Тестирование интеллектуальных способностей

Мы кратко обсудили происхождение тестирования интеллекта в главе 2, но сей­час рассмотрим этот вопрос более подробно. Тестирование интеллектуальных спо­собностей сыграло фундаментальную роль в создании прикладной психологии и по сей день занимает центральное место в психологической практике. Тесты ин­теллекта изобрели отнюдь не в силу научных причин, они служили образованию общества. Во второй половине XIX в. правительство впервые занялось пробле­мой начального образования, а затем сделало его обязательным. В связи с этим понадобилось установить стандарты учебных успехов, оценивать учеников в со­ответствии с этими стандартами и измерять различия в умственных способностях детей. Экспериментальная психология занималась исследованиями нормального человеческого разума, относя индивидуальные различия на счет дисперсии ошиб­ки, которую необходимо минимизировать посредством тщательного контроля за экспериментом. С другой стороны, тестирование интеллектуальных способностей непосредственно имело дело с тщательным измерением индивидуальных разли­чий. Для тестирования не существовало нормального человеческого разума, зато существовал среднестатистический.

В некоторых случаях первые попытки тестирования интеллектуальных способ­ностей были основаны на френологии, которая ставила своей целью определение различий в умственных и персональных способностях. Френология была предше­ственницей тестирования, но сама по себе оказалась неэффективной и ее отверг­ли. Во Франции и Великобритании появились более научные методы тестирова­ния интеллектуальных способностей. На развитие тестирования в двух этих стра­нах большое влияние оказало наследие британской и французской философии.

Тестирование в Британии: сэр Фрэнсис Гальтон (1822-1911). Фрэнсис Галь-тон был состоятельным кузеном Чарльза Дарвина и сотрудничал с ним при прове­дении экспериментов с наследственностью, вызвавших разочарование. Фрэнсис Гальтон заинтересовался эволюцией психических признаков и в своей книге «На­следственная гениальность» (1869) предполагал показать, что природные способ­ности человека передаются по наследству с точно такими же ограничениями, что и физические признаки во всем органическом мире. Он проследил несколько поко­лений семей, в которых физические и умственные способности, казалось, переда­вались от отцов детям. Таким образом Гальтон показал, что одни семьи давали выдающихся спортсменов, а другие — выдающихся адвокатов и судей.

Кроме того, Гальтон хотел измерять уровень интеллекта. Он просматривал ре­зультаты экзаменов школьников, чтобы определить, хорошо ли дети, успевающие по одному предмету, учатся по другим, и делал то же самое в отношении неуспеваю­щих учеников. В конце концов, он разработал коэффициент корреляции, известный сегодня как корреляция произведения моментов Пирсона, поскольку все вычисления провел ученик Гальтона Карл Пирсон (1857-1936). Гальтон обнаружил, что между экзаменационными оценками существовала сильная корреляция. Заявления Галь-тона положили начало так и не решенным спорам об общем интеллекте. Последо­ватели Гальтона считают, что большую часть интеллекта можно считать единым пси­хометрическим фактором, g. Но его оппоненты полагают, что интеллект состоит из множества навыков; они верят не в интеллект, а в интеллекты (Н. Gardner, 1983).

Чтобы не зависеть от неточных учительских оценок, Гальтон пытался более точно измерять интеллект. Его методы восходили к британскому эмпиризму. Если разум представляет собой собрание идей, как учил Д. Юм, то интеллект человека зависит от того, насколько точно он или она могут представить мир в своем созна­нии. Следовательно, измерение сенсорной чувствительности будет и измерением интеллекта. Акцент на сознании соответствовал немецким интроспективным ис­следованиям сознания, и некоторые измерения Гальтона представляли собой адап­тированные психофизические методы. Кроме того, Гальтон, как и многие другие ученые (например, П. Брока), был уверен в том, что чем больше мозг, тем более интеллектуальный разум он порождает. Следовательно, размер головы также мо­жет служить мерой интеллекта.

В Южном Кенсингтоне, пригороде Лондона, Гальтон создал антропометриче­скую лабораторию, в которой люди могли проходить его тесты на интеллект. На фотографии можно увидеть, как выглядела эта лаборатория на Лондонской вы­ставке здравоохранения в 1884 г. Гальтон ввел новый метод психологического ис­следования: в своей лаборатории он исследовал обычных людей, в то время как в интроспективных лабораториях работали с тщательно подготовленными испы­туемыми, а в клиниках — с патологическими субъектами. Испытуемые Гальтона, которых он называл «соискателями», платили за прохождение тестов небольшую сумму. Таким образом, Гальтон сделал два важных вклада в развитие прикладной психологии: он ввел тестирование интеллекта и начал оказывать платные услуги.

Тестирование во Франции: Альфред Бине (1857-1911). Хотя Гальтон первым попытался создать тесты умственных способностей, с точки зрения практики они оказались неудачей (R. Fancher, 1985; М. М. Sokal, 1982). Сенсорная чувствительность не является основой интеллекта, а корреляция между размером мозга и ин­теллектом чрезвычайно мала (N. Brody, 1992). В Париже Альфред Бине (1905) создал более эффективное и долговременное средство измерения интеллекта. Бине был студентом-юристом, увлекшимся психологией. Типичный французский пси­холог, он попал в эту сферу деятельности через медицинскую клинику, где учил­ся у Ж. Шарко. Свои первые работы Бине посвятил гипнозу, позднее он занимал­ся исследованиями во многих областях психологии и в 1889 г. основал первый во Франции психологический институт (J. L. Cunningham, 1996). Но чаще всего его имя вспоминают в связи с тестом интеллектуальных способностей.

Подход Бине к тестированию объединял акцент картезианцев на высших пси­хических функциях разума и французскую клиническую ориентацию (R. Smith, 1997). В антропометрической лаборатории Гальтона и экспериментальных лабо­раториях Германии психологи делали основной упор на простых сенсомоторных функциях. В противоположность этому Бине изучал когнитивные навыки такого высокого уровня, как игра в шахматы. Он писал: «Если кто-нибудь захочет иссле­довать различия между двумя индивидами, необходимо начать с самых интел­лектуальных и сложных процессов» (цит. по: R. Smith, 1997, р. 591). Бине прово­дил не кратковременные лабораторные обследования, а длительно работал с ин­дивидами, стараясь изучить их как можно глубже; в некоторых его работах даже опубликованы фотографии испытуемых (J. L. Cunningham, 1996). Вместе с соав­тором Виктором Анри в своей статье 1895 г. «Индивидуальная психология» Бине дал определение индивидуальной психологии, которую противопоставлял немец­кой экспериментальной психологии. Бине и Анри подчеркивали практическую ценность своего направления. Их статья явилась первым манифестом прикладной психологии.

Свой тест Бине создал в 1894 г., когда работал в правительственной комиссии по вопросам обучения умственно отсталых детей. К тому времени он уже прово­дил исследования когнитивного развития и в 1899 г. стал основателем Свободно­го общества изучения ребенка (R. Smith, 1996). Теперь правительство поставило задачу разработать методы диагностики умственной отсталости и особые приемы обучения таких детей, которых до этого пытались учить вместе с нормальными. Особую сложность представляла диагностика незначительных отклонений, нахо­дившихся на границе нормального функционирования.

Разрабатывая методы оценки умственно отсталых детей, Бине создал новое поле деятельности для психологов. Он называл свой метод психологическим, что­бы подчеркнуть его отличие от медицинского метода врачей и педагогического метода работников образования. По словам Бине, психологический метод «ставит перед собой задачу измерить состояние интеллекта в данный момент», никоим образом не ссылаясь на диагноз или прогноз и не беспокоясь о том, подлежит ли задержка умственного развития «излечению или улучшению».

Бине разработал практически пригодную шкалу измерения интеллекта, состо­ящую из серии тестов возрастающей сложности. Тесты Бине были крайне эклек­тичными. Некоторые из них представляли собой простые сенсомоторные задания, например схватить предмет. Другие, например расположение предметов в поряд­ке их веса, со всей очевидностью были основаны на психофизике. Многие тестыбыли вербальными — от называния объекта до необходимости вставить в предло­
жение пропущенное слово, например «Ворона перья клювом» (задания по­
следнего типа впервые были предложены Г. Эббингаузом). В соответствии с пред­
ставлением французской школы о том, что мышление — это ядро интеллекта, Бине
считал наиболее важным тестом ответы на абстрактные вопросы, например: «Когда
кто-то нуждается в хорошем совете, что он должен сделать?»

В результате длительных исследований Бине установил возрасты, когда нор­мальные дети могут выполнить каждый из его тестов. После этого можно было сравнить прохождение тестов конкретным ребенком с результатами его сверстни­ков. Отсталым считался тот ребенок, который не может решить проблемы, решае­мые другими детьми его возраста. Таким образом можно обнаружить таких детей и дать им специальное образование.

Тесты Бине были гораздо полезнее тестов Гальтона. Американский психолог Генри Годдард (1866-1957) занимался психологическими исследованиями в уч­реждении для умственно отсталых детей, страдавших различными нарушениями — эпилепсией, аутизмом, задержкой развития. Он постоянно сталкивался с трудной задачей: определить, кто из детей страдает задержкой развития, а кто болен физи­чески. Вначале Годдард пытался использовать модификации стандартных лабора­торных методов Гальтона, но они оказались бесполезны. Затем он узнал о тестах Бине, ввел их в свою практику и нашел, что они отвечают его потребностям (R. Smith, 1997, р. 595).

Поскольку интересы Бине носили скорее практический, а не теоретический характер, он не создал общей теории интеллекта. Тем не менее он коснулся неко­торых проблем этой области. Во-первых, как уже отмечалось, в противовес тенден­ции английских эмпириков отождествлять интеллект с точностью сенсорных спо­собностей, Бине придерживался тенденции французского рационализма отожде­ствлять интеллект с высшими психическими процессами. Он отвергал сенсорный подход как «пустую трату времени» и задавал риторический вопрос: «Имеет ли значение, нормально или нет функционируют органы чувств?.. Хелен Келлер была слепой и глухой, что не помешало ей стать очень интеллектуальной» (1905).

В отношении того, является ли интеллект единой способностью, как утверждал Гальтон, или же совокупностью способностей, Бине колебался. Казалось, он отвер­гал точку зрения Гальтона, когда писал, что «интеллект нельзя измерять так, как мы измеряем линейные поверхности, поскольку существуют "различные интеллек­ты"» (1905). С другой стороны, он использовал термин «общий интеллект» и даже сделал предположение об одной способности, лежащей в его основе: «Интеллект обладает фундаментальной способностью... Это способность к суждению... способ­ность личности приспосабливаться к обстоятельствам». Конечно, основная идея теста Бине — увидеть, «превосходит ли человек других, и в какой степени», по-видимому, предполагает представление об общем интеллекте как абстрактной спо­собности, сформулированное Гальтоном.

Бине преследовал ту же цель, что и Гальтон, — «отделить природный интеллект от инструкций». «Мы хотим измерить лишь сам интеллект... Мы верим, что доби­лись успеха в полном отбрасывании информации, приобретенной субъектом... В расчет мы принимаем лишь уровень природного интеллекта субъекта». Как и су-шествование общего интеллекта, способность теста измерить интеллект независи-• мо от полученного образования вызвала в психометрической психологии острую дискуссию, особенно тогда, когда такие стандартизированные тесты, как SAT, при­обрели решающее значение для образовательного, профессионального и социаль­ного продвижения.

Педагогическая психология и тестирование интеллектуальных способностей развивались и в Германии, хотя медленнее, чем в других странах. Здесь наиболее значительной стала работа Уильяма Стерна (1871-1938), который ввел понятие коэффициента интеллекта, или IQ, количественный способ оценки психического уровня ребенка по сравнению с его или ее сверстниками. Тест Стерна позволял измерять «психический возраст» ребенка, который затем можно было соотнести с его хронологическим возрастом. Так, если ребенок выполнял все задания, с кото­рыми обычно справляются десятилетние, то IQ ребенка составлял: 10 : 10 = 1, ко­торую Стерн всегда умножал на 100, чтобы избавиться от знаков после запятой. Следовательно, «нормальный» IQ всегда был равен 100. Отсталый ребенок должен был иметь IQменыде.100, а опережающий нормальное возрастное развитие — боль­ше 100. IQ больше не высчитывают таким способом, но этот термин продолжают использовать, хотя сам Стерн говорил о пагубности его влияния (W. Schmidt, 1996).

Тестирование интеллектуальных способностей оказало глубокое воздействие. Оно стало краеугольным камнем ранних этапов прикладной психологии, предо­ставляя конкретный метод, благодаря которому психологию можно было приме­нять во множестве различных областей, начиная с педагогики и заканчивая разме­щением персонала и оценкой личности. Тестирование интеллекта стало влиятель­ным социальным фактором, поскольку результаты тестирования отражались на образовании и карьере людей, а иногда и определяли их. Издавались даже указы о стерилизации людей в зависимости от результатов тестирования интеллектуаль­ных способностей (см. главу 12). Таким образом, это достижение прикладной пси­хологии имело такое влияние на повседневную жизнь, о котором эксперименталь­ная психология не могла и мечтать.

Наши рекомендации