Задачи дипломного проектирования

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Методические указания

Специальность:150404 – Металлургические машины и оборудование

(для очной, заочной и очно-заочной форм обучения)

Новокузнецк

УДК 669.02/09(075)

Рецензент:

Доктор технических наук, профессор,

зав. кафедрой «Теоретическая механика» СибГИУ

Живаго Э.Я.

Дипломное проектирование.: Метод. указ. / Сост.: А.Н. Савельев, С.В. Полищук: СибГИУ. - Новокузнецк, 2013. - 20 с.

Изложены цели, задачи дипломного проекта, порядок его выполнения и защиты, содержание графической части и пояснительной записки.

Предназначены для студентов специальности – 150404 Металлургические машины и оборудование, для очной, заочной и очно-заочной форм обучения.

ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Дипломный проект выполняется студентом после завершения теоретического и практического курсов подготовки и является заключительным этапом процесса формирования молодого инженера.

Смысл слова «инженер» восходит к латинскому слову - «ум», «изобретательность», «остроумное решение» и понимается в настоящее время как специалист, способный создавать новое, прежде всего, в области техники и технологии. В силу этого, дипломный проект студента, стремящегося стать инженером, должен продемонстрировать его способность вырабатывать новые технические решения.

Дипломный проект является квалификационной работой на соискание квалификации «инженер» и выполняется студентом самостоятельно на основании достигнутого во время обучения уровня фундаментальной, гуманитарной, профессиональной и специальной подготовки. В своей основе диплом должен содержать решение поставленной технической задачи, представленной в виде проектных документов (расчетов, графиков, чертежей и т.д.).

За правильность принятых решений и вычислений несет ответственность только студент.

Специальность «Металлургические машины и оборудование» предполагает наличие у студента широкого спектра знаний в области технологического оборудования металлургической промышленности, начиная от знаний компоновки заводов и комбинатов в целом, компоновки технологических линий и комплексов цехов и заканчивая знаниями устройства и принципа действия узлов и деталей машин.

В процессе выполнения дипломного проекта студент показывает свои способности систематизировать исходный материал, выявлять недостатки в работе технологического оборудования и предлагать решения по их устранению, более глубоко и всесторонне изучать особенности функционирования одного из видов технологического оборудования. Студент демонстрирует способность решать целый ряд расчетных и аналитических задач, необходимых для нормального функционирования основных фондов металлургического производства.

На основе качества выполнения дипломного проекта и результатов его защиты Государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присвоении студенту квалификации инженера. При определении оценки дипломного проекта ГАК, кроме комплекса вопросов, связанных непосредственно с проектом, учитывается также уровень теоретической, научной и практической подготовки студентов.

Данные методические указания разработаны на основе:

– государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, регистрационный № 333/дс;

– решений учебно-методической комиссии по специальности 15.04.04 при учебно-методическом объединении;

– учебного плана специальности 15.04.04;

– документированной процедуры системы менеджмента качества № 4.2.3-2.0-2009 «Система менеджмента качества. УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ. Структура выпускной квалификационной работы»;

– документированной процедуры системы менеджмента качества № 4.2.3-3.0-2009 «Система менеджмента качества. УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ. Оформление выпускных квалификационных работ, отчетов по практике, курсовых проектов и работ»;

– документированной процедуры системы менеджмента качества № 7.5.1-4.0-2009 «Система менеджмента качества. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ. Итоговая государственная аттестация выпускников».

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Пояснительная записка к дипломному проекту должна включать следующие разделы:

1 Титульный лист (1лист);

2 Задание на выполнение дипломного проекта (1лист);

3 Лист замечаний (1лист);

4 Аннотация на русском языке (1лист);

5 Аннотация на иностранном языке (1лист);

6 Содержание (2 – 3 листа);

7 Введение (3листа);

8 Общая часть (20 – 25 листов);

9 Специальная часть (45 – 55 листов);

10 Энергетическая часть (по согласованию с руководителем проекта) (3 – 5 листов);

11 Организационная часть (10 листов);

12 Экономическая часть (15 листов);

13 Безопасность и экологичность проекта (15 листов);

14 Заключение (1 лист);

15 Список использованной литературы (не менее 30 – 50 источников);

16 Приложения.

Конкретные рекомендации и советы по содержанию каждого раздела пояснительной записки студент получает от руководителя и консультантов по соответствующим разделам проекта.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. Титульный лист выдается студенту на кафедре МОМЗ по окончанию преддипломной практики, заполняется рукописным или машинным способом и должен быть подписан студентом. После выполнения дипломного проекта и подписания его руководителем проекта, заведующий кафедрой своей подписью фиксирует момент представления проекта в ГАК. После принятия проекта к рассмотрению ГАКом никакие изменения в проекте уже не выполняются. Затем проект подписывается директором института и начинается процедура оценки проекта рецензентом, членами ГАК.

Задание на выпускную квалификационную работу

Задание на дипломный проект оформляется кафедрой на бланке и располагается в записке после титульного листа. Бланк задания выдается студенту на выпускающей кафедре за неделю до начала преддипломной практики. По мере выполнения разделов задания, каждый их них подписывается руководителем и консультантами проекта.

Лист замечаний

Лист замечаний располагается после заполненного бланка задания на дипломный проект. В лист вносятся замечания, выявленные в результате оценки диплома рецензентом, членами ГАК, другими заинтересованными лицами. Форма листа замечаний приведена в приложении А.

Аннотация

Аннотация в дипломном проекте располагается после листа замечаний. Объем ее не должен превышать одной страницы, текст аннотации должен быть кратким и информативным. В аннотации необходимо представить библиографическое описание дипломного проекта: тема дипломного проекта, город, год выполнения, специальность, количество страниц, таблиц, иллюстраций, библиографических источников, количество листов графической части. В аннотации указываются основные проектные решения, качественные и количественные оценки объекта исследования, особенности дипломного проекта, рекомендации или результаты по практическому использованию материалов выполненного диплома. Аннотация подписывается студентом. Пример аннотации на русском языке приведен в приложении Б.

Содержание

Содержание в пояснительной записке диплома размещают на отдельной странице после аннотации. Слово «Содержание» записывают в верхней части страницы, посередине, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. В содержании приводят порядковые номера и заголовки разделов (при необходимости – подразделов), обозначения и заголовки приложений. После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент. Номера подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров разделов (0,5 см). При необходимости продолжения записи заголовка раздела или подраздела на второй (последующей) строке его начинают на уровне этого заголовка на первой строке, а при продолжении записи заголовка приложения – на уровне записи обозначения этого приложения.

Введение

Введение посвящается характеристике существующего уровня развития техники с точки зрения директивных документов, касающихся той отрасли металлургического производства, к которой относится выполняемый дипломный проект.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных в дипломной работе задач. Завершением этого раздела должна быть оценка технико-экономической целесообразности разрабатываемой темы.

Обязательным элементом введения является краткое описание объекта проектирования – технологического оборудования цеха, указанного в задании и предмет разработки проекта – тех узких мест в работе оборудования, которые сдерживают развитие всего производственного процесса в цехе. Во введении и объект, и предмет проектирования должен быть охарактеризован коротко, в общем виде.

Общая часть

В этой части дипломного проекта дается общее представление о заводе, более конкретное о цехе, по которому ведется проектирование и выполняется анализ работы оборудования.

Специальная часть

В этом разделе приводится исчерпывающее изложение предлагаемых и проводимых мероприятий для улучшения работы выданного студенту в дипломном задании технологического агрегата. Начинается специальная часть с характеристики технических и технологических условий, в которых работает данный агрегат. После чего выполняются последующие разделы специальной части.

Энергетическая часть

В энергетической части проекта указывается вид энергии, которая подводится к технологическому агрегату, а затем преобразуется в полезную работу. Дается схема подвида данной энергии, способы управления энергопотоками. Указываются характеристики энергопотоков, допускаемые пределы их изменения. Приводится оценка степени рациональности использования данной энергии. Если необходимо, приводятся предложения по переходу на другие виды энергии.

Организационная часть

Начинается данный раздел с оценки возможности всех трех этапов существования тяжелого технологического оборудования: этапа выпуска продукции, этапа восстановления оборудования и этапа обслуживания оборудования. Подчеркивается тот факт, что все три этапа взаимосвязаны и, в силу этого, требуется организация реализации всех трех этапов существования оборудования. Организацией ремонта и обслуживания занимаются службы специально для этого предназначенные.

3.11.1 Организация надзора за оборудованием в пределах завода (комбината)

В данном разделе студент описывает стратегию технического обслуживания и ремонта оборудования, применяемую на предприятии (ремонт по отказу, планово-предупредительный ремонт, ремонт по наработке по календарному времени, ремонт по состоянию, проактивное обслуживание и т.д.). Описывается организационная структура служб технического обслуживания и ремонта. Выделяются службы, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому в дипломном проекте цеху.

Экономическая часть

При выполнении этого раздела проекта дипломнику необходимо экономически обосновать технические решения по устранению недостатков, представленных в общей части проекта. Обычно берется одно – два решения, оценивается их экономическая значимость в рамках цеха и расчетным способом определяются экономические показатели внедрения этих технических решений. При выполнении этого раздела диплома студент консультируется у консультанта – экономиста, помогающего правильно сориентироваться при выполнении экономических расчетов. В результате расчетов студент показывает, прежде всего, рентабельность предложений, срок окупаемости и ряд других экономических показателей, необходимых для подтверждения с экономических позиций, правильности сделанных в дипломе предложений по устранению недостатков, указанных в общей части проекта.

Возможны случаи, когда принятые решения экономически не возможны. В этом случае студент обосновывает их значимость с других позиций. Скажем с позиций техники безопасности, охраны окружающей среды и т.д. Это обоснование приводится в данном разделе, вслед за экономическими расчетами. Тогда в выводе по данному разделу указывается та позиция, которая делает выгодным принятие данного решения.

Заключение

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполнения диплома. В заключении указывается:

– степень выполнения каждой из поставленных в дипломе задач и достижение главной цели – повышение работоспособности технологического оборудования;

– особенности решения поставленных задач;

– количественные и качественные данные, свидетельствующие об улучшении показателей функционирования объекта разработки, условий труда и охраны окружающей среды;

– рекомендации по практическому использованию материалов выпускной квалификационной работы в производственной или какой-либо другой сфере.

Список использованной литературы

Список литературы должен содержать не менее 30 – 50 наименований и все они должны быть использованы при выполнении дипломного проекта.

Список литературы оформляется по ГОСТ 7.1 и содержит перечень литературы, использованной при написании пояснительной записки. Не следует включать в список использованной литературы те работы, на которые нет ссылок в тексте работы, и которые фактически не были использованы. Не допускается включать в этот список научно-популярные книги, газеты, брошуры.

Литература в списке располагается в порядке появления ссылок на нее в тексте и нумеруется арабскими цифрами с точкой. Нумерация литературы выполняется сквозной в пределах всего текста.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основой части пояснительной записки дипломного проекта, помещают в приложение.

По содержанию приложения могут быть очень разнообразны. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, блок-схемы и т.д.

Приложение может включать компакт диск, содержащий текстовую и графическую часть дипломного проекта. Диск размещается в конце приложения в конверте.

Приложения располагают после списка использованной литературы в порядке появления ссылок на них в тексте основной части.

Каждое приложение начинают с новой страницы. При этом в верхней части страницы, посередине, приводят и выделяют полужирным шрифтом слово «Приложение», записанное строчными буквами с первой прописной, и обозначение приложения. Допускается размещение на одной странице двух последовательно расположенных приложений, если их можно полностью изложить на этой странице. При наличии более одного приложения они нумеруются прописными буквами (без знака №).

Содержание приложения указывают в его заголовке, который располагают симметрично относительно текста, приводят в виде отдельной строки (или строк), печатают строчными буквами с первой прописной и выделяют полужирным шрифтом.

Текст приложения выделяют уменьшенным размером шрифта (12 или 10), за исключением записи «Приложение» и заголовка приложения.

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3, А4х3 А4х4, А2иА1.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Содержание и объем графической части дипломного проекта, согласовывается с руководителем работы: объем графической части должно быть в пределах 8 – 12 листов формата А1.

Графическая часть может быть представлена в виде чертежей, схем объектов, алгоритмов, программ, графиков, диаграмм, а также другой информации, иллюстрирующей выполнение диплома. Требования к оформлению графической части содержится в ДП СМК 4.2.3-3.0-2009. В ряде случаев графическая часть может быть оформлена в виде компьютерной презентации (редактор Power Point или аналогичные редакторы) для демонстрации с использованием мультимедийного проектора.

Графическая часть диплома, выполненная в виде компьютерной презентации должна иметь отдельное приложение, выполненное в виде отдельной папки. Это приложение должно включать:

– титульный лист;

– листы с содержанием презентационных слайдов;

– спецификацию графической части.

Титульный лист графической части заполняется рукописным или машинным способом и должен быть подписан студентом, руководителем проекта и нормоконтролем кафедры.

Листы приложений должны содержать графическую и текстовую информацию презентационных слайдов, количество слайдов и, соответственно, листов приложения должно быть не менее 8 и не более 12 штук.

Спецификация графической части диплома, представленной в виде слайдов, выполняется точно таким же образом, что и для графической части, выполненной обычным способом.

Материалы презентации дублируются на бумаге формата А4 и представляются в ГАК (по одному комплекту на каждого члена ГАК). На первой странице комплекта материалов презентации указываются: название темы, ФИО докладчика и руководителя. Все листы должны быть пронумерованы и скреплены.

ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ

После оформления проекта пояснительная записка и чертежи за подписью автора проекта, руководителя и консультантов вместе с отзывом руководителя на проект, составленным по утвержденной форме, передается заведующему кафедрой для решения вопроса о допуске дипломника к защите

В некоторых случаях по решению руководителя проекта, консультанта или заведующего кафедрой может проводиться предварительная защита на кафедре, после чего решается вопрос о допуске дипломника к защите.

В том случае, если принято решение о необходимости доработки проекта, он возвращается студенту и затем снова поступает на окончательное рассмотрение

Со дня признания проекта допущенным для защиты, о чем свидетельствует подпись проекта заведующим кафедрой, никакие исправления и добавления в записке или чертежах не допускаются.

Дипломный проект кафедрой направляется на рецензию специалистам в данном вопросе, как правило, работающих на промышленных предприятиях. Дипломные работы могут направляться на рецензию и сотрудникам данного учебного заведения, работающим на кафедрах и не принимавших участие в разработке дипломного проекта. Рецензенту предоставляется необходимый срок (не менее трех дней) для ознакомления с проектом и составления рецензии в письменном виде. Подпись рецензента на рецензии заверяется штампом организации, в которой он работает.

Студент должен быть ознакомлен с содержанием отзыва руководителя проекта и рецензента до заседания ГАК. При этом он должен подготовить пояснения по тем замечаниям, которые сделали руководитель и рецензент.

К моменту начала дипломирования кафедра готовит график выполнения дипломного проекта и реализации предзащитных мероприятий и доводит этот график до сведения студентов.

При подготовке к защите дипломного проекта студент должен написать доклад, согласовать его с руководителем. Доклад необходимо выучить, длительность доклада должна составлять не более 15 минут.

Приложение А

(справочное)

Образец оформления листа замечаний

Лист замечаний

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Приложение Б

(справочное)

Образец оформления аннотации

Аннотация на русском языке

Иванова А.А. Проектирование и разработка основных образовательных программ в рамках системы менеджмента качества государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет»: Дипломный проект по специальности «Управление качеством» (220501). – Новокузнецк, 2009. – 126 с., табл. 10, ил. 13, источников 18, приложений 3, презентация – 16 слайдов.

В процессе выполнения дипломного проекта с целью повышения результативности и эффективности системы менеджмента качества СибГИУ рассмотрен порядок проектирования и разработки основных образовательных программ в университете. На основе процессного похода предложена структурная модель процесса проектирования и разработки основных образовательных программ, выделены подпроцессы, построены блок-схемы и матрицы распределения ответственности. Разработана документированная процедура ДП СМК 7.3.0-2.0-2009 «Система менеджмента качества. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ. Проектирование и разработка

основных образовательных программ».

В результате разработки и последующего внедрения документированной процедуры в образовательную деятельность СибГИУ обоснована экономическая целесообразность предлагаемых мероприятий, а также оценена социальная эффективность от создания и реализации документированной процедуры.

Проанализированы условия труда в отделе менеджмента качества образовательной деятельности СибГИУ и внесены предложения по их улучшению. Рассмотрены вопросы, касающиеся пожарной безопасности, действий работников при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Результаты работы могут быть использованы высшим руководством СибГИУ с целью совершенствования системы менеджмента качества университета.

Исполнитель _______________________________ Иванова А.А.

(подпись)

Учебное издание

Составители:

Александр Николаевич Савельев

Светлана Владимировна Полищук

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Методические указания

Специальность:150404 – Металлургические машины и оборудование

(для очной, заочной и очно-заочной форм обучения)

Напечатано в полном соответствии с авторским оригиналом

Подписано в печать 23.01.2013г.

Формат бумаги 60х84 1/16. Бумага писчая. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,30. Тираж 50 экз. Заказ № ______

Сибирский государственный индустриальный университет

654007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42.

Издательский центр СибГИУ

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Методические указания

Специальность:150404 – Металлургические машины и оборудование

(для очной, заочной и очно-заочной форм обучения)

Новокузнецк

УДК 669.02/09(075)

Рецензент:

Доктор технических наук, профессор,

зав. кафедрой «Теоретическая механика» СибГИУ

Живаго Э.Я.

Дипломное проектирование.: Метод. указ. / Сост.: А.Н. Савельев, С.В. Полищук: СибГИУ. - Новокузнецк, 2013. - 20 с.

Изложены цели, задачи дипломного проекта, порядок его выполнения и защиты, содержание графической части и пояснительной записки.

Предназначены для студентов специальности – 150404 Металлургические машины и оборудование, для очной, заочной и очно-заочной форм обучения.

ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Дипломный проект выполняется студентом после завершения теоретического и практического курсов подготовки и является заключительным этапом процесса формирования молодого инженера.

Смысл слова «инженер» восходит к латинскому слову - «ум», «изобретательность», «остроумное решение» и понимается в настоящее время как специалист, способный создавать новое, прежде всего, в области техники и технологии. В силу этого, дипломный проект студента, стремящегося стать инженером, должен продемонстрировать его способность вырабатывать новые технические решения.

Дипломный проект является квалификационной работой на соискание квалификации «инженер» и выполняется студентом самостоятельно на основании достигнутого во время обучения уровня фундаментальной, гуманитарной, профессиональной и специальной подготовки. В своей основе диплом должен содержать решение поставленной технической задачи, представленной в виде проектных документов (расчетов, графиков, чертежей и т.д.).

За правильность принятых решений и вычислений несет ответственность только студент.

Специальность «Металлургические машины и оборудование» предполагает наличие у студента широкого спектра знаний в области технологического оборудования металлургической промышленности, начиная от знаний компоновки заводов и комбинатов в целом, компоновки технологических линий и комплексов цехов и заканчивая знаниями устройства и принципа действия узлов и деталей машин.

В процессе выполнения дипломного проекта студент показывает свои способности систематизировать исходный материал, выявлять недостатки в работе технологического оборудования и предлагать решения по их устранению, более глубоко и всесторонне изучать особенности функционирования одного из видов технологического оборудования. Студент демонстрирует способность решать целый ряд расчетных и аналитических задач, необходимых для нормального функционирования основных фондов металлургического производства.

На основе качества выполнения дипломного проекта и результатов его защиты Государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присвоении студенту квалификации инженера. При определении оценки дипломного проекта ГАК, кроме комплекса вопросов, связанных непосредственно с проектом, учитывается также уровень теоретической, научной и практической подготовки студентов.

Данные методические указания разработаны на основе:

– государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, регистрационный № 333/дс;

– решений учебно-методической комиссии по специальности 15.04.04 при учебно-методическом объединении;

– учебного плана специальности 15.04.04;

– документированной процедуры системы менеджмента качества № 4.2.3-2.0-2009 «Система менеджмента качества. УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ. Структура выпускной квалификационной работы»;

– документированной процедуры системы менеджмента качества № 4.2.3-3.0-2009 «Система менеджмента качества. УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ. Оформление выпускных квалификационных работ, отчетов по практике, курсовых проектов и работ»;

– документированной процедуры системы менеджмента качества № 7.5.1-4.0-2009 «Система менеджмента качества. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ. Итоговая государственная аттестация выпускников».

Наши рекомендации