Разработка программ и проектов нововведений

1. Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, произ­водственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организо­ванных и оформленных комплектом проектной документа­ции, что в совокупности обеспечивает эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы) и в ко­нечном счете приводит к инновации.

2.Инновационные проекты классифицируются по следующим признакам:

- периоду реализации проекта (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;

- уровню решения (федеральные, президентские, региональные, отраслевые, отдельного предприятия);

- типу инноваций (новый продукт, новый технологический про­цесс, новый источник сырья, новый рынок, новая структу­ра управления);

- виду потребности (новые потребности, существующие потреб­ности);

характеру целей проекта (конечные, промежуточные).

3.Разработка инновационного проекта включает следующие этапы:

- формирование инновационной идеи;

- планирование инновационного проекта и контроль исполне­ния плана его реализации;

- завершение инновационного проекта.

4.Классификация планов управления инновационными проек­тами может быть представлена:

- по видам: стратегический и оперативный;

- по содержанию: продуктово-тематический, объемно-кален­дарный, технико-экономический, бизнес-план;

- по уровню: проекта в целом, организаций — участников про­екта, отдельных видов работ.

Основные этапы завершения инновационного проекта — сдача проекта и закрытие контракта (договора).

Содержание ин проекта (ИП).

Каждый ин проект содержит 12 составляющих:

1. Возможности организации (резюме). Рассматриваются 2 задачи:

1) комплексное описание организации

2) определение возможности организации в реализации проекта и оценка его экономческих выгод для организации.

2. Определение ин проекта. Здесь определяется: цель ИП, вид инноваций, экономические и фин. выгоды организации, основные этапы и срок жизни проекта, проблемы инвестирования проекта и гарантии возврата внешних инвестиций, риск и его страхование, а также коммерческая состоятельность.

3. Характеристика товаров. Дается подробная характеристика новых товаров.

4. Рынки сбыта товаров.

5. Конкуренция на рынках сбыта.

6. План маркетинга: 1) цели и стратегии маркетинга; 2) ценообразование; 3) схема распространения товаров; 4) реклама предлагаемых товаров; 5) формирование общественного мнения; 6) бюджет маркетинга.

7. План производства. Определяют потребность в производственных мощностях, материальных ресурсах, произв. площадях, технологиях и способах удовлетворения этих потребностей, решают вопросы оптимального месторасположения производства, современны методов планирования, организации производства и т.д.

8. Организационный план. определяют состав партнеров-участников: 1) орг.структура; 2) раб.сила; 3) административно-управленческий персонал.

9. Юридическое обеспечение проекта – правовое обеспечение осуществления проекта.

10. Экономический риск и страхование – перечень возможных групп рисков, их источники, меры по нейтрализации выявленных рисков, программа страхования рисков и т.д.

11. Стратегия финансирования. Содержит инфу о путях финансирования данного проекта.

12. Финансовый план.

А также план включает: титульный лист, содержание, меморандум о конфиденциальности, оглавление, приложение.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

- сформулированные цели и задачи, отражающие основное назна­чение проекта:

- комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

- организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в огра­ниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;

-основные показатели проекта (от целевых — по проекту в целом до ча­стных — по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполни­телям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ — для реализации задач отдельных направлений (заданий, разделов) программы и самостоятельно - для решения конкрет­ной проблемы на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Формируя инновационные проекты, руководство должно учитывать их особенности и эффективность:

- проекты, нацеленные на получение краткосрочных результатов и содержащие минимальный риск, но дающие скромную выгоду;

- среднесрочные проекты со средним уровнем риска и средней выгодой;

- долгосрочные проекты с высокой степенью риска и потенциально большой выгодой.

Программно-целевой менеджмент является методом управления и реализации ин процессов. Он ограничен сроками и имеющимися ресурсами целевых программ.

Целевая программа является объектом воздействия программно-целевого менеджмента.

ЦП представляет собой систему планов научно-технических, экон-их, производственных и организационных шагов, связанных воедино одной целью, кот должен осуществить проводимый менеджмент.

Структурные элементы целевой программы:

1. цели и задачи, 2. функционально-исполнительая структура, включает в себе научно-исследовательские разработки и мероприятия по освоению и внедрению новаций, 3. ресурсные, технико-экономические выводы по программе, 4. организационно-экономическая структура, включает в себя порядок финансирования, права и обязанности заказчикв и исполнителей.

При претворении в жизнь ЦП программно-целевой менеджмент нацелен на решение следующих задач:

1) обеспечение и предоставление системного подхода к управлению

2) обеспечение и предоставление рационального взаимного действия и координации проводимых работ всех подразделений, претворяющих в жизнь инновационный процесс

3) высвобождение высшего руководящего состава менеджмента от непосредственного оперативного руководства и координации работ исполнителей программы

4) рост уровня оперативности текущего менеджмента

5) рост ответственности организаций менеджмента и отдельных его исполнителей

6) обеспечение балансировки ресурсов для внедрения ин процесса

7) обеспечение своевременного и полного контроля исполнения намеченных мероприятий.

Наши рекомендации