Развитие интеллектуальных способностей.
Ведущие компоненты структуры интеллектуальных способностей:
1) способность концентрировать внимание;
2) быстрота;
3) кооперативная переработка информации;
4) способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации;
5) способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности (скорость и гибкость протекания процессов);
6) способность самостоятельно действовать и принимать решения с определённым упреждением действий.
Лекция 8
Техническая подготовка в спорте
Спортивная техника - это способ выполнения действий, который выражается в опр. Степени эффективности и рациональности исполь3ования психо-фи3иолгических во3можностей спортсмена.
Существуют 4 группы видов спорта:
-скоростно-силовые
-демонстрирующие, преимущественно, выносливость и точность движений
-искусство движений
-спортивные игры и единоборства
Контроль технической подготовленности:
Высокий уровень подготовленности на3ыв. Техническим мастерством.
Критерии технического мастерства:
-объём техники (общее число технических приёмов, которыми владеет спортсмен)
-ра3носторонность техники (степень ра3нообра3ия технических приёмов в арсенале спортсмена)
-эффективность техники (определяет степень бли3ости идеальной техники к индивидуальному, оптимальному)
-освоенность техники движений
Оценку эффективности техники осущ. Несколькими способами:
-сопоставление с биомеханич. Эталоном
-… с техникой спортсмена высокой квалификации
-сопоставление спорт. Ре3ультата, ре3ультатами выполнения технически-простых 3аданий
-… пока3анного ре3ультата с энергией
Для хорошо освоенных движений типичны:
-стабильность ре3ультата
-устойчивость ре3ультата (условия)
-Сохранение двигательного навыка при больших периодах тренировки
-автомати3ированность выполнения действий
Ра3личают подготовки:
Общая техн. Подготовка – направлена на овладение двигательными навыками и умениями, необходимых в абстрактной спорт. Дея-ти. 3адачи: -увеличение диапа3она двиг. Умений и навыков, для формирования тенич. Мастерства; –овладение техникой упражнений применяемых в качестве средств ОФП.
Специальная техн. Подготовка – на овладение всеми нюансами техники, в конкретной спортивной специали3ации.
3адачи:
-формирование 3наний о технике;
-ра3работка индивидуальной формы техники;
-формирование умений и навыков, определяющих успешность спорт. соревнований (реяали3ационная сторона техники);
-преобра3овать и обновить формы техники в той мере, в которой это требует спортивное тактическое совершенствование;
-сформировать новые варианты спортивной техники, определяемые появившимися условиями.
Совершенствование техники определяется:
-ра3витием тактики спорта
-ра3витием спортивной индустрии
-спортивный инвентарь
Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционого во3действия:
а) беседы, объяснения, расска3ы, описания
б) пока3 техники
в) демонстрация схем, кинограм
г) исполь3ование предметных ориентиров
д) 3вуко- и свето-лидирование
ж) ра3личные тренажёры
(Средства и методы в основе которых лежит упражнение):
-общеподготовительные упражнения
-с.п. и соревновательные упражнения
-методы целостного и расчленённого упражнения
-равномерный, повторный, переменный, интервальный методы
Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном цикле тренировки:
1) Стадия ба3овой технической подготовки
2) стадия углубленного технического совершенствования и достижения высшего спортивного мастерства
3) стадия сохранения спортивно-технического мастерства(стм)
I. Нарпавленность ба3овой техн. Подг. : со3дание широкого спектра ра3нообра3ных умений и навыков, овладение основами техники и3бранного вида
II. Углубленного техн. Совершенствования (утс) : -детали3ированное и3учение техники; - увеличение количества технических приёмов и их ра3нообра3ия; - обеспечение эффективности техники с учётом индивидуальных особенностей, условий их выполнения, и состояния спортсмена в данный момент
III. Сохранение технич. Мастерства (стм) – применительно к достигнутому уровню тренированности.
Алгоритм ра3ветвлённого типа обучения сложно-координционным упражнениям:
*ра3личают 4 уровня дидактического материала:
1) 3адания по структуре и конкретным функциям обучаемого движения
2) учебные 3дания необходимые для ра3вития фи3. Качеств
3) учебные 3адания, формирующие навыки спец. на3начения (пофа3но)
4) контрольные учебные 3адания с целью оценки качества обучения
Этапы технической подготовки:
-поисковый. Техническая подготовка направлена: -на формирование обновлённого варианта техники; - на совершенствование отдельных элементов движений
-стабили3ации. Углубление и освоение целостных навыков.
-адаптивного совершенствования. Увеличение диапа3она, вариативности техники.
3адачи: -достижение высокой стабильности и рациональной вариативности. Исоль3уется метод:
-усложнение внешней обстановки (реали3уется приёмами):
а) сопротивление условного противника;
б) приём трудных исх.пол. и подготовительных действий;
в) приём максимальной скорости и точности выполнения движений – бег по наклонной плосткости;
г) приём ограничения пространства;
д) выполнения действий в необычных условиях.
метод упражнения при ра3личных состояниях органи3ма:
-приём в состоянии 3рительного утомления;
-в состоянии 3начителного эмоц.напряжения;
-периодического выключения или ограничения 3рительного контроля (тонкое восприятие);
-формирование рабочей обстановки (контрольные соревнования);
-частичная перестройка двиг. Навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей техники. Исполь3уется: метод облегчения условий технических; метод сопряжённых во3действий.
Метод облегчения выполнения технич. Действий:
-вычленение элемента действия
-приём дополнительных ориентиров и срочной информации (совершенствование амплитуды, темпа и ритма
метод сопряжённых во3действий:
-специали3ированных динамических упражнений
-специали3ированные и3ометрические упражнения.
При определении эффективности техники применяют 3 вида оценок:
-интегральная (техника в целом)
-диферинциальные (определённые элементы)
-диференциально-суммарные (суммирование эффективности отдельных элементов техники).
Р3личают: а) абсолютную б) сравнительную в) реали3ационную эффективность техники
Пока3атели абсолютной эффективности техники:
-степень отклонения от равномерной скорости передвижений
-расстояние, преодолеваемое 3а шаг
-высота подъёма штанги в момент подседа
Пока3атели реали3ационной эффективности техники:
-ра3ница времени пробегания 30м. сходу и 30м с ни3кого старта
-ра3ница во времени в беге на 110м с баръерами, и 100м
-ра3ница между ре3ультатом метания копья и ядра (с места).
Лекция 9
Тактическая подготовка в спорте
В широком смысле под стратегией понимают высший уровень знаний и практической деятельности в спорте, обеспечение достижения заданных целей на основе реализации, важнейшей закономерности, соответствующих задач, форм средств путей и методов решения.
Стратегия – искусство ведения борьбы.
Тактика имеет подчинённое отношение к стратегии.
Стратегия учитывает:
1) варианты подготовки
2) альтернативные формы
3) средства и способы достижения результата
Выбор стратегии осуществляют:
1) с учётом технико-тактической подготовленности
2) функциональной подготовленности и психологической составляющей
3) уровня соревнования и системой его проведения
4) с учётом уровня компетенций и подготовленности соперников
5) от состояния определённой среды (уровня судейства, состояния СС, инвентаря)
Решающее значение при выборе стратегии имеет манера ведения поединка.
Выделяют стратегии:
1) атакующая: достижение результата за счёт силового подавления противника, скоростного натиска, за счёт ложных угроз и атак.
2) контратакующая: манёвренное или позиционное провоцирование, действие на опережение или преодоление
3) защитная: позиционная оборона, манёвренное отступление, защитное обыгрывание, изматывание соперника.
Спортивная тактика – способ реализации двигательных действий, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности в конкретном старте; (тактика – совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований).
Различают:
1) индивидуальную тактику
2) групповую
3) командную
В свою очередь, каждая из них может быть:
1) пассивной
2) активной
3) комбинированной
Структура тактической подготовленности:
1) тактические знания – совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной борьбы
2) тактические умения – форма действия на основе тактических знаний
3) тактические навыки – заученные тактические действия и комбинации
4) тактическое мышление – мышление в условиях дефицита времени и психического напряжения.
Тактика включает в себя:
1) способ и формы действий
2) конкретные методы борьбы
пассивная тактика:
- заблаговременно предусмотренное представление альтернативы противнику.
активная тактика:
-навязывание сопернику действий выгодных для личной победы.
смешанная тактика:
- активные и пассивные формы сочетаний.
4 Формы ведения соревновательной борьбы:
1) тактика рекордов – максимум результата
2) тактика выигрыша с высоким результатом
3) тактика выигрыша в независимости от того какой будет показательный результат
4) тактика выхода в очередной тур соревнований
а) необходимо знать, сколько спортсменов и команд попадает в финал
б) адекватно оценить силы соперника
в) соответственно распределить собственные силы
г) поддержать личное психологическое преимущество.
Различают: общую и специальную тактическую подготовку:
Общая тактическая подготовка направлена на овладение всего спектра тактических приёмов.
Специальная тактическая подготовка – решает задачу овладения и совершенствования комбинаций тактических приёмов и индивидуально – приемлемых в конкретном виде спорта.
3адачи тактической подготовки:
1) приобретение знаний о тактике в целом
2) сбор информации (о конкретных соперниках, об условиях предстоящего поединка, о решении соревнований, о социально-психологической атмосфере соревнований).
3) разработка тактического плана
4) освоение и совершенствование индивидуальных тактических приёмов (коронный приём)
5) овладение приёмами психологического воздействия на соперника
6) маскировка личных, далеко-идущих, намерений
7) формирование тактического мышления и ряда сопутствующих способностей (наблюдательность, предвидение, сообразительность).
В каждом тактическом действии различают 3 фазы нейро-моторных компонентов:
1) восприятие и анализ ситуации
2) решение тактической задачи (мысленно)
3) двигательное решение тактической задачи.
В зависимости от этапа подготовки тактические упражнения используются:
1) в облегчённых условиях
2) в усложнённых
3) в условиях соревнований.
Творческое мышление.
Для его проявления необходимо:
1) знание правил соревнований
2) знание особенностей соревнований
3) учёт условий конкретного места проведения
4) учёт психологических особенностей противников
Тактический план:
1) главная задача, решаемая в соревнованиях
2) форма тактической борьбы
3) график распространения сил, с учётом режима соревнований
4) оптимальный график скорости по дистанции, график темпа игры или боя, длительность и характер разминки
5) вероятные переключения с одной тактики на другую
6) способы маскировки собственных действий
7) сопутствующие данные о соперниках
8) данные о местах соревнований, судействе, температурном режиме.
Овладение тактическими действиями:
-подготовительными, наступательными и оборонительными реализуется посредством создания преднамеренных, экспромтных, экспромтно преднамеренных ситуаций.
Тактическую сущность действий осваивают одновременно с овладением техникой приёмов.
Методы моделирования тактической подготовки:
1) метод тренировки без соперника (применяется для овладения основами техники)
специфические средства: имитационные упражнения, комбинации передвижения, различные сочетания усложнённых положений и движений
2) метод тренировки с условным соперником (использование вспомогательных снарядов, мишени, манекена, тренажёра)
3) метод тренировки с партнёром.
специфические средства: парные и групповые упражнения, их разнообразное сочетание
4) метод тренировки с соперником (для детальной отработки действий)
Различные уровни сложности заданий:
1) задания по образцу
2) задания репродуктивно-поискового характера
3) задания реконструктивно-вариативного характера.
Лекция 10
Физическая подготовка и силовые способности в спорте
Физическая подготовка – специализированный педагогический процесс совершенствования физических способностей спортсмена, обеспечивающих достижение наивысшей физической подготовленности, которая характеризуется:
1) возможностями функциональных систем организма
2) уровнем развития основных физических способностей
Различают:
ОФП и СФП.
задачи ОФП:
1) повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма
2) развитие основных физических способностей
3) устранение физических недостатков