Элементы грузоподъемных машин
К рабочим элементам грузоподъемных машин относят узлы и детали, воспринимающие усилия от гибких элементов: блоки, звездочки, грузозахватные устройства, барабаны, тормоза.
Требованияк грузозахватнымустройствам: надежность в работе, минимальная затрата времени для захвата и снятия груза при минимальных затратах ручного труда, малая собственная масса и простота конструкции.
Крюки. Это наиболее универсальные грузозахватные приспособления. Изготавливают крюки коваными или штампованными из мягкой стали. По конструкции они бывают однорогие и двурогие; последние применяют при большой грузоподъемности крана. Способ соединения крюка с гибким элементом подъемного механизма зависит от числа канатов, на которых подвешен груз. При одной ветви каната крюк в верхней части вместо хвостовика имеет кольцо, сквозь которое пропускают конец каната, образуя петлю (рисунок 4.1, а). Для предохранения каната от истирания в петлю закладывают фасонное кольцо желобчатого сечения — коуш. Присоединить одну ветвь каната к крюку можно также при помощи конической втулки, клинового замка или вертлюга (рисунок 4.1, б).
При подвешивании груза на нескольких ветвях каната крюк соединяют с канатом при помощи подвески (рисунок 4.1, в). Для защиты блоков подвески от ударов предусматривают кожух. Упорный шариковый подшипник, установленный между гайкой и траверсой, обеспечивает свободное вращение крюка вокруг вертикальной оси. В грузоподъемных машинах обычно применяют стандартные крюки, подбирая их по массе поднимаемого груза. Согласно правилам Ростехнадзора, каждый крюк должен иметь клеймо завода-изготовителя, паспорт с указанием грузоподъемности и характеристики материала, из которого он изготовлен. Для подвешивания штучных грузов применяют также скобы, стропы и клещевые захваты.
а)
Рисунок 4.1-Соединение крюка с канатом посредством:
а — петли; б— вертлюга;
в — крюковой подвески: 1 — крюк; 2 — траверса; 3 - подшипник;
4— гайка;5— шит; 6— блок
Для подъема сыпучих грузов используют грейферы, которые представляют собой саморазгружающиеся и загружающиеся захватные приспособления.
Рисунок 4.2 - Грейферы
Блоки. Предназначены для изменения направления тягового элемента. Подразделяют на подвижные и неподвижные. Изготавливают из чугуна (литые) и из стали (литые и сварные). На ободе блока имеется специальная канавка для тягового элемента, размеры которой определяются диаметром каната или размерами цепи. Диаметр канатных блоков зависит от диаметра каната.
Полиспасты (рисунок 4.3) представляют собой систему подвижных 3, 4 и неподвижных 2 блоков, огибаемых канатом. Полиспасты позволяют уменьшить нагрузку в канатах или увеличить скорость движения груза. Направление движения каната изменяют отклоняющими блоками 1. Полиспасты бывают прямого и обратного действия
Рисунок 4.3 – Схемы полиспастов
В полиспасте прямого действия груз подвешен на i - ветвях гибкого элемента. Тяговое усилие, приложенное к свободному концу гибкого элемента, без учета сил сопротивления в блоках
При этом скорость каната Vk и скорость VГ перемещения груза связаны зависимостью
Величину i называют кратностью полиспаста. Полиспаст простого действия широко применяют в ГПМ.
Полиспаст обратного действия предназначен для выигрыша в скорости. В этом случае груз подвешен к свободному концу каната, тяговое усилие F приложено к оси подвижных блоков. Этот тип полиспастов применяют в гидравлических подъемниках, когда в результате проигрыша в силе стремятся уменьшить ход поршня.
При непосредственном подвешивании грузов к канату, а также в одинарных полиспастах прямого действия канат, перемещаясь на вращающемся барабане, создает изменяющиеся давления на его опоры. Это вызывает неравномерную нагрузку на опоры. Кроме того, при наматывании каната на барабан груз перемещается не строго вертикально, а получает горизонтальное движение, что обусловливает его раскачивание.
Эти недостатки устраняются при использовании сдвоенного полиспаста (см. рисунок 2, в). Для выравнивания натяжения обеих ветвей канат огибает уравнительный блок 1, который поворачивается только в момент, когда необходимо выравнять усилия в обеих ветвях каната.
Сдвоенный полиспаст следует рассматривать как два независимых одинарных полиспаста с нагрузкой на каждый, считая, что уравнительный блок является как бы местом закрепления концов каната. Недостаток сдвоенного полиспаста — вдвое меньше выигрыш в силе натяжения каната.
Рисунок 4.4 - Сдвоенные полиспасты:
а — на восьми несущих ветвях каната; б — на десяти несущих ветвях каната.
Натяжение ветвей каната полиспаста, на которых подвешен груз, в момент подъема неодинаково из-за сопротивлений, возникающих в блоках полиспаста. При подъеме груза в случае применения одинарного полиспаста натяжение (Н) в последней ветви каната
Барабаны.Предназначены для наматывания гибкого тягового элемента (каната или цепи). Изготавливают их, как и блоки, из чугуна (литые) и стали (литые и сварные).
Для снижения удельного давления между канатом и барабаном и предотвращения трения каната о соседний виток на поверхности барабана делают винтовые канавки с шагом t= dК + (2...3) мм. Если на барабан наматывается одна ветвь (одинарный полиспаст), он имеет канавки только одного направления. При двух ветвях (сдвоенный полиспаст) канавки выполняют правого и левого направления.
Длина барабана, определяющая его канатоемкость, согласно правилам Госгортехнадзора должна быть такой, чтобы при низшем расположении грузозахватного элемента (крюка и т. п.) на барабане оставались навитыми не менее 1,5 витка каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
Рисунок 4.5- Профиль канавок барабана
Остановочные и тормозные устройства.Применяют для обеспечения надежной и безопасной работы грузоподъемных машин.
Остановы. Служат для удерживания груза на весу. Бывают двух типов: храповые и фрикционные. Последние подразделяют на клиновые (кулачковые) и роликовые.
Тормоза. Предназначены для регулирования скорости опускания груза и удержания его на весу, а также для остановки и удержания в заторможенном состоянии механизмов грузоподъемных машин.
Тормоза подразделяют:
• в зависимости от назначения: на стопорные, служащие для полной остановки механизмов; спускные, ограничивающие скорость опускания груза, комбинированные, выполняющие те и другие функции;
• по способу управления: на управляемые и автоматические, включение которых производится под воздействием центробежных сил или силы тяжести поднимаемого груза;
• по характеру работы: на нормально замкнутые (заторможенные при выключенном механизме) и нормально разомкнутые.
Тормоза должны быть надежными, безотказными в работе, долговечными, обеспечивать плавность торможения при бесшумной работе, иметь минимальные габариты.
Типы ГПМ
Рисунок 4.6
Домкраты
Применяются для подъема грузов на небольшую высоту при выполнении монтажных работ. Домкрат устанавливают под грузом и упирают в него выдвижной частью. Высота рабочего хода домкрата невелика, поэтому подъем груза на высоту, превышающую ход домкрата, производят в несколько приемов. В этих случаях под груз подкладывают отдельные брусья или доски. Скорость подъема домкратами незначительна.
Домкраты выпускаются с различной грузоподъемностью - от 0.5 до 300 т и в большинстве своем имеют ручной привод.
По конструкции домкраты разделяются на реечные (рис.1), винтовые (рис.2) и гидравлические (рис.3).
Реечный домкрат
Состоит из корпуса 1 (рис. 4.7), в котором по направляющим перемещается рейка 2, имеющая поворотную головку 3 и лапу 4, Рейка с грузом поднимается или опускается вращением рукоятки 5 через зубчатые передачи 6. Для безопасной работы домкрат оборудован грузоупорным тормозом, который действует следующим образом. Вал 7 и зубчатое колесо 8 имеют винтовую нарезку. Между торцевыми поверхностями втулки и рукоятки расположено храповое колесо 9 с собачкой. При подъеме груза рукоятка перемещается по резьбе влево, заклинивает храповое колесо и через зубчатую передачу выдвигает рейку вверх, поднимая груз. По окончании подъема груза вал рукоятки фиксируется собачкой храпового колеса, препятствующей вращению вала в обратную сторону. При опускании груза рукоятка вращается в обратную сторону и одновременно перемещается по резьбе вправо, освобождая храповое колесо. Под действием момента от силы тяжести груза через зубчатую передачу втулка зубчатого колеса ввинчивается в рукоятку, зажимает храповое колесо и препятствует свободному падению груза.
Рисунок 4.7 - Реечный домкрат: а - общий вид; б - грузоупорный тормоз.
Процесс опускания груза состоит из чередующихся падений и остановок. В отрегулированном тормозе (минимальном зазоре между храповиком и рукояткой) неравномерность опускания груза практически не ощущается. Усилие Р .на рукоятке при подъеме груза 0(Н) определяется из уравнения моментов относительно оси шестерни, связанной с рейкой:
где - диаметр начальной окружности шестерни, м; - длина рукоятки, м; -общее передаточное число зубчатой передачи; = 0,65 .0.85 - КПД передачи.
При ручном приводе и кратковременной работе усилие на рукоятке допускается не более 200 Н, а при непрерывной - не более 80 Н. Грузоподъемность реечных домкратов - до 6 т., высота подъема - до 0,6 м.
Винтовой домкрат
Он состоит из корпуса 1 (рисунок 4.8) с бронзовой гайкой 8, винта 2 с прямоугольной или трапецеидальной резьбой, грузовой головки 3 и рукоятки 6 с трещоткой. Рукоятка свободно надета на круглую часть винта. Трещотка представляет собой колесо 4 с зубьями, надетое на квадратную часть винта, и собачку 7, В зависимости от направления винта собачку поворачивают на оси 5 в одно из крайних положений, где собачка удерживается стопором 9 с пружиной 10. Винтовые домкраты не требуют дополнительных устройств для удержания груза, так как винтовая пара (винт - гайка) - самотормозящаяся. В самотормозящихся передачах( угол подъёма винтовой линии К меньше угла трения р) (обычно 4 .6). Это одновременно является и недостатком таких передач, так как у них КПД всегда меньше 0,5. Грузоподъёмность винтовых домкратов - до 50 т., высота подъёма до 0,35 м. При грузоподъёмности более 20 т. усилие на рукоятке становится значительным и поэтому рукоятка с трещоткой заменяется червячной передачей, а ручной привод - машинным.
Усилие Р (Н) на рукоятке при ручном вращении винта, нагруженного силой Q(H) при среднем радиусе винта г, длине рукоятки R и КПД домкрата определяется из выражения:
Рисунок 4.8
Гидравлический домкрат
Домкрат (рисунок 4.9) состоит из цилиндра 6, являющегося одновременно его корпусом, поршня 5, насоса 1, всасывающего 3, нагнетательного 4 и спускного 7 клапанов. При ручном приводе насос и бак 2 с жидкостью объединены с корпусом домкрата.
Рабочей жидкостью служит минеральное масло или незамерзающая смесь (вода, смешанная со спиртом или глицерином). Рукояткой 8 плунжеру насоса сообщается возвратно — поступательное движение. При движении плунжера вправо цилиндр насоса через всасывающий клапан заполняется жидкостью, а при движении влево жидкость под давлением через нагнетательный клапан поступает под поршень основного цилиндра.
Усилие на рукоятке (Р), необходимое для подъёма груза Q (рисунок 4.9, а). Из формулы следует, что выигрыш в силе пропорционален соотношению квадратов диаметров поршней и плеч рукоятки. Гидравлические домкраты с ручным приводом имеют грузоподъемность до 200 т., и высоту подъема до 0,18 - 0.2 м. При машинном приводе жидкость в цилиндр домкрата подается от отдельного гидравлического насоса, а грузоподъемность одиночного домкрата может достигать 500 т. при машинном приводе несколько домкратов могут быть приведены в действие от одной насосной станции и осуществлять подъем крупных сооружений.
Для натяжения стержней или канатов при монтаже предварительно напряженных конструкций применяют тянущие домкраты (рисунок 4.9, б). Такой домкрат состоит из цилиндра 11, штока 10 с поршнем 12, стоики 13 и упорной плиты 14. на конце штока имеется гайка 9 для соединения его со стержнем. Домкрат закрепляют в стойке, служащей упором. При подаче масла в домкрат шток вместе с поршнем перемещается, производя натяжение стержня. Тянущие домкраты развивают усилие 630 и 1000 кН при ходе штока 315 и 400 мм., и работают от насосной станции с рабочим давлением 40 МПа.
Рисунок 4.9 - Гидравлический домкрат: а - с ручным приводом; б - тянущий для натяжения стержней
Таль– это ГПМ, смонтированная в одном корпусе с приводом. Привод – ручной, электрический или пневматический.
Таль с ручным приводом подвешивают к опоре на крюк. Привод тали – от бесконечной сварной цепи, соединённой с приводным колесом. Тяговый орган – пластинчатая или сварная цепь. Q = 0, 25-0,5 т.
Электроталь (рисунок 4.10) подвешивается к тележкам с ручным или электроприводом, может управляться рабочим снизу или из кабины управления.
Q = 0, 25-15 т.
Эл.таль, прикреплённая к тележке с механическим приводом, называется тельфер (рисунок 3). Ходовыми колёсами тележка тельфера опирается на нижнюю полку двутавровой балки.
Рисунок 4.10 - Электрическая таль с тягачом:
а — тягач; б — таль
Рисунок 4.11 - Тельфер
Краны
Это машины циклического действия, предназначенные подъёма и перемещения груза в пространстве, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом (рисунок 4.12).
Классификация кранов:
а) по конструкции:
1. мостового типа – мостовой, козловой, полукозловой;
2. кабельного типа – кабельный, кабельно – мостовой;
3. стрелового типа – стреловой, башенный, консольный.
К консольным кранам относятся консольные на колонне, настенные и велосипедные краны.
б) по виду грузозахватного органа: крюковые, грейферные, магнитные, краны-штабелёры;
в) по возможности перемещения: стационарные, переставные, передвижные, самоподъёмные;
г) по способу опирания: опорные и подвесные;
д) по степени поворота: поворотный, неповоротный.
Привод крана может быть ручной, механический, электрический (чаще всего) и гидравлический.
Рисунок 4.12
Кран мостовой.Применяется для обслуживания цехов и складов производственных и ремонтных предприятий. Представляет собой конструкцию из мостовых балок, передвигающуюся по уложенным на колоннам цеха подкрановым путям. Мостовые краны бывают с ручным и электроприводом, однобалочные и двухбалочные, подвесные и опорные. Кран имеет мост с механизмом передвижения и тележку с механизмом передвижения и подъёма. Механизмы мостового крана обеспечивают три движения: подъём груза, передвижение тележки и передвижение моста. Механизм подъёма – это лебедка. Используются захваты: крюковые, грейферные и магнитные. Грузоподъёмность – до 500 т.
Козловые краны применяются на открытых площадках звеносборочных баз, погрузочных площадках дистанций пути, шпалопропиточных заводах для погрузки, выгрузки и транспортирования в пределах площадки различных материалов.
Независимо от конструкции козловой кран (рисунок 4.13) состоит из моста в виде фермы 1 (балка, труба), опирающейся через опоры 2 с тележками 3 на подкрановые пути. На мосту козлового крана установлена и может перемещаться по нему крановая тележка 4 или тельфер, оснащенные грузоподъемным механизмом, к которому подвешивается груз 5.
Мост (ферма) козлового крана может иметь одну или две консоли, но может быть и без них. В связи с этим краны разделяются на консольные и бесконсольные. Кабина управления краном размещается на опорах или ферме, что обеспечивает крановщику хороший обзор.
К основным параметрам козлового крана относятся: грузоподъемность Q, пролет L, т. е. расстояние по горизонтали между осями подкрановых путей; длина консоли Lк — расстояние между осью рельса подкранового пути и центром зева крюка грузоподъемного механизма, находящегося в крайнем положении; максимальная высота подъема крюка Я. Скорость подъема груза козловыми кранами находится в пределах 8—16 м/мин, а скорость передвижения крана— 20—100 м/мин.
Козловые краны пролетом 32 м и выше называют перегрузочными мостами. Они предназначены для обслуживания больших площадей, например открытых складов сыпучих грузов. Козловой кран обслуживает площадь, ограниченную пролетом моста, консолями и длиной подкранового пути. Пролет козлового крана может перекрывать два и более железнодорожных пути.
Рисунок 4.13 – Схема козлового крана
ВЕЛОСИПЕДНЫЙкран (рисунок 4.14)- стреловой поворотный подъемный кран на колонне, которая установлена на 2-4-колесных тележках, перемещаемых по одному рельсу. Верхняя часть колонны удерживается роликами в двух балках. Велосипедный кран предназначен для подъёма и горизонтального перемещения грузов. Используется для механизации грузоподъёмных и погрузочно-разгрузочных работ в производственных цехах и закрытых складах. Грузоподъемность до 10 т, вылет стрелы 3-7 м, привод электрический.
Рисунок 4.14 - Велосипедный кран:
1 - тележка; 2 - колонна; 3 - стрела; 4 - потолочная балка; 5 - верхний ролик
Кран кабельный
Выполнен в виде расчлененных мачт или башен, между которыми натянут стальной канат, называемый несущим. По нему тяговым канатом передвигается тележка с механизмом подъёма. Тяговая и подъёмная лебёдки обычно с индивидуальным электроприводом, размещенным в одной из башен. Кабельные краны применяются на складах сыпучих материалов и как монтажное оборудование при строительстве на сильно пересеченной местности или при необходимости преодоления водного пространства или ущелья. Используются захваты: крюковые, грейферные.
Опоры стационарных кабельных кранов устанавливаются на фундаментах. Рельсовые пути для опор передвижных кранов выполняют в виде эстакад
Типы кабельных кранов в зависимости от способа установки:
1. стационарные,у которых обе башни неподвижны и поддерживаются в рабочем положении главными и боковыми вантами. Краны G≤5 т используются для реконструкции складов и цехов. Краны G=5-15 т – для монтажа тяжелых конструкций
2. качающиеся– обе башни могут быть наклонены под углом до 8°. Этот наклон образуется изменением длин боковых вант при помощи ручных лебедок. Такие краны обслуживают рабочую зону в виде прямоугольника.
3. передвижные– обе башни расположенына ходовых тележках, передвигающихся по ходовым путям.
4. радиальные.- одна из башен крана неподвижна, а вторая передвигается по дуге окружности. Кран обслуживает площадь сектора круга.
Грузоподъёмность кабельных кранов – до 15 т. Средний пролет 250-400 м. Высота подъёма зависит от рельефа местности и габаритов обслуживаемого сооружения (рисунок 4.15).
Рисунок 4.15 - Кран кабельный
Портальный кран
Это свободно стоящий полноповоротный кран стрелового типа, опирающийся на жесткий, передвигающийся по рельсам П-образный помост (портал). Портал представляет собой пространственную жесткую раму, которая может перекрывать железнодорожные пути, обеспечивая свободный пропуск подвижного состава. Высота портала до 10 м (рисунок 4.16).
Наверху портала установлен цевочный барабан, несущий круговой рельс. По рельсу катятся заключенные в сепаратор катки. На катки опирается поворотная рама, которая является основной несущей конструкцией всей поворотной части крана. К задней части рамы подвешен неподвижный противовес, уравновешивающий поворотную часть.
Классификация портальных кранов по назначению:
1. портовые– для погрузо-разгрузочных работ;
2. судостроительные и судоремонтные– устанавливаются на набережных и плавучих доках;
3. строительные портальные– для механизации строительных работ.
Рисунок 4.16 - Портальный кран
РОБОТЫ И МАНИПУЛЯТОРЫ
Промышленные роботы (ПР) представляют собой универсальное средство автоматизации производственных процессов. ПР - это автомат для выполнения действий по соответствующей программе. Они успешно применяются в различных сферах производства.
4.5.1. Область применения робототехнических устройств и требования, предъявляемые к ним
Основной задачей, возлагаемой на промышленные роботы (ПР) при автоматизации транспортно-складских работ, является обеспечение связи между транспортными потоками и технологическими операциями; основными же источниками экономической эффективности является повышение производительности технологического оборудования, обслуживаемого ПР, или производительности труда на ряде вспомогательных операций: загрузке, выгрузке, транспортировании и т.п.
Так, например, при мелкосерийном и индивидуальном производстве применение промышленных роботов (ПР) и манипуляторов (М) с автоматическим управлением часто экономически нецелесообразно, выгоднее применять М с ручным управлением. На складах роботы и манипуляторы могут эффективно использоваться при загрузке и разгрузке ячеек стеллажей, различных транспортных средств, штабелировании, укладке грузов в тару и т. п. Робототехнические устройства, оснащенные дистанционным управлением и микропроцессорной техникой, дают наибольший эффект при пакетных перевозках.