Расчёт основных параметров производственных процессов
Установлено, что некоторые трудности у дипломников вызывают расчеты параметров подразделений вагоноремонтных предприятий. В связи с этим ниже приводится алгоритм этих расчетов.
Расчетными параметрами поточных линий называются показатели, характеризующие организационно-технологический режим производственного процесса линий во времени и пространстве.
Основными параметрами производственного процесса ремонта вагонов, их узлов и деталей являются ритм и такт выпуска продукции, а также ритм поточной линии, длительность технологического цикла, фронт работы, количество поточных линий, количество вагонов (изделий) на одной позиции.
Важнейшей характеристикой технологического процессаявляется ритм выпуска продукции - количество вагонов, выпускаемых в единицу времени. Ритм поточной линии:
r , [2.1]
где - годовая программа ремонта вагонов;
- действительный годовой фонд времени работы оборудования, с учетом сменности. При двухсменном режиме работы принимают – 4015 ч.
Фронт работы – это количество одновременно ремонтируемых вагонов.
Необходимо различать фронт работы участка и поточной линии. Фронт работы участка можно определить по формуле
, [2.2]
где - норма времени простоя вагона в ремонте, в час.
Фронт работы поточной линии
, [2.3]
где с – количество позиций на поточной линии;
- количество вагонов на одной позиции.
Количество позиций на одной поточной линии принимается, исходя из опыта работы передовых депо и рекомендаций ПКБ ЦВ и составляет: 3-6 для ремонта грузовых вагонов, и 5-8 для ремонта пассажирских вагонов с учетом разборочной и малярной позиций.
Проектирование вагоносборочного участка начинают, исходя из заданной программы ремонта. Затем принимается решение о количестве технологических ниток. Целесообразно на перспективу проектировать трехниточные сборочные участки вагонных депо.
Количество поточных линий, необходимых для освоения заданной программы:
, [2.4]
где Фр – фронт работы участка;
Фл – фронт работы линии.
Тактом выпуска вагонов называется интервал времени между выпусками с последней позиции поточной линии транспортных партий вагонов. Величина такта выпуска определяется:
τ , [2.5]
где - норма времени простоя вагона в ремонте, в час;
с – количество позиций на поточной линии.
В процессе расчета получаемые дробные значения фронта работ и количества поточных линий округляют до ближайшего большего числа. Продолжительность такта выпуска вагонов из ремонта округляют до ближайшего меньшего числа, укладывающегося целое число раз в продолжительность смены. При продолжительности смены 8 часов, такт поточной линии ремонта вагонов может быть равен: 8; 4; 2,66; 2; 1,6; 1,3; 1,14 ч и т.д.
За счет округлений, производимых в процессе расчета, получаемые параметры не обеспечивают точного совпадения производственной мощности вагоносборочного участка и плановой годовой программы ремонта вагонов.
Поэтому производят расчет производственной мощности участка по формуле
, [2.6]
где - действительный годовой фонд времени работы оборудования, с учетом сменности;
nл – количество поточных линий;
- количество вагонов на одной позиции;
τ - такт выпуска вагонов.
Для вагонных депо целесообразно на перспективу проектировать трехниточные сборочные участки.
2.2 Расчет основных параметров и планировка вагоноремонтных участков
Вагоноремонтные участки размещают в светлом прямоугольном одноэтажном здании. Основные размеры (длина, ширина, высота, ширина междупутий) участков и ремонтно-вспомогательных отделений рассчитывают из условий числа поточных линий, и позиций на этих линиях, размещения оборудования и средств механизации, рациональной планировки рабочих мест и соблюдения проходов и проездов необходимой ширины.
При расчете основных размеров вагоноремонтных участков необходимо учитывать, что участки оснащают: мостовыми кранами; электродомкратами и подставками-опорами на позициях подъемки кузовов; конвейерами для передвижения ремонтируемых вагонов по позициям поточных линий; кантователями; ремонтно-правильными агрегатами; ремонтно-сборочными стендами; сварочными постами и другим технологическим оборудованием, занимающим значительные площади.
Длина вагоносборочного производственного участка, где размещается поточная линия, должна быть больше с учетом возможности работы вагоноремонтных машин, наличия проходов между торцами
стен и крайними вагонами, а также с учетом разрывов между
вагонами для выкатки и подкатки тележек на одной или двух позициях
поточной линии. Окончательная длина вагоносборочного участка
определяется в соответствии с действующими строительными нормами.
Длина здания вагоноремонтного участка LВСУ определяется по формуле:
LВСУ= (С-1)lвкв+lcт+(С-1)lи+lтр+lп+2l2 , (2.7.)
где С – количество позиций на одной нитке участка; - количество вагонов на одной позиции; lв - расчетная длина вагона (принимается по нормам технологического проектирования для четырехосных грузовых вагонов 14,7 м, шестиосных - 16,4 м, восьмиосных - 21,1 м, четырехосных цистерн - 12,2 м, пассажирских вагонов - 24 м); lcт - длина позиции подъемки кузова для выкатки и подкатки тележек (принимается по нормам технологического проектирования);
lи - длина интервала между вагонами (принимается 1-1,5 м);
lтр - ширина транспортного проезда внутри участка, если он необходим (принимается 6 м);
lп - ширина пожарного проезда (для участков длиной более
160 м);
l2 - расстояние от крайних вагонов до торцовых стен с обеих сторон участка (принимается 3 м).
Для вагонных депо длина вагоносборочного участка при наличии в нем малярного отделения рассчитывается по формуле:
LВ= LВСУ+LМ++lтш , (2.8.)
где lтш - ширина шлюзового тамбура между сборочным и малярным отделениями (принимается 6 м);
LМ - длина малярного отделения , определяется по формуле:
LМ=lвКв+l3(СМ -1)+2l4 , (2.9.)
где lв – длина вагона;
- количество вагонов на одной позиции;
l3 - длина интервала между двумя соседними вагонами (принимается 4м);
См –количество вагонов на одной нитке малярного участка;
l4 - расстояние от крайнего вагона до торцовой стены малярного отделение (принимается 4 м с учетом производства механизированной окраски торцевых стен вагона).
Размеры здания вагоносборочного участка согласно требованиям строительных норм должны быть кратны 6 м или 12 м по длине. Ширина здания вагоносборочного участка при наличии трех путей принимается равной 24 м, а четырех путей - 36 м (два пролета по 18 м). При этом расстояние от продольных стен или колонн здания до оси крайнего пути должно быть для проектируемых цехов 5 м, а для реконструируемых – не менее 4 м.
Расстояние между осями смежных путей принимается для проектируемых участков 7 – 8 м, а для реконструируемых - не менее 6 м.
Высота вагоносборочного участка устанавливается из условия оснащения его мостовым краном грузоподъемностью 10 т. Она слагается из расстояния от пола до головки рельса подкранового пути, высоты фермы крана и расстояния от верхней части крана до низа конструкции перекрытая и должна составлять 10,8 м для строящихся участков и не менее 8,5 м - для реконструируемых..
Для предварительных расчетов площадь участка и производственных отделений определяют по удельным площадям на единицу оборудования или одно рабочее место (ремонтную позицию):
, (2.10.)
где i - число видов оборудования ( i = 1, 2, …);
nоб - количество единиц оборудования;
f об - удельная площадь на i - ю единицу оборудования с учетом проходов и проездов, м2 .