Неправильное ведение в сравнении с правильным направлением
Лучший способ избежать неправильного ведения – это твердо придерживаться стратегии задавания открытых вопросов: кто, что, когда, где, зачем и как? Когда мы задаем вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», как это делается в случае идеомоторного пальцевого сигналинга, мы должны быть особенно осторожны и избегать навязывания выбора клиенту.
К примеру, второй автор (Эймер) проводил сессию ГРТ с идеомоторным сигналингом, чтобы помочь клиентке, выкуривавшей по две пачки в день, отказаться от пагубной привычки. Он регрессировал ее до момента, который он ошибочно принял за ППС ее проблемы с курением (то есть она не могла прекратить курить). Она была 10-летней девочкой, которой папа-курильщик говорил никогда не начинать курить, так как «если ты начнешь, то никогда не сможешь бросить». Брюс попросил ее ответить спомощью пальцев и чувств: «Мысль о том, что если вы когда-нибудь начнете курить, то никогда не сможете бросить, возникла у вас в этот момент?». Ответом было «да». Однако он ошибся, так как ненамеренно внушил ей, что это была ее идея – но на самом деле это была его гипотеза, а не то, что ему сказал сам клиент.
Они поработали над высвобождением этой идеи и ее рефреймингом, но затем клиентка снова начала курить. В последующей сессии ГРТ они регрессировалидо того времени, когда она впервые попробовала сигарету (13 лет). Клиентка сказала, что она не верит в то, что не сможет бросить курить, если начнет, особенно учитывая то, что от курения она кашляла и задыхалась. Тем более что ее отец много раз бросал и начинал снова. Следовательно, навязанный выбор может привести к ложному заключению.
Другой пример: хорошо известный автор несколько лет назад во время демонстрации гипноза на национальной конвенции по гипнозу задал добровольцу такой вопрос: «Находились ли вы когда-нибудь под влиянием сущности?». Доброволец шевельнул пальцем, означавшим «да». Так как многие люди предпочитают во всем обвинять дьявола, нежели брать на себя ответственность за собственные ошибки, подсознание очень легко придумывает реальные или воображаемые сущности.
Рой Хантер раздает своим ученикам брошюру, в которой приведены следующие примеры нежелательных наводящих вопросов:
1. Папа тебя шлепает?
2. Папа трогает твои гениталии?
3. Снова вернитесь в прошлую жизнь, в которой вы умерли от голода.
4. Скажите мне: этот свет был летающей тарелкой?
5. Вас когда-нибудь похищали НЛО?
6. Снова вернитесь в то время, когда вы впервые ощутили демоническое присутствие.
Вот истории, которые кроются за каждым из этих некорректных вопросов.
Первый вопрос был задан во время раскритикованной регрессии в классе Роя. Клиент ученика регрессировал во времени и сказал: «Отец меня наказывает». Тогда ученик-терапевт спросил: «Папа тебя шлепает?». Вместо того, чтобы начать фантазировать на тему битья, ученик-клиент немедленно дал ответ, сказав, что его отослали в спальню и запретили на выходных выходить из дома. К счастью, у добровольца сохранилось живое воспоминание об этой ситуации на сознательном уровне. Тем не менее этот наводящий вопрос мог стать причиной возникновения ложных воспоминаний, если бы информацию об этом событии было бы сложно получить на сознательном уровне.
О втором вопросе Роюрассказала клиентка, которая пришла к нему по поводу контроля веса. В первые несколько минут вводной беседы она сказал Рою, что их семейный терапевт-специалист в области брака работал с ней год назад, решая семейные проблемы. А затем он предложил ей свои услуги, когда она сказала, что хотела бы воспользоваться гипнозом для снижения веса. К сожалению, терапевт сказал ей, что частой причиной ожирения является плохое обращение в детстве. Затем терапевт применил гипноз, чтобы регрессировать ее в то время, когда отец ее обнимал. Во время этой регрессии терапевт спросил: «Папа трогает твои гениталии?». Клиентка Роя сказала, что потребовались две недели и усилия матери и двух сестер, чтобы убедить ее, что отец никогда ее не домогался.
Третья ситуация произошла, когда одна из клиенток Роя обратилась к гипнотизеру в Сиэтле, который погрузил еев гипноз и сказал: «Вернитесь в прошлую жизнь, в которой вы умерли от голода». Клиентка сказала Рою, что тогда она сразу же вышла из гипноза и сказала терапевту, что никогда не верила в прошлые жизни.
Четвертая ситуация произошла с Роем – ее мы уже обсуждали выше.
Пятая ситуация произошла на национальной конвенции по гипнозу, когда публикуемый автор загипнотизировал добровольца и спросил: «Вас когда-нибудь похищал НЛО?». И по сейдень Рой убежден, что последовавшая за этим регрессия была чистой фантазией, вызванной к жизни убеждением терапевта и верой добровольца в инопланетян. Даже если бы в этой регрессии и былакрупица истины, разве не было бы лучше, если бы гипнотизер задал направляющие, а не наводящие вопросы?
Шестой пример Рой наблюдал на одной из местных демонстраций. После пафосной регрессии он встретился с фасилитатором. Хотя фасилитатор и устроил с клиенткой отличное шоу, через несколько дней она пришла к Рою, так как чувствовала огромную вину за то, что предполагаемая сущность была изгнана из нее прилюдно перед несколькимисотнями коллег. Когда Рой призвал часть клиента, обладающую «высшей силой», он спросил ее: «Какие мудрые слова ты можешь ей (клиентке) сказать?». «Высшая сила» клиентки заявила, что предполагаемая сущность была не ее, а везде следовала за фасилитатором, чтобы он мог устраивать свои шоу. Рой встретился с выступавшим, который признал: использовать гипноз для поиска сущностей он стал после того, как на него оказала сильное влияние книга Эдит Фиоре «Беспокойные мертвецы: психолог лечит духовную одержимость» (1995).
Приведенная далее история дословно взята из Главы 7 «Искусства гипнотерапии» (Хантер, 2010b). В ней описано несколько ловушек, в которые может легко угодить неосторожный гипнотерапевт.