Модернизация применяемых информационных технологий в целях повышения результативности деятельностиКронштадтского таможенного поста Балтийской таможни

Успешность и результативность деятельности таможенных органов связана с совершенствованием информационных технологий, внедрением новых средств и методов работы с информацией. Для эффективного выполнения своих функций таможенные органы широко использует возможности информационных технологий.

Единая автоматизированная информационная система таможенных органов (далее – ЕАИС ТО) обеспечивает работу информационных технологий в таможенных органах. Для организации работ по реализации программы поэтапной разработки ЕАИС ТО при ФТС России создан Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) как научно-производственная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС ТО, сейчас его не существует, вместо него функционирует Центральное информационно- техническое таможенное управление (ЦИТТУ).

ФТС России тесно взаимодействует со многими ведомственными структурами, с которыми заключены соответствующие соглашения. Так, например, современные информационные технологии позволили объединить таможенную и налоговую базу сведений. Принципиальным моментом во взаимодействии тех или иных структур всегда выступает основание отношений и функциональные границы, которые определяют нормативно-правовые акты, на которых основывается взаимодействие. На международном уровне было бы рациональным создать единые технические условия информационного взаимодействия с зарубежными таможенными службами.

В 2014 году ФТС России инициировало создание региональных центров оперативного мониторинга и анализа, которые позволяют централизованно и максимально оперативно использовать все имеющиеся в распоряжении управления информационные источники. По существу данный Центр – площадка для совершенствования взаимодействия между структурными подразделениями по различным направлениям деятельности. Данный центр объединяет три службы: служба организации таможенного контроля, служба федеральных таможенных доходов и служба таможенного контроля после выпуска товаров. Центр способен создать условия для эффективного мониторинга и выявления рисков нарушений таможенного законодательства в режиме on-line и принятия мер, включая подготовку целевых профилей рисков [1, с. 8–9].

Внедрение прогрессивных методов в управлении таможенными органами происходит, по большей части, за счет развития информационных технологий. Автоматизация таможенных органов сводится к использованию новых информационных технологий для проверки, обработки, хранения, оформления и обмена сведениями.

Система информации в таможенных органах должна иметь надежную и продуманную защиту от вредоносных программ и незаконного тиражирования информации. Утечка информации – серьезная угроза для деятельности таможенных органов. Защита информации включает, в первую очередь, выявление возможных угроз ее создания, обновления, передачи, хранения и утилизации.

Повышение качества информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) напрямую связано с совершенствованием информационных технологий в таможенных органах. Необходимо полноценное включение единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в существующую инфраструктуру предоставления государственных услуг.

Информационные технологии играют решающую роль в проведении таможенного контроля и осуществлении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза. Резюмируя вышесказанное, стоит отметить высокую важность информационных технологий для развития и продвижения таможенных услуг, охраны экономических интересов государства. Кроме того, реализация проекта «единого окна» трудно исполнима без слаженных информационно-технических и программных средств. Решение задач, возлагаемых на таможенную службу, невозможно без развитых информационных технологий. Такие перспективные информационные технологии, как электронное декларирование, предварительное информирование, удаленный выпуск товаров и удаленная уплата таможенных платежей значительно ускоряют и упрощают процесс таможенного оформления.

Совершенствование информационных технологий в таможенных органах необходимо, в первую очередь, для расширения круга автоматизируемых задач, более эффективного и оперативного управления и повышения надежности функционирования системы. В таможенных органах функционирует специальная автоматизированная информационная система «АИСТ – М» (далее – АИС «АИСТ-М»), с помощью которой осуществляется декларирование практически всех товаров. Она имеет ряд недостатков, вызывающих проблемы при информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД. Необходимо, чтобы таможенные органы поставили нужные задачи для модификации АИС «АИСТ-М».

C начала июня 2015 г. вступили в силу изменения в АИС «АИСТ-М». В соответствии с ними, если инспектор при регистрации декларации обнаружит нехватку денежных средств на указанном в декларации платежном документе, он может ее все равно зарегистрировать и оповестить участника ВЭД о финансовой проблеме. Если в течение двух часов участник ВЭД сообщит номер другого платежного документа (обязательно в письменном или электронном виде, чтобы было подтверждение его волеизъявления), то инспектор списывает оттуда денежные средства, а выпуск благополучно осуществляется. Нововведение, к сожалению, не в пользу бизнеса. Теперь возможность таможенного инспектора по списанию денежных средств с источников, не указанных непосредственно при декларировании, будет ликвидирована путем внесения изменений в программу.

С момента использования АИС «АИСТ-М» было осуществлено множество преобразований, тем не менее до настоящего момента ряд важных обстоятельств, мешающих слаженной работе, остался. Приведем недостатки в работе программного средства:

– Не полностью оптимизированный интерфейс работы таможенного инспектора в АИС «АИСТ-М», а именно: проблема использования множества вкладок. Так, в «АИСТ-РТ21» можно было продуктивно работать с тремя открытыми вкладками, а в «АИСТ-М» это практически невозможно, что приводит к неудобствам.

– Множество деклараций, находящихся на различном этапе таможенного оформления, в очереди рассмотрения таможенного инспектора без структуризации. Данный факт ведет к потере рабочего времени на поиск нужной декларации.

– Неотработанная система корректировки таможенной стоимости.

– Сложности обратной связи с участниками ВЭД (главная проблема по данному направлению заключается в том, что таможенный инспектор автоматически не уведомляется о поступлении документов по той или иной декларации).

– Невозможность четкого отслеживания всех цепочек действий каждого из должностных лиц (соответственно, наблюдается уменьшение степени ответственности) и др.

Для решения обозначенных проблем предлагается внедрить комплекс информационных модулей с целью поддержки и обеспечения функционирования и администрирования таможенных операций. Информационно - модульная концепция осуществляется путем внедрения в систему готовых, технически и функционально оптимизированных модулей на основе имеющихся интерфейсов подключения и анализа эффективности их применения.

Решив вышеуказанные проблемы работы АИС «АИСТ-М», модернизировав данную программу, можно значительно поднять синергетический потенциал таможенных услуг. Модернизация АИС «АИСТ-М» будет способствовать:

– упрощению административных процедур и повышению их эффективности;

– сокращению стоимостных и временных издержек, связанных с обработкой информации и документов, необходимых для осуществления ВЭД;

– оптимизации ресурсов, в том числе трудовых, при таможенном оформлении;

– упрощению технологии информационного взаимодействия с государственными органами, регулирующими ВЭД;

– росту удовлетворенности таможенных работников от процесса работы, а потребителей таможенных услуг от повышения качества предоставления таможенных услуг;

– повышению ответственности должностных лиц при работе с декларациями и надежности таможенного сервиса;

– оперативности поступления информации;

– увеличению доступности получения и обмена информацией, налаживанию каналов обратной связи;

– ускорению таможенного оформления без потери качества таможенного контроля.

Таким образом, развитие информационной системы таможенных органов – это не только увеличение производительности работы таможенных органов, оптимизация принятия управленческих решений, но и увеличение скорости таможенного оформления, упрощение таможенных процедур, новые услуги для участников ВЭД. Развитие информационных технологий необходимо для оптимизации работы всей таможенной системы.

Для успешного функционирования таможенных органов, увеличения показателей таможенной системы необходимо непрерывно отслеживать необходимость совершенствования информационных технологий, разрабатывать новаторские проекты, нацеленные на достижение максимально высоких показателей работы и удовлетворение потребностей участников ВЭД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применительно к таможенным органам результативность (эффективность) деятельности -это соотношение достигнутых результатов в основных сферах деятельности (обеспечение уплаты таможенных платежей, выявление правонарушений и т.п.) к максимально возможным результатам деятельности при имеющихся ресурсах.

В основе системы показателей результативности таможенной деятельности лежат следующие международные стандарты:

- унификация и стандартизация таможенных процедур и таможенной документации;

- прозрачность и однозначность таможенных правил;

- наличие современных технических средств таможенного контроля, связи и другого оборудования;

- гигиена и безопасность рабочих мест инспекторского состава;

- удельный вес личных контактов персонала таможенных органов с участниками ВЭД в процессе таможенного оформления и таможенного контроля объектов внешней торговли;

- продолжительность процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

Успешность и результативность деятельности таможенных органов связана с совершенствованием информационных технологий, внедрением новых средств и методов работы с информацией.

Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач поставлены следующие:

-упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;

-использование системы управления рисками;

-ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

-оперативное осуществление информационного обмена с иными органами государственной власти и зарубежными органами.

Новые решения в области ИТ должны обеспечить следующие преимущества к 2020 г.:

1) возможность взаимодействия таможенных органов и других ведомств, участвующих в приграничном управлении, что позволит им работать в режиме «единого окна»;

2) полностью открытую, беспроводную и мобильную операционную среду; решения для структурированных и неструктурированных данных.

Необходима эволюция трех главных элементов ИТ:

1) сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения;

2) идентификационное управление;

3) управление рисками, которые должны будут определить, как технологические решения будут функционировать в 2020 г.

Информационные технологии, несомненно, повышают возможность взаимодействия таможенных органов с другими фискальными, правоохранительными и контролирующими органами. Их совместная деятельность упростит и ускорит совершение таможенных операций на таможенной границе. Этому также будет способствовать принятие таможней на вооружение общемировых стандартов для получения и контроля данных по сделкам, а также всестороннего использования сервис-ориентированной архитектуры программного обеспечения и применения новых моделей управления информационными технологиями. Сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения создает основу ИТ для интеграции бизнес-процессов, регулируемых многочисленными системами.

Наши рекомендации