Центральным звеном тренировки является программа тренировки.
Программа реализует оперативный, текущий и этапный контроль.
Исходными данными для составления многолетнего плана являются:
1) продолжительность подготовки для достижения наилучшего результата
2) темпы прироста результата от разряда
3) оптимальный возраст
4) индивидуальные особенности
5) материально-техническая база
В многолетней динамике спортивных результатов выделяются возрастные зоны:
1) зона первых больших успехов
2) зона оптимальных возможностей
3) зона сохранения высоких результатов
Многолетнее планирование направлено на то, чтобы рубеж мастера спорта пришёлся на первую зону
Содержание перспективного плана:
Групповой план состоит из разделов:
1) краткая характеристика группы
2) цель и главные задачи многолетней подготовки
3) этапы подготовки и их продолжительность
4) основные соревнования на каждом этапе
5) основная направленность тренировок по этапам
6) распределение занятий, соревнований и дней отдыха на каждом этапе
7) спортивно-технический результат по этапам
8) контрольные нормативы для различных сторон подготовленности
9) изменения в составе команды
10) мероприятия педагогического и врачебного контроля
11) места занятий, оборудование и инвентарь
Содержание индивидуального перспективного плана:
1) – 8) также
9) основные средства тренировки и их распределение по этапам
10) ориентировочный объём и интенсивность тренировочных нагрузок
11) индивидуальная система врачебно-педагогического контроля
Годовой план:
Разделы:
1) цель и задачи
2) календарь соревнований с конкретными задачами
3) цикличность подготовки и конкретные задачи периодов
4) спортивно-технические показатели
5) контрольные нормативы
6) распределение основных и дополнительных средств в мезоциклах, объём и интенсивность тренировочной нагрузки
7) врачебно-педагогический контроль
План составляется в виде таблицы или плана-графика
Контроль в системе подготовки:
задачи:
1) сбор информации
2) оценивание показателей
3) анализ информации и показателей состояния спортсменов
Разнообразие методов контроля:
1) сбор мнений спортсменов и тренеров
2) анализ рабочей документации
3) педагогические наблюдения
4) определение и регистрация показателей подготовленности и функционального состояния
5) система тестов
6) медико-биологические исследования
По направленности:
1) анаэробная – алактатная (скоростно-силовая)
2) анаэробно – гликолитическая (скоростная выносливость)
3) аэробно – анаэробная (все виды)
4) аэробная (общая выносливость)
5) анаболитическая (сила и силовая выносливость)
По координационной сложности нагрузки:
1) скорость и амплитуда движений
2) наличие или отсутствие активного противоборства
3) дефицит времени
4) внезапность изменения ситуации
Основные формы контроля:
Годичный:
оценивает показатели:
1) степень реализации основной и промежуточной цели подготовки
2) спортивные результаты на основных и подготовительных соревнованиях
3) степень реализации нормативов различных видов подготовленности
4) выполнение плана тренировочных и соревновательных нагрузок
Поэтапный контроль предполагает регулирование, регистрацию ряда показателей в начале и конце каждого этапа годичного цикла.
Поэтапный контроль включает в себя:
1) анализ данных тренировочной и соревновательной нагрузок;
2) оценка ОФП и СФП по данным тестирования. (тесты могут быть сквозными и несквозными и подбираются так, чтобы: соответствовать конкретному этапу подготовки; функциональному состоянию спортсмена; технике движений;
Текущий контроль:
1) позволяет оценить повседневные изменения в состоянии спортсмена и его подготовленности
2) позволяет определить параметры нагрузок и микроциклах
Оперативный контроль:
-предназначен для срочной оценки
1) функционального состояния
2) техники движений после выполнения серии упражнений
Основные документы учёта в детско-юношеской спортивной школе:
1) журнал учёта посещаемости
2) дневник тренировок
3) журнал учёта разрядников
4) таблица рекордов
5) протоколы соревнований
6) личные карточки и карточки врачебного обследования
Классификация и виды критериев спортивных результатов:
по способу измерения результатов:
1) объективные (выражены в физических единицах)
2) субъективные ( выражены в безмерных величинах)
3) смешанные
по способу сравнения результатов:
1) популяционные (основаны на сравнении показанного результата с аналогичными характеристиками большой группы спортсменов (генеральной совокупности = 10; 100 лучших спортсменов)
2) индивидуальные (имеют в своей основе сравнение показанного результата с результатом, показанным несколько ранее)
3) должные (устанавливают степень соответствия уровня спортивных достижений запросам спортивной практики. Установление верхних и нижних границ значений спортивных результатов, выступают в качестве должной нормы).
по применению для оценки готовности и высоких достижений:
1) представительность (определяются отношением лучшего индивидуального результата к абсолютному рекорду в спортивной группе)
2) прогрессирование (характеризует спортивную форму по степени прироста и абсолютному уровню достижений в большом цикле тренировки; показатели этого критерия: а) величина разности между лучшим индивидуальным достижением в предыдущем цикле тренировки и результатом показанным в текущем цикле; б) величина разности между результатом контрольного соревнования и результатом первых стартов)
3) стабильность, плотность, надёжность результатов
по степени определения:
1) промежуточные (процессуальные)
2) конечные
по характеру достигнутого эффекта:
1) внешние (а) факт удара; б) факт начисления очка; в) факт проведения конкретного приёма
2) внутренние (а) внутренняя реакция организма на условия соревновательного упражнения – содержание молочной кислоты, чсс, уровень потребления кислорода)
по характеру характеризуемых параметров:
1) единичные критерии
2) комплексные