения, логопедической коррекции различных речевых нарушений, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями ведения уроков в начальной школе для детей с ТНР; навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Современный русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Введение в логопедическую специальность», «Воспитание и обучение лиц с нарушениями речи», «Специальная психология», «Дислалия», «Профессиональная деятельность учителя-логопеда», «Социализация детей с ОВЗ», «Невропатология», «Онтогенез речевой деятельности», «Основы дошкольной логопедии», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Алалия», «Основы нейропсихологии», «Логопедические технологии», «Логопсихология», «Коммуникативно-речевая деятельность лиц с нарушениями речи», «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения», «Социально-правовая защите лиц с ОВЗ», «Нарушения темпо-ритмической организации речи», «Афазия», «Нарушения письменной речи», «Методика преподавания математики (специальная)», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», «Методика преподавания изобразительной деятельности», «Профилактика речевых нарушений», «Логопедическая ритмика», «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте», «Логопедический массаж», «Социализация детей с ОВЗ»; и прохождения практик в IV и VI семестрах.

1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Общее недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие», «Методика преподавания русского языка (специальная)», «Логопедические практикумы», «Психоконсультирование в системе логопедической помощи», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Тьюторские технологии в логопедической практике», «Портфолио учителя-логопеда», «Итоговая государственная аттестация».

1.4. Цель и задачи практики.

Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда и учителя начальных классов в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи практики:

-ознакомление с задачами и функциями учителя-логопеда и учителя начальных классов в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, со спецификой работы в данной конкретной организации;

- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей;

- овладение умениями анализировать занятия учителя-логопеда и учителя начальных классов, методами и методиками обследования письменной и устной речи школьников с тяжёлыми нарушениями речи, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с тяжёлыми нарушениями речи, протоколы речевого обследования учащихся, речевые карты, умениями составления конспектов и проведения логопедических занятий на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь), с учётом возрастных особенностей учащихся; навыком сбора информации для проведения лекции или доклада по основным теоретическим вопросам; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению школьников с тяжёлыми нарушениями речи, навыками составления конспектов и проведения уроков по основным образовательным областям в С(К)ОУ V вида.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения(таблица 3).


№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) Планируемые результаты (конкретизированные цели)
Знать Уметь Владеть
  ПК-1 - способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.1. Основные программы логопедической коррекции при различных формах речевой патологии у детей школьного возраста, рекомендуемые ФГБНУ «ИКП РАО» и рекомендуемые Министерством образования и науки Российской Федерации. З.2. Теоретические основы индивидуальной коррекции различных форм речевых патологий на основе комплексной диагностики У.1. Определять структуру нарушенного устноречевого и письменноречевого развития детей школьного возраста, выводить логопедическое заключение, выбирать соответствующую программу логопедической коррекции. У.2. Проводить индивидуальные логопедические занятия по коррекции фонетической и фонематической сторон речи при различных вариантах речевых патологий В.1. Технологиями логопедической диагностики и выведения логопедического заключения. В.2. Методами и приемами фронтальных и индивидуальных форм логопедической коррекции
  ПК-2 - готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты З.3. Требования к структуре и содержанию коррекционно- развивающей среды логопедического кабинета и класса в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи У.3. Выбирать методическое, дидактическое, программное, информационно-компьютерное и техническое обеспечение для логопедической коррекции и ведения уроков при различных формах нарушений речи у детей школьного возраста В.3. Навыками и приёмами осуществления коррекционной работы учителем-логопедом с детьми школьного возраста с нарушениями речи в различных организационных формах системы образования, здравоохранения и социального обеспечения
3. … ПК-3 - готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ З.4. Теоретические основы проектирования и планирования фронтальных и индивидуальных форм логопедической коррекции, полагаясь на выявленную структуру речевого дефекта и существующие программы логопедической коррекции нарушений речи у детей школьного возраста У.4. Планировать собственную профессиональную деятельность, фронтальные и индивидуальные логопедические занятия и образовательный процесс детей с тяжёлыми нарушениями речи В.4. Технологиями проектирования и перспективного планирования по годичному циклу логопедической коррекции и образовательного процесса в начальной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
4. ПК-4 - способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности З.5. Теоретические основы мониторинга и анализа процессов логопедической коррекции и образовательной деятельности с целью планирования собственной образовательно-коррекционной работы У.5. Проводить мониторинг коррекционного и образовательного процессов, анализировать полученные результаты, исходя из структуры речевых нарушений у детей, и регулировать собственную образовательно-коррекционную деятельность В.5. Технологиями анализа на основе комплексного мониторинга коррекции коммуникативного и речевого состояния детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях и образовательно-коррекционного процесса, технологиями самоанализа и совершенствования собственной профессиональной деятельности


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

2.1. Содержание практики представлено в таблице 4.

Таблица 4

Содержание практики

№ п/п Виды работ, перечень заданий Трудоемкость (в часах) Учебно-методическое обеспечение Код компетен-ции
на базе практи-ки самостоя-тельная работа
Учебная практика в качестве учителя-логопеда Вводный этап (инвариантная часть)
1.1. Общее ознакомление обучающихся с образовательной организацией, педагогическим коллективом, учителем-логопедом, руководителем от ОО. 3, 4, 21, 22, 23, 33, 40 ПК-2, ПК-3, ПК-4
1.2. Ознакомление с коррекционно-образовательным и учебно-воспитательным процессами образовательной организации 3, 4, 21, 22, 23, 33, 40 ПК-1
1.3. Посещение не менее пяти занятий учителя-логопеда; наблюдение за процессом проведения (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности речи учителя-логопеда) логопедических занятий; изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников коррекционно-образовательного процесса в образовательной организации для детей с тяжёлыми нарушениями речи 3, 4, 9, 11, 16, 17, 25, 26, 31, 33, 35. ПК-1
1.4. Полное логопедическое обследование двух детей с нарушениями устной и письменной речи; заполнение протоколов обследования; оформление речевых карт 4, 6, 7, 8, 10, 12, 17, 24, 33, 37. ПК-1, ПК-4
1.5. Ознакомление с различными видами консультационной работы учителя-логопеда (с родителями, педагогами, другими специалистами образовательной организации); наблюдение за работой ПМПк образовательной организации; оформление индивидуального плана работы на первый период практики 4, 11,13, 27, 28, 37. ПК-2, ПК-3,
Вариативная часть
  Ознакомление с учебно-воспитательным процессом ОО        
Учебная практика в качестве учителя начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи Основной этап (инвариантная часть)
2.1. Общее ознакомление обучающихся с особенностями обучения детей с ТНР, педагогическим коллективом учителей начальных классов, учителем начальных классов, руководителем от ОО. 3, 4, 21, 22, 23, 33, 40 ПК-1
2.2. Изучение АООП НОО для детей с ТНР, учебно-методическими комплексами, рабочими программами, календарно-тематическим планом учителя, конспектами уроков, материалами ПМПк по детям класса, на котором обучающийся будет проходить практику. 3, 4, 21, 22, 23, 33, 40 ПК-1
2.3. Посещение всех уроков учителя-руководителя практики от ОО; наблюдение за процессом ведения урока (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности речи учителя, обращённой к детям с ТНР, коррекционная составляющая урока); изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников образовательного процесса в образовательной организации для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Изучение форм взаимодействия учителя начальных классов, воспитателя и учителя-логопеда. Подготовка конспектов уроков с полным наглядно-дидактическим обеспечением и согласование конспектов уроков с учителем – руководителем практика от ОО. 3, 4, 9, 11, 16, 17, 25, 26, 31, 33, 35. ПК-1, ПК-2
2.4. Полная клинико-психолого-педагогическая характеристика трёх детей с нарушениями устной и письменной речи. 4, 5, 6, 10, 37, 38, 39, 40, 41. ПК-1, ПК-2
2.5. Отчёт студента с элементами анализа по результатам наблюдения за проведением уроков учителем начальных классов. Составление в виде таблицы учебно-методического обеспечения всего коррекционно-образовательного процесса. Посещение 2-3 уроков в 1-4 классе по разным предметам и наблюдение за тем, как учащиеся с нарушениями речи усваивают материал урока. Выводы из наблюдений 4, 5, 6, 10, 37, 38, 39, 40, 41. ПК-2, ПК-3
Вариативная часть
  Наблюдение за работой ПМПк образовательной организации; Составление клинико-психолого-педагогической характеристики на одного обучающегося с ТНР        
Учебная практика в качестве учителя начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи Итоговый этап
2.11. Ознакомление с различными видами консультационной работы учителя-логопеда (с родителями, педагогами, другими специалистами образовательной организации); оформление индивидуального плана работы на первый период практики 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 27, 28, 29, 32, 34. ПК-2, ПК-3, ПК-4
2.12. Заполнение отчётной документации по первому этапу практики 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 27, 28, 29, 32, 34. ПК-2, ПК-3, ПК-4
       
  Итого: 108 часов
Вариативна часть
  Наблюдение за работой ПМПк образовательной организации      

16 : 20 : 28 : 36

I II III распознавание, запоминание, понимание применение владение I: II: III
1:3:5

: 7 : 9

I: II: III
1:3:5

: 7 : 9

36 : 28 : 36

4.3. Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации.

4.3.1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

4.3.2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний (действия по алгоритму).

4.3.3. Третья группа заданий направлена на проверку умения применять знания в реальной профессиональной деятельности (производственная практика).

4.4. Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции.

4.4.1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа:

Кy=n/m;

где:

Кy – коэффициент успешности;

n – количество выполненных операций (заданий) обучающимся;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить обучающийся.

4.4.2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий.

Успешность выполнения разноуровневых заданий (таблица 7 строка 1) с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции:

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в контроль включено четыре разноуровневых задания (таблица 7 строка 2), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в контроль включено три разноуровневых задания (таблица 7 строка 3), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что если у обучающегося коэффициент составляет 0,5–0,7, то он готов и способен демонстрировать компетенцию в своей профессиональной деятельности, в частности на педагогической практике.

4.5. Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности обучающихся

В соответствии с Положением об организации практик процесс организации практики делится на три этапа: подготовительный, основной и итоговый (п. 1.1.).

Текущий контроль осуществляется в основной и итоговый периоды практики.

В основной период практики студенты выполняют программу практики:

– во время производственной практики посещают и анализируют занятия (уроки), ведут дневник практики, готовят конспекты, разрабатывают технологические карты, осуществляют индивидуальное планирование, готовят аналитические справки и характеристики и пр. (в соответствии с содержанием программы практики);

На основе представленных студентами индивидуальных планов работы (расписания) групповые руководители и другие преподаватели кафедр проводят консультации и посещают студентов на местах практик (п. 1.2). Руководители практики осуществляют контроль за своевременностью выполнения заданий, заполняя карту оценки сформированности компетенций обучающихся (по результатам наблюдения).

На заключительном этапе практики (п. 1.3.) анализируются студенческие отчеты групповым и другими руководителями практики. На совещании руководителей и организаторов практики подводятся итоги текущего контроля (на основе анализа характеристик с мест прохождения практики, листа экспертной оценки результатов практики обучающегося и собственно отчетной документации студента (в соответствии с программой практики, таблица 5 «Отчетная документация по практике»)). На основании анализа отчетов и итогов текущего контроля определяются коэффициенты сформированности компетенций, измеряемых в рамках текущего контроля. Коэффициенты представляются в таблице (таблица 5).

Промежуточная аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля, анализа листа экспертной оценки (приложение 1) и отчета студентов на итоговой конференции по практике.

Итоговая конференция по практике проводится руководителем практики в ходе круглого стола и защиты презентации. Обучающийся на итоговой конференции по практике представляет (защищает) отчет. Защита отчета может проходить в индивидуальной и групповой форме. В приложении 2 представлен план презентации.

Руководитель практики оценивает результаты практики на основе критериев, представленных в таблице 8.

Таблица 8

Примерные критерии оценивания обучающихся по практике

Критерии Отметка
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 1; – выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики; – владеет теоретическими знаниями на высоком уровне; – умеет правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса (возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики работы организации); – проявляет в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру   «отлично»  
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69; – выполнил в срок весь объем работы, требуемый программой практики; – умеет определять профессиональные задачи и способы их решения; – проявляет инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускает незначительные ошибки; – владеет теоретическими знаниями, но допускает неточности «хорошо»  
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,59; – выполнил весь объем работы, требуемый программой практики; – не всегда демонстрирует умения применять теоретические знания различных отраслей науки на практике; – допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности; – не проявляет инициативы при решении профессиональных задач «удовлетвори-тельно»  
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,5; – не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики; – обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач; –не установил правильные взаимоотношения с коллегами и другими субъектами деятельности; –продемонстрировал недостаточно высокий уровень общей и профессиональной культуры; – проявил низкую активность – не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности; – во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планы работы на день, конспектов уроков и мероприятий); – отсутствовал на базе практике без уважительной причины; – нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации; – не сдал в установленные сроки отчетную документацию «неудовлетвори-тельно»  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

Основная литература

1. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011, - 64 с.

2. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» / Утверждено учёным советом ЧГПУ, протокол № 1 от 29.08. 2014 г.

3. Шереметьева, Е.В. Логопедическая практика в образовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: методические рекомендации / Е.В. Шереметьева, Н.В. Войниленко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 35 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/722

Дополнительная литература

4. Волкова, Л.С. Методическое наследие. Кн. 5. Дисграфия. Дислексия/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева. - М.: «Владос», 2004.

5. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова.–СПб., 2003.

6. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. –М., 2005.

7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.–СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

8. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / О.Б. Иншакова. - М., 2001.

9. Калягин, В.А., Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - СПб,: «Каро», 2004.

10. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. - СПб.: «Союз», 2002.

11. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. -СПб.: «Союз», 2001.

12. Логопедия в школе /под ред. В.С. Кукушина. -Ростов на Дону: Феникс; «МарТ», 2004.

Литература для самостоятельной работы

13. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.

14. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова.-М.,1996.

15. Ефименкова, Л.Н.: Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2001.

16. Кондратенко, И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И.Ю. Кондратекнко. - М.: Айрис-Пресс, 2005.

17. Корнев А.Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации / А.Н. Корнев. Итоги и перспективы: Материалы I Медународной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во Москв.соц-гуманит. ин-та, 2004. - С. 117-125.

18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – Спб.: Речь, 2003. – 330 с.

19. Корнев А.Н. О возрастной динамике дислексии и прогнозе ее компенсации / А.Н. Корнев. Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена,1986.-С. 96-101.

20. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениям чтения и письма // Логопедическая работа в школе / Под ред. Р.Е. Левиной / Р.Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – с. 3-17.

21. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. (Алексия и аграфия) / Р.Е. Левина. - М.: Учпедгиз, 1940. – 72 с.

22. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей с отклонениями в развитии / Р.Е. Левина. – М.: Учпедгиз, 1951. – 120с.

23. Методы обследования речи у детей / под ред. И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной. - М., 1996.

24. Прищепова, И.В.: Дизорфотография младших школьников / И.В. Прищепова. - СПб.: КАРО, 2006.

25. Российская Е.Н. Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией / Е.Н.Российская // Дефектология. – М.: Шк. – Пресс, 2007. – №1. – С.73-81.

26. Русецкая М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: Дис. … канд. пед. наук / М.Н. Русецкая. – М., 2003. - 166 с.

27. Русецкая М.Н. Дефицит зрительных функций у младших школьников с дислексией / М.Н. Русецкая. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного. института, 2004. – С. 214-226.

28. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: Автореферат дис. …док. пед. наук / М.Н. Русецкая. – М., 2009. – 45 с.

29. Селиверстов В.И. Практикум по детской логопедии / В.И. Селиверстов. - М.: «Владос», 1997.

30. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Автореф. … канд. пед. наук / Г.В. Чиркина. – М., 1967. – 18с.

31. Чиркина Г.В. Обучение грамоте ребенка, имеющего нарушения артикуляционного аппарата / Г.В. Чиркина. Специальная школа, выпуск 4 (112). – М., 1964. – с. 96-100.

32. Чиркина Г.В. Состояние теории и практики устранения нарушений письма и чтения у детей / Г.В. Чиркина. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного. института, 2004. – С. 8-13.

33. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.

34. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – М.: Аркти, 2000. – 120 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

35. Гогуадзе Т. Курс лекций по дефектологии [Электронный ресурс] / Т. Гогуадзе. – Режим доступа : http://www.dyslexia.ru/index.php?id=156

36. Гончарова, Е.Л. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

37. Гончарова, Е.Л. Специальная психология [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

38. Маркелов, В.И. Специальная психология: конспекты лекций [Электронный ресурс] / В.И. Маркелов. – Режим доступа : http://www.rgutis.net/kpsr-00/Content/student/Uch_Metod/Markelov/lekcii_SpecPsy.pdf

39. Садовникова И. «Нарушения письменной речи и чтения» режим доступа fanread.ru

40. Садовникова И. «Нарушения письменной речи и их преодоление. Режим доступа :detectivebooks.ru> книги 28857728

41. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» Программа. Режим доступа:gigabaza.ru > doc/84085.html.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Анкетные данные

1. Фамилия, имя _____________________________________________

2. Возраст___________________________________________________

3. Школа, класс ______________________________________________

4. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье_____________________________________________________________

Анамнез

1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии.

2. Протекание 1-й и 2-й половин беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических – особенно облучения – факторов, инфекционных заболеваний – особенно краснухи, гриппа и др., – токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов угрожающего выкидыша.)

3. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес., нормально протекающие, затяжн

Наши рекомендации