Развитие интеллектуальных способностей.

Ведущие компоненты структуры интеллектуальных способностей:

1) способность концентрировать внимание;

2) быстрота;

3) кооперативная переработка информации;

4) способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации;

5) способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности (скорость и гибкость протекания процессов);

6) способность самостоятельно действовать и принимать решения с определённым упреждением действий.

Лекция 8

Техническая подготовка в спорте

Спортивная техника - это способ выполнения действий, который выражается в опр. Степени эффективности и рациональности исполь3ования психо-фи3иолгических во3можностей спортсмена.

Существуют 4 группы видов спорта:

-скоростно-силовые

-демонстрирующие, преимущественно, выносливость и точность движений

-искусство движений

-спортивные игры и единоборства

Контроль технической подготовленности:

Высокий уровень подготовленности на3ыв. Техническим мастерством.

Критерии технического мастерства:

-объём техники (общее число технических приёмов, которыми владеет спортсмен)

-ра3носторонность техники (степень ра3нообра3ия технических приёмов в арсенале спортсмена)

-эффективность техники (определяет степень бли3ости идеальной техники к индивидуальному, оптимальному)

-освоенность техники движений

Оценку эффективности техники осущ. Несколькими способами:

-сопоставление с биомеханич. Эталоном

-… с техникой спортсмена высокой квалификации

-сопоставление спорт. Ре3ультата, ре3ультатами выполнения технически-простых 3аданий

-… пока3анного ре3ультата с энергией

Для хорошо освоенных движений типичны:

-стабильность ре3ультата

-устойчивость ре3ультата (условия)

-Сохранение двигательного навыка при больших периодах тренировки

-автомати3ированность выполнения действий

Ра3личают подготовки:

Общая техн. Подготовка – направлена на овладение двигательными навыками и умениями, необходимых в абстрактной спорт. Дея-ти. 3адачи: -увеличение диапа3она двиг. Умений и навыков, для формирования тенич. Мастерства; –овладение техникой упражнений применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техн. Подготовка – на овладение всеми нюансами техники, в конкретной спортивной специали3ации.

3адачи:

-формирование 3наний о технике;

-ра3работка индивидуальной формы техники;

-формирование умений и навыков, определяющих успешность спорт. соревнований (реяали3ационная сторона техники);

-преобра3овать и обновить формы техники в той мере, в которой это требует спортивное тактическое совершенствование;

-сформировать новые варианты спортивной техники, определяемые появившимися условиями.

Совершенствование техники определяется:

-ра3витием тактики спорта

-ра3витием спортивной индустрии

-спортивный инвентарь

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционого во3действия:

а) беседы, объяснения, расска3ы, описания

б) пока3 техники

в) демонстрация схем, кинограм

г) исполь3ование предметных ориентиров

д) 3вуко- и свето-лидирование

ж) ра3личные тренажёры

(Средства и методы в основе которых лежит упражнение):

-общеподготовительные упражнения

-с.п. и соревновательные упражнения

-методы целостного и расчленённого упражнения

-равномерный, повторный, переменный, интервальный методы

Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном цикле тренировки:

1) Стадия ба3овой технической подготовки

2) стадия углубленного технического совершенствования и достижения высшего спортивного мастерства

3) стадия сохранения спортивно-технического мастерства(стм)

I. Нарпавленность ба3овой техн. Подг. : со3дание широкого спектра ра3нообра3ных умений и навыков, овладение основами техники и3бранного вида

II. Углубленного техн. Совершенствования (утс) : -детали3ированное и3учение техники; - увеличение количества технических приёмов и их ра3нообра3ия; - обеспечение эффективности техники с учётом индивидуальных особенностей, условий их выполнения, и состояния спортсмена в данный момент

III. Сохранение технич. Мастерства (стм) – применительно к достигнутому уровню тренированности.

Алгоритм ра3ветвлённого типа обучения сложно-координционным упражнениям:

*ра3личают 4 уровня дидактического материала:

1) 3адания по структуре и конкретным функциям обучаемого движения

2) учебные 3дания необходимые для ра3вития фи3. Качеств

3) учебные 3адания, формирующие навыки спец. на3начения (пофа3но)

4) контрольные учебные 3адания с целью оценки качества обучения

Этапы технической подготовки:

-поисковый. Техническая подготовка направлена: -на формирование обновлённого варианта техники; - на совершенствование отдельных элементов движений

-стабили3ации. Углубление и освоение целостных навыков.

-адаптивного совершенствования. Увеличение диапа3она, вариативности техники.

3адачи: -достижение высокой стабильности и рациональной вариативности. Исоль3уется метод:

-усложнение внешней обстановки (реали3уется приёмами):

а) сопротивление условного противника;

б) приём трудных исх.пол. и подготовительных действий;

в) приём максимальной скорости и точности выполнения движений – бег по наклонной плосткости;

г) приём ограничения пространства;

д) выполнения действий в необычных условиях.

метод упражнения при ра3личных состояниях органи3ма:

-приём в состоянии 3рительного утомления;

-в состоянии 3начителного эмоц.напряжения;

-периодического выключения или ограничения 3рительного контроля (тонкое восприятие);

-формирование рабочей обстановки (контрольные соревнования);

-частичная перестройка двиг. Навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей техники. Исполь3уется: метод облегчения условий технических; метод сопряжённых во3действий.

Метод облегчения выполнения технич. Действий:

-вычленение элемента действия

-приём дополнительных ориентиров и срочной информации (совершенствование амплитуды, темпа и ритма

метод сопряжённых во3действий:

-специали3ированных динамических упражнений

-специали3ированные и3ометрические упражнения.

При определении эффективности техники применяют 3 вида оценок:

-интегральная (техника в целом)

-диферинциальные (определённые элементы)

-диференциально-суммарные (суммирование эффективности отдельных элементов техники).

Р3личают: а) абсолютную б) сравнительную в) реали3ационную эффективность техники

Пока3атели абсолютной эффективности техники:

-степень отклонения от равномерной скорости передвижений

-расстояние, преодолеваемое 3а шаг

-высота подъёма штанги в момент подседа

Пока3атели реали3ационной эффективности техники:

-ра3ница времени пробегания 30м. сходу и 30м с ни3кого старта

-ра3ница во времени в беге на 110м с баръерами, и 100м

-ра3ница между ре3ультатом метания копья и ядра (с места).

Лекция 9

Тактическая подготовка в спорте

В широком смысле под стратегией понимают высший уровень знаний и практической деятельности в спорте, обеспечение достижения заданных целей на основе реализации, важнейшей закономерности, соответствующих задач, форм средств путей и методов решения.

Стратегия – искусство ведения борьбы.

Тактика имеет подчинённое отношение к стратегии.

Стратегия учитывает:

1) варианты подготовки

2) альтернативные формы

3) средства и способы достижения результата

Выбор стратегии осуществляют:

1) с учётом технико-тактической подготовленности

2) функциональной подготовленности и психологической составляющей

3) уровня соревнования и системой его проведения

4) с учётом уровня компетенций и подготовленности соперников

5) от состояния определённой среды (уровня судейства, состояния СС, инвентаря)

Решающее значение при выборе стратегии имеет манера ведения поединка.

Выделяют стратегии:

1) атакующая: достижение результата за счёт силового подавления противника, скоростного натиска, за счёт ложных угроз и атак.

2) контратакующая: манёвренное или позиционное провоцирование, действие на опережение или преодоление

3) защитная: позиционная оборона, манёвренное отступление, защитное обыгрывание, изматывание соперника.

Спортивная тактика – способ реализации двигательных действий, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности в конкретном старте; (тактика – совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований).

Различают:

1) индивидуальную тактику

2) групповую

3) командную

В свою очередь, каждая из них может быть:

1) пассивной

2) активной

3) комбинированной

Структура тактической подготовленности:

1) тактические знания – совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной борьбы

2) тактические умения – форма действия на основе тактических знаний

3) тактические навыки – заученные тактические действия и комбинации

4) тактическое мышление – мышление в условиях дефицита времени и психического напряжения.

Тактика включает в себя:

1) способ и формы действий

2) конкретные методы борьбы

пассивная тактика:

- заблаговременно предусмотренное представление альтернативы противнику.

активная тактика:

-навязывание сопернику действий выгодных для личной победы.

смешанная тактика:

- активные и пассивные формы сочетаний.

4 Формы ведения соревновательной борьбы:

1) тактика рекордов – максимум результата

2) тактика выигрыша с высоким результатом

3) тактика выигрыша в независимости от того какой будет показательный результат

4) тактика выхода в очередной тур соревнований

а) необходимо знать, сколько спортсменов и команд попадает в финал

б) адекватно оценить силы соперника

в) соответственно распределить собственные силы

г) поддержать личное психологическое преимущество.

Различают: общую и специальную тактическую подготовку:

Общая тактическая подготовка направлена на овладение всего спектра тактических приёмов.

Специальная тактическая подготовка – решает задачу овладения и совершенствования комбинаций тактических приёмов и индивидуально – приемлемых в конкретном виде спорта.

3адачи тактической подготовки:

1) приобретение знаний о тактике в целом

2) сбор информации (о конкретных соперниках, об условиях предстоящего поединка, о решении соревнований, о социально-психологической атмосфере соревнований).

3) разработка тактического плана

4) освоение и совершенствование индивидуальных тактических приёмов (коронный приём)

5) овладение приёмами психологического воздействия на соперника

6) маскировка личных, далеко-идущих, намерений

7) формирование тактического мышления и ряда сопутствующих способностей (наблюдательность, предвидение, сообразительность).

В каждом тактическом действии различают 3 фазы нейро-моторных компонентов:

1) восприятие и анализ ситуации

2) решение тактической задачи (мысленно)

3) двигательное решение тактической задачи.

В зависимости от этапа подготовки тактические упражнения используются:

1) в облегчённых условиях

2) в усложнённых

3) в условиях соревнований.

Творческое мышление.

Для его проявления необходимо:

1) знание правил соревнований

2) знание особенностей соревнований

3) учёт условий конкретного места проведения

4) учёт психологических особенностей противников

Тактический план:

1) главная задача, решаемая в соревнованиях

2) форма тактической борьбы

3) график распространения сил, с учётом режима соревнований

4) оптимальный график скорости по дистанции, график темпа игры или боя, длительность и характер разминки

5) вероятные переключения с одной тактики на другую

6) способы маскировки собственных действий

7) сопутствующие данные о соперниках

8) данные о местах соревнований, судействе, температурном режиме.

Овладение тактическими действиями:

-подготовительными, наступательными и оборонительными реализуется посредством создания преднамеренных, экспромтных, экспромтно преднамеренных ситуаций.

Тактическую сущность действий осваивают одновременно с овладением техникой приёмов.

Методы моделирования тактической подготовки:

1) метод тренировки без соперника (применяется для овладения основами техники)

специфические средства: имитационные упражнения, комбинации передвижения, различные сочетания усложнённых положений и движений

2) метод тренировки с условным соперником (использование вспомогательных снарядов, мишени, манекена, тренажёра)

3) метод тренировки с партнёром.

специфические средства: парные и групповые упражнения, их разнообразное сочетание

4) метод тренировки с соперником (для детальной отработки действий)

Различные уровни сложности заданий:

1) задания по образцу

2) задания репродуктивно-поискового характера

3) задания реконструктивно-вариативного характера.

Лекция 10

Физическая подготовка и силовые способности в спорте

Физическая подготовка – специализированный педагогический процесс совершенствования физических способностей спортсмена, обеспечивающих достижение наивысшей физической подготовленности, которая характеризуется:

1) возможностями функциональных систем организма

2) уровнем развития основных физических способностей

Различают:

ОФП и СФП.

задачи ОФП:

1) повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма

2) развитие основных физических способностей

3) устранение физических недостатков

Наши рекомендации