Экспертизы проектов коммерциализации нововведений
Существует большое количество методик и инструментариев проведения экспертизы проектов коммерциализации технологий на разных этапах их развития – от оценки перспектив коммерциализации результатов НИОКР и анализа стадии, на которой находится проект, до анализа эффективности проекта коммерциализации технологий инвесторами и стратегическими партнерами.
Экспертиза проектов коммерциализации технологий является репетицией перед переговорами с инвесторами и стратегическими партнерами, к которым разработчики инновационных проектов будут обращаться с целью привлечения финансирования.
В общем случае процедура экспертизы проекта коммерциализации технологий чаще проводится в два этапа. На первом этапе исследователь, разработчик, инициатор инновационного проекта формулируют собственный взгляд на возможность (перспективу) коммерциализации технологий. Обычно такое формулирование осуществляется в виде ответов на вопросы анкет, позволяющих конкретизировать инновационную продукцию, ее потребительские свойства; возможные области ее применения, круг потенциальных потребителей; другие аспекты, влияющие на возможность коммерческого использования результатов инновационной разработки. Ответы разработчиков на вопросы анкет анализируются и по результатам анализа составляют отчет, который должен продемонстрировать перспективы коммерциализации результатов НИОКР и реализации инновационных проектов, основанных на использовании этих результатов.
На втором этапе проводится независимая экспертиза, для чего привлекаются внешние (независимые) эксперты, специализирующиеся в отдельных вопросах коммерциализации технологий. В их задачу входит подготовка экспертного заключения о потенциале коммерциализации инновационного проекта. В процессе второго этапа экспертизы детально прорабатываются возможные пути коммерческого использования инновационного проекта. По результатам этого этапа составляется положительное или отрицательное заключение о потенциале коммерциализации технологии, а также могут быть предложены дальнейшие шаги для успешной коммерциализации. Таким образом, по результатам экспертизы разрабатываются рекомендации о дальнейших действиях по практической реализации проекта коммерциализации технологий.
Методы проведения экспертизы проектов коммерциализации технологийна каждом этапе развития хозяйственного общества
Целью экспертизы проектов коммерциализации технологий является оценка коммерческого потенциала результатов НИОКР, а также:
• определение тех действий, которые необходимо предпринять, чтобы повысить шансы проекта по привлечению инвестиционных средств для его реализации;
• определение того, как вуз или научное учреждение может содействовать повышению потенциала коммерциализации технологий;
• определение этапа, на котором находится проект коммерциализации технологий, с точки зрения привлекательности проекта для потенциальных инвесторов.
Для выделения результатов из общего потока инновационных разработок, которые имеют потенциал коммерциализации, рекомендуется проводить два вида предварительной экспертизы:
1) экспертиза результатов НИОКР или научно-исследовательского проекта на предмет возможности коммерциализации технологий, созданных на их основе;
2) экспертиза готовности разработчиков заниматься и участвовать в процессе коммерциализации созданной ими технологии.
Предварительная экспертиза инновационных проектов
Цель предварительной экспертизы результатов НИОКР состоит в том, чтобы понять, каков коммерческий потенциал результатов отдельной научно-исследовательской разработки.
Первоначально, для представления разработки во «внешний мир» необходимо создать резюме (общее описание) об инновационной разработке, в котором предусмотреть следующие сведения:
- наименование проекта,
- контакты организации (юридического лица), если юридическое лицо уже зарегистрировано или наименование научного учреждения, вуза (факультета, кафедры и др.), в котором проводились и проводятся исследования, если юридическое лицо не зарегистрировано;
- заказчик НИОКР и финансирующая организация;
- сроки выполнения проекта и, если он еще не завершен, то дата завершения проекта;
- технические особенности проекта и краткое описание инновационной составляющей;
- область технологии, в которой результаты НИОКР могут быть применены;
- руководитель проекта от вуза или научного учреждения и ответственное лицо финансирующей организации и организации заказчика.
Далее силами вуза, например, специалистами кафедры по маркетингу, силами малой инновационной компаний (менеджерами по маркетингу) или сторонней организацией проводится предварительная экспертиза результатов НИОКР.
Сбор информации для экспертизы производится по трем направлениям:
1. Сбор и изучение научно-исследовательской, проектной и другой документации, относящейся к выполняемым или выполненным НИОКР (например, отчет о НИОКР).
2. Проведение рабочих встреч разработчиков проекта с внешними экспертами (венчурные компании, бизнес-ангелы., бизнес-инкубаторы и др.).
3. Независимая экспертиза по теме научно-исследовательских работ.
В целях обеспечения полноты информации необходимо применять все три направления сбора информации для составления ответов на вопросы предварительной экспертизы: начинать нужно с изучения отчетов о НИОКР и проектной документации, затем переходить к очному выяснению состояния дел по тем или иным вопросам экспертизы, и затем уже переходить к самостоятельным исследованиям и составлению экспертного заключения.
Для удобства и понимания инновационной разработки часто внешними (независимыми) экспертами проводится анкетирование разработчиков. Такой структурированный подход позволяет систематизировать информацию и выделить из всего отчета о НИОКР, часто очень объемного, именно то, что относится к проблеме коммерциализации результатов НИОКР. Поэтому приведенные ниже анкеты рекомендуется заполнять разработчикам до встречи с потенциальным партнером или инвестором.
В результате проведенной экспертизы должно быть составлено предварительное описание технологии, в котором необходимо указать, какой будет конечная продукция или услуга, производимая с применением разрабатываемой технологии; какие потребности пользователей будут удовлетворяться этой продукцией; какие результаты инновационной разработки создают потребительскую привлекательность конечной продукции или услуги; а также какие преимущества конечной продукции или услуги, по сравнению с существующими на рынке, позволит создать разработанная технология.
Предварительная оценка потенциальных рынков, на которые может продвигаться технология, должна включать в себя: идентификацию рынка конечной продукции или услуги; предварительную оценку объема этого рынка; анализ аналогов, представленных на этом рынке; анализ конкуренции, то есть какие компании являются основными участниками указанного рынка; анализ потребителей технологий, то есть какие компании могут быть заинтересованы в покупке технологии для производства конечной продукции или услуги; а также насколько высоки (в материальном и временном выражении) барьеры для вхождения технологии и ее конечной продукции на рынок.
Предварительная экспертиза технологии должна дать оценку, на какой стадии развития находится технология; насколько она близка к прототипу, мелкосерийному производству, крупномасштабному производству; насколько разработанная технология отличается от аналогов, альтернатив, имеющихся на рынке.
В рамках предварительного экспертного заключения должны быть оценены возможности и ограничения для продвижения технологии на рынок и продвижения продукции или услуг, производимых с применением технологии на рынок. В этой части может быть применена технология проведения предварительного SWOT-анализа, который бы показал: возможности и опыт собственного производства инновационной компании; опыт команды в коммерциализации технологий; полноту и квалификацию управленческого персонала для реализации проекта; ограничения в части необходимости получения лицензий, разрешений, сертификатов; другие сильные и слабые стороны, возможности и угрозы проекту коммерциализации технологии.
Очень важно уже на первом этапе четко оценить положение с правами на интеллектуальную собственность. В большинстве случаев именно от этого раздела предварительного экспертного заключения зависят дальнейшие действия по использованию результатов НИОКР. Заключение независимой предварительной экспертизы в этой части должно содержать: описание форм защиты интеллектуальной собственности; описание территорий, на которых действует эта защита, и сроков ее действия; описание автора и владельцев интеллектуальной собственности; описание возможного конфликта интересов с ранее созданной интеллектуальной собственностью, в том числе вне рамок проекта коммерциализации технологии, но используемой в нем; описание лицензий, если таковые уже выдавались на использование технологии.
Уже на стадии предварительной экспертизы должны быть намечены пути выявления потенциальных партнеров для коммерциализации технологии. Такими потенциальными партнерами могут быть производители продукции или услуг, которые могут применять технологию для обновления своей продукции или услуг, повышения их потребительских качеств, снижения цены и т. д. Потенциальными партнерами могут быть другие создатели технологий, организации, выполняющие посреднические и агентские функции в бизнесе по коммерциализации технологий (бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны, различные финансовые организации, венчурные фонды и др.).
В части предварительной оценки перспектив коммерциализации технологии интересен опыт развитых стран, там результаты НИОКР и созданная на их основе технология или продукция должна быть доведена до очень высокого уровня готовности, чтобы можно было бы приступить к ее коммерциализации. Так, научно-промышленный парк Шеньчженя (Китай) на этапе предварительной экспертизы, выдвигают следующие требования:
• наличие передовой или новой технологии;
• широкие возможности для применения технологии;
• экспортная ориентация производства;
• наличие рыночной ниши для продукции;
• команда исследователей, разработчиков должна организовать инновационную компанию. Эта компания должна быть зарегистрирована, название продукции должно раскрывать сущность технологии, продукции или услуг, предлагаемых компанией, и более или менее понятно звучащее на английском языке, т. к. большая часть инновационных технологий имеет цели коммерциализации не только в России, но и за рубежом;
• инновационная компания должна иметь защищенную интеллектуальную собственность в виде международных патентов (например, по PCT);
• должен иметься прототип устройства, способа, технологии, вещества и т. д., которые предлагаются в рамках проекта коммерциализации технологии;
• технология должна улучшать существующий уровень техники, технологии, экономики и т. д. в несколько раз, а не на несколько процентов;
• желательно начать или иметь собственное мелкосерийное производство или опытно-промышленное внедрение;
• владельцы результатов НИОКР и созданной на их основе технологии должны понимать и принимать реальные формы сотрудничества, которые могут иметь место в рамках проектов коммерциализации технологий.
Схожие с этими требования предъявляются венчурными фондами к проектам коммерциализации технологии в России.
Детальная экспертиза инновационного проекта
После проведения предварительной экспертизы и выделения из общего объема инновационных разработок тех, которые имеют высокий потенциал коммерциализации, проводится детальная экспертиза проекта, часто силами сторонней организации.
Детальная экспертиза потенциала коммерциализации технологии выполняется последовательно, что позволяет логически раскрывать все аспекты технологии, которые будут значимы при коммерциализации. Последовательность проведения подробной экспертизы потенциала коммерциализации технологии, как правило, следующая:
• Составление описания технологии, анализ ее технического уровня. Формируется описание конечной продукции или услуг, которые могут производиться с применением разработанной технологии. Для составления описания технологии используют такой инструмент, как технологический аудит.
• Определение потенциального рынка технологии и оценка влияния внешней маркетинговой среды на коммерциализацию технологии. Этот раздел экспертизы выполняется как с применением традиционных маркетинговых исследований, так и с использованием специализированного маркетинга.
• Оценка влияния на процесс коммерциализации внешней маркетинговой среды, в том числе влияния законодательства, ограничений, разрешений и других барьеров, устанавливаемых правительствами стран, в которых предполагается коммерческое использование технологии или поставка продукции или услуг, производимых с применением разработанной технологии. Для такой оценки в основном используют технологии SWOT-анализа.
• Оценка проблем защиты интеллектуальной собственности и разработка стратегии управления интеллектуальной собственностью с целью коммерциализации технологий.
• Анализ коммерческого потенциала технологии на основе проведенных выше исследований.
• Разработка рекомендаций по применению той или иной (либо нескольких) модели коммерциализации.
• Анализ уже выполненных шагов по коммерциализации технологий, с указанием контактов потенциальных партнеров, инвесторов, предприятий, заинтересованных в приобретении лицензий на использование технологии для производства конечной продукции или услуг.
• Определение потенциальных партнеров по коммерциализации и четкая их идентификация для осуществления дальнейшего целенаправленного поиска партнеров.
• Разработка бизнес-плана проекта по коммерциализации технологий.
В рамках подробной экспертизы особое внимание уделяется описанию самой технологии, потому что она является ядром проекта коммерциализации технологии. В связи с тем, что результаты экспертизы могут использоваться различными потенциальными партнерами и на различных этапах ведения переговоров по коммерциализации технологий, рекомендуется делать постепенно раскрывающееся описание технологии – от краткого описания (в объеме одной-двух страниц), например, резюме проекта, понятного для партнера или инвестора, которые могут не быть специалистами в данной технологической области, до разработки бизнес-плана, который в ясной графической и табличной форме показывал бы конкурентоспособные преимущества разработанной технологии. К бизнес-плану целесообразно прикладывать сведения, которые позволяют профессионалам в данной технологии подробно проанализировать ее. Кроме этого, отдельными приложениями могут включаться в бизнес-план и сведения, являющиеся коммерческими, научными секретами, которые могут быть востребованы для анализа технологии, но представлены для экспертизы только после заключения договора о соблюдении конфиденциальности информации.
В ходе оценки потенциала коммерциализации уже на уровне описания технологии возникает большое количество проблем. В основном они связаны с тем, что разработчики технологий представляют свою технологию потенциальным партнерам и инвесторам, которые должны принимать решение о том, следует ли работать с предлагаемой технологией, с излишней, понятной только для специалистов информацией о научной и технической основе технологии. Проблема состоит в том, что партнеры и инвесторы занимаются рыночными проблемами и редко обладают специальными научными или техническими знаниями в области предлагаемой технологии. Для потенциальных партнеров важнее не оригинальность предлагаемых научно-технических решений, а емкость рынка предлагаемой технологии, доходность эксплуатации разработанной технологии. Для понимания позиционирования технологии на существующем рынке или на будущем рынке не обязательно понимать глубинную сущность технологии, достаточно знать, чем она отличается от тех технологий, которые есть или могут в ближайшее время появиться на рынке. Разработчики должны четко знать ответы на задаваемые экспертами и потенциальными партерами вопросы при проведении детальной экспертизы:
• Нужна ли разработанная технология?
• Нужна ли продукция или услуги, которые такая технология может производить?
• Имеется ли расчет ценообразования продукции или услуг, произведенных с применением разработанной технологии?
• Как используются технологии, которые сейчас служат для удовлетворения тех потребностей потребителей, которые собирается удовлетворять новая технология?
• Каковы слабые и сильные стороны технологии?
• Какова ниша рынка, которую займет продукция или услуга, произведенная с применением разработанной технологии?
Отчет по результатам детальной экспертизы должен быть кратким и одновременно информационно емким и включать сведения, необходимые для принятия решения о дальнейшей работе по проекту коммерциализации технологии.
Можно рекомендовать применение двух форм подготовки заключения экспертизы:
• В соответствии с одной формой эксперты могут, используя балльную систему (например, 5-ти балльную), оценить потенциал коммерциализации по разным разделам описания технологии, рынка ее применения и возможностей технологии на этом рынке.
• В соответствии с другой формой эксперты могут составить заключение в формате бизнес-плана, где описать экономическую эффективность коммерциализации технологии и затем оценить потенциал коммерциализации по параметрам экономической эффективности.
Бальная система предполагает выставление экспертами баллов по каждому из разделов анализа потенциала коммерциализации. Каждый вопрос необходимо оценить по 5-ти балльной шкале и рассчитать общий балл.