Подвижные игры и игровые упражнения
а) для обучения и совершенствования лыжных ходов
Рис. 31. Гонки. Скользить только в одну сторону!
Рис. 32. В три ноги. Вариант эстафеты. Правая нога одного игрока связана с левой ногой партнера. У каждого по одной палке
Рис. 33. Слалом на равнине. Способ лыжного хода оговаривается заранее
Рис. 34. Догонялки. Кого догнали, тот должен сойти с лыжни. Остался один победитель!
Рис. 35. Слалом по кругу. Эстафета. Надо иметь две лыжни на случай обгона
Рис. 36. Воротца. Ворота упали - поправь и продолжай движение
б) для обучения и совершенствования спусков с гор
Рис. 37. С горы в воротца
Рис. 38. Ловкий лыжник. Лыжники с нечетными номерами на
спуске кладут палки, а с четными, не останавливаясь, поднимают их. Подсчитали - смена!
Рис. 39. Эстафета с воротами. Можно соревноваться командами. Один спустился - только тогда стартует другой. Кто меньше сбил ворот и не упал - тот победитель
Рис. 40. Спешимедленно. Кто медленнее спустится с горы, тормозя палками. Останавливаться нельзя.
Рис. 41. «Плуги».Кто медленнее спустится с горы, тормозя
«плугом». Конкурс на самый замедленный спуск! Останавливаться нельзя!
в) для обучения и совершенствования поворотов в движении
Рис. 42. Веер: поворот на старте и финише на 90е, 180°, 360° только переступанием.
Мы привели лишь часть подвижных игр и игровых упражнений. Существуют множество других, которые хорошо представлены в литературе, в частности в пособии О.Н. Антоновой и В.С. Кузнецова (1999).
Заключение
В процессе обучения студентов способам передвижения на лыжах для достижения определённых спортивно-технических результатов и формирования методических навыков и умений необходимо:
1. Овладеть основами движений. С этого начинается
начальный этап обучения технике, который заключается в овладении простейшими элементами движений и положения лыжника (стоек).
2. Детально изучить возможные положения лыжника в
скользящем шаге с помощью подводящих упражнений вначале на месте, а затем в движении.
3. Овладеть движением в целом, соединив отдельные
элементы в законченный скользящий шаг или другой способ передвижения, добиваясь правильности и слитности их выполнения.
4. В процессе обучения необходимо поставить задачу,
определить подводящие упражнения и контрольные действия, с помощью которых можно овладеть движением.
5. Закрепление техники должно проводиться не только на
учебном кругу, но и в процессе выполнения тренировочной нагрузки на фоне утомления, в различных условиях передвижения обучаемого: состояние и профиль трассы, скорость передвижения, наступающее утомление, силу ветра, температурный режим и т.д.
Соблюдение перечисленных условий позволит студентам: во-первых, более качественно освоить способы передвижения на лыжах и успешно сдавать практические нормативы, предусмотренные учебной программой; во-вторых, окажет неоценимую помощь при подготовке к учебно-методическим занятиям, проводимых с ними с целью формирования методических навыков и умений в проведении занятий по лыжному спорту.
Для оценки уровня сформированности у студентов методических навыков и умений на кафедре разработаны учебные задания, которые они выполняют на зачёте. Перечень этих заданий представлен в приложении 2.Требования по оценке качества методической подготовленности студентов изложены в методических рекомендаций С.А. Луценко «Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения» (см. список литературы)
Список литературы:
1. Алябьев, А.Н. Вопросы физиологии, психологии и педагогики в лыжной подготовке/ А.Н.Алябьев, В.Л. Марищук, В.Н. Цыган. – СПб.: ВмедА, 2001. – 128с.
2. Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.
- Баталов А. Г. Правила соревнований по лыжным гонкам 2001-2005 гг. / А. Г. Баталов. – М. : СпортАкадемПресс, 2001.
4. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов – М.: Академия, 2000. – 368 с.
- Евстратов, В.Д. Лыжный спорт: Учеб. для ин-тов и техникумов
- физической культуры/В.Д. Евстратов, Б.И. Сергеева, Г.Б. Чукардина. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Крестовников А.А. Лыжный спорт в профессии учителя физической культуры: Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
8. Лыжные гонки: Программа развития спортивных умений и навыков/Официальные правила соревнований. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
- Лыжный спорт: Учеб. для физкультурных учебных заведений / Под общ. ред. Э.М. Матвеевой. – М.: Физкультура и спорт, 1975.
- Масленников, И. Лыжные гонки. – 2-е изд., испр. и доп/ И. Масленников, Г. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
- Осинцев, В.В. Лыжная подготовка в школе: Учеб.пособие/В.В. Осинцев. – Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет», 1999.
- Раменская Т. И. Юный лыжник (учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков) / Т. И. Раменская. – М.: СпортАкадемПресс, 2004.
- Раменская Т. И. Лыжный спорт : учебник для вузов физ. культ. / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. – М. : Флинта. Наука, 2004.
- Раменская Т. И. Лыжный спорт : учеб. пособие для самост. работы студентов вузов физ. культ. / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. – М. : Физическая культура, 2005.
- Сергеев, Г.А. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Лыжный спорт: Учебник/ Г.А. Сергеев, Е.В. Мурашко, Г.В. Сергеева. – М.: Академия, 2013. – 176 с.
16. Фарбей В.В. Лыжный спорт и методика его преподавания: Учебник для ВУЗов/ В.В. Фарбей, Г.В. Скорохватова. – СПб.: РТП РГПУ, 2003.
17. Шапошников, В.Д., Шапошникова В.И. Становись на лыжи/В.Д. Шапошников, В.И. Шапошникова. – Л.: Лениздат: 1986.
18. Фарбей, В.В. Лыжный спорт и методика его преподавания. Учебник для ВУЗов/ В.В. Фарбей, Г.В. Скорохватова. – СПб.: РТП РГПУ. 2003 - 516
Приложение 1
Примерный план-конспект урока по лыжному спорту
Для учащихся________класса
Тема: Обучение способам передвижения на лыжах.
Задачи:
1. Изучить технику попеременного двухшажного хода.
3. Развивать общую и скоростную выносливость, силу и координацию.
4. Воспитывать настойчивость и упорство, дисциплинированность и трудолюбие.
Время проведения: 90 мин.
Место проведения: Школьный стадион.
Частные задачи | Средства | Дозировка (время) | Организационно-методич. указания |
Подготовительная часть – 15 - 20 мин | |||
1. Организовать группу для проведения занятия | Построение, приветствие, проверка присутствующих, сообщение задач занятия | 2 мин | Построить занимающихся в две шеренги с лыжами в помещении школы или в спортивном зале. Проверить экипировку и инвентарь |
2. Формировать знания о способах лыжных ходов и правилах поведения на занятиях по лыжному спорту | Беседа. Рассказ | 2 мин | Опросить 2-3 детей. Разъяснить важность соблюдения мер безопасности на занятиях |
3. Выдвинуться к месту занятия и подготовить учебный круг для проведения занятия | Постановка на лыжи и прокладка лыжни | 4-6 мин | При подготовке учебного круга обучаемые двигаются за преподавателем в колонну по одному, дистанция 2-3м |
4. Подготовить организм для выполнения упражнений в основной части занятия | Строевые приёмы на лыжах. Общеразвиваю-щие упражне-ния на месте: вращение рук, наклоны, повороты, выпады и приседания | 2-4 мин 6-8 мин | Группа находится в одну шеренгу, интервал между занимающимися на длину лыж. Выполнить повороты на месте: направо, налево. При выполнении обшеразвивающих упражнений использовать лыжные палки |
Основная часть – 60 -70 мин | |||
5.Обучить стойке лыжника | Показ, рассказ. Подача команды на принятие положения стойки лыжника | 3-4 раза | Обратить внимание на положение ног, туловища и рук: ноги слегка согнуты, туловище подано вперёд, руки опущены вниз. Исправить ошибки |
6. Обучить работе рук | Показ, рассказ. Имитация движений рук | 2 мин 4 мин В медленном, затем в быстром темпе | Обратить внимание на положение рук: при движении вперёд рука слегка согнута в локтевом суставе, при движении назад рука прямая. Исправить ошибки |
7.Обучитьступающему шагу | Показ, рассказ. Ступающий шаг | 2 мин 10-12 мин В медленном, среднем, быстром темпе | Упражнение выполняется без палок сначала на месте, затем с продвижением вперёд шеренгой. Отметить общие и индивидуальные ошибки, дать указание на их устранение |
8. Обучить скользящему шагу | Показ, рассказ. Маховые маятникообраз-ные движения ногой. Маховые движения ногами с выпадом вперёд. Скользящий шаг руки за спину. Скользящий шаг с актив-ными движе-ниями рук без лыжных палок и с лыжными палками, взятыми за середину | 2 мин 2 мин 2 мин 4 мин В медлен-ном темпе 8 – 10 мин В медлен-ном, затем в среднем темпе | Маятникообразные движения ногой и маховые движения ногами с выпадом выполнять поочерёдно левой и правой ногой. Проводить в шеренге. Скользящий шаг руки за спину, с активным движением руками без лыжных палок и с ними проводить на учебном круге. Движение осуществляется потоком, в колонну по одному, дистанция 3-4 м. Отметить общие и индивидуальные ошибки, дать указание на их устранение |
9. Обучить двухшажному попеременному ходу с использованием палок | Показ, рассказ. Работа рук с имитацией отталкивания палками. Попеременная работа рук со скольжением на обоих лыжах. Попеременный двухшажный ход в целом | 2 мин 4 мин В медлен-ном темпе 4 мин В медленном темпе 6 – 7 мин В среднем, затем в быстром темпе | Движение рук с имитацией отталкивания палками проводится на месте. Группа построена в шеренгу. Попеременную работу рук со скольжением на обеих лыжах проводить на прямом участке учебного круга, или под небольшой уклон, начало движения осуществлять по команде преподавателя. Разучивание попеременного двухшажного хода проводить на учебном круге. Движение осуществляется потоком, в колонну по одному, дистанция 4-5 м. Отметить общие и индивидуальные ошибки, дать указание на их устранение |
10. Совершенствовать двухшажный попеременный ход | Передвижение с различной скоростью, с изменением длины шага. Подвижные игры и игровые упражнения: гонки на одной лыже, эстафеты. | 6 мин 6 – 8 мин | Проводить на учебном круге или учебной трассе. Движение осуществляется в колонну по одному, дистанция 4-5 м. При наличии уклонов дистанция увеличивается. Следить за правильной техникой отталкивания палками и скольжением, исправлять ошибки. Для проведения игр и эстафет разделить группу на две команды |
Заключительная часть – 5 – 10 мин | |||
11. Проверить количество присутствую-щих, выявить самочувствие и на предмет переохлождения 12. Снять лыжи, очистить от снега, скрепить. 13. Подвести итоги занятия и вернуться в школу | Беседа, рассказ | 2 мин 2 мин 3-4 мин | Отметить дисциплину на занятии, лучших и худших, указать на типичные ошибки и дать рекомендации по их устранению. Дать задание для самостоятельной работы |
Преподаватель _______________ Т.А. Семёнова
(роспись)
«_____» февраля 20__года
Приложение 2