Мониторинг здоровья работающих и населения.

Одним из организационных методов обеспечения безопасно­сти труда и контроля за его условиями на промышленном пред­приятии является аттестация рабочих мест по условиям труда. Она проводится в соответствии с Р.2.2.2006—2005 и вклю­чает:

— гигиеническую оценку существующих условий и харак­тера труда;

— оценку травмобезопасности рабочих мест;

— оценку обеспеченности работников средствами инди­видуальной защиты.

При аттестации рабочих мест наряду с оценкой техниче­ского уровня их оснащения и организации проводится ана­лиз соответствия рабочих мест требованиям технологических процессов, используемого оборудования и средств защиты по безопасности.

По результатам инструментальных измерений уровня вред­ных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда (безопасные, вредные, опасные) и степень (1,2,3,4) вред­ных условий труда по гигиеническим критериям. Обследова­ния рабочего места проводятся на соответствие оборудования, инструмента, средств обучения и инструктажа требованиям нор­мативных и правовых актов. Определяют класс условий труда по травмобезопасности (оптимальные, допустимые, опасные).

По исследованию характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяже­лый) и напряженности (оптимальный, допустимый, напря­женный) трудового процесса.

Результаты обследования оформляются актами и протоко­лами в соответствии с установленной формой. Аттестация прово­дится специально созданной комиссией, которая по результатам своей работы составляет общий протокол аттестации рабочих мест по условиям труда, к которому прилагаются все материалы аттестации и план мероприятий по улучшению условий труда.

По результатам проверки заполняются карты аттестации рабочих мест, в которых фиксируются нормативные и факти­ческие значения факторов, характеризующих условия труда, величины отклонения их от норм, наличие тяжелого физиче­ского труда, наличие соответствия требованиям безопасности средств коллективной и индивидуальной защиты и требова­ниям безопасности оборудования и технологических процес­сов. Основным выводом по результатам аттестации каждого рабочего места является заключение, в котором отражается,' аттестовано, условно аттестовано или не аттестовано рабочее место на соответствие требованиям безопасности труда.

Контроль тяжелых и особо вредных условий труда — одна из важнейших задач администрации при оценке условий труда, аттестации и сертификации рабочих мест. Официальное заклю­чение об оценке условий труда дают органы экспертизы усло­вий труда Федеральной службы по труду и занятости.

Итоги аттестации рабочих мест по условиям труда исполь­зуются для ознакомления работающих с условиями труда, сер­тификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работни­кам, занятым на тяжелых работах с вредными и опасными усло­виями труда, проведения оздоровительных мероприятий.

Контроль уровней энергетических воздействий (вибраций, акустических воздействий, ЭМП и ЭМИ, радиоактивных излу­чений и т.п.) на рабочих местах, в жилых непроизводственных помещениях, на открытой территории проводится с помощью инструментальных измерений по утвержденным методикам.

Например, контроль уровней ЭМП в производственных условиях проводится на постоянных рабочих местах пер­сонала. При отсутствии постоянных рабочих мест выбира­ется несколько точек в пределах рабочей зоны, в которой работник проводит не менее 50% рабочего времени.

При проведении измерений параметров ЭМП в помещениях жилых и общественных зданий (внешнее излучение, включая вторичное) измерения проводятся в центре помещений, у окон, у батарей отопления и других коммуникаций, а также, при необ­ходимости, в других точках. Измерения внешнего излучения при отсутствии кондиционирования воздуха проводятся при открытой форточке, фрамуге или узкой створке окна.

На открытой территории измерения проводятся на высоте 2 м от земной поверхности, далее на высотах 3, 6, 9 м и т.д. в зависимости от этажности застройки. Измерения в каждой точке проводятся на высоте 0,5, 1,0 и 1,7 м от опорной поверх­ности. Определяющим в данной точке является максималь­ное измеренное значение интенсивности ЭМП.

Измерения интенсивности ЭМП от антенн с вращающейся или сканирующей диаграммой направленности должны про­водиться при неподвижной диаграмме направленности при всех возможных углах наклона антенны.

Измерения интенсивности ЭМП должны проводиться не реже одного раза в год в порядке текущего контроля; а также при внесении в условия и режимы работы источни­ков ЭМП изменений, влияющих на уровни излучения (замена генераторных и излучающих элементов, изменение техноло­гического процесса, изменение экранировки и средств защиты, увеличение мощности, изменения расположения элементов и т.д.); после ремонта источников ЭМП.

Не подлежат контролю используемые в условиях произ­водства источники ЭМП, если они не работают на открытый волновод, антенну или другой элемент, предназначенный для излучения в пространство, и их максимальная мощность (Вт) согласно паспортным данным не превышает:

5,0 — в диапазоне частот 30 кГц — 3 МГц;

2,0 — в диапазоне частот 3 МГц — 30 МГц;

0,2 — в диапазоне частот 30 МГц — 300 ГГц.

Мониторинг здоровья проводится путем анализа заболевае­мости населения различных групп и возрастов в сопоставлении с уровнем загрязнения среды обитания с учетом негативного влияния объектов экономики. По этим данным определяется роль загрязнений окружающей среды и факторов производ­ственной среды в ухудшении здоровья населения и снижении его продолжительности жизни. Материалы мониторинга здоро­вья населения входят отдельными разделами в годовые отчеты Минздравсоцразвития России и Минприроды России.

Негативное воздействие опасностей на человека в наиболь­шей степени проявляется в крупных городах и промышлен­ных центрах. Картографическое описание патологии человека в регионах — одна из важнейших задач медицины в ближай­шем будущем. Данные о характере заболевания населения будут одним из основных показателей для принятия реше­ний в области безопасности жизнедеятельности.

Для достоверной оценки показателей негативного влия­ния техносферы на человека необходимо ясно представлять истинное состояние здоровья работающих на промышленном предприятии и различных групп населения города и региона. Оценка состояния здоровья, базирующаяся на данных обра­щаемости населения в медицинские учреждения, недостоверна и существенно отличается в лучшую сторону от реальной, получаемой при активной выявляемости заболеваний. Для иллюстрации сказанного достаточно сопоставить следую­щие цифры: у нас в стране ежегодно диагностируется около 9 тыс. случаев профессиональных заболеваний, а в США — более 450 тыс.

Эти данные свидетельствуют о низком уровне профилак­тических осмотров, проводимых сегодня на промышленных предприятиях. Что касается регулярных профилактических осмотров городского населения, то они практически отсут­ствуют.

При проведении мониторинга здоровья населения исполь­зуется диагностика снижения функций человека под влия­нием отдельных опасностей. Так, например, оценка состояния слуховой функции базируется на количественном определе­нии потерь слуха и производится по показателям аудиомет-рического исследования. Основным методом исследования слуха является тональная аудиометрия. При оценке слухо­вой функции в качестве определяющих приняты средние показатели порогов слуха в области восприятия речевых частот (500, 1000, 2000 Гц), а также потеря слухового вос­приятия в области 4000 Гц (рис. 18.2). Критерием профес­сионального снижения слуха принят показатель средней арифметической величины снижения слуха в речевом диа­пазоне, равный 11 дБ и более.

Измеряя снижение чувствительности рук к мехам 11ческим колебаниям, можно определить степень опасности воздействия локальных вибраций. Для оценки влияния вибраций обычно применяют датчики виброускорений — акселерометры, уста­новленные на виброактивных поверхностях (рукоятки ручных машин, сиденья водителей средств транспорта и т.п.).

Негативное влияние трудовой деятельности админи­стративно-управленческого аппарата (АУА) оценивается по напряженности его труда.

Мониторинг здоровья работающих и населения. - student2.ru

Рис. 18.2. Аудиограммы, отражающие различные степени потери слуха, вызванной шумом:

А — нормальный хороший слух; Б и В — ранние этапы ослабления слуха от воздействия шума; Г — значительные изменения слуха; Д — потеря слуха, вызванная длительным воздействием шума

Степень ответственности в работе: ………………… Баллы

— ответственность за выполнение собственных функцио­нальных обязанностей...................................................................1

— ответственность за выполнение работы небольшой группы лиц

(до пяти человек) ............................................................2

— организационное и (или) техническое руководство дея­тельностью подразделения (отдел, сектор, лаборатория) .............................3

— организационное руководство основными направле­ниями деятельности коллектива, отрасли. Разработка долгосрочных планов, прогнозов, программ, концепций

в масштабах отрасли.......................................................4

Необходимость принятия решений:

— решение простых вопросов по четкой инструкции.........................1

— решение сложных вопросов по серии инструкций, пособий........2—3

— эвристическая (творческая) деятельность в редко повторяющихся ситуациях.....................................................................4

Степень загрузки:

— недогружен периодически...................................................1

— загружен полностью.......................................................2

— перегружен периодически..................................................3

— перегружен постоянно.....................................................4

Сверхурочная работа:

— отсутствует...............................................................1

— реже одного раза в неделю................................................2

— один-два раза в неделю...................................................3

— ежедневно..................................................................4

Ритмичность загрузки:

— равномерная загрузка.....................................................1

— бывает неритмичная в течение дня,

недели, месяца, года..........................................................2

— систематическая неритмичная работа...............................3

Дефицит времени:

— работа по индивидуальному графику...................................1

— работа по точному графику с возможностью корректировки по ходу деятельности.............................................................2

— работа периодически в условиях дефицита времени..................3

— работа в условиях постоянного дефицита времени и недостаточной информации для принятия срочного решения..............................4

Организация труда:

— характер и организация труда соответствуют должностным обязанностям..................................................................1

— периодически (не полностью) не соответствует.......................2

— не соответствует.........................................................3

Частота стрессовых ситуаций:

— отсутствует...............................................................1

— реже одного раза в неделю................................................2

— один-два раза в неделю...................................................3

— ежедневно...................................................................4

Длительность стрессовых ситуаций, мин:

-до 10...........................................................................1

-до 30..........................................................................2

—свыше 30....................................................................3

Дефицит двигательной активности на работе (неподвиж­ная работа), ч:

— до 5...........................................................................1

-6 ..............................................................................2

-7 ..............................................................................3

-8 ..............................................................................4

Определение категории напряженности труда произво­дится после расчета суммарного показателя по всем критериям в баллах. Если сумма баллов не превышает 16, работу следует относить к первой категории — мало напряженный труд, если она составляет 17—22 балла — ко второй катего­рии — напряженный труд; 22 балла и выше — к третьей кате­гории — очень напряженный труд.

Значительные профессиональные нагрузки работни­ков аппарата приводят к повышению рабочего напряжения и утомлению, критериями которых являются качествен­ные и количественные сдвиги в состоянии функциональ­ных систем организма.

Количественные критерии, характеризующие высокую степень риска, следующие:

сердечный ритм, 1/мин....................................................100

артериальное давление, мм рт.ст.:

систолическое................................................................160

дисисстолическое..............................................................105

Физиологическими критериями утомления (наряду с ощу­щением усталости и снижением работоспособности) являются уменьшение функциональной активности физиологических систем к концу рабочего дня и недели: увеличение периода рефлекторных реакций, нарушение реакции на звук и свет, ухудшение внимания, памяти, нарушение мозг. кровообращения и др.

5.4.74. Государственное управление в БЖД и ЗОС. Структура управления.

Обеспечение управления достигается правильностью и своевременностью принимаемых управленческих реше­ний в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объектах, предприятиях и в органи­зациях. Управление ведется по трем самостоятельным направлениям (рис. 19.1), каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организаци­онную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются обеспечение безопасно­сти (охраны) труда, защиты (охраны) окружающей среды и защиты в ЧС (прогнозирование, предупреждение и лик­видация последствий ЧС).

Мониторинг здоровья работающих и населения. - student2.ru

По всем трем направлениям соответствующее законода­тельство включает в себя федеральные законы и нормативные правовые акты. Для реализации требований законов необхо­димо принятие подзаконных актов,определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами могут быть поста­новления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления, в частности, об утверждении разного рода положений и правил. Последние могут приниматься и в отраслях экономики.

Для осуществления практической деятельности приме­няют нормативы и правилаведения соответствующих работ. Это нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, зда­ния и сооружения. Такого рода документация до реорганизации в 2004—2006 гг. федеральных органов исполнительной власти разрабатывалась Минздравом (в н/в — Минздравсоцразвитие России) России, Госстандартом России (в н/в —Ростехрегулирование), Госстроем России (в н/в — Госстрой), Госгортехнадзором России (в н/в — Ростехнадзор) и специ­ально уполномоченными органами управления. Докумен­тация Минздрава России включала в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные пра­вила (СП), санитарные правила и нормы (СанПиН), Госстан­дарта России — ГОСТы, Госстроя России — строительные нормы и правила (СНиПы), Госгортехнадзора России и Гос­атомнадзора России — Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ).

Все указанные выше нормативные правовые акты про­должают свое действие в настоящее время, однако теперь внесение в них изменений и разработку новых документов осуществляют следующие федеральные органы исполнитель­ной власти: Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство энергетики РФ (ПБ, ПУБЭ, ГОСТы, СНиПы), Министерство здравоохранения и социального развития РФ (межотраслевые правила охраны труда ит.д.).

Законы и подзаконные акты объединяются общим поня­тием «нормативные правовые» акты, структура которых пред­ставлена на рис. 19.2.

Введение Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» принципа доб­ровольности выполнения стандартов не распространяется на те из них, которые напрямую направлены на обеспечение безопасности человека иокружающей среды.

На уровне отраслей к рассматриваемым нормативным правовым актам относятся отраслевые стандарты (ОСТы), правила, руководящие документы (РД) и т.д. На основании перечисленных нормативных правовых актов на предприя­тиях и в организациях могут разрабатываться локальные нор­мативные документы (правила, стандарты предприятий).

Мониторинг здоровья работающих и населения. - student2.ru

Безопасность труда.

Законодательство по безопасности (охране) труда включает в себя целый ряд законов, основными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс РФ. Оба закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, определяют права и обязанности работающих и работодателей в обла­сти охраны труда.

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право:

— на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

— возмещение вреда, причиненного ему увечьем, про­фессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязан­ностей;

— получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии усло­вий и охраны труда на рабочем месте работника, о сущест­вующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и травмоопас­ных производственных факторов;

— отказ, без каких-либо необоснованных последствий для него, от выполнения работ в случае возникновения непо­средственной опасности для его жизни и здоровья до устра­нения этой опасности;

— обеспечение средствами коллективной и индивидуаль­ной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.

Права работников на охрану труда детализированы в Тру­довом кодексе РФ. Это касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных

и (или) опасных работах, организационных мероприятий по про­филактике профессиональных заболеваний и травматизма.

В разделе «Общие положения» констатируется, что работ­ник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых; обязательное социальное страхование; возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; судебную защиту своих трудовых прав и др.

При поступлении на работу следует помнить основные положения раздела «Трудовой договор», согласно которым в указанном документе должны быть представлены характе­ристики ожидающих вас условий труда, компенсации (в слу­чае тяжелых, вредных и (или) опасных работ), режим труда и отдыха (если они отличаются от общих принятых в орга­низации), виды и условия социального страхования, связан­ные с вашей трудовой деятельностью.

Согласно статьям раздела «Охрана труда» для всех посту­пающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организо­вывать обучение безопасным методам и приемам выполне­ния работ и оказания первой помощи пострадавшим. Если вы поступаете на работу с вредными и (или) опасными усло­виями труда, работодатель обязан обеспечить ваше обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажи­ровкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также про­ведение вашего периодического обучения по охране труда с проверкой знаний в течение всего периода работы.

В этом же разделе зафиксированы обязанности работ­ника и работодателя в области охраны труда. Каждый дол­жен знать, что работник обязан:

— соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;

— правильно применять средства индивидуальной и кол­лективной защиты;

— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчаст­ных случаях пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда;

— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожаю щей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

— проходить обязательные предварительные (при поступ­лении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (если это предусмот­рено приказом Минздравсоцразвития России ввиду того, что ваша работа является тяжелой, опасной или вредной). Следует иметь ввиду, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными усло­виями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения при­годности их к поручаемой работе и предупреждения профес­сиональных заболеваний.

В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отме­чается, что само понятие «дисциплина труда» включает в себя выполнение работниками требований Трудового кодекса РФ (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответствен­ности от замечания и выговора вплоть до увольнения с работы.

Если вам еще нет 18 лет, то следует обратить внимание на содержание главы «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» раздела «Осо­бенности регулирования труда отдельных категорий работ­ников», где рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, которые предусмотрены для дан­ной возрастной категории.

Так, например, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или трав­моопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Запрещается привлекать работ­ников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и рабо­там в выходные дни.

Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее

31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и кроме того подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру (обследованию) за счет средств работодателя.

В условиях рыночных отношений значительную роль в обеспечении охраны труда играет принятый в 1998 г. Феде­ральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно федеральному законодательству обусловлена классом профессионального риска отраслей эко­номики и может розниться более чем в 40 раз. В соответствии с законодательством вы должны быть застрахованы незави­симо от формы собственности предприятия (организации), где вы работаете и, таким образом, имеете право на возмеще­ние ущерба, причиненного вашему здоровью, при исполне­нии вами трудовых обязанностей.

Нормативные подзаконные акты по охране труда вклю­чают в себя документацию целого ряда ведомств (рис. 19.3). Наиболее информативно емким видом указанной норматив­ной документации является система стандартов безопасно­сти труда (ССБТ).

Мониторинг здоровья работающих и населения. - student2.ru

ССБТ — одна из систем государственной системы стан­дартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС — 12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нор­мативно-технической документации по охране труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасно­сти и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой мно­гоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направ­ленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники без­опасности к малоопасной технике. Эта система позволила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускае­мую продукцию, а также в конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление. ССБТ включает в себя несколько подсистем, которые представлены ниже:

Мониторинг здоровья работающих и населения. - student2.ru

Мониторинг здоровья работающих и населения. - student2.ru

Государственное управление охраной труда осуществ­ляется органами законодательной и исполнительной власти, а также Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Подразделения по охране труда есть во всех органах испол­нительной власти. Органы местного самоуправления согласно Закону РФ от б июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправле­нии в Российской Федерации» обеспечивают соблюдение сани­тарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Межведомственная комиссия по охране труда координи­рует работу по охране труда министерств и ведомств, опре­деляет первоочередные задачи в этой области, разрабатывает соответствующие программы работ. В ее состав входят как представители министерств и ведомств, так и крупные спе­циалисты по охране труда.

Важнейшей функцией системы управления является кон­троль. Применительно к охране труда он реализуется через государственный надзор и ведомственный контроль. Основ­ным органом государственного надзора и контроля является Федеральная служба по труду и занятости. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и межрегиональные инспекции. Эта система осуществляет над­зор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, при­чиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собст­венности.

Надзор и контроль за правильностью устройства и эксплуа­тации грузоподъемных кранов, сосудов под давлением, источ­ников ионизирующих излучений, обеспечением безопасности строительных сооружений, электрических и теплоисполь-зующих установок и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полез­ных ископаемых возложен на Федеральную службу по эколо­гическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организа­циями гигиенических и санитарных норм и правил осуще­ствляется подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Надзорные функции выполняет также прокуратура. Все перечисленные надзорные органы построены по территори­альному принципу.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот кон­троль осуществляют также службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда, либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и в области охраны труда осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов органи­заций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномочен­ного работниками органа.

Охрана окружающей среды.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране состав­ляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологиче­ском благополучии населения», в соответствии с которымвведено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обес­печению благоприятных условий его жизнедеятельности. Тре­бование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здо­ровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Важнейшим законодательным актом, направленным на обес­печение экологической безопасности, является Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Этот закон устанав­ливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В нем зафиксировано право граждан Российской Федерации на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел данного закона «Экономическое регули­рование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Раз­мер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответ­ствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство при­родных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т.д.).

Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государ­ственной экологической экспертизы, экологические требова­ния к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; прин­ципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответствен­ности за экологические правонарушения; порядку возмеще­ния причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окру­жающей среды следует отметить Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, федеральные законы от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Нормативные правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздравсоц-развития России, обеспечивающие необходимое качество при­родных компонентов (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя России, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в экс­плуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Ростехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госком­экологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д. (в настоящее время разработка указанных нор­мативных актов осуществляется Минприроды России).

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы». Эта система имеет номер 17 в ГСС. Струк­тура системы представлена ниже:

Мониторинг здоровья работающих и населения. - student2.ru

С 1999 г. в Российской Федерации введены в качестве стандартов международные стандарты ИСО серии 14 000 «Система управления качеством окружающей среды», в которых важнейшим принципом является выявление воз­можности внедрения безотходных и малоотходных техноло­гий, а также технологий по обезвреживанию и утилизации отходов либо возможности их использования в технологи­ческих процессах (рециклинг). Это является важнейшим рычагом обеспечения экономической эффективности систем управления окружающей средой. Основной формой оценки эффективности систем управления качеством окружающей среды является экологический аудит.

Управление охраной окружающей среды в Российской Феде­рации осуществляется органами законодательной и испол­нительной власти, местного самоуправления и специально уполномоченными органами, главным из которых является Минприроды России. Федеральное агентство по недрополь­зованию рассматривает и согласовывает проектную докумен­тацию на разработку месторождений полезных ископаемых, выдает и регистрирует лицензии на пользование недрами, а Федеральное агентство водных ресурсов — на водопользова­ние. Это же агентство разрабатывает и утверждает нормативы предельно допустимых воздействий на водные объекты, Феде­ральное агентство лесного хозяйства осуществляет охрану лесов. Федеральная таможенная служба предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

Управление охраной окружающей среды в субъектах РФ, краях, областях и городах осуществляется органами предста­вительной (законодательные собрания, городские думы и т.п.) и исполнительной власти (правительства, мэрии и т.п.). Важ­нейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природо­охранная прокуратура. В ряде субъектов РФ имеется эколо­гическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств, а на пред­приятиях службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпи-демических мероприятий.

Общественный экологический контроль проводится профсо­юзными организациями. В коллективных договорах предусмат­риваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют общест­венные организации и объединения.

Наши рекомендации