Методика обучения спускам с гор

Задачи обучения, методические приёмы и указания при обучении способам преодоления спусков представлены в таблице 8.

Таблица 8

Средства, метод. приёмы Методические указания
Задача 1. Создать у занимающихся правильное представление о способах спуска с гор.  
1. Краткий рассказ о стойках при cпусках и условиях их выполнения   Обратить внимание па самые важные моменты в стойках спуска и условия их применения
2. Демонстрация преподава­телем способов спуска с гор   Преподаватель выполняет спуск по ровному некрутому (до 4-5°) склону небольшой длины. Показ должен быть образцовым  
  Задача 2. Обучить занимающихся стойкам спуска и спуску по ровному склону.  
1. Имитация основных стоек спуска: высокой, средней, низкой Обучение всем видам стоек начинается на ровном месте. Следует несколь­ко раз сменить стойки в разной последовательности: из низкой перейти в высокую, из высокой в среднюю и наоборот
2. Спуски со склона в высокой, средней и низкой стойках Вначале спуски выполняются на ровных некрутых (4-5° склонах небольшой длины Снежный покров должен быть хорошо укатан. Постепенно крутизна склона увеличивается (до 10°), но значительно удлинять склон не следует
3. Спуски со склона с измене­нием варианта стойки (т.е. плав­но переходя из одной стойки в другую) Сочетание стоек: основная – низкая – основная - высокая. Приседать и распрямляться только за счет работы коленей. Обратить внимание на положение рук. Кисти рук с зажатыми палками - на уровне бедер и несколько впереди них. Кольца не должны волочиться по снегу
4. Косые спуски со склона в высокой, средней и низкой стойках   При косом спуске верхняя лыжа должна быть выдвинута вперед (примерно на 10 см), нижняя - загружена, туловище развернуто от склона
Задача 3. Совершенствование в спусках по ровному склону.
1. Многократные пружинистые приседания при спуске основной стойке 2. Спуски с поворотами го ловы вправо и влево 3. Спуски без палок с разно образным положением рук Методика обучения спускам с гор - student2.ru     4. Спуски с подбиранием на склоне различных предметов (варежек, флажков, веток) Методика обучения спускам с гор - student2.ru   По мере овладения учебным материалом надо увеличивать крутизну склона. Совершенство­вание проводить в различных условиях естественной местно­сти, на спусках различной труд ности, приучая занимающихся к скорости, к применению разных стоек. Менять спуски, выбирая то пологие и открытые, то более крутые, то с рыхлым снегом, то раскатанные. Спускаться по же­сткому и свежему снегу, в отте­пель и мороз  
Методика обучения спускам с гор - student2.ru  
5. Спуски с проездом в воро­та разной высоты, сооруженные из лыжных палок, а) высокой; б) средней; в) низкой стойках 6. Спуски с преодолением не­скольких ворот с приседаниями под ними и выпрямлением между ними («волной») 7. Игры и соревнования на склонах: «Кто в низкой стойке укатится с горы как можно дальше?», «Кто дольше проедет на одной лыже?», «Кто, спуска­ясь, не собьет ворота?» и т.д. (см. раздел «Подвижные игры и игровые упражнения на лыжах»)  
Задача 4. Ознакомить занимающихся со способами преодоления неровностей на склоне.
1. Краткий рассказ об основ­ных неровностях склона (буграх, впадинах, уступах, выкатах, встречном склоне) 2. Показ приемов преодоле­ния различных неровностей     При первоначальном обуче­нии необходимо разъяснить за­нимающимся причины падений при преодолении неровностей, затем показать приемы их пре­одоления. Показ сопровождать словесными комментариями


Типичные ошибки при спусках по ровному и неровному склонам и рекомендации по их устранению

При определении ошибок в технике спуска по ровному и неровному склонам прежде всего необходимо обращать внимание на то, как занимающиеся выполняют стойки спуска, амортизационную работу ног, переход из одной стойки в другую в зависимости от рельефа склона. Для этого лучше всего наблюдать зазанимающимися с некоторого расстояния.

Причинами ошибок у занимающихся могут быть: 1) не соблюдение принципа постепенности, т.е. преждевременный переход на более крутые склоны; 2) чувство неуверенности и страха перед скоростью и крутизной склона; 3) общая скованность (чрезмерное напряжение мышц ног, туловища, плечевого пояса); 4) неточные объяснений преподавателя; 5) неправильное представление занимающимися того или иного движения.

Типичные ошибки при спусках по ровному и неровному склонам представлены в таблицах 9 и 10.

Для устранения ошибок необходимо проводить обуче­ние в облегченных условиях, на хорошо подготовленном пологом склоне, при хорошем скольжении и сцеплении лыж со снегом. Постоянно информировать занимающихся о деталях движения. Исправление ошибок нужно начинать с недостатков в основах техники упражнения и лишь затем переходить к устранению ошибок в отдельных её элементах, имеющих второстепенное значение. Преподаватель в ходе занятий должен внушать занимающимся уверенность в их силах и возможностях.

Большое значение для устранения ошибок имеет уме­ние занимающихся сохранять равновесие. Хорошими уп­ражнениями для совершенствования равновесия являются спуски с пологих склонов с различными усложнениями: 1) с многократными пружинистыми приседаниями при спуске в основной стойке; 2) с поочередным поднятием то одной лыжи, то другой; 3) спуск стоя на одной лыже, другая приподнята (согнутой в колене ногой) и расположена параллельно склону; 4) спуск на одной лыже (другая снята); 5) преодоление при спуске нескольких ворот из лыжных палок с приседаниями под ними и выпрямлением между ними; 6) спуск со склона вдвоём, на одних лыжах; 7) игры, эстафеты и соревновательные упражнения на склонах («Кто в низкой стойке укатится с горы как можно дальше?», «Кто проедет большее расстояние на одной лыже, слегка приподняв другую?» и т. п.).

Добиться легкости и плавности прохождения неровностей на склонах не просто. Требуется многократное выполнение упражнений. Только практические занятия на склоне помогут овладеть правильной техникой спуска.

Таблица 9

Типичные ошибки при спусках по ровному склону

Прямой спуск Спуск наискось
1. Напряженные прямые ноги   Методика обучения спускам с гор - student2.ru     2. Спуск в положении «угла»: ноги прямые, туловище накло­нено вперед     Методика обучения спускам с гор - student2.ru 1. Вес тела не перенесен на нижнюю лыжу, верхняя лыжа значительно загружена 2. Постановка лыж на ребро производится сгибанием ноги в голеностопном суставе, а не на­клоном коленей к склону 3. Верхняя лыжа не выдвинута вперед   1. Прямое положение туло­вища. Палки волочатся по снегу   Методика обучения спускам с гор - student2.ru
3. Неправильное положение рук: руки впереди, папки коль­цами вперед Методика обучения спускам с гор - student2.ru   5. Лыжи не поставлены на ребро: а) правильное положение лыж, б) неправильное положение лыж
4. Палки волочатся по снегу   Методика обучения спускам с гор - student2.ru   Методика обучения спускам с гор - student2.ru

Таблица 10

Типичные ошибки при спусках по неровному склону

(с переменным рельефом)

Преодоление бугра   Преодоление впадины   Преодоление спада   Преодоление выката  
Въезд на бугор на прямых но­гах   Въезд во впади­ну на прямых но­гах   Приседание вы­полняется за счет опускания таза При приседании опускается таз  
Глубокое опус­кание таза в мо­мент приседания   При приседании недостаточная работа коленей   При приседании руки поднима­ются над голо­вой и уходят назад Поднимание рук над головой  
Поднимание рук над головой при приседании   Поднимание рук над головой при приседании Напряжение плеч при распрямле-нии во впадине   Туловище недо­статочно пода­ется вперед   Недостаточный вынос ноги, ту­ловище подает­ся вперед  

Наши рекомендации