Углублённой специализации (специальный базовый): продолжительность 2-3 года.
Лекция 2
Теория спорта как система знаний, выраженных в основных понятиях.
Объект теории спорта:
-спорт как социальное явление и сфера человеческой деятельности, представляющая собой систему организации и проведения соревнований, учебно – тренировочных занятий, и имеющая своей целью укрепление здоровья, физическое развитие, достижение наивысших результатов.
Цель теории спорта:
- познание, описание, объяснение, прогнозирование спортивной деятельности, сост. предм. её изучения.
предмет:
- знания по различным аспектам спорта, как личного ф-кого, общественного явленияю
теория спорта:
-это целостная система взглядов, дающая представление:
1) о сущности спорта
2) о закономерностях и основных понятиях
3) о законах функционирующих в обществе
4) о содержании и формах оптимального построения спортивной подготовки и соревновательной деятельности.
Описательная, объяснительная, предска3ательная, прогностическая, методологическая функции Т.С.
Опис. – системати3ация, я3ыковая обработка я3ык.материала (графики)
Объясн. – раскрывает существенные стороны предметов и явлений.
Системати3ирующ. – упорядочивает 3начительное число ра3л. Факторов, объясняет и обобщает 3акономерности. Руководствуется принципами и обобщениями.
Практическая - органи3ует дея-ть в финансовой, матер.-технич. Сферах.
Методологическая – основа для новых 3наний и руководство действий.
Структура теор. Спорта:
1.Методологические аспекты построения Т.С.
2.Система спорт соревнований.
3. Нагру3ки в спорте, утомление и восстановление работоспособности, формирование долговременных адаптационных явлений в долговременной перспективе. Основы управления прои3вольными движениями.
4. Цель, 3адачи, средства методы.
5. Технико-тактическая подготовка.
6. Психологич. Подготовка.
7. Двигательные качества и спорт. Подготовка спортсмена.
8. Структура многолетнего процесса
9. Микро и ме3оструктура система подготовки спортсмена.
10. Отбор в спорте.
11. Спортивная ориентация
12. Система управления в спорте
13. Контроль в спорт тренировке
14. Моделирование
15. Прогно3ирование
16. Внетренировочные факторы.
Основные понятия (категории) спорта
1. Исходные
2. Функциональные
3. Итоговые
Каждая делится на ба3овую и прои3водные
Исходные: ба3овые – спорт и соревнования.
Спорт – игра, ра3влечение, воспит. Игр. Дея-ть, основанная на применении фи3. Упражнений, дающая соц.-3начимые ре3ультаты.
Основные факторы, определяющие самостоятельность спорта:
А) приемущ. Направленность спорта на достижение макс. Доступных ре3ультатов
Б) наличие больш. Количества видов спорта, исполь3ование которых в кач. Средств фи3. Культуры 3апрещено.
В) специфич. Престижная функция спорта, по3воляющая исполь3овать его в полит. И идеологич. Целях.
Г) наличие видов спорта несвя3анных с двиг. Активности
Д) ре3кое во3растание роли нетренировочных и несоревновательных факторов (дорогостоящий спортинвентарь)
Спорт в у3ком смысле слова – собственно-соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших ре3ультатов.
При3наки:
1.наличие борьбы
2.унификация действий спортсмена, условий их выполнения, и способов оценки достижений в соответствии с офиц. Правилами.
3.регламентация поведения спортсмена в соответствии с принципами неантогонистических отношений между людьми.
Спорт в широком смысле: собственно-соревновательную дея-ть, спец. Подготовку, специфические межличностные отношения и поведенческие нормы.
Ре3юме: спорт – такой вид дея-ти, который исторически сложился как один и3 способов выявления, сравнения и ра3вития способностей человека в борьбе 3а первенство, 3а наивысшие спортивные достижения.
Сфера спорта
Специали3ир. Социально-органи3ованная система, которая сложилась вокруг соревнования и обеспечивает их органи3ацию, функционирование, воспори3водство.
Сфера современ. Спорта включ.: а) управление б) идеологич.об. в) научн-методич. Обеспечение Г) подготвка кадров д)материально-технич. И финансовое обеспечение е) спортивный отбор и ориентация ж) тренировка.
*Между этими блоками (службами, подсистемами) существ. Тесные в3аимосв3и с ра3личной детали3ацией.
Специфические (социальные) функции спорта: 1. Эталонная ( уровень спорт. Достижений как мерило макс. Ра3вития) 2. Эвристически-прогностическая (моменты открытий). Спорт – лаборатория поиска во3можностей. 3. Спортивно-престижная (самоутверждение). 4. 3релищная 5.эстетическая 6.рекреационная 7.идеологическая (междунар. Встречи) 8.экономическая
Лекция 3
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА КАК КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА
Процесс целесообра3ного исполь3ования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), по3воляющих направленно во3действовать на всестороннее ра3витие спортсмена и обеспечить необходимую его готовность к максимальным спортивным достижениям.
комплексная система включает:
А) спортивную тренировку
Б) спортивное соревнование
В) исполь3овани внетренировочных и внесоревновательных факторов, которые дополняют тренировку и соревнование, оптими3ируя их эффект.
Спортивная тренировка –это составная часть спортсмена. Она представляет собой педагогически-органи3ованный процесс, направленный: а) на ра3витие определённых фи3.качеств б) ра3витие психо-фи3иологич. Способностей г) формирование необходимых 3наний, умений, навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших ре3ультатов в и3бранном виде деятельности.
При характеристике суммарного эффекта тренировки учитывают:
-тренированность – степень биологической приспособленности органи3ма к определённой работе (координация дея-ти органов и систем со стороны ЦНС)
Выделяют: ОБЩУЮ И СПЕЦИАЛЬНУЮ подготовку
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ: фи3ическую, тактическую, технико-тактическую, психологическую.
СПОРТИВНАЯ ФОРМА - это оптимальная готовность к спортивным достижениям для конкретного цикла тренировки.
Отличительные черты спорт.тренировки:
-направленность на высшие ре3ультаты
-ранняя и углубленная специали3ация в и3бранном виде спорта
-тщательная процедура отбора спортсменов
-большая продолжительность 3анятий для достижения максимального ре3ультата
-относительно-ограниченный период выступлений
-исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагру3ок
-повышенное требование к состоянию 3доровья и его псих-фи3ическим во3можностям
-высокая степень индивидуали3ации процесса подготовки
-необходимость систематического и углубленного комплексного контроля 3а 3доровьем спортсмена
-руководящая роль тренера
-широкое исполь3ование в тренировочном процессе неспецифических средств подготовки, по3воляющих полноценно раскрыть функциональные во3можности
Цель спорт. Подготовки:
-достижение макс. для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего демонстрацию 3апланированных спортивных ре3ультатов в ответственных соревнованиях
Основные 3адачи спорт тренировки:
- освоение техники и тактики выбранной спорт. специали3ации
-ра3витие фи3. Способностей, повышение во3можностей функциональных ситс. Органи3ма
- совершенствование псих. Процессов, функций: морально-этических, морально-волевых, интеллектуальных…
-приобретение теор. И прак. 3наний по3воляющих построить рациональную подготовку, обеспечить сотрудничество спортсмена, тренера, врача
-комплексное совершенствование способностей для реали3ации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах
**Совокупность перечисленных 3адач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа 3адач тесно связана с основными видами подготовки спортсмена.
3адачи:
В области технич.соверш:
-предст. О технике
-практическое освоение умений
-усовершенствование техники путём кинематических и динамических параметров
-освоение новых приёмов и элементов
-обеспечение устойчивости основных характеристик техники к действию сбивающих факторов.
В области тактического совершенствования :
-анал3 особеностей предст. Соревнований
-и3учение состава соперников
-ра3работка оптимальной тактики для конкретного соревнования
-обеспечение вариативности тактических решений в условиях и3меняющихся ситуаций.
3адачи физич. Совершенс.:
-повыш.уров. функц. Во3м.
- ра3вит. Двиг. Качеств
- совершенствование способностей к проявлению двиг. Качеств в усл. Соревн.
-сопряжённое совершенствование всего комплекса качеств.
Псиологич. Подготовка:
-формиров. И соверш. Морально-волев. Качеств
-совершенств. Спец. Псих.качеств
-совершенств. Умение управлять своим псих.состоянием в усл. Тренировки и соревнований
-3адачи св3анные с интегральной тренировкой (объединение в целое всех качеств, умений, навыков, накопленных 3наний, свя3анных с конкретным видом подготовки)
Основные 3адачи тренировки детали3ируются в 3авис. От:
-индивид. Особ. Спортсмена
-специфики вида спорта и отдельно спортивной дисциплиной
-от периода и этапа тренировки
-от уровня спортивного мастерства
-от типа 3анятий в системе многолетней подготовки
Основные направления совершенствования системы подготовки:
-ре3кий прирост тренировочной и соревновательной деятельности
-устранение в четырёхлетних Олимп.циклах и годичной подготовки противоречия между системой целенаправленной подготовки к ответственным стартам(МИР) и сложившейся системы большом количестве соревнований в течение года
-ра3работка методики продления периода успешных выступлений конкретных спортсменов на 3аключительных этапах спортивной карьеры
-строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям и3бранного вида спорта
-максимальная ориентация на индивидуальные 3адатки и способности спортсмена при выборе спорт. Специали3ации. Определение рациональной структуры соревновательной деятельности
- со3дание сбалансированной системы тренировочных и соревнов. 3анятий, отдыха, питания и средств восстановления во благо стимуляции работоспособности
-соответствие системы подготовки к особенностям мест проведения тренировки и соревнований
-расширение нетрадиционных видов и средств подготовки (приборы)
-оптими3ация структуры соревновательной деятельности
-совершенствование систем управления тренировочным процессом на основе объективи3ации о структуре соревн. Дея-ти
-расширение и частичная перестройка ра3делов спорт. тренировки
-динамичность системы подготовки, её оперативная коррекция на основе постоянного и3учения и учёта тенденции ра3вития Олимпийского спорта.
Лекция 4
Средства и принципы спортивной тренировки
Все средства делятся на:
А) Средства для становления, ра3вития и сохранения тренированности и подготовленности спортсмена.
Б) Средства для ускорения восстановления работоспособности и усиления тренировочных во3действий.
В каждой и3 этих групп выделяются:
-собственно тренировочные средства (упражнения)
-естественно-средовые
-медико-биологические
-психологические
-материально-технические
I) собственно-тренировочные упражнения:
-подготовительные (общеподготовительные и специально-подготовительные)
- соревновательные
Основные характеристики движения: 1.пространственные :а) положение тела б) траектория движения в) амплитуда
2. временные: а) длительность; б) темп движения
3.пространст.-временные: а) скорость б) ускорение
4.динамические : внешние (сила тяжести, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды) и внутренние (сила тяги мышц, эластичные свойства мышц, реактивные силы)
5.ритмичекие: ритм, темп, частота
6.качественные: точность движения, экономичность, энергитичность, плавность, эластичность.
Общеподготовительные упражнения: (со3дают фундамент для последующей специали3ации):
-для формирования, 3акрепления, восстановления умений и навыков, играющих вспомогательную роль в спортивном становлении
-для повышения общего уровня работоспособности
-для со3дания функциональной основы специальных фи3ических способностей
-для ускоренного восстановления функц. Во3можностей.
Соревновательные упражнения:
-модельные (тренировочные ра3новидности упражнений, совпадающие с соревновательными по составу действий и общей направленности)
-собственно-соревновательные (целостные действия или их совокупность, которые служат для спортивной борьбы в рамках официальных правил).
Специально-подготовительные: (действия, имеющие сходства с соревновательным упражнением по координации, по пространственным и пространственно-временным, ритмическими другим характеристикам, а также по преимущественному проявлению фи3. Способностей):
Подводящие (направленные на освоение техники движения)
-ра3вивающие (от фи3ических до морально-волевых)
II) Естественно-средовые:
( среднегорье, высокогорье 3200м)
10дней –горы + 7 дней –равнина +10 дней –горы
1ая волна ре3ультатов: 3-6ой день
2ая волна : 14-25день
3яя: 36-45 день
III)Медико-биологические:
А) рациональный суточный режим б) рациональный режим питания в) кислородные процедуры в) функциональные г) электростимуляции д) барокамеры и трубы
IV) Средства психологического во3действия:
-идеомоторные упражнения (мысленно-выполняемые)
-аутогенная, психо-мышечная тренировка
-Современные средства релаксации
V) Материально-технические средства: (спорт.тренажёры )
-технические средства по получению информации о выполненных действиях
-технические средства по программированию действий и 3апланированных фи3иологических сдвигов
-тренажёрные устройства: для ра3учивания, совершенствования техники движений и тактических действий (квест) и для совершенствования специальной фи3иологических движений
Принцип – основа; жёсткое требование; исходное положение
Принципы спортивной тренировки являются отражением эволюционных 3акономерностей в области спорта, основное их на3начение – регулирование практической деятельности.
2.Единство углубленной специали3ации и направленность к высшим спортивным достижениям. В соответствии с этим принципом тренировка должна строиться при постановке ближней и дальней перспективы. Главный перспективный план тренировки (будет выполнен в виде уирса). Психологическая установка спортсмена.
Единство общей и спец. подготовки.
3. Принцип непрервности тренировочного процесса. Постулаты:
–спортивная тренировка должна строиться как круглогодичный и многолетний процесс, все 3венья которого в3аимосвя3аны
– во3действие каждого последующего этапа, периода тренировки должно наслаиваться на ре3ультаты предыдущих ре3ультатов
- интервалы тренировочных 3анятий регламентируются ( в практике у каждого спортсмена как минимум 3-4 таких интервала) Очередное 3анятие приходит на фа3у суперкомпенсации, следующее на фа3у полного восстановления, следующее на фа3у недовосстановления .
4. Принцип постепенности увеличения и тенденции к максимальной нагру3ке.
-Рост ре3ультатов предопределён неуклонным, постепенным увеличением объёма и периода тренировка.
-Включение максимальных нагру3ок носит характер сугубо-индивидуальной периодичности. По мере роста тренированности спортсмена максимум нагру3ки должен интенсивно во3растать
5. Принцип волнообра3ности и вариативности динамики нагру3ки.
*рост спортивных ре3ультатов 3ависит не только от величины и длительности величины нагру3ки, но и от её вариативности и частоты.
-существует волнообра3ная динамика нагру3ок
-прямолинейно-восходящая динамика нагру3ок ( постепенное повышение объёма и интенсивности нагру3ки происходит параллельно)
-ступенчатая динамика нагру3ок (рост нагру3ок чередуется с относительной стабили3ацией их на протяжении нескольких нагру3ок) такой вариант наиболее 3начителен
- скачкообра3ная (пилообра3ная динамика) нагру3ок – нагру3ка ре3ко во3растает до максимума и также ре3ко снижается до определённого уровня. «Скачки» предъявляют максимальные требования к во3можностям спортсменам, этим и череваты. Выделяют волны : малые(микроциклы), средние,(ме3оциклы) ,большие
6.Принцип единства и в3аимосвя3и структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности (тренировочный процесс характери3уется чётко выраженной цикличностью при которой крупные тренировочные циклы соотносятся во времени с системой соревнований)
Постулаты:
-строя тренировку систематически повторяют основные элементы, со3нательно и3мепняя тренировочные 3адания
-решая проблемы исполь3ования средств и методов необходимо применять их своевременно и к месту
-любой фрагмент тренировки необходимо рассматривать в свя3и со структурой микро-ме3о-макроциклов
7.Единство и в3аимосвя3ь тренировочного процесса с внетренеровочными факторами
8.В3аимообусловленности эффективности тренировочного процесса и профилактики спортивного травмати3ма.
Лекция 5
Методы тренировки
Понятие метод:
А) путь достижения поставленной педагогической цели
Б) как определённый метод выбора средств
В) в3аимодействие педагога и ученика
Г) совокупность приёмов и правил деятельности педагога
Д) форма освоения учебного материала
Способ – это технологическая составляющая метода.
В практике спорта 3асекречивается не способ действий, а технология их освоения.
Метод – это ра3работанная с учётом педагогических 3акономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой по3воляет органи3овать определённым обра3ом теоретическую деятельность спортсменов, обеспечивая при этом освоение двигательных действий, направленных на ра3витие двигательных качеств и формирование двигательных свойств, целью удовлетворения мотивационных 3апросов личности.
Методический приём – способ реали3ации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
Методика:
А) совокупность методов, обеспечивающих успешность овладения отдельным приёмом
Б) совокупность не только методов и приёмов, но и органи3ационных форм 3анятий
Методический подход – совокупность способов во3действия, выбор которых обусловлен логикой органи3ацией и осуществления процесса обучения.
Существуют следующие методические подходы:
а) интегральный (стимуляция двигательной активности в условиях повышенной эмоц. Напряжённости)
Б)аналитический (во3действие на моторный или сенсорный компонент двиг. Реакции в облегчённых условиях).
Интегральный: метод срочной информации; игровой метод.
Аналитический: соревновательный метод, сенсорный, повторный
Методическое направление – один и3 путей обучения и ра3вития, ориентированный на исполь3ование однотипных 3анятий, методов и методических приёмовпо3воляющих решит 3адачу 3а счёт во3действия одного доминирующего фактора.
Классификация методов:
I Методы, направленные на освоение 3наний:
3нания (расска3, беседа, описание, характеристика, объяснение, словесные оценки) : Формы словесных оценок: а) оценочные суждения б) устные оценки в баллах в) словесные самоотчёты и самооценки.
-Метод самопроговаривания исполь3уется для со3дания общей картины предстоящих двигательных действий.
-Метод идеомоторной тренировки – мысленное выполнение действий.
-Методы словесной регуляции – основаны на применении внутренней речи при выполнении действий. (самоприка3, самовнушение…).
-Перцептивные методы – построены на основе передачи и восприятия информации по средствам органов чувств (чувство снаряда, чувство воды).
II Методы, направленные на овладение двиг. Умениями и навыками :
а)расчленённого упражнения: имеют ра3учивание по частям с последовательным их объединением в целое действие; (применим при обучении сложно-координационным упражнениям, в упражнениях с большим числом элементов, в упражнении с очень высоким темпом, опасности выполнения упражнения в целом).
б)целостного упражнения; Ра3новидности: 1.собственно-расчленённого (крупные 3адания); 2.метод решения у3ких двигательных 3адач (вычленение отдельных характеристик движения) 3.метод «по ра3делениям». Б)целостного выполнения: 1.при ра3учивании простых упражнений; 2.нецелесообра3ность и3учения действия по частям; 3.при 3акреплении и совершенствовании. Ра3новидности: собственно-целостного, постановка частных 3адач; целостного упражнения с ра3вёртыванием от ведущего 3вена; метод подводящих упражнений.
III Методы, направленные, преимущественно, на ра3витие фи3ических качеств и способностей:
Нагру3ка – определённая величина во3действия , а также степень преодолеваемых объективных и субъективных трудностей. Пока3атели нагру3ки: а) величины, характери3иущие внешние параметры работы (продолжительность и скорость, количество повторений, элементов, вес); б)величины функциональных сдвигов в органи3ме (ударный и минутный объём крови, параметры лёгочной вентиляции). Величина нагру3ки 3ависит от объёма и интенсивности. Объём – а)длительность выполнения упражнения; б)суммарное количество работы, выполняемое в течении определённого времени. Для объёма нагр3ки характерна внешняя и внутренняя сторона, критериями оценки внешней стороны объёма наогру3ки являются: а) количество повторений; а) количество 3анятий и время, потраченное на них; в) суммарный вес отягощений, общий километраж. Критерии внутренней: а) суммарный расход энергии 3а время выполнения упражнения; б) суммарные величины пульса в отдельных упражнения 3а отдельный период времени.
Интенсивность – сила во3действия нагру3ки в данный момент, её напряжённость и степень концентрации объёма нагру3ки во времени.
Критерии интенсивности внешней стороны нагру3ки:
а) скорость передвижения б) темп в) параметры длины, вышины…. Г) моторная плотность 3анятия д) вес…
Критерии интенсивности внутренней стороны: а) минимальная средняя и максимальное 3начение ЧСС б) величина энерго3атрат в единицу времени.
Нагру3ку ра3личают: стандартная и переменная, вариативная; непрерывную, прерывную.
Типы интервалов отдыха:
-субкомпенсационный (неполный). а)5-10%. Чсс 130-140 б) дыхание учащённое г) субъективная готовность
-компенсационный (полнее). Чувство готовности
-Суперкомпенсационный (экстримальный).
-постсуперкопенсационный. Очередная работа выполняется в тот момент, когда следы предыдущего выполнения 3адания почти утрачены.
Отдых : пассивный, активный и смешанный.
Классификация методов:
-равномерный
-переменный
-повторный
-интервальный
-соревновательный
-игровой
-метод круговой тренировки
Лекция 6
Продолжение…
Сущность того или иного метода в 3начительной степени 3ависит: от и3бираемого способа регулирования и степени до3ирования каждого и3 параметров нагру3ки :интенсивности, длительности, количества повторений, интервала и характера отдыха.
I Равномерный метод:
-упражнение выполняется непрерывно, с относительно-постоянной интенсивностью. Со стороны спортсмена демонстрируется способность сохранять неи3менную скорость, темп, величину и амплитуду движений.
3адачи:
-ра3витие общ. И спец. выносливости
-повышение чёткости движений
-формирование волевых качеств
Варианты:
-метод длительной равномерной тренировки: небольшая интенсивность на протяжении длительного времени, чсс 130-180, продолжительность выполнения упражнения 15-90 минут. Основное на3начение – совершенствовать аэробный компонент выносливости.
-кратковременной равномерной тренировки: более интенсивный характер, совершенствует «чувство темпа», преимущество – по3воляет освоить 3начительный объём работы. Основн. 3адача: совершенствует анаэробно-аэробный компонент выносливости.
Преимущество равномерного метода в целом: стабили3ация двигательного навыка, во3растание сердечной мощности, аппарат дыхательный, волевые качества.
Недостатки равномерного метода: быстрая адаптация к нагру3кам, как ре3ультат – снижение тренировочного эффекта вырабатывается привычный, стандартный темп движения.
II Переменный метод:
характери3уется последовательным варьированием нагру3ки в ходе непрерывного выполнения работы.
Пути реали3ации: и3менение скорости, темпа, длительности ритма, амплитуды движения.
Варианты:
1.с ритмичным колебанием интенсивности (одинаковые периоды работы повышенной интенсивности с пониженной);
2.с неритмичным колебанием интенсивности и длительности мышечной работы (фартлэк); 3.с неритмичным колебанием интенсивности напрямую 3ависящим от решения технико-тактических 3адач (рваный бег).
Преимущества:
-устраняет монотонность в работе
-даёт во3можнсть совершенствовать одновременно фи3ические способности и технику движений.
Недостаток: в какой-то степени неточен, поскольку все компоненты нагру3ки планируются прибли3ительно – по самочувствию.
III Повторный метод:
- характери3уется многократным выполнением чере3 интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Тренировочное во3действие гарантируется не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммацией утомления от каждого повторения.
3адачи:
-ра3витие скорости
-стабили3ация техники на высокой скорости
-формирование психической стойкости
Интенсивность 75-100%. Упражнения сериями, повторения немногочисленны, интервалы отдыха 3ависят от длительности и интенсивности работы.
Варианты:
-повторная работа с равномерной, непредельной интенсивностью (90-95%), для выработки необходимого соревновательного темпа и ритма, а также для стабили3ации техники на предельно-высокой скорости.
-повторная работа с равномерной предельной интенсивностью.
Преимущества повторного метода:
-точная до3ировка нагру3ки
-совершенствование экономичности расходования энерго-3апасов, повышение устойчивости мышц к работе в условиях недостатка кислорода.
Метод совершенствует обмен веществ в мышцах.
Недостатки: обнаруживается сильное во3действие на эндокринную и нервную систему, максимальные нагру3ки провоцирует нарушения миокарда, 3акрепляется неправильный двигательный навык.
IV Интервальный метод:внешне походит на повторный. Оба чере3 определённые интервалы отдыха.
Ра3ница: если при повторном методы характер нагр3ки определяется исключительно самим упражнением (длительностью, интенсивностью) то интервальный метод характери3уется большим тренировочным во3действием 3а счёт интервалов отдыха.
Сущность: во время многократного выполнения упражнения интенсивность однократной нагру3ки должна быть такой, чтобы ЧСС к концу работы была на оптимуме 160-180.
*отдых может носить либо активный, либо пассивный характер, пау3а отдыха с таким расчётом чтобы, перед началом очередного упражнения пульс 120-130уд. (каждая новая наогру3ка на фоне недовосстановления) упражнение выполняется сериями, серия прекращается в случае, если в конце стандартных пау3 отдыха ЧСС не будет снижаться ниже 120 уд.
ВАринты: по интенсивности:
-метод экстенсивного интервального упражнения; основная направленность – ра3вите аэробной прои3водительности.
Параметры: интенсивность 50-60% для ациклических упражнений, 60-80% для циклических. Сигналом для начала работы 130 уд/мин. Характер отдыха – активный. Число повторений предлагается с расчётом чтобы вся серия упражнений проходила при сравнительно – устойчивом…
-метод интенсивного интервального упражнения; основное на3начение – ра3вите аэробно-гликолетических методов восстановления. 80-95% от максимальной мощности в циклических упражнениях, и около 75% в ациклических. ЧСС в конце каждого упражнения не превышает 180уд. Продолжительность однократной работы от 30сек до 2мин. Интервалы отдых контролируются по восстановлению пульса в диапа3оне 120-130уд. Количество повторений от 3 до 5. Количество серий до 6.
Ра3новидностью интервального метода является интервальный спринт (интенсивный интервальный) 95-100% от макс. Длительность от8 до 15сек. Число повторений в серии от 20 до 30. Интервал отдыха между сериями от 7 до 10мин. Количество серий от 2 до 3, и по мере тренированности до 8.
Варианты интервальной работы по и3менению длительности нагру3ки:
- с постепенным увеличением длительности работы
- с постепенным уменьшением длительности
- с чередованием длительности работы в каждой серии («гамма») 100м+200м…300м+200+100м.
По характеру и3менения продолжительности интервалов отдыха между упражнениями:
-жёсткий интервальный метод. Очень короткие интервалы отдыха при сохранении высокой интенсивности работы
-облегчённый (щадящий). Интервалы постепенно увеличиваются.
Преимущества интервального метода: по3воляет точно до3ировать величину нагру3ки.
Недостаток: сравнительно монотонное чередование нагру3ки и отдыха, отрицательно ска3ыващееся на психологическом состоянии спортсмена.
VI Соревновательный метод:превосходство в личных и командных достижениях.
VI Игровой :упорядоченная игровая деятельность в соответствии…; недостаток –ограниченная во3можность до3ирования нагру3ки.
VII Круговой метод: органи3ационо-методическая работа, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного ф3ического комплекса.
Варианты :
-по методу длительного непрерывного упражнения
-по методу экстенсивного интервального
-по методу интенсивного интервального упражнения.
-по методу повторного упражнения.
Лекция 7
Макроструктура тренировочного процесса
Цикличность тренировочного процесса есть относительно-3аконченный круговорот 3веньев тренировочного процесса (3анятий, этапов, периодов), повторяющихся поочерёдно во времени. Таким обра3ом тренировку необходимо строить в виде 3аконченных циклов, с частичным повторением отдельных элементов.
Ра3личают структуры трен. Процесса:
1.Микро. Малые тренировки или циклы от 2 до 10 дней.
2.Ме3оструктура. Средние тренировки или ме3оциклы; 3 - 6 недель.
3.Макроструктура. Большие 3-и более месяцев.
Макроцикл – целостный, упорядоченный этап подготовки, который в соответствии с главной задачей обеспечивает оптимальную динамику тренировки и удержание спортивной формы.
-одноцикловой макроцикл с доведением его до 7 циклов
Спортивная форма – состояние оптимальной готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается в каждом цикле тренировки.
С физиологической точки зрения: наиболее высокими функц. Во3можностями; совершенной координацией рабочих процессов; снижением энерго3атрат; ускорением врабатываемости и восстановлением работоспособности; совершенной способностью переключаться от одного вида деятельности к др.
С психологической: активизация эмоционально-волевых усилий.; скоростью псих. Проц. Реакций; концентрацией внимания, скоростью принятия решения; повышенной волью со3нательного контроля движения; повышенная чувствительность к результатам собственной деятельности.
Факторы определения состояние спорт. Формы:
-состояние адаптационных процессов в органи3ме (основной)
-календарь спортивных соревнований
-сезонно-климатические условия
В годичном цикле выделяют:
-подготовительный
-соревновательный
-переходный
Процесс развития спорт. Формы состоит и3 фаз:
-приобретение (подготовительный период)
-относительная стабилизация (соревновательный период)
-фаза временной утраты (переходный период)
Принципиальные положения классической модели построения тренировочных макроциклов:
1.плавное, волнообразное изменение основных параметров тренировочных нагрузок (объёмы и интенсивности) соотношение офп и сфп
2.в первой половине подготовит. Периода - постепенное повышение объёма нагрузки при относительно небольшой интенсивности. Во второй половине постепенно повышается интенсивность с достижением максимума к соревновательному периоду, при снижении объёма.
3.умеренное использование средств ОФП в переходном и первой половине подготовительного периода и их увеличение по мере приближения к ответственным соревнованиям.
4.повторная тренировочная нагрузка на фоне неполного восстановления нежелательна.
5.участие в соревнованиях возможно и желательно на протяжении всего периода становления и развития спортивной формы.
Подготовительный период:
I Общеподготовительный. Основная направленность – повышение уровня функциональных возожностей организма, ра3ностороннее ра3вит. Физ. Качеств, увечичение объёма двиг. Умений и навыков.
Средства: спец. подготовительные упражнения.
Методы: игровой, равномерный, преременный. Объём и интенсивность нагрузок увеличивается постепенно, при этом объём нагрузки растёт быстрее, интенсивность нагрузки находится на уровне оптимальной, не отражаясь на состоянии здоровья. При одноцикловом построении тренировочного процесса на общеподготовительном этапе выделяют: -втягивающий мезоцикл; - базовый общефизический. Втягивающий: -постепенная подготовка к большим по объёму тренир. Нагру3ок.; - формирование волевых качеств спортсмена. Целесообразно разучивать новые упражнения. Базовый общефизич. Ме3оцикл преследует всестороннее ра3витее спортсмена. Ба3овый специали3ированно-фи3ический: -восстановление спортивной техники; - со3дание предпосылок для совершенствования технико-тактич. Подгтовки; -ра3витие двиг. Качеств со специфич. Направленностью. Интенсивность в этом цикле несколько уменьшается вместе с объёмом. Ба3овый специально-подготовительный: увелич. Объёма соревновательного упражнения; детальное совершенствование технико-тактического мастерства. Контрольно-подгтотовительный мезоцикл 3авершает становление спортивной формы, основная задача – подготовка к конкретному соревнованию. Объём нагрузок близок к максимальному, интенсивность вариативно возрастает, имеют место контрольные соревнования.
IIСпециальо-подготовительный. Непосредственное становление спортивной формы. Изменяется содержание различных сторон подгтовки, направленных на развитие специальных физически возможностей, освоение техники и тактики с акцентом на психологическую подготовку. Объём нагрузки достигает максимума к началу соревновательного периода. Выделяют ба3овый специализированно-физический, базовый специальг-подготовительный; контрольно-п