Тема 2. Производственный и технологические процессы, пути их развития.
Содержание темы:
Производственный процесс. Типы и методы организаций производственных процессов.
Технологический процесс: структура и классификация.
Закономерности развития технологических процессов.
Технологические системы: классификация и пути развития.
Методические указания
При изучении темы следует уяснить характерные особенности производственного и технологического процессов, иметь представление о стандартизации и механизации, о конвейерных сборочных линиях. Не следует путать отходы с потерями в процессе производства.
Обратить внимание на типы производств (массовое, серийное, единичное) и организационно-производственных процессов (поточный, порционный, единичный). В процессе работы с рекомендуемой литературой ознакомиться с понятием технологии отраслей промышленности.
Необходимо иметь четкое представление о структуре технологического процесса и его классификации (по характеру качественных изменений сырья и по способу организации).
Из всех существующих систем классификации типов технологий наибольшей известностью пользуется система классификации Джоан Вудворд (Британия), которая все технологии производственных фирм разделила на три категории:
1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство (космические корабли, яхты по индивидуальному проекту и т.д.).
2. Массовое или крупносерийное производство, применяемое при изготовлении большого количества идентичных или очень похожих изделий.
Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии массового производства.
3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, работающее круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах (работа электростанций, сталелитейное производство и др.).
Следует знать, что такое блок-схема и качественно-количественная схема технологического процесса, технико-экономические показатели технологических процессов. Обязательно рассмотреть особенности путей развития технологического процесса (эволюционный и революционный).
Нужно иметь представление о структуре технологических систем как совокупности её элементов и связей между ними, о классификации технологических систем (4 иерархических уровня и 3 уровня автоматизации; 3 уровня специализации). Необходимо знать, что такое системы технологий (параллельные, последовательные, комбинированные).
Литература: 9, гл. 1, 2; 14, гл.3; 15, гл.3; 36, гл. 17.
Вопросы для самопроверки.
1) Дайте определение терминам «сырьё», «отходы», «потери» в процессе производства.
2) Что такое производственный процесс?
3) Сущность технологического процесса.
4) Что такое операция в технологическом процессе?
5) Что является главной частью технологического процесса?
6) Перечислите компоненты технологической схемы.
7) При каких преобразованиях возможен революционный путь развития технологических процессов?
8) Приведите пример классификации технологических процессов.
Тема 3. Производственный процесс при производстве продукции в рамках предприятия.
Содержание темы:
Особенности технологических систем предприятий с дискретным и непрерывным производством
Принцип разработки продукции в рамках производственного процесса
Разработка, обеспечение и контроль качества продукции в технологическом процессе
Методические указания
В результате изучения данной темы, студент должен иметь представление:
- о современном предприятии как совокупности взаимосвязанных по горизонтали и вертикали подсистем;
- о дискретном производстве как совокупности основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, характеризующимся чередованием рабочих и вспомогательных ходов с четким разграничением их по времени;
- об особенностях технологических систем с непрерывным производством, как о последовательном ряде взаимосвязанных технологических процессов («жесткая» автоматизация, автоматизированное производство, гибкое автоматизированное производство) без резко выраженного чередования во времени рабочего и вспомогательных ходов.
Изучая категории продукции, следует обратить внимание на примеры конкретных производств, на использование сырья, воды и энергии в промышленности, а так же на важнейшие виды материалов, применяемых в различных технологических процессах.
Жизнеспособность предприятия, занимающегося как производством, так и обслуживанием, зависит от его способности удовлетворять запросы потребителей. Следует уяснить, что качество - это удовлетворение потребностей как внешних (конечные пользователи продукции, оптовые торговцы, административные и контрольные органы, общество и др.), так и внутренних (высшее руководство, работники фирмы) потребителей. Необходимо иметь представление о «петле качества».
Особое внимание надо обратить на классификацию показателей качества (назначение, надежность, эргонометрические показатели, эстетические показатели и др.) продукции. Студент должен уметь связать качество продукции с уровнем технологического производства.
Новая научно-техническая революция – революция качества. Базовые принципы и направления развития современной парадигмы качества:
- изменения в процессах производства;
- изменения в отношениях между людьми в процессе производства;
- изменения в организационной структуре предприятия;
- организация отношений между предприятием и внешней средой.
Современный менеджмент качества исходит из идеи о том, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективна после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна так же деятельность по обеспечению качества, которое предшествует процессу производства и включает в себя маркетинг, разработку и проектирование продукции, материально-техническое снабжение, разработку и подготовку производственных процессов.
В заключение следует изучить задачи и функции службы технического контроля качества продукции.
Литература: 1-5; 9, гл. 1, гл. 9; 11-13; 17-19; 21; 36, гл. 2.
Вопросы для самопроверки:
1) Объясните суть дискретного технологического процесса на примере.
2) В чем особенность непрерывного технологического процесса? Приведите пример.
3) Одинаково ли понятие качества продукта с точки зрения продавца и покупателя?
4) Дайте определение качества продукции.
5) Что собою представляет "петля качества"?