Тренинг педагогического общения

Учебно-методическое пособие

Тольятти 2007

УДК 378:159.5 (075.8)

ББК 74.58

Щ 70 Эп

Рецензент:

доктор педагогических наук, профессор О.В.Дыбина (ТГУ).

Щ 70 ЭпЩетинина, В.В. Тренинг педагогического общения: учеб.-метод. пособие / В.В.Щетинина. - Тольятти: ТГУ, 2007.- 68 с.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология для студентов педагогического факультета.

Данное пособие отражает основное содержание дисциплины «Тренинг педагогического общения». Предлагаемые учебно-исследовательские задания и упражнения позволяют студентам организовать самостоятельную работу по овладению знаниями о психолого-педагогических основах педагогического общения и технологии тренинговой работы; развитию рефлексивных навыков; формированию практических умений, связанных с конструированием и установлением эффективного педагогического общения.

Предназначено студентам заочной формы обучения и преподавателям педагогических факультетов. Может быть полезно практическим работникам образовательной сферы

Рекомендовано к изданию методической комиссией педагогического факультета ТГУ.

УДК 378: 159.5 (075.8)

ББК 74.58

© В.В.Щетинина, 2007

© Тольяттинский государственный университет, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Педагог по роду своей деятельности постоянно вступает во взаимодействие со своими коллегами, воспитанниками и их родителями.

Установление педагогически целесообразных взаимоотношений и продуктивность всей педагогической деятельности определяются особенностями его педагогического общения, тем, как он понимает суть общения, какую занимает профессиональную позицию, каков его стиль, как он может понимать свое поведение и поведение всех субъектов, какова его поведенческая грамотность, как он умеет прогнозировать свое общение, управлять им и вносить коррективы и т.д. Осмысленное, целенаправленное, педагогически целесообразное взаимодействие педагога с учащимися влияет на эффективность воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, на развитие их личности и формирование межличностных отношений.

Все это обуславливает важность и необходимость формирования социально-психологической и коммуникативной культуры педагога.

Одним из наиболее эффективных и активных методов социального обучения и формой повышения социально-психологической и профессиональной коммуникативной компетентности педагога является социально-психологический тренинг.

Изучение студентами особенностей и основ тренинговой работы, с одной стороны, повышает эффективность и результативность собственной работы как участника тренинга, с другой стороны – создает возможность использовать социально-психологический тренинг в предстоящей профессиональной деятельности как метод и форму обучения.

Данные целевые ориентиры отражают основное содержание дисциплины «Тренинг педагогического общения».

Цели данного учебного курса заключаются в развитии социально-психологической и коммуникативной компетентности будущих педагогов; в формировании у студентов представлений о психолого-педагогических основах педагогического общения и технологии тренинговой работы; в повышении уровня их этического взаимодействия с окружающими, в формировании эмпатийности, рефлексивных навыков.

По результатам изучения курса студенты должны знать содержание, виды, функции, уровни, стили, средства педагогического общения, различные аспекты межличностного взаимодействия и коммуникации, позволяющие обеспечивать гуманизацию отношений между преподавателем и воспитанниками и в обществе в целом; особенности тренинга как метода и формы активного социального обучения; технологию группового социально-психологического тренинга.

Студенты должны уметь: выявлять и анализировать различные аспекты педагогического общения как межличностного взаимодействия, их особенности у конкретных субъектов в ситуации реального общения; осуществлять конструирование и устанавливать эффективное общение; осуществлять подбор методов психологического тренинга в соответствии с поставленными целями и проводить психокоррекционные упражнения с членами учебной группы; осуществлять рефлексию.

Изучение предмета опирается на предшествующий опыт студентов, их знания, умения, навыки, которые они получили в процессе изучения социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин. Дисциплина «Тренинг педагогического общения является составной частью блока дисциплин предметной подготовки: «Основы педагогического мастерства», «Педагогика профессионального образования», «Технология профессионального образования».

Изучение дисциплины охватывает один семестр. Итоговый контроль по дисциплине представлен зачетом. Заочная форма обучения предусматривает выполнение контрольной работы.

Структура пособия отражает последовательность изучения разделов и соответствующих тем курса: 1) общение как межличностное взаимодействие, 2) тренинг как активная форма развития профессионально-коммуникативной компетентности педагога. Данное пособие построено таким образом, что студент последовательно выполняя при подготовке к занятию предлагаемые учебно-исследовательские задания и упражнения овладевает необходимым учебным содержанием и умениями по теме, готовится к эффективной работе на соответствующем семинаре-практикуме. В пособии представлены технологическая карта по изучению дисциплины; характеристика содержания учебной дисциплины; планы семинаров-практикумов и организации самостоятельной работы студентов; учебно-исследовательские задания по изучению тем при подготовке к занятию; списка учебной литературы каждому занятию. Содержание работы студентов на занятии включает: ответы на поставленные вопросы; индивидуальное и групповое выполнение практических заданий, упражнений, анализ проблемных ситуаций, решение педагогических задач; групповое обсуждение проблем; рефлексию деятельности.

В пособии представлены перечень рефератов, курсовых работ, вопросы к зачету и приложение, содержащее практический материал для выполнения учебно-исследовательских заданий.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение курса на семестры для студентов заочной формы обучения

№ семе- стра Кол-во недель в семестре Количество аудиторных часов по плану Количество аудиторных часов в неделю Самостоятельная работа студентов Форма итоговой аттес- тации
всего лекц. практ. и сем. занят. всего лекц. прак. и сем зан. всего часов форма отчет-ности
-- -- -- -- -- -- зачет
-- -- -- -- -- к/р зачет

Тематический план учебного курса

№ п/п   Тема Сем./ практ. занятия Самостоят. работа
1. Педагогическое общение
2. Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения   -  
3. Технология педагогического взаимодействия -
4. Трансактный анализ в профессионально-педагогическом общении   -  
5. Педагогический конфликт
6. Коммуникация и коммуникативная компетентность. -
7. Речевая коммуникация -
8. Умение слушать и слышать как составляющие коммуникации    
9. Невербальная коммуникация -
10. Социально-психологический тренинг
Всего:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Общение как межличностное взаимодействие

Наши рекомендации