СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Свободное время молодежи занимает почти третью часть их «активного дня», причем в субботние и воскресные дни его размеры удваиваются. Оно составляет большой капитал, целесообразное использование которого может принести значительные плоды в развитии молодых людей и гармонизации их жизни.

Свободным является то время, которое образуется в бюджете времени молодого человека за вычетом временных затрат на обязательные занятия (затрат времени на учебу, работу, удовлетворение физиологических потребностей, сон, необходимые переезды и т.п.).

Возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору называют досугом. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество [6, с.92].

Отдых – снимает усталость и восстанавливает физические и душевные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлениями и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.).

Развлечения (просмотр кинофильмов; посещение театров, концертов, музеев; экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений.

Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъем.

Самообразование (чтение, «путешествия» по Internet, лекции, семинары, клубные встречи, диспуты и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.

Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

В 2006 году появилась публикация результатов социологического выборочного обследования молодежи на территории Свердловской области. Исследование проводилось на кафедре социологии управления общественными отношениями УрАГС.

По данным свердловских социологов жизненные интересы современной молодежи этого региона, в основном, концентрируются вокруг личного материального обеспечения, семейного счастья и общения с друзьями. Только на четвертом месте и ниже поставлены духовно-нравственные и культурные интересы и способы их реализации. В наименьшей степени молодежь проявляет интерес к общественному признанию ижизненному успеху, поддерживаемому обществом. Это означает, что сегодня общественная деятельность и карьера в сфере этой деятельности редкопривлекает молодых людей. Для них предпочтительнее индивидуально значимые проблемы и конкретные формы их решения.

На вопрос «Как Вы обычно проводите свое свободное время?» были получены ответы, позволяющие раскрыть образ жизни молодого человека, в том числе его отношения с друзьями [13].

Таблица 1

Свободное время молодежи Свердловской области в последние полгода (в неделю)

% от опрошенных (указывалось не более семи занятий одновременно)

  Занятия молодежи в свободное время  
Общаюсь с друзьями, подругами 75,4
Смотрю телевизор 67,2
Слушаю музыку 61,7
Просто отдыхаю 47,0
Читаю книги 43,2
Читаю газеты, журналы 37,5
Занимаюсь спортом 28,6
Хожу на дискотеки 28,0
Занимаюсь с детьми 20,9
Хожу в кино 20,4
Играю на компьютере 19,6
Шью, вяжу, вышиваю 13,8
Хожу в турпоходы 13,1
Занимаюсь личным транспортом 10,2
Хожу в театр 8,3
Играю на музыкальном инструменте 8,2
Играю в боулинг, бильярд 8,1
Конструирую, изобретаю, рисую 5,9
Играю в настольные игры 2,9
Занимаюсь фотографией, киносъемкой 2,9
Хожу в казино, играю на игральных автоматах 2,8
Коллекционирую 2,2
Другое 7,2
Практически нет свободного времени 11,4

По мнению исследователей структура свободного времени молодых людей и иерархия его затрат на территориях субъектов Российской Федерации в принципе совпадают.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что молодые люди удовлетворяют свои индивидуальные, жизненно необходимые потребности. Скорей всего, они действуют и поступают в логике своих интересов, живут «для себя», пребывают в жизнедеятельностном типе бытия. Однако требование времени другое – есть острая необходимость вовлечения молодежи в социальную практику и развитие ее созидательной активности [19].

В активности человека различают [17]: психическую, когнитивную, умственную, интеллектуальную, творческую, познавательную, поведенческую, личностную, коммуникативную, трудовую, неадаптивную, социальную. В рамках рассматриваемой проблемы для нас представляют интерес неадаптивная и социальная активность индивида.

Неадаптивная активность – это собственно активность субъекта, выходящего за рамки ситуации, ее ограничений. Социальная активность имеет отношение к взаимной деятельности людей в обществе в различных сферах – производственной, общественной, культурной, духовной, социальной (в др. значениях – как социальные группы, социальная защита, социальное обеспечение, социальная мобильность и др.).

В социальной активности различают гражданскую. Это степень проявления сил, возможностей и способностей человека как члена социума. Гражданская активность формируется в просоциальной деятельности (т.е. в деятельности для социума). Семенюк Л.М. [17] выделяет гражданскую активность как самостоятельный, специфический тип субъектной активности, т.е. созидательной активности.

В процессе формирования созидательной активности можно выделить ряд состояний индивида, которые свидетельствуют о его переходе от «пассивного участника» до «деятельного субъекта». Каковы структурно-содержательные характеристики этих состояний?

ü Гражданско-активное отношение – процесс формирования готовности к реальному действию через поиск себя, своего смысла в актуальной для человека действительности; на этом этапе формируется потребность, мотивы, положительное отношение к действию, позиция.

ü Готовность (длительная, временная, мобилизационная). Определяет мотивированное «вписывание» в поле гражданской активности субъекта через его действия и воздействия на предмет гражданской активности.

ü Неадаптивная активность – способность человека выходить за пределы функции приспособления. Обеспечивает становление, развитие, видоизменение просоциальной деятельности и его самого как действующего субъекта.

Формирование созидательной активности молодежи – процесс длительный и трудоемкий. Одним из действенных методов формирования созидательной активности признается метод социального проектирования.

Социальное проектирование представляет собой гибкую модель развития мышления, формирования умений программирования деятельности, организации взаимодействия субъектов общественных отношений. Это такое «социальное средство», которое способствует формированию умений целеполагания, нахождения оптимальных путей достижения сформулированных целей, эффективного использования доступных ресурсов. Социальное проектирование способствует развитию умений определять потребности людей, реальный спрос на рынке товаров и услуг, описывать исходное и желаемое состояние объекта, определять процессы изменения состояния объекта, оценивать результаты своего труда.

Определяя потребности людей и изготавливая продукцию (оказывая услуги), человек входит в отношения зависимости – несет ответственность. Он, например, выполняет определенные обязанности и, таким образом, становится подотчетным. Или самостоятельно принимает решение и совершает действия – самоопределяется на выполнение долга. Объектом ответственности могут быть другие люди, будущие поколения, общности, животные, окружающая среда и т.п. Интегративный опыт деловой ответственности молодые люди приобретают в процессе проектирования и реализации проектной идеи.

Кроме формирования чувства ответственности за принятые решения в ходе проектирования и реализации проектной идеи решается комплекс актуальных задач, включающих

§ развитие самостоятельности,

§ объективное оценивание своей деятельности,

§ развитие коммуникативных умений,

§ развитие способности работать в группе (при коллективном проекте),

§ обучение анализу своей деятельности,

§ формирование умений правильно описывать процесс своей деятельности,

§ развитие способности презентовать свою деятельность.

Социальное проектирование можно считать системообразующим фактором социализации, самореализации, решения собственных проблем, придающим им интегративный характер и практическую направленность. Проектирование важно и потому, что самый ценный и прочный опыт формируется самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Привлекательность этого метода состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом и в ходе реализации проектной идеи у молодежи развиваются организационные и рефлексивные способности.

Для формирования созидательной активности молодежи в процессе социального проектирования необходимо решить, как минимум, три задачи:

ü вызвать интерес и сформировать положительное отношение к социальному проектированию;

ü побудить принять участие в деятельности проектирования и реализации проектной идеи, учитывая потребности, интересы и потенциал молодежи;

ü формировать и развивать чувство ответственности за свои поступки и действия в ходе проектирования, реализации проектной идеи в совместной деятельности с другими.

Специфическиеформы проявления созидательной активности связаны с глубинными процессами внутренней деятельности,где особенно остро происходит борьба за себя как деятельногосубъекта, за введение себя в общественно значимое состояние, в культурный мир общества.Достигается это в процессахсамопознания и самообнаружения, самопонимания, личностного и профессионального самоопределения, саморегуляции. Они являются факторами, воздействующими на созидательную активность. Созидательно активный молодой человек уже заключает в себе определение– целеобразующего, социального проектирующего субъекта.

Наши рекомендации