Мониторинг источника опасностей.
Организация мониторинга источников загрязнения на объектах осуществляется с целью получения оперативной и систематической информации о состоянии окружающей среды, а также для обеспечения технологической и экологической безопасности на самих контролируемых объектах. По данным МИ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, а также о характере режима функционирования («штатный» или аварийный) технологического оборудования на объекте, являющегося главным источником опасности для его персонала и проживающего вокруг населения.
Мониторинг выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной ПДВ. Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02—78. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб, вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов, сушильных установок, нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов, шихтовых дворов, участков очистки и обрубки отливок, участков приготовления формовочных и стержневых смесей, цехов механической обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов, отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий и др.
Организация МИ и решаемых ими задач наиболее наглядно может быть показана на примерах особо опасных промышленных объектов.
Категория опасности предприятия имеет первостепенное значение для организации мониторинга источников загрязнения и во многом определяет его задачи.
Соответствующие рекомендации по делению промышленных предприятий на категории опасности в зависимости от масс и видового состава выбрасываемых загрязняющих веществ предписывают оценивать категории опасности предприятий (КОП) по соотношению
где М — масса выбросов i-го вещества, т/год; ПДКi — среднесуточная ПДК i-го вещества, мг/м3, в воздухе населенных мест; п — количество загрязняющих веществ (по перечню), выбрасываемых предприятием; аi — коэффициент, учитывающий класс опасности i -го вещества (1-й класс — а = 1,7; 2-й класс — а = 1,3; 3-й класс — а = = 1,0; 4-й класс — а - 0,9).
При отсутствии официально принятой среднесуточной ПДК для расчетов берут максимальную разовую ПДК или соответствующий ориентировочный безопасный уровень вредности (ОБУВ), или уменьшенные в 10 раз ПДК воздуха рабочей зоны.
При всех Мi /ПДКi < 1 значения КОП не рассчитывают, а предприятие вообще не учитывают как опасное.
При таком подходе категория опасности предприятия оценивается суммой категорий опасности загрязняющих веществ. Сами предприятия при этом делятся на четыре категории опасности:
— особо опасные (1-я категория) — при КОП > 1 000 000;
— опасные (2-я категория) — при КОП от 10 000 до 1 000 000;
— малоопасные (3-я категория) — при КОП от 1000 до 10 000;
— практически безопасные (4-я категория) — при КОП < < 1000.
Предприятия 1-й категории опасности относительно малочисленны. Но имеют или высокие значения валовых выбросов, или (и) выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности. Поэтому они являются самыми высоко опасными (особо опасными). К ним в первую очередь относят объекты, связанные с производством, хранением, переработкой и уничтожением аварийно химически опасных веществ, высокотоксичных промышленных отходов и отравляющих веществ.
Для повышения надежности система мониторинга ОПО обычно дублируется:
— на подсистему автоматических приборов контроля загрязняющих веществ;
— подсистему пробоотбора и лабораторного анализа проб, взятых вблизи источника загрязнения.
Обе подсистемы работают во взаимодействии, дополняя друг друга и увеличивая эффективность и надежность всей системы в целом.
Подсистема приборов автоматического контроля охватывает практически все источники загрязнения, представляющие опасность для работающего персонала и окружающей среды, а также проживающего вокруг объекта населения. К ее основным функциям относятся:
— сигнализация о превышении допустимого уровня (обнаружение) и измерение концентраций вредных веществ (определение) вблизи источника загрязнения, а также в зоне промплощадки и СЗЗ;
— обнаружение мест утечек опасных веществ в окружающую среду и формирование исходных данных для прогноза об их распространении в случае аварии;
— контроль за техническими параметрами природоохранного оборудования и сооружений, а также других экологически значимых параметров технологических процессов;
— диагностика и контроль за характеристиками элементов самих контрольно-измерительных приборов и автоматики;
— обработка, систематизация, протоколирование, отображение и хранение аналитической информации;
— формирование и передача информации диспетчеру предприятия на центральный пульт управления, а также на вышестоящий государственный уровень.
Характерной особенностью мониторинга источников загрязнения на особо опасном объекте является сочетание двух одновременно решаемых задач: обеспечение безопасности персонала и окружающей среды.
На рис. 18.1. приведена схема мониторинга ООП по уничтожению отравляющего вещества. Капсула с ОВ окружается герметичным или полугерметичным вентилируемым и контролируемым защитным боксом, находящемся также в полугерметичном вентилируемом и контролируемом рабочем помещении, расположенном на охраняемой и контролируемой рабочей территории (промплощадке), вокруг которой создается контролируемая санитарно-защитная зона (СЗЗ). Система мониторинга особо опасного объекта соответствует его структуре.
Мониторинг источников имеет широкое распространение, поскольку органами Ростехнадзора в последние годы зарегистрировано более 200 тыс. ОПО.
В отдельных случаях мониторинг источников проводят с применением аэрокосмической техники и методов нераз-рушающего контроля технических систем.
Рис. 18.1. Схема мониторинга особо опасного объекта по уничтожению ОВ:
ДСЗ — датчик санитарно-защитной зоны; ДПП — датчик промплощадки; ДРП — датчик рабочих помещений; ДРБ — датчик рабочих блоков; ДТК — датчик технологических капсул.
Аэрокосмический мониторинг.Для мониторинга протяженных объектов (так называемых линейных объектов, у которых размеры по одной координате значительно больше, чем по другой, — трассы железных и шоссейных дорог, нефте-, газопроводы) и объектов, занимающих большие площади, применение методов наземного мониторинга требует слишком большого числа участников и аппаратуры, усложняет систему временной синхронизации измерений и требует значительных материальных затрат. Поэтому для проведения мониторинга таких объектов используют систему комплек сов дистанционного зондирования. К ним относятся:
— искусственные спутники Земли (ИСЗ);
— высотные самолеты-лаборатории (высота полетов измерений Н > 1—2 км);
— низколетающие самолеты-лаборатории (H > 50—100 м);
— вертолетные лаборатории.
Для исследования состояния природных ресурсов и решения экологических задач в России и за рубежом применяется большое число различных типов самолетов-лабораторий и ИСЗ.
Использование ИСЗ, летающих на высотах 300—600 км, для экологического контроля имеет определенные ограничения из-за наличия облачности над снимаемым районом и узкой полосы съемки с высоким разрешением относительно межвиткового расстояния (~ 150 км). Для большинства ИСЗ проход над одним и тем же районом проходит обычно с двухнедельным периодом, в течение которого могут существенно измениться состояние облачности и наземная ситуация (например, в случае наводнения). Поэтому при проведении дистанционного экомониторинга следует опираться на аэромониторинг и привлекать материалы космической съемки, когда она позволяет дополнительно получить необходимую информацию.
Самолетные средства дистанционного зондирования более мобильны по сравнению с ИСЗ. Они также дают больший объем информации и в целом ряде случаев позволяют получить данные с высоким пространственным разрешением. Следует сказать, что аппаратура дистанционного зондирования предназначена в основном для картирования характеристик подстилающей поверхности и редко используется для так называемых трассовых измерений, которые дают информацию о поверхности только по одной координате — вдоль линии полета и в фиксированной полосе сбора информации по другой координате.
По разрешающей способности съемки с ИСЗ в оптическом и радиодиапазоне (радиолокация) приближаются к съемкам с борта высотных самолетов-лабораторий: черно-белые снимки высокого разрешения (2 м и более) с космических аппаратов серии «Космос» в полосе 18 км, а также с разрешением 3—5 м в полосе 37,5 км.
Съемки с вертолетов также имеют свои ограничения из-за сильных угловых колебаний, что не позволяет проводить качественную плановую фотосъемку. Вертолеты используются обычно для проведения телевизионной съемки. Таким образом, дистанционная съемка с борта самолетов-лабораторий является в большинстве случаев основным вариантом для целей экомониторинга.
Высотная аэрокосмическая съемка позволяет определять и картировать следующие явления:
— загрязнение нефтепродуктами и некоторыми цвето-контрастными веществами (торф, взвеси почвы и грунта, буровые растворы для нефте- и газодобычи и др.) водных акваторий;
— разлив нефти по поверхности;
— заболевание деревьев в лесах;
— территории лесных пожаров с выделением выгоревших зон и зон горения;
— затопления и подтопления.
При комплексном мониторинге с использованием дистанционного зондирования и наземных измерений для большинства изучаемых территорий можно построить их экологические карты со значительными набором экологически значимых параметров.
Линейные объекты (трассы железных и шоссейных дорог, трассы нефте-, газо- и других продуктопроводов, каналы, ЛЭП) требуют систематического наблюдения и контроля для обеспечения их безопасной эксплуатации. Так, например, для контроля трасс нефте- и газопроводов и дорог с целью определения их безопасности и экологических характеристик контроль следует проводить два-три раза в год — в период наиболее сильных деформаций грунта во время весеннего и осеннего оттаивания и замерзания, а также во время летнего паводка.
При реализации космического мониторинга Министерство природных ресурсов и экологии РФ взаимодействует с Российским авиационно-космическим агентством и Министерством обороны РФ.
Для наблюдения за состоянием сложных и энергоемких технических систем (элементы конструкции атомных реакторов, подземные нефте- и газопроводы и т.п.) активно разрабатываются и применяются средства неразрушающей диагностики. Основное преимущество такого метода контроля состоит в возможности выявления дефектов конструкций непосредственно в процессе их эксплуатации и при профилактических осмотрах. Средства и методы неразрушающего контроля весьма эффективны и экономически целесообразны.
Контроль за безопасностью оборудования и продукции.Для исключения эксплуатации оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, производится соответствующая проверка оборудования как перед его первичным задействованием, так и в процессе эксплуатации. Применительно к оборудованию повышенной опасности проводятся специальные освидетельствования и испытания.
При поступлении нового оборудования и машин на предприятие они проходят входную экспертизу на соответствие требованиям безопасности. Она проводится отделом главного механика с привлечением механика того подразделения (цеха), где его планируют использовать. В случае проверки энергетических систем в ней участвуют также главный энергетик и энергетик указанного выше подразделения. Если оборудование не соответствует предъявляемым требованиям, оно не допускается к использованию, при этом составляется рекламация в адрес завода-изготовителя.
Ежегодно отдел главного механика проверяет состояние всего парка станков, машин и агрегатов цеха. Особое внимание уделяется компрессорным устройствам, грузоподъемному оборудованию, лифтам, газопроводам и т.п.
При постановке новой продукции на производство устанавливают режим, позволяющий обеспечить выполнение всех действующих требований безопасности и экологичности. В техническое задание не допускается включать требования, которые противоречат требованиям законов РФ и нормативных документов органов надзора за безопасностью, охраной здоровья и природы.
Согласно этому в процессе разработки документации проверка новых технических решений, обеспечивающих достижение новых потребительских свойств продукции, должна осуществляться при лабораторных, стендовых и других исследовательских испытаниях моделей, макетов, натурных составных частей изделий и экспериментальных образцов продукции в целом в условиях, как правило, имитирующих реальные условия эксплуатации.
Опытные образцы (опытную партию) или единичную продукцию (головной образец) подвергают приемочным испытаниям в соответствии с действующими стандартами или типовыми программами и методиками испытаний, относящимся к данному виду продукции. Приемочные испытания проводят по программе и методике, подготовленным разработчиком и согласованным с заказчиком или одобренным приемочной комиссией. В приемочных испытаниях независимо от места их проведения вправе принять участие изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы, которые должны быть заблаговременно информированы о предстоящих испытаниях.
Оценку выполненной разработки и принятие решения о производстве и (или) применении продукции проводит приемочная комиссия, в состав которой входят представители заказчика (основного потребителя), разработчика, изготовителя. При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены эксперты сторонних организаций, а также органы, осуществляющие надзор за безопасностью техники, охраной здоровья и природы.
В мировой практике на промышленных объектах были проведены исследования соотношений инцидентов различной степени серьезности, направленные на выявление связи между крупными и мелкими происшествиями, а также другими опасными событиями. Были сделаны следующие важные выводы:
— в каждом исследовании прослеживалась связь между разными типами событий, менее тяжелые происшествия регистрировались гораздо чаще, чем более тяжелые;
— каждый раз была опасность того, что «происшествия без травм» и «опасные ситуации» могли перерасти в более серьезные;
— представленные ниже цифры, соответствующие количеству случаев потери контроля, послужили материалом для разработки методов улучшенного контроля.
В результате получено следующее соотношение: на 1 тяжелое происшествие (с потерей трудоспособности) приходятся 10 происшествий с легкими последствиями (любая травма, не приводящая к потере трудоспособности), 30 случаев нанесения материального ущерба (все типы), 600 происшествий без видимых травм и материального ущерба, т. е. 1 : 10 : 30 : 600.
Таким образом, предотвращение самых легких происшествий косвенным образом влияет и на количество происшествий с тяжелыми последствиями. Более того, в последнее время в мировой практике принято учитывать и оценивать опасность возникновения аварийной ситуации и регистрировать происшествия, которые произошли, но не привели к аварии, инциденту или несчастному случаю. Регистрация и анализ происшествий, которые в реальности не привели к более тяжелым последствиям, служат основой для снижения аварийности и травматизма. В качестве методического примера приведем данные, представленные в табл. 18.1.
Как очевидно из приведенных результатов, большая часть возможных аварий и несчастных случаев связана с условиями труда и эксплуатацией оборудования. Своевременный анализ причин несчастных случаев и их устранение помогли улучшить условия труда и предупредить риск возникновения серьезных аварий и инцидентов.
Идея регистрации происшествий, не приведших к авариям и инцидентам, является новой и, конечно же, потребуется определенное время для осознания необходимости регистрации и правильной классификации таких происшествий.
Таблица 18.1