Горе, траур и тяжелая утрата
Человек, который недавно перенес утрату близкого, может страдать от горя. Для работы с таким процессом обычно применяются техники психологического консультирования. В энциклопедиипсихических заболеваний (www.minddisorders.com) говорится:
Психологическое консультирование лиц, перенесших утрату, помогает человеку справиться с чувствами, связанными с потерей, принять потерю, установить, как будет дальше идти жизнь без этого человека, и закрепить воспоминания, чтобы получить возможность жить дальше. Психологическое консультирование дает информацию о протекании процесса скорби по близким, и это помогает человеку понять, что многие его симптомы и изменения, которые он ощущает – это нормальная и временная реакция на утрату.
Одного только этого объяснения должно быть достаточно, чтобы любой гипнотерапевт или психотерапевт, не изучавший темы психологического консультирования людей, понесших утрату, направил клиента, недавно перенесшего потерю, к соответствующему специалисту. Однако если имеются какие-то сомнения, стоит обратиться ккниге Д. Уильяма Вордена «Психологическое консультирование и терапия лиц, перенесших горе: руководство для психотерапевта» (2009). Это подробная книга, гдеописаны многие аспекты, связанные с горем.
Ворден является членом Американской психологической ассоциации и одним из основателей Ассоциации консультирования и образования в связи со смертью, а также членом Международной группы смерти, умирания и скорби. Он написал еще несколько книг по теме смерти и скорби. А потому его мнение можно считать достойным внимания. Ворден утверждает, что термин «горе» описываетвосприятие человека, который страдает от утраты, в том числе (но не только) смертиблизкого человека. «Траур» - это термин, описывающий процесс, через который проходит человек, пытающийся адаптироваться к смерти любимого человека, а «потеря близкого» означает утрату, которую человек пытается принять (Ворден, 2009:17)
Любой человек, который серьезно заинтересован в том, чтобы помочь клиентам пережить недавнее горе, должен прочитать книгу Вордена. В то же время любому гипнотерапевту, владеющему ГРТ, легче работать с горем, имевшим место в прошлом. Хотя техники, представленные в этой главе, за последние годы помогли многим клиентам справиться с прошлыми утратами, некоторые из них подойдут и для работы с людьми, которые не смогли должным образом справиться и с более недавней утратой. По нашему мнению, пользоваться любой из этих техник с клиентом, потеря которого недавняя, должен только терапевт, прошедший соответствующее обучение. Для некоторых людейэтот срок может составлять от одного до двух лет, для других – три года и более.
В следующем разделе даются три проверенные техники. Слова, которые произносятся во время гештальт-ролевой игры, даются после техник.
Техники для инициации процесса разрешения горя
Следующие техники – это не единственные техники для работы с данной проблемой, но именно они оказались в последние годы наиболее эффективными для клиентов Роя. Обязательно имейте под рукой бумажные салфетки. Можете поставить коробку рядом с клиентом перед началом сеанса гипноза или положить несколько салфеток на колени клиента (или наподлокотник кресла) перед трансом. Как альтернатива – можете по мере необходимости мягко вложить салфетку в руку клиента в самом ходесессии.
Последняя встреча
Мы можем регрессировать клиента к тому времени, когда он впоследний раз встречался с умершим родственником. После того, как мы направим клиента к моменту этой встречи, затем мы можем провести рефрейминг с помощью ролевой гештальт-игры. Вот примерный скрипт:
Помните, что в своем воображении вы можете делать все, что захотите, БЫТЬ где захотите… перемещаясь во времени и пространстве…
Когда я сосчитаю от 5 до 1, вернитесь в то время, когда выв последний раз видели (имя умершего) живым.
5… двигаемся назад во времени
4… представьте себе, что ваше желание снова ее (его) увидеть тянет вас назад во времени
3… вы снова возвращаетесь в то время, когда были с ним (с ней)
2… вы движетесь назад
Число 1: БУДЬТЕ ЗДЕСЬ! Что происходит?
С этого момента работайте с тем, что будет появляться. После того, как клиент снова переживет последнюю встречу, направьте его в спокойное место. Затем вернитесь либо в событие, обладая текущей осознанностью, и выполните ролевую гештальт-игру, либо проведите игру в священном месте – данная техника описана ниже. В любом случае следуйте указаниям, которые даны в следующем разделе главы.
Счастливое событие
Мы можем регрессировать клиента обратно к счастливому событию, в котором принимал участие умерший и котороепредшествовало его смерти – и просто позволить клиенту снова пережить эту радость в своем воображении. Затем мыможем либо направить клиента обратно в его спокойноеместо и перейтик ролевой гештальт-игре, либо воспользоваться техникой священного места.
Вот примерный скрипт:
Помните, что в своем воображении выможете делать все, что захотите, и БЫТЬ в любом месте, в котором хотите… перемещаться во времени и пространстве.
Когда я сосчитаю от 5 до 1, вернитесь назад во времени к ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВОМУ СОБЫТИЮ, в котором вы участвовали вместе с (имя ушедшего).
5… двигаетесь назад во времени к счастливым временам, которые выпереживали вместе с ней (с ним)
4… представьте себе, что ваше желание снова увидеть его (ее) тянет вас назад во времени
3… вы снова возвращаетесь к счастливому времени вместес (имя ушедшего)
2… возвращаетесь назад
Число 1: БУДЬТЕ ЗДЕСЬ! Что происходит?
Прежде чем перейти к гештальту (или применить технику священного места), попросите клиента описать это радостное событие. Терпеливо слушайте, так как некоторые клиенты могут говорить очень долго.
Священное место
Мы можем помочь клиенту, который верит в Бога или Высшие силы, создать свое священное место. Вот что можно сказать для начала:
Снова представьте себе, что вы находитесь в своем спокойном месте. Все образы, звуки и ощущения спокойные, мирные иприятные. Помните, что в своем воображении вы можете делать все, что захотите… вы можете выбрать, чтобы ваше спокойное место стало вашим священным местом, ИЛИ вы можете отправиться в любое другое место Вселенной, которое будет для вас священным. Когда вы сделаете выбор, пошевелите пальцем «да».
Как только клиент просигнализирует, что выбор сделан, мы можем попросить умершего человека явиться или в своем здоровом теле, или в духовной форме, и продолжить работусогласно указаниям, которые даются далее.
Хотя Рой Хантер и отдает должное Чарльзу Теббетсу за первые две техники, технику священного места он начал применять просто по наитию, и применяет ее чаще, чем две предыдущие техники вместе взятые. Тем не менее для большинства клиентов подходит любая из этих техник, за исключением того, что третья может применяться только с теми, кто верит в Бога или Высшие силы (как уже говорилось выше). Если клиент является агностиком или атеистом, вместо священного места он направляется в спокойное место.