Характеристика механизма поворота конвертера ККЦ
Механизм поворота обеспечивает вращение конвертера вокруг оси цапф на 360° со скоростью (частотой) от 0,1 до 1мин-1. Привод работает в повторно-кратковременном режиме (ПВ = 25%); в течение одного цикла плавки (35 мин) конвертер поворачивают в обе стороны от вертикального положения около 20 раз (для загрузки, взятия проб металла, слива стали и шлака и т.д.) на углы от 15 до 1800 при длительности работы привода 3 – 60с на одной операции. При сливе металла и шлака поворот конвертера осуществляется с малой скоростью, но с высокой точностью регулирования.
Технические данные механизма поворота конвертера приведены в таблице 1, последовательность технологических операций описана в таблице 2, циклограмма работы представлена на рис.1.
Таблица 1.- Технические данные механизма поворота конвертера
Наименование, обозначение | Размерность | Величина |
Вместимость конвертера | т | |
Количество двигателей ( по 4 с каждой стороны) | ||
Скорость поворота конвертера: · при сливе металла и шлака · при других операциях | об/мин | 0,04 – 0,1 0,1 – 1,0 |
Допустимое ускорение груши конвертера | град/с2 | |
Максимально возможный статический момент с обрушившейся футеровкой | Н · м | 15 · 106 |
Передаточное отношение: · быстроходного редуктора · тихоходного редуктора | 59,7 7,75 | |
Момент инерции механизма, приведенный к валу каждого двигателя | кг · м2 | 67,9 |
Рис.1. - Циклограмма работы конвертера
Таблица 2.- Последовательность технологических операций конвертера
Номер операции | Наименование операции | Скорость, град/с | Время паузы после операции, с |
1-1 | Поворот под загрузку скрапа | ||
2-2 | Поворот в вертикальное положение | 1,5 | |
3-3 | Поворот под заливку чугуна | 1,5 | |
4-4 | Поворот в вертикальное положение под продувку | 1,5 | |
5-5 | Наклон для отбора проб | ||
6-6 | Поворот в вертикальное положение, ожидание результатов анализа | ||
7-7 | Наклон для слива стали | ||
8-8 | Слив стали (8 – 10 остановок) | 1,5 | |
9-9 | Поворот в вертикальное положение | ||
10-10 | Наклон для слива шлака | ||
11-11 | Слив шлака (4 – 5 остановок) | 1,5 | |
12-12 | Поворот для осмотра | 1,5 | |
13-13 | Поворот в вертикальное положение |
В кислородных конвертерах масса огнеупорной футеровки достигает 55% от общей массы порожнего конвертера и поэтому составляющая крутящего момента от футеровки весьма велика.
У большегрузных конвертеров опорное кольцо при повороте подвергается большим усилиям, поэтому для более равномерного их распределения и уменьшению крутящих моментов вдвое механизм поворота делают двухсторонним. В таком исполнении механизм имеет два синхронно работающих привода, каждый из которых соединен с одной цапфой.
Кинематическая схема механизма поворота конвертера приведена на рис.2.
Рис.2.- Кинематическая схема механизма поворота конвертора
1 – тихоходный редуктор
2 – коническая шейка цапфы
3 – втулка
4 – быстроходный редуктор
5 – электродвигатель
6 – вал-шестерня
7 – колесо
8 – неподвижная подшипниковая опора
9 – опорное кольцо
10 – плавающая опора
12 – подвижный фиксатор
13 – фиксатор
14 – опорная колонна
Привод, установленный с каждой стороны конвертера, состоит из одноступенчатого навесного тихоходного редуктора 1, четырех трехступенчатых быстроходных редукторов 4 навесного типа, четырех электродвигателей 5 с электромеханическими тормозами и систем фиксирования тихоходного и быстроходных редукторов с пружинными демпферами.
Тихоходный редуктор с четырьмя приводными валами-шестернями 6 втулкой колеса 7 посажен на коническую шейку 2 цапфы опорного кольца 9. Корпус редуктора соединен с качающейся рамой, которая через гидравлический демпфер связана с основанием (на рисунке не показано). Такая конструкция предупреждает поворот корпуса под действием реактивного опрокидывающего момента и гасит динамические нагрузки, возникающие в системе. Сферические шарниры в узлах крепления демпфера обеспечивают его самоустановление при перекосах.
Неподвижная 8 подшипниковая опора смонтирована на опорной колонне 14 с фиксатором 13, плавающая 10 – на колонне с подвижным фиксатором 12.
Быстроходные редукторы втулками 3 колес последних передач посажены на конические хвостовики валов-шестерен тихоходного редуктора. Фиксирование редукторов выполнено пружинными демпферами с винтовыми стяжками, связывающими корпусы редукторов с качающейся рамой или корпусом тихоходного редуктора.
Автоматическая остановка конвертера в заданных положениях осуществляется двумя командоаппаратами. Углы поворота конвертера регистрируются на пульте управления с помощью сельсинов.
Командоаппараты и сельсины-датчики приводятся от двух валов-шестерен тихоходного редуктора через кинематические редукторы. Скорость поворота конвертера измеряется и поддерживается посредством цифровых датчиков скорости, соединенных с ведущими валами двух быстроходных: редукторов. Электродвигатели приводов питаются от тиристорных регулируемых источников постоянного напряжения — РИН.
Электродвигатели левого и правого приводов вместе с РИН выделены в группы по два и соединены между собой по последовательно-перекрестной схеме. Такое соединение силовых цепей электродвигателей позволяет уравнять их крутящие моменты и значительно уменьшить уравнительной момент, передаваемый через опорное кольцо.
На литых корпусе и крынке быстроходного редуктора предусмотрены приливы для крепления кронштейна электродвигателя и пружинного демпфера. Электродвигатель соединен с ведущим валом редуктора зубчатой муфтой. Подшипниковые узлы валов снабжены коническими роликоподшипниками с централизованной подачей смазки. Колесо последней зубчатой передачи закреплено шпонкой на втулке, установленной в корпусе редуктора на подшипниках качения.
Быстроходный редуктор насаживают на конический хвостовик вала-шестерни тихоходного редуктора и снимают с него с помощью малой гидрошайбы, представляющей собой гидродомкрат с четырьмя гидроцилиндрами, расположенными в корпусе по окружности. Для соединения с гидрошайбой на выступающей части втулки редуктора нарезана наружная резьба.
Тихоходный редуктор разъемной конструкции изготовлен с литыми корпусом и крышкой, в которых по окружности расположены четыре гнезда под подшипниковые узлы приводных валов-шестерен. К корпусу прилиты лапы для его соединения с качающейся рамой. Зубчатое колесо посажено на шпонках на массивную втулку, установленную в центральном гнезде корпуса на двух роликоподшипниках. Внутри втулка расточена на конус для посадки редуктора на коническую шейку цапфы опорного кольца. Тихоходный редуктор напрессовывают на цапфу и снимают с помощью гидрошайбы (четырехплунжерного гидродомкрата), навинчиваемой на хвостовик втулки.
Рис.3.- Схема размещения шестерен тихоходного редуктора для восьмидвигательных приводов
К достоинствам навесных многодвигательных приводов относятся:
· значительное повышение надежности работы механизма поворота конвертера, так как выход из строя части электродвигателей не приводит к отказу в работе;
· устранение длинных валопроводов и применение демпферов в системах фиксирования тихоходного и быстроходного редукторов, что способствовало резкому снижению динамических нагрузок в приводе;
· многопоточное разветвление мощности в тихоходном редукторе, которое позволило уменьшить нагрузки на зубья передачи, принять меньшую величину модуля и свести к минимуму габариты редуктора;
· применение навесных быстроходных редукторов, что позволило ускорить их замену и создать условия для организации поузлового централизованного ремонта;
· отсутствие влияния перекоса цапф на работостпособность привода;
· значительно меньшие общие габариты привода и масса привода по сравнению со стационарным приводом той же мощности;
· не требует специального массивного фундамента.
Опоры конвертера, помимо восприятия больших вертикальных и горизонтальных сил, должны компенсировать перекосы и значительные осевые перемещения цапф, вызванные тепловыми деформациями опорного кольца и погрешностями при изготовлении и монтаже. Опоры смонтированы на сварных рамах, закрепленных в фундаменте. Одна опора фиксированная, другая – плавающая, подвижная в осевом направлении. Опоры смонтированы на конических роликоподшипниках.
Фиксированная и плавающая опоры отличаются конструкцией фиксаторов. В обоих случаях шип фиксатора закреплен в основании, а на его сферическую головку посажен разъемный сухарь, входящий в посадочное место корпуса подшипников, но в фиксированной опоре сухарь входит во втулку, закрепленную в гнезде корпуса, а в плавающей опоре – в продольный паз корпуса с боковыми накладками.
Зависимость КПД передачи от коэффициента загрузки η = f(Кз) приведена на рис.4, а зависимость коэффициента загрузки от угла поворота конвертера – на рис.5.
Рис.5.- Зависимость КПД передачи от коэффициента загрузки η = f(Кз)
Рис.6.- Зависимость коэффициента загрузки от угла поворота конвертера
Требования, предъявляемые к электроприводу
К электроприводу механизма поворота конвертера предъявляются следующие основные требования:
· диапазон регулирования скорости (10:1, 20:1);
· точность регулирования скорости должна быть не ниже 2 % при переменном статическом моменте в нижней части скоростного диапазона;
· плавный пуск и торможение (ускорение не более ±2 град/с2);
· обеспечение реверса скорости и работы в режиме рекуперативного торможения;
· электропривод должен исключить возможность появления самопроизвольных рывков, однако должен иметь возможность толчкового режима работы по команде сталевара в режиме слива;
· привод должен обеспечить нормальную работу без перегрузки на половине двигателей, т.е. иметь не менее чем 2-х кратный запас по мощности;
· равномерное распределение нагрузки между приводными двигателями двусторонних механизмов поворота с целью исключения перекосов в них и исключения передачи момента через корпус конвертора;
· разрешение растормаживания механизма поворота только после проверки исправности схемы электропривода;
· разрешение поворота конвертора исключительно при поднятой фурме кислородного дутья.
Расчет статических моментов
При повороте электродвигатель преодолевает опрокидывающие моменты от порожнего конвертера Мп, от массы жидкого металла Мм и сил трения Мтр. Координаты центров тяжести порожнего конвертера вычисляются с помощью статических моментов отдельных k элементов:
и
где xi, yi – координаты центров тяжести отдельных элементов порожнего корпуса Gi.
Общий вес конвертера:
Расстояние от центра тяжести до оси вращения конвертера:
,
где Н1 – расстояние от днища конвертера до оси цапф.
Угол между радиус-вектором r0 и вертикальной осью:
Опрокидывающий момент сопротивления порожнего конвертера:
Момент сопротивления повороту жидкого металла весом Gм и порожнего конвертера весом Gп:
где f – коэффициент трения в опорах цапфы диаметром dц.
Опрокидывающий момент жидкого металла при повороте конвертера зависит от угла поворота φ и веса металла в нем. Предварительно вычисляется полный угол поворота конвертера, при котором окончится слив:
,
где R1, R2, H1 – размеры верхней части конвертера (рис. 7)
Рис.7.- Схема расчета момента сопротивления повороту жидкого расплава
Затем последовательно поворачиваем конвертер через каждые 100 до угла слива и для каждого угла рассчитывается положение центра тяжести (точка К). С этой целью высота разбивается на n равновысотных сегментов: Δ .
У каждого сегмента по чертежу замеряется «стрелка» аi (на чертеже показана стрелка четвертого сегмента а4) и радиус сегмента Ri (на чертеже показан радиус восьмого сегмента R8). Вычисляется величина относительной стрелки для каждого сегмента (или размер стрелки при R = 1) . По относительной стрелке с помощью таблицы «Элементы сегмента круга» вычисляются безразмерные хорды bi, площади fi при и дополнительные площади fi1 и хорды bi при по величине . Затем вычисляют центры тяжести каждого сегмента:
или ,
Δ Δ Δ .
Общий центр тяжести жидкого металла при повороте на угол φ
и
Объем жидкого металла
Расстояние центра тяжести от оси цапф определяет угол поворота . Плечо жидкого металла (расстояние от его центра тяжести до точки поворота)
определяет момент сопротивления повороту жидкого металла
До углов поворота φ < φ1 жидкий металл находится в конической части конвертера. Тогда:
,
где ;
;
; ; ;
γм – удельный вес жидкого расплава.
Общий момент поворота для каждого угла φ:
.
Расчетные данные сведены в таблицу 3.
Таблица 3.- Расчет статических моментов
Момент, МН·м | Угол поворота конвертера | ||||||||||||
От веса конвертера и трения в опорах | 0,65 | 1,25 | 1,8 | 2,3 | 2,7 | 3,05 | 3,4 | 3,5 | 3,6 | 3,5 | 3,4 | 3,05 | |
От веса металла | 0,2 | 0,5 | 0,65 | 0,95 | 1,325 | 1,45 | 1,05 | 0,5 | -0,05 | -0,1 | -0,2 | 0,1 | |
Полный | 0,85 | 1,75 | 2,45 | 3,25 | 4,025 | 4,5 | 4,45 | 3,55 | 3,4 | 3,2 | 3,15 |
Рис.8.- График опрокидывающих моментов конвертера