Проведите перед гипнозом хорошую беседу

Вследствие существования риска ложных воспоминаний перед началом регрессии всегда необходимо проводить с клиентом короткое обсуждение этого риска. Это необходимо потому, что воспоминания сохраняются на основе восприятия и могут искажаться (Япко, 1995).

Семь моментов, которые нужно учитывать в ходе предварительной беседы перед гипнотической регрессией

Подумайте о том, чтобы включать всю или часть нижеприведенной информации в беседу, которая будет предшествовать первой регрессии клиента, даже если он/она ранее уже много раз проходили сессии гипноза. Изложите это своими словами.

1. Спросите клиента, слышал ли он или читал что-либо о ложных воспоминаниях (около 90% клиентов Роя с тихоокеанского Северо-Запада США отвечают на этот вопрос положительно, 70% клиентов Брюса в Пенсильвании также отвечают на него «да»). Вне зависимости от ответа клиента объясните, что мозг не всегда правильно запоминает события, особенно когда свою роль играют эмоции. Мы можем запоминать избранные фрагменты того, что мы воспринимаем, и приукрашивать их или комбинировать с другими воспоминаниями.

К примеру, двое детей наблюдают за дракой в школе – и у каждого из них есть разные версии одного и того же событиявсего через несколько минут после того, как оно произошло. Мы очень часто не всостоянии правильно запомнить эмоциональные события, так как эмоции нередко искажают восприятие. Другими словами, мы помнимсобытия в соответствии со своим восприятием, которое может соответствовать фактам, быть фантазией или комбинацией того и другого. В клиническом гипнозе, в отличие от судебного, наша задача – не доказать или опровергнуть, являются ли воспринимаемые клиентами воспоминания реальностью или фантазией: мы обычно работаем с подсознательным восприятием так, как будто оно реально. К примеру, человек, который боится лифтов, реагирует на воспринимаемую им опасность, даже если его логический разум знает, что лифт безопасен.

2. Объясните, что воображение является весьма ценным подспорьем для хорошей регрессии и клиент получит больше пользы, если проживет (или перепроживет) опыт прошлого в своем воображении, а не просто вспомнит о нем. Рой Хантер говорит клиентам, что в воображении существует только сейчас. Неважно, представляем ли мы себе завтра, вспоминаем вчера или думаем о сегодняшнем дне – наш подсознательный разум реагирует таким образом, как будто наша фантазия происходит здесь и сейчас. И неважно, будет ли это фактом, фантазией или сочетанием того и другого. В этом смысле воображение подобно машине времени, которая позволяет нам переживать прошлое, переделывать прошлое или создавать желаемое будущее с помощью тех из наших пяти чувств, которые мы захотим задействовать. (Для тех, кому нравится сериал «Звездный путь», мы можем сказать, что наше воображение – это голодек, который находится в нашем уме).

3. Будет полезным напомнить клиенту, что информация, которую он/она расскажет терапевту, будет конфиденциальной. Это поможет клиенту с комфортом для себя принять мысль о том, что ему придется раскрывать свою персональную информацию и воспоминания о прошлом.

4. Если клиента интересует, как проходит сам процесс регрессии, мы можем объяснить, что первая цель – найти восприятие или убеждение, которое вызвало (и может поддерживать) проблему. После этого мы применим гипнотические техники, чтобы добиться эмоционального высвобождения, а также нового понимания (переобучения) на подсознательном уровне. Оба этих шага необходимы для эмоционального исцеления.

5. Так как восприятие деталей прошлого зачастую отличается от реальности, необходимо уделять самое пристальное внимание любым потенциальным последствиям того, чтобы винить других за текущие проблемы клиента. Некоторые клиенты даже на направляющие вопросы могут отреагировать искаженными воспоминаниями о болезненных событиях. Но если цель клиента – высвобождение и переобучение, а не перекладывание вины, то различие между реальными и ложными воспоминаниями может быть неважным. Если высвобождение и переучивание в этом случае происходит, клиент все же может получить пользу.

6. В свете вышесказанного клиент может проявить желание высвободить прошлое и исцелиться – или может отклонить предложение о регрессии. В этом случае ему можно порекомендовать посетить семейного терапевта или психолога. Помните: мы не можем заставить человека измениться. А потому если мы встречаемсяс сознательным сопротивлением до транса, стоит предложить услуги других специалистов. Рой часто слышал, как Чарльз Теббетс говорил своим клиентам перед тем, как загипнотизировать их перед классом: «Если хотите, можете сопротивляться – но ведь вы пришли сюда не для этого».

7. Перед наведением гипноза мы также можем порекомендовать клиенту отложить в сторону любые предвзятые мнения относительно причин проблемы и позволить подсознанию идти туда, куда ему нужно. Помните о предупреждении Гордона Эммерсона, которое было приведено в предыдущих главах: когдаили у терапевта, или у клиентаимеется предвзятое мнение по поводу причиныпроблемы, оно зачастую является неверным (Эммерсон, 2003).

Эти семь пунктов нужно обсудить до применения ГРТ с клиентом в первый раз, неважно, сколько у него уже было предыдущих сессий. Если же это самая первая сессия гипноза с вами для этого клиента, то примите во внимание информацию следующего раздела.

То, что нужно говорить, выделено жирным, а инструкции даются курсивом. Короткие паузы даются в скобках.

Наши рекомендации