Манифест свободного творчества.
Цитирую:
«До конца 1970–х, программирование было делом ученых. Программа приравнивалась к научному открытию, а научная этика воспрещает ученому скрывать от общества результаты своих исследований. С середины 1970–х, программа стала коммерческим продуктом, и текст ее превратился в коммерческую тайну. Помимо массы технических неудобств (ну как вы прикажете учить программированию студентов, если текст программ, которыми они пользуются, недоступен), это нововведение вызвало отторжение одновременно этическое и философское.
Ричард М. Столлман положил начало движению свободного программирования, уволившись в 1984 году из M.I.T. (де–факто – Столлман перестал получать в M.I.T. профессорскую зарплату; офис его помещается именно там). Столлман основал некоммерческую организацию по имени Free Software Foundation; в каком–то смысле, основание FSF было самым важным, центральным событием прошлого века. По политическому значению, столлмановский манифест можно, наверное, сравнить с Коммунистическим Манифестом Маркса и Энгельса, но лишь едва и с большой натяжкой.
Свободное программирование требует следующих, жизненно необходимых каждому творческому человеку свобод:
• Свободу запускать программу с любой потребной целью
• Свободу изучать, как программа работает, и изменять ее в соответствии с потребностями; доступность исходного текста является необходимым условием этого
• Свободу распространять копии программы с целью помощи ближнему своему
• Свободу улучшать программу и публиковать свои улучшения, для пользы всего сообщества.
Значение этих пунктов не ограничивается программированием; если мы, в соответствии с Сведенборгом, средневековыми каббалистами, Хомским и «пост–структурализмом», будем понимать мир как текст, понятие «программы» (текста) может быть распространено на любую вещь вообще.
Идеологи свободного программирования утверждают, что западное общество поражено патологической жадностью. Одно из проявлений ее – драконовское законодательство о копирайте и авторском праве. Действительно не очень справедливо, когда Майкрософт, не предоставляющий никаких гарантий на правильную (или какую–нибудь) работу своего продукта, требует по 50–100 долларов за продукт, себестоимость которого не превышает и доллара. Особенно несправедливо это, если альтернатива всему – бесплатная система (Линукс, или Гну–Линукс, как его предпочитает называть Столлман), предоставленная вместе с исходным текстом, в котором ошибок почти нет (ибо все найденные – исправлены).
Согласно этой философии, непомерные заработки деятелей софтверного бизнеса не только не поощряют творчество, они превращают творцов в чиновников, озабоченных лишь попытками захватить монополию на тот или иной стандарт. Творческому импульсу материальное поощрение не необходимо: «дух дышит где хочет».
Общество, где пользователь программы не имеет право показать ее своим друзьям – общество фундаментально несправедливое, общество тотальной разобщенности и повсеместного доносительства. Ни о какой свободе, ни о каком духе взаимопомощи в таком обществе не может быть и речи.» К. Ц.
Я бы не переоценивал все еще сырой линукс. Там, может, нет ошибок, но во многих тысячах различных сборок и модификаций линукса нет, не только ошибок, но и удобных и нужных программ. А установить пакеты бывает иногда проблематично.
А в целом со всем остальным всецело согласен. Жаль, что про данный манифест мало кто помнит. Если бы не Вербитский, то я бы продолжал чувствовать себя в какой-то степени каким-то фриком, идущим исключительно из-за своего чудачества, против течения. Но данные факты: в частности, касательно манифеста, ученых и непосредственно Столлмана, все токи указывают на то, что не я вместе со Столлманом, Вербицким и многими другими чудак. Просто массам людей задурили головы и вопреки здравому смыслу, логике заставили говорить на черное, белое, платить не понятно за что и чувствовать себя виноватыми. Виновными в использовании знания не платя лохотронщикам. Лохотронщикам пробравшимся в официальные институты и задающим культурные веяния и законы. Законы, которые тормозят развитие нашей цивилизации. Многие слышали выражение «реклама двигатель прогресса», но никто не задумывался что реклама не качественных, дорогих продуктов может быть двигателем регресса. А ведь именно это, мы наглядно наблюдаем на зарабатывании денег с воздуха (на рекламе) и пускания их в оборот коррупционной машины. Машины создающей законы и формирующей мнения масс, направленные на еще большее продвижение ущербных продуктов. И это в то время, когда масса людей, создающих реально полезные продукты не слышат и спасибо, не говоря уже за добровольное вознаграждение. Уже молчу о институтах, с которых многим грамотным людям просто пришлось уйти, т.к. эти опороченные храмы науки перешли уже на рельсы той же капиталистической рекламы. Не удивительно, что мы, имея столько светлых голов до сих пор, дохнем как первобытные животные, все не как не создадим себе железных помощников, используя друг друга как рабов, и не начнем создавать подводные и космические поселения. Из яркого примера книги Вербицкого и подобным становиться ясно, почему мы топчемся на месте вместо того что бы лететь на крыльях прогресса в сингулярность.