Извлечения из художественной литературы и произведений искусства
Извлечения из художественной литературы и произведений искусства — богатейший кладезь технологических, очень тонких и изящных операционных воздействий. Правда, педагог должен извлекать этот профессионально богатый материал. А такое делать нелегко, потому что искусство пленяет настолько, что человек воспринимая его, забывает о своей профессиональной роли. Вторичное специально организованное восприятие может оснастить педагога материалом: холодный анализ текста, линий, слов, красок, сюжета, мелодий, ритма дает примеры удивительных способов благотворного и эффективного воздействия на человека.
Из бесчисленного количества примеров приведем один. В пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак» монолог главного героя предоставляет профессионалу-педагогу один из технологических приемов помощи человеку в его достойном проживании жизни. Главный герой, обращаясь к порокам человека («Ты, ложь! Вы, предрассудки! Ты, подлость!..»), признается в невозможности побороть их («Я знаю, что меня сломает ваша сила!»). Но, зная это, он заявляет: «Но все-таки я бьюсь, я бьюсь, я бьюсь!» — потому что считает: смысл своей жизни - оставаться человеком в каждый момент своего существования.
Вот это - каждый момент помнить, что ты - человек! - хороший и продуктивный совет для детей.
Если обратиться к литературе не столь высокого уровня - скажем, к произведению детективного жанра, то и там можно обнаружить пример психологически красивого воздействия на человека.
Вот пример из книг Агаты Кристи.
Пуаро описывает гостью: «Прелестно одевается. Этот крепмарокен и воротник из чернобурки. Последний крик моды!»
Гастингс ядовито замечает: «Вам бы быть портнихой, Пуаро! Вот я никогда не замечаю, как люди одеты», - невольно возвышая себя и понижая ценность партнера. На что и получает хороший ответ в качестве этической защиты: «Тогда вам следует вступить в колонию нудистов».
Апелляция к помощи коллеги
Апелляция к помощи коллеги — самый простои и легкий метод индивидуального обретения технологических умений. Но заметим: самый редкий в современной школе, где учитель скрывает свой непрофессионализм, боясь признаться в некоторых профессиональных неумениях. Ставит самолюбие выше шанса профессионального самосовершенствования. Метод этот состоит всего-навсего из обращения к коллеге: «Как ты это делаешь? Покажи! Расскажи! И меня научи!».
Сценическая деятельность
Несколько стороннее положение в системе индивидуальной самостоятельной работы студента занимает сценическая деятельность. Ее небольшое присутствие в образовательной подготовке студента выполняет роль оснащения будущего педагога опытом публичных выступлений. Для педагога, который всегда имеет дело с группой воспитанников, такой опыт чрезвычайно полезен. Всем педагогическим образовательным учреждениям следовало бы рекомендовать вводить театрально-сценическую деятельность в профессиональное образование педагога - разумеется, на уровне любительской самодеятельности.
Самостоятельная работа
Выделим отдельной строкой самостоятельную работу студента по развитию своего психофизического аппарата: голоса, жестов, пластики, позы, речевых особенностей.
Здесь почти нет препятствий для самостоятельной работы. Материал для занятий опубликован в книгах по актерской технике, в ряде работ по педагогической технике. Многократное повторение — вот методика такой работы. Например, много раз произносить тексты скороговорок, много раз утром перед зеркалом, когда чистишь зубы, - упражнения для артикулляционного аппарата, много раз, идя по улице, мысленно привязать кончики ушей к кончикам плеч, чтобы исправить осанку, и много раз читать сказки про зверей, говорящих на своем зверином языке, а также множество раз во время езды в транспорте или прогулки по улицам преобразовывать внешний портрет своей социальной роли: «деловой человек», «счастливый человек», «пешеход» «семьянин», «студент», «любимый сын», и т.п.
Итак, мы указали на пестрый веер разнообразных способов самостоятельного совершенствования собственной педагогической технологии как некоего собрания профессиональных умений. За пределами указанного располагаются и другие способы. Например, очень эффективны упражнения для голосового аппарата на берегу моря, в лесу, в поле. Интересно проводить упражнения во взаимодействии с домашними животными или куклами: их присутствие и содействуют воображению и помогают провести операцию в воображаемой ситуации. Важно в разговоре с кем-либо прослеживать интонационные ударения и сознательно изменять их, наблюдая за реакцией партнера. Но столь же эффективно проводить наблюдения за техникой голоса, пластики, мимики другого человека. Особую важность такие упражнения приобретают, если наблюдения проводятся в театре, во время спектакля (хотя, конечно, художественное восприятие, от этого страдает).
Вопросы для углубленного осмысления
1. Отберите несколько репродукций портретов кисти знаменитых художников. На портрете интересный человек. Заговорите с ним, выходите на общение, предполагая его реакции и ответы. Проследите, какие операции вы используете в таком мысленном диалоге.
2. Поставьте перед собой задачу на один день: в течение этого дня отрабатывайте операцию «Я-сообщение». Старайтесь восходить от факта к явлению.
3. Попробуйте выписать на отдельных карточках профессиональные операции, предложенные в пособии. Разложите их на группы «Умею»-«Не умею» — «Немного умею». Теперь планируйте последовательную работу по упражнению в тех операциях, которые нуждаются в отработке.
4. Выделите две-три сказки. Прочтите еще раз текст. Вы непременно найдете одну-две операции воздействия человека на другого человека: Отметьте известные вам операции. Характеризуйте их: не есть ли они манипуляция другим человеком?
5. Выберите одну из сложных скороговорок (например, «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла»), повторяйте ее несколько раз разными голосами зверей, к тому же, последовательно изменяйте интонационное ударение. Очень скоро вы заметите, что свободнее владеете голосом.
6. Измените, сколь возможно, ваш костюм, хотя бы внеся в него нарядную деталь. При появлении в учебной группе зафиксируйте реакцию. А потом размышляйте о роли внешнего облика в работе педагога.
7. Посвятите весь день тому, чтобы отыскать и провозгласить достоинства людей, вас окружающих. Вы увидите, как это нелегко. Не пугайтесь, к концу дня вы обретете свободу и станете производить «положительное подкрепление» быстро, умело, естественно и непринужденно.
8. Выделите целый день для анализа отношений к вам окружающих людей, знакомых и незнакомых. Проследите за формой выражения отношения к вам. Если данные формы не понравились, подумайте, что в вашем поведении провоцирует такое к вам отношение.
9. Откройте любую книгу (за исключением бульварной литературы). Читайте текст четко, ясно, выразительно, делайте опору на гласных звуках, выстраивая мелодику текста. Изменяйте тональность соответственно содержанию текста.
10. Обратитесь к детской литературе. Рассмотрите ситуации, где маленький герой разговаривает со взрослыми. Произведите анализ фрагмента: как выстраивают взрослые разговор с ребенком и что бы вы хотели изменить в отношении к детям со стороны взрослых.
* * *
Сопоставление трех видов учебного профессионального занятия по овладению педагогической технологией оказывается полезным, если основанием такого сопоставления избрать «субъекта проведения занятия» и «форму проведения занятий»: наглядная картина могла бы стать базой творческого конструирования новых видов и форм профессионального соврешенствования. Пока такая картина выглядит следующим образом:
Таблица 3
Таблица наглядно показывает смену ролей обучающегося и обучающего в разных видах профессионально-учебных занятий.
Педагог-теоретик играет роль преподавателя лишь при проведении студии, но обретает иную роль (консультанта) в процессе проведения мастерской и в ходе самостоятельных упражнений по самообразованию педагога. Очень важно, чтобы все участники студии хорошо понимали полномочия преподавателя, ведущего занятия по определенной логике.
Педагог-практик (опытный профессионал) играет роль преподавателя лишь в учебном процессе профессиональной мастерской, Там он обладает максимальными полномочиями, выстраивая занятия по своему профессиональному замыслу. Но педагог-практик вступает в роль обучающегося, как только организуются студийные занятия. Если на занятиях мастерской присутствует педагог-теоретик, то его полномочия ограничены до полномочий консультанта.
Студент-педагог играет роль обучающегося на занятиях мастерской и в работе студии, однако он единственный автор собственной профессионально-образовательной работы. Педагог-теоретик и педагог-практик выступают только в роли консультанта для студента, самостоятельно выстраивающего собственное самообразование с учетом индивидуальных условий.
Разведение полномочий чрезвычайно важно при организации и проведении занятий по педагогической технологии. Если тот, кто не умеет ездить на велосипеде, возьмется обучать этому, то такая претензия окончится драматично и для ездока и для преподавателя. Здесь важно, кто именно возлагает на себя ответственность за плодотворность занятий, - он и обладает наибольшими полномочиями: составляет программу, выстраивает план, определяет методики, корректирует ход занятий при анализе профессиональных достижений каждого участника.
Очень опасно полагать, что полномочия преподавателя на учебных занятиях нарушают демократический принцип и являются «манипуляцией» или «подавлением» личости. Преподаватель полномочен в рамках содержания и организационного замысла занятий. Данные полномочия возложены на него ответственностью за плодотворность занятий. Что же касается личностных отношений, в этой сфере полномочия преподавателя заканчиваются — там он переходит на позицию «человек — человек».