Разработка сценария учебного занятия
ШКОЛА
МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Проектирование учебного занятия
(Методические рекомендации для преподавателей)
Чита 2011
Составитель: О.В. Савватеева, методист, преподаватель ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Рассмотрено и одобрено на заседании НМС Читинского педагогического колледжа
Протокол № ____________
от «__» _________ 2011 г.
Зам. директора по НМР ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж», к.культурологии А.В. Спиридонова
В методических рекомендациях освещаются вопросы, связанные с процедурой проектирования учебного занятия: определение замысла и постановка целей учебного занятия, разработка сценария учебного занятия, отбор содержания учебного материала, определение методов и форм организации учебного занятия, планирование контроля деятельности обучаемых. Данные рекомендации могут быть полезны преподавателям и студентам – будущим педагогам.
Содержание
Введение | |
Определение целей занятия | |
Разработка сценария учебного занятия | |
Отбор содержания учебного материала | |
Выбор методов обучения | |
Разработка системы контроля | |
Технологическая карта учебного занятия | |
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Педагог - это человек, имеющий нравственный «стержень», имеющий «багаж» в той или иной специальности, желающий передать этот багаж другим и умеющий это делать.
Педагог должен уметь делать, по крайней мере, три вещи: первое - уметь проектировать свою деятельность; второе - творчески реализовывать свой проект «вживую» в реальном учебном процессе; третье - рефлексировать свою деятельность.
Первый этап - проектировочный. Естественно, прежде чем начать любое дело, а тем более такое изящное, как обучение других людей, важно обдумать заранее все, что будешь делать.
Второй этап - исполнительский, когда предварительно разработанный проект оживает в реальных условиях; на сцене появляются главные действующие лица - ученик и педагог; каждый из них в отдельности и они вместе делают дело, в результате которого у ученика появляется либо радость понимания, что он чему-то научился, либо досады, что зря потратил время.
Наконец, третий этап педагогической деятельности носит непростое название - рефлексивный. Рефлексия - это обращение к собственной деятельности, которая осталась «позади», это как бы взгляд «через плечо» - назад с целью ответа на следующие вопросы: «Что я делал?», «Что мне удалось, и что меня в связи с этим радует?», «Что мне не удалось и каковы причины моих затруднений?» И, наконец: «А что же мне следовало сделать, чтобы избежать тех ошибок, которые я допустил или предупредить те трудности, которые возникли в работе?». Рефлексию можно рассматривать как некий «пусковой механизм», который позволяет расширять границы собственных возможностей человека в мышлении и деятельности.
Как показывает практика, подготовка к учебным занятиям вызывает наибольшие трудности у молодых преподавателей. Эти трудности стали еще более выраженными, когда педагоги стали обращаться к технологизации учебного процесса. Переход на новые педагогические технологии требует особо тщательной предварительной подготовки к урокам.
Методические рекомендации включают вопросы постановки целей учебного занятия, отбора и выстраивания содержания учебного материала, рационального отбора методов и форм организации учебного занятия, организации контроля за деятельностью обучаемых.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ
Цель – это представляемый или мыслимый результат будущей деятельности.Работать без цели все равно, что действовать без мысли, без замысла.
Преподаватель профессионального учебного заведения при подготовке к каждому учебному занятию (теоретическому или производственному) должен особое внимание уделить постановке цели. Ясная, понятная реальная цель действительно является ключом к успеху в работе со студентами.
Знания и умения - это одна и та же деятельность, но существующая в разных формах. Поэтому нельзя "знать", но не "уметь", и наоборот. Если не определить цель занятия, то нельзя точно определить объем учебного материала, форму, этапы его представления студентам.
Цель как мотив мобилизует желание ученика добиться результата. При отсутствии цели любая деятельность становится пустым времяпровождением.
Цель показывает, чему ученик должен научиться, видеть, где он может использовать эти знания или умения.
Цель объясняет ученику, что он изучает, зачем работает.
Цель позволяет проводить опрос с позиции достижения целей учеником.
Цель концентрирует внимание ученика на уроке.
Вначале цель формируется в общих терминах, а далее конкретизируется описанием нужных действий и образцов поведения. Понятные и принятые учениками образцы поведения, учебных действий будут активно ими выполняться.
Современная педагогика предъявляет к целям обучения требования диагностичности, инструментальности, реалистичности и адекватности.
Диагностичность– это вполне определенное однозначное описание целей, способов их выявления, измерения и оценки.
Значит, формулировать цели занятия нужно через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые преподаватель или эксперт сможет надежно опознать. Результаты должны обладать категорией меры, т.е. поддаваться прямому или косвенному измерению. Их можно соотнести с определенной шкалой оценки.
Инструментальность требует, чтобы цель была задана в терминах деятельности учащихся.
Реалистичностьпредполагает наличие средств для осуществления цели, т.е. гарантирует возможность ее достижения.
Адекватность гарантирует, что цель соответствует результату, т.е. движет учащихся к запланированным в стандарте уровням.
Формулирование целей занятия с учетом уровня усвоения необходимого для того, чтобы затем было возможно осуществить перевод цели в тестовые задания, т.е. осуществить проверку результата.
Примеры глаголов, используемых для конкретизации целей:
1. Для формирования общих учебных целей:
· анализировать;
· вычислять;
· высказывать;
· формулировать определения;
· демонстрировать;
· знать;
· интерпретировать;
· использовать;
· оценивать (судить на основании критериев);
· понимать (преобразовывать из одной формы в другую, объяснить, предсказывать последствия, результаты);
· применять (в конкретных условиях и новых ситуациях);
· создавать;
2. Для формирования целей творческого типа:
· варьировать;
· видоизменять;
· модифицировать;
· перегруппировывать;
· перестраивать;
· предсказывать;
· ставить вопросы;
· реорганизовывать;
· синтезировать;
· систематизировать;
· укрощать;
3. В сфере коммуникативных умений:
· вступить в контакт;
· выразить мысль;
· высказать согласие (несогласие);
· извиниться;
· извинить;
· ответить;
· поблагодарить;
· высказать похвалу (одобрение);
· оказать помощь;
· пригласить;
· присоединиться;
· принять участие;
· сотрудничать и т.д.
Варианты конструирования образовательных целей:
1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных):
· Изучить;
· Раскрыть;
· Ознакомить;
· Отработать навыки самостоятельной работы;
· Научить работать с самостоятельной литературой;
· Составлять схемы.
2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
5. Способствовать формированию представлений о...
6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
· Раскрыть причины...
· Выяснить последствия...
8. Способствовать пониманию закономерности..,
· Создать условия для выявления взаимосвязи между...
· Способствовать пониманию зависимости между...
Варианты конструирования развивающих целей:
1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Варианты конструирования воспитательных целей:
1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Приступая к выбору методов обучения, педагог должен помнить - только то присваивается человеком, что проходит через его собственную активную деятельность.
Метод обучения (от греч. metodos - буквально путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
По степени активности обучаемого и характеру его деятельности методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения).
Объяснительно-иллюстративные методы основаны на том, что педагог сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие учащимися, показывает, как эти знания применяются на практике. При этом педагогу важно помнить, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на определенный результат, а именно - на формирование у обучаемых лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или тем более навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень). В деятельности педагогов эти методы проявляются обычно через рассказ, лекцию, сопровождаемую различными демонстрациями.
Репродуктивные методы. Само название говорит о сущности этих методов. Педагог отбирает (создает сам) систему задач, заданий, упражнений на воспроизведение действий, уже известных и осознанных учащимися благодаря информационно-рецептивным методам., а ученики выполняя эти задания, отрабатывают их воспроизведение. Неоднократное повторение приводит к формированию знаний 2-го уровня.
Когда целесообразно выбрать репродуктивные методы? Тогда, когда надо научить обучаемых воспроизводить действия по образцу. Репродуктивные методы в профессиональном обучении чаще всего воплощаются в лабораторных и практических занятиях. Результат использования этих методов приводит к формированию у обучаемых типовых умений и навыков.
Указанным методам многие преподаватели отдают предпочтение часто потому, что они экономичны во времени, требуют менее напряженной предварительной подготовки.
Третью группу методов составляют методы проблемного обучения. Они ориентированы на формирование у обучаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование у них оперативного мышления (3- уровень). По сравнению с предыдущими, эта группа методов имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во-вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого учащегося по решению проблемных задач, как “открытие”, совершаемое обучаемым через самостоятельный поиск; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным (через систему подсказок) использованием имеющихся у обучаемых знаний.
Обычно к группе проблемных или проблемно-поисковых методов относят метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.
Наряду с методами проблемного обучения сегодня в профессиональном образовании получают распространение, так называемые игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельнострные и др.) и др. и коммуникативные (дискуссия, “мозговой штурм” и др.).
Итак, каким методам должен отдать предпочтение преподаватель, готовясь к учебному занятию. Он может выбрать любой метод, главным критерием является цель, которую он ставит перед собой. Если он предполагает сформировать знания 1 уровня, то он вполне может подобрать информационно-иллюстративные методы.
Нацеленность педагога на формирование у обучаемых устойчивых типовых умений и навыков приводит его к необходимости выбрать репродуктивные методы. Если же он стоит перед необходимостью формирования у обучаемых умений решать творческие задания, задачи, находить пути выхода из проблемных ситуаций, то он должен будет выбрать продуктивные методы, ориентированные на организацию активной деятельности самих обучаемых по типу “открытия”.
К важным критерием выбора методов относятся также особенности обучаемых; специфика содержания учебного материала; особенности условий, в которых обучаются люди и ряд других.
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
Процедура контроля складывается из нескольких шагов:
Контроль = Выявление + Измерение + Оценка
Сначала нужно выявить, что усвоено учащимися, опознать это. Затем следует измерить усвоенное, например, по уровням усвоения, по осознанности, по полноте, и т.д. Заключительная процедура контроля – это оценка результата по определенной шкале. Если преподаватель “пропускает” какой-либо из вышеуказанных элементов, или действует без норм и критериев, то часто контроль отождествляется с выставлением отметок. Глазомерные отметки, под которыми нет никаких оснований кроме субъективного впечатления, оставляют “лазейки” для некачественной подготовки, приводят к мифическому результату и, в конечном счете, лишают преподавателя управлять процессом обучения.
По дидактическим целямразличают два типа контроля:
корректирующий и констатирующий.
Цель корректирующего контроля – создать мотивацию для интенсивной учебной деятельности, актуализировать имеющиеся знания, обратиться к опыту учащихся.
Такой тип контроля живет в разных формах. Самая излюбленная: фронтальный опрос, при котором задается большое количество вопросов, требующих коротких ответов. Для того, чтобы вовлечь наибольшее количество учащихся возможны ответы, разбитые на порции: один учащийся начинает ответ, другой продолжает, третий заканчивает. Мастерами корректирующего контроля можно назвать педагогов-новаторов В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Н.Н. Палтышева. У Шаталова, например, практиковался прием “ведущий учитель”, когда учащиеся, попав в эту роль, проверяли успехи своих товарищей.
При корректирующем контроле невозможно объективно поставить отметку, т.к. цель его и вся процедура направлена на актуализацию учебной деятельности.
Периодичность появления такого типа контроля на занятии определяется потребностью активизировать учащихся, нацелить их на решение новых задач, он носит оперативный характер и используется во время вводного инструктажа и плановых обходов учащихся во время их работы в производственных мастерских.
Цель констатирующего контроля - оценить результат завершенного учебного действия. Преподаватель обращается при этом к каждому участнику обучения. Способы обращения различны: устный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, рейтинг, зачеты, защиты, экзамены, чем более совершенны способы контроля, т.е. определенны, однозначны, достоверны, тем объективнее результаты оценки.
Констатирующий контроль по периодичности бывает предварительным, текущим, тематическим (рубежным) и итоговым.
Предварительный контроль проводится для фиксации исходного начального уровня обученности. Сравнение исходного уровня с конечным позволяет измерять прирост знаний. Наиболее надежным способом проведения входного контроля является тестирование.
Текущий контроль для диагностики хода дидактического процесса, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Этот вид контроля позволяет своевременно определить пробелы в усвоении материала, скорректировать учебный процесс. Способы проведения текущего контроля достаточно разнообразны. К ним относятся устный, уплотненный, комбинированный, магнитофонный и компьютерный опросы, тестирование, рейтинг.
Тематический контроль нацелен не просто на проверку усвоения отдельных элементов, а на выявление понимания систем, в которые они объединены. Основными способами являются синтетические комплексные задания и батареи тестов.
Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце изучения предмета или курса. На этом этапе окончательно систематизируется и обобщается учебный материал. Для проведения контроля используется система зачетов, экзаменов, защит выпускных работ, итоговое тестирование с применением компьютеров и специальных программ.
Таким образом, перед преподавателем открываются большие возможности качественно подготовиться к проведению контроля.
Самым излюбленным способом контроля является устный опрос. Как подготовиться к нему, чтобы не утратить преимуществ этого способа и сделать его эффективным?
1. Необходимо выделить узловые учебные элементы, в которых заключена сама суть темы.
2. Нужно назначить уровень усвоения этих элементов.
3. Сформулировать четко и определенно задание.
4. Определить количество существенных операций в ответах по каждому вопросу.
Фактически преподаватель создает для себя эталон, который позволит объективно оценить качество опыта учащихся. При устном ответе всегда есть возможность оценить знания любого уровня. При помощи дополнительных вопросов можно оказать помощь слабому и поднять планку сложности для сильного учащегося, Кроме того, опытные педагоги всегда используют возможность разъяснения, повторения трудно воспринимаемых учебных элементов. Сердцевиной подготовки к устному опросу является формулирование вопроса. Он может быть очень простым, предназначенным для воспроизведения информации, формулы, правила, алгоритма; а может заставить учащихся активизировать свои силы, ставить цель и искать нестандартный способ достижения цели. Например, вопрос “Греет ли солнце под водой?” вызывает необходимость строить разные версии и доказывать их.
Итак, процедура контроля может быть обеспечена различными способами. Чем богаче арсенал преподавателя, тем больше у него возможностей объективно перевести контроль из жанра заучивающих процедур в разряд поддерживающих и укрепляющих желание учиться.
Ход работы
№ | Содержание и последовательность выполнения работ | Применяемое оборудование | Методические указания |
Задание для отчета _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка результатов работы
_____________________________________________________________________________________
Приложение 4
ШКОЛА
МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Проектирование учебного занятия
(Методические рекомендации для преподавателей)
Чита 2011
Составитель: О.В. Савватеева, методист, преподаватель ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Рассмотрено и одобрено на заседании НМС Читинского педагогического колледжа
Протокол № ____________
от «__» _________ 2011 г.
Зам. директора по НМР ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж», к.культурологии А.В. Спиридонова
В методических рекомендациях освещаются вопросы, связанные с процедурой проектирования учебного занятия: определение замысла и постановка целей учебного занятия, разработка сценария учебного занятия, отбор содержания учебного материала, определение методов и форм организации учебного занятия, планирование контроля деятельности обучаемых. Данные рекомендации могут быть полезны преподавателям и студентам – будущим педагогам.
Содержание
Введение | |
Определение целей занятия | |
Разработка сценария учебного занятия | |
Отбор содержания учебного материала | |
Выбор методов обучения | |
Разработка системы контроля | |
Технологическая карта учебного занятия | |
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Педагог - это человек, имеющий нравственный «стержень», имеющий «багаж» в той или иной специальности, желающий передать этот багаж другим и умеющий это делать.
Педагог должен уметь делать, по крайней мере, три вещи: первое - уметь проектировать свою деятельность; второе - творчески реализовывать свой проект «вживую» в реальном учебном процессе; третье - рефлексировать свою деятельность.
Первый этап - проектировочный. Естественно, прежде чем начать любое дело, а тем более такое изящное, как обучение других людей, важно обдумать заранее все, что будешь делать.
Второй этап - исполнительский, когда предварительно разработанный проект оживает в реальных условиях; на сцене появляются главные действующие лица - ученик и педагог; каждый из них в отдельности и они вместе делают дело, в результате которого у ученика появляется либо радость понимания, что он чему-то научился, либо досады, что зря потратил время.
Наконец, третий этап педагогической деятельности носит непростое название - рефлексивный. Рефлексия - это обращение к собственной деятельности, которая осталась «позади», это как бы взгляд «через плечо» - назад с целью ответа на следующие вопросы: «Что я делал?», «Что мне удалось, и что меня в связи с этим радует?», «Что мне не удалось и каковы причины моих затруднений?» И, наконец: «А что же мне следовало сделать, чтобы избежать тех ошибок, которые я допустил или предупредить те трудности, которые возникли в работе?». Рефлексию можно рассматривать как некий «пусковой механизм», который позволяет расширять границы собственных возможностей человека в мышлении и деятельности.
Как показывает практика, подготовка к учебным занятиям вызывает наибольшие трудности у молодых преподавателей. Эти трудности стали еще более выраженными, когда педагоги стали обращаться к технологизации учебного процесса. Переход на новые педагогические технологии требует особо тщательной предварительной подготовки к урокам.
Методические рекомендации включают вопросы постановки целей учебного занятия, отбора и выстраивания содержания учебного материала, рационального отбора методов и форм организации учебного занятия, организации контроля за деятельностью обучаемых.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ
Цель – это представляемый или мыслимый результат будущей деятельности.Работать без цели все равно, что действовать без мысли, без замысла.
Преподаватель профессионального учебного заведения при подготовке к каждому учебному занятию (теоретическому или производственному) должен особое внимание уделить постановке цели. Ясная, понятная реальная цель действительно является ключом к успеху в работе со студентами.
Знания и умения - это одна и та же деятельность, но существующая в разных формах. Поэтому нельзя "знать", но не "уметь", и наоборот. Если не определить цель занятия, то нельзя точно определить объем учебного материала, форму, этапы его представления студентам.
Цель как мотив мобилизует желание ученика добиться результата. При отсутствии цели любая деятельность становится пустым времяпровождением.
Цель показывает, чему ученик должен научиться, видеть, где он может использовать эти знания или умения.
Цель объясняет ученику, что он изучает, зачем работает.
Цель позволяет проводить опрос с позиции достижения целей учеником.
Цель концентрирует внимание ученика на уроке.
Вначале цель формируется в общих терминах, а далее конкретизируется описанием нужных действий и образцов поведения. Понятные и принятые учениками образцы поведения, учебных действий будут активно ими выполняться.
Современная педагогика предъявляет к целям обучения требования диагностичности, инструментальности, реалистичности и адекватности.
Диагностичность– это вполне определенное однозначное описание целей, способов их выявления, измерения и оценки.
Значит, формулировать цели занятия нужно через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые преподаватель или эксперт сможет надежно опознать. Результаты должны обладать категорией меры, т.е. поддаваться прямому или косвенному измерению. Их можно соотнести с определенной шкалой оценки.
Инструментальность требует, чтобы цель была задана в терминах деятельности учащихся.
Реалистичностьпредполагает наличие средств для осуществления цели, т.е. гарантирует возможность ее достижения.
Адекватность гарантирует, что цель соответствует результату, т.е. движет учащихся к запланированным в стандарте уровням.
Формулирование целей занятия с учетом уровня усвоения необходимого для того, чтобы затем было возможно осуществить перевод цели в тестовые задания, т.е. осуществить проверку результата.
Примеры глаголов, используемых для конкретизации целей:
1. Для формирования общих учебных целей:
· анализировать;
· вычислять;
· высказывать;
· формулировать определения;
· демонстрировать;
· знать;
· интерпретировать;
· использовать;
· оценивать (судить на основании критериев);
· понимать (преобразовывать из одной формы в другую, объяснить, предсказывать последствия, результаты);
· применять (в конкретных условиях и новых ситуациях);
· создавать;
2. Для формирования целей творческого типа:
· варьировать;
· видоизменять;
· модифицировать;
· перегруппировывать;
· перестраивать;
· предсказывать;
· ставить вопросы;
· реорганизовывать;
· синтезировать;
· систематизировать;
· укрощать;
3. В сфере коммуникативных умений:
· вступить в контакт;
· выразить мысль;
· высказать согласие (несогласие);
· извиниться;
· извинить;
· ответить;
· поблагодарить;
· высказать похвалу (одобрение);
· оказать помощь;
· пригласить;
· присоединиться;
· принять участие;
· сотрудничать и т.д.
Варианты конструирования образовательных целей:
1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных):
· Изучить;
· Раскрыть;
· Ознакомить;
· Отработать навыки самостоятельной работы;
· Научить работать с самостоятельной литературой;
· Составлять схемы.
2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
5. Способствовать формированию представлений о...
6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
· Раскрыть причины...
· Выяснить последствия...
8. Способствовать пониманию закономерности..,
· Создать условия для выявления взаимосвязи между...
· Способствовать пониманию зависимости между...
Варианты конструирования развивающих целей:
1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Варианты конструирования воспитательных целей:
1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
После постановки целей педагогу необходимо сделать следующий шаг - сконструировать учебное занятие, разработать своеобразный сценарий, который бы воплотил его замысел. Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.
Первая функция - введение обучаемых в учебную деятельность.
Ее не следует отождествлять с оргмоментом (традиционное название первой части урока), когда педагог осуществляет ряд организационных действий и психологически настраивает учащихся на учение. Введение в учебную деятельность предполагает: а) создание у обучаемых учебной мотивации (“мотив” - побудитель к действию, “мотивация” - процесс побуждения, стимулирования мотивов); б) осознание и принятие учащимися учебной цели.
Хорошо известно, что обучающиеся далеко не всегда осознают мотивы, побуждающие их к учебной деятельности. Но если среди мотивов учащихся полностью отсутствуют познавательные мотивы, например, он выполняет задание, чтобы занять себя (“раз пришел, то надо что-то делать”), то его деятельность нельзя назвать учебной. Нет интереса и любая деятельность превращается в формальность, сам процесс становится тягостным, а результат, как правило, далек от цели.
Несколько советов по мотивации обучаемых, которыми может воспользоваться педагог проектирующий первый этап занятия:
n студенту интересно, если его опыт учитывается;
n использование “жизненных” проблемных ситуаций - эффективный прием стимулирования мотивации;
n студент хочет понимать, что он делает, поэтому объясните, как полученные знания могут применяться в его будущей профессиональной жизни;
n студент стремиться к самостоятельности, самоорганизации предоставьте ему эту возможность в учении;
n создайте ощущение личной ответственности;
n в обучении студент предпочитает совместную деятельность, предоставьте ему эту возможность;
n задумайте интригу, эмоции помогут вызвать интерес;
n поощряйте обучаемых, но помните, что поощрение только тогда усиливает мотивацию к учению, когда сам учащийся воспринимает свое решение как интересное и потребовавшее от него значительных усилий;
n будьте заинтересованы сами;
n дайте возможность учащимся общаться;
n не “тяните одеяло на себя”, дайте возможность самим обучаемым активно действовать;
Теперь еще раз об учебной цели. Педагоги часто полагают, что предъявив (озвучив) свою цель, они довели до сознания слушателей смысл учебной работы, которую им предстоит сделать. Это иллюзия, которую вы можете легко проверить. Спросите у своих обучаемых, какова их учебная цель, и убедитесь, что многие не только не ответят на ваш вопрос, но и не поймут его. Но, как же можно начинать занятие, если те, ради которых замысливается весь сценарий, не осознают своей учебной цели, а значит, не видят возможного результата.