Понятие управления экономическими объектами
Методологическую основу проектирования ИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.
Для системы характерно изменение состояний объектов, которые с течением времени происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой. В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов:
1. эмерджентности, то есть целостности системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы;
2. гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функционирования системы и достижения общей цели;
3. адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы;
4. обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.
С кибернетической точки зрения процесс управления системой, как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели, можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.
Экономическая система, как и любая другая система, характеризуется наличием у неё сложной структуры, большим количеством взаимосвязанных между собой элементов различной природы, объединенных в единое целое для достижения поставленных целей. Экономические системы представляют собой предприятия и организации, корпорации и объединения, отрасли экономики, сама экономика страны. Целями функционирования экономической системы являются: 1) сохранение ее структуры, 2) приобретение новых качественных особенностей, 3) поддержание ее жизнедеятельности, 4) выполнение ее миссии и т.д. Для достижения этих заданных целей, необходимо осуществление процессов управления как самой системой, так и ее элементами.
Система управления – это система, обеспечивающая реализацию управленческих процессов в компании. Её основная функция заключается в получении информации, на основе которой будет изменено поведение управляемой системы. Систему управления экономическим объектом рассматривают как совокупность двух взаимосвязанных частей (их ещё называют подсистемами): субъекта управления (управляющей подсистемой) и объекта управления (управляемой подсистемой).
· Субъект управления - это человек, группа людей, управленческий аппарат или целая организация (может быть и техническим устройством), принимающие решения КАК воздействовать на объект управления для достижения поставленной цели. Субъект управления следит за деятельностью объекта управления и при необходимости осуществляет корректировку его поведения.
· Объект управления — это человек, группа людей, целая организация, на поведение которых воздействуют, добиваясь от них выполнения конкретных, поставленных субъектом задач. Задачей объекта является выполнение такой деятельности, ради которой и создавалось предприятие. Объектом управления также могут быть технические устройства. Объект управления самостоятельно не задает цели своего существования и не выбирает альтернативы своего поведения.
Субъект и объект управления связаны между собой прямой и обратной связями.
· Прямая связь идёт от того, кто обладает полномочиями задавать цели, задачи и параметры функционирования для объекта управления. Прямой связью передаются предписания, команды, распоряжения, приказы. То, что в экономике понимают под «управлением» и есть прямая связь.
· Обратная связь отражает параметры состояния объекта управления в определённые моменты времени. Обратная связь – это ответ на управляющее воздействие субъекта. Обратной связью передаются отчеты о выполненной работе и состоянии объекта в заданный момент времени.
Деятельность любой экономической системы невозможна без управления ее элементами во имя заданных целей и без учёта взаимоотношений системы с окружающей её внешней средой. Система управления находится в постоянном взаимодействии с внешней средой и с системами управления многочисленными объектами экономики. В результате управления компания добивается результата своей деятельности.
Структура системы управления представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура системы управления
Процесс управление представляет собой цикл, на 1 этапе которого осуществляется сбор и накопление исходных данных о деятельности и состоянии объекта (объектов) управления.
На 2 этапе субъект управления получает информацию о достигнутом состоянии объекта и на основе заданных целей происходит её обработка. Целью обработки является её дальнейший анализ, осмысление и принятие необходимых решений. На 3 этапе вырабатывается управляющее воздействие на объект управления и происходит доведение до него выработанных на прошлом этапе решений в виде приказов, распоряжений, команд. В результате этого воздействия объект управления в очередной раз изменяет свое состояние, что будет фиксироваться управляющей подсистемой. Т.о. управление экономическими объектами реализуется с использованием принципа обратной связи: управляющее воздействие формируется на основе информации о реакции объекта на предыдущие управляющие воздействия.
Уровни управления
Различают три уровня управления, на каждом из которых работают различные сотрудники компании. На оперативном уровне управления работают исполнители и менеджеры низшего звена. Здесь решаются задачи, связанные с краткосрочным, оперативным планированием и управлением. На тактическом уровне решаются иные, более сложные и ответственные задачи и на этом уровне работают менеджеры среднего звена и специалисты. Они заняты, прежде всего, составлением отчётов не по текущим событиям, а за определённое время.Здесь решаются задачи, связанные со среднесрочным планированием и управлением. На стратегическом уровнеработают ТОП менеджеры, выполняющие самые сложные и самые ответственные задачи, связанные со стратегическим управлением компании. С увеличением степени возрастания власти решаемые задачи становятся сложнее, но динамика принятия решений снижается.
Уровни управления определяются сложностью решаемых задач, степенью ответственности, частотой получения информации и динамикой принятия решений (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Уровни управления
Качественное управление всегда направлено на результат. Оно помогает компании осознать свою миссию, противодействовать её разрушению, ориентировать компанию на постоянное повышение своей эффективности, помогает снизить риски. Т.е. качественно управляемая организация извлекает из бизнеса максимальную пользу.
Информационные системы компании, создаваемые для обеспечения сбора, хранения, обработки, поиска, выдачи информации в любой области деятельности организации, помогают бизнесу в современных условиях неопределенности. И сегодня компании всё больше становятся зависимыми от информационных систем, технологий при выполнении своих бизнес-процессов.
Корпоративная (интегрированная) ИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.
Локальная ИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.