Технологии психолого-педагогического проектирования (1 ч.)

4.2.1. Технологии проектирования учебного процессапри личностно-ориентирован‑

ном и развивающем обучении. Две формы личностно-ориентированного обучения: самостоятельная и групповая. Цели и основные принципы проектирования личностно-развивающего учебного процесса.

4.2.2. Технологии проектирования учебного предмета. Цели и основные положения: представление учебного материала, в большей степени по дедуктивному принципу; применение крупно-блочного представления информации наряду с концептуальным, составление заданий-задач с учетом когнитивных стилей учащихся и их склонностей к предметной, профессиональной деятельности, организация контроля усвоения учебного предмета, уровня развития интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей.

4.2.3. Технологии конструирования учебной информациив обобщенной форме – крупными блоками, в т.ч. в виде информационно, структурно-логических схем (СЛС) по разным дисциплинам. Обоснование целесообразности крупноблочного представления учебной информации и применения метода обучения на базе СЛС.

4.2.4. Конструирование учебника, ученого пособия, компьютерных обучающих программ, обеспечивающих информационную и развивающую функции, принципы, реализуемые при конструировании учебных пособий.

4.3. Технологии психолого-педагогического взаимодействия –

организации образовательного процесса (0,5 ч.)

4.3.1. Технологии установления педагогически - целесообразных отношений с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, студентов и их склонностей к предметной, профессиональной деятельности.

4.3.2. Технологии организации познавательной деятельности, школьников, студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей, в том числе когнитивных стилей и склонностей к разным сферам деятельности.

4.3.3. Технологии организации активной познавательной деятельности обучающихся при фронтальной, дифференцированной и индивидуальной, личностно-ориентированной формах обучения.

4.3.4. Технологии оценивания результатов познавательной деятельности студентов. Психология педагогической оценки, ее стимулирующая и дестабилизирующая функции, влияние на формирование ценностных ориентаций учащихся.

4.3.5. Технологии контроля качества обучения. Методики диагностики интеллектуально-

го и личностного развития учащихся в процессе обучения. Мониторинг качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе.

ТЕМА 5. Организация образовательного процесса в техническом вузе, обеспечивающая качество подготовки специалистов и развитие их творческого потенциала (системный психолого-педагогический подход)– (2 ч.)

5.1. Методы преподавания общетехнических (общепрофессиональных) и специальных дисциплин, в том числе при крупноблочном представлении учебной информации, например в виде структурно-логических схем (СЛС). СЛС по курсам «Теоретические основы электротехники», «Гидромеханика», «Насосы, вентиляторы, компрессоры», «Неорганическая химия» и др.

5.2. Психолого-педагогические принципы проектирования «Электронных учебно-методических комплексов», компьютерных учебников (КУ), компьютерных задачников (КЗ), виртуальных лабораторий (ВЛ), диагностико-контролирующих блоков (ДКБ), компьютерных обучающих программ.

5.3. Мониторинг качества подготовки специалистов в техническом вузе, их развития и сохранения здоровья в образовательном процессе

Содержание практических занятий и семинаров (20 ч.)

1. Учебно-познавательная деятельность, психолого-педагогические условия

ее активизации, повышения эффективности и успешности. ( 4 ч.).

2. Развитие личности и сохранение ее здоровья в системе непрерывного образования: системный психолого-педагогический подход (4 ч.)

3. Психолого-педагогические технологии исследования: индивидуально-психологических особенностей студентов, педагогов, их склонностей к профессиональной деятельности, психологических особенностей изучаемой дисциплины ( 3 ч.).

4. Психолого-педагогические технологии проектирования учебного процесса

(при индивидуализации, личностно-ориентированном и развивающем обучении),

учебного предмета, учебной информации, учебника, в том числе компьютерного, компьютерных обучающих программ (3 ч).

5. Психолого-педагогические технологии взаимодействия – организации учебного процесса: установления педагогически целесообразных отношений; организации активной познавательной деятельности студентов при фронтальной, дифференцированной и индивидуальной формах обучения; обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, их склонностей к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной сферам деятельности; оценки качества обучения, качества подготовки специалистов и др. (3 ч.).

6. Профессионализм личности и деятельности педагога. Учебно-педагогическое сотрудничество, общение и развитие личности в образовательном процессе, ее потенциальных, творческих возможностей, интеллектуальных способностей и профессионально-важных качеств. «Барьеры» в педагогическом общении, взаимодействии и в учебно-познавательной деятельности (3 ч.).

Контрольные вопросы – вопросы для самостоятельной работы

Тема 1. Качество обучения, качество подготовки специалистов в вузе

1. Как с позиций системного психолого-педагогического подхода оценить качество подготовки специалистов в вузе – техническом, педагогическом?

2. Как с позиций системного психолого-педагогического подхода следует оценивать качество обучения, его структура?

3. Каковы с позиций системного психолого-педагогического подхода основные показатели оценки качества образовательного процесса?

4. Оценки качества обучения с позиций компетентностного подходов?

5. Концепция качества подготовки специалистов в вузе

6. Структура качества подготовки специалистов в вузе, ее составляющие?

7. Мировоззрение, его развитие в вузе и оценка уровня сформированности?

8. Интеллект общий (вербальный и невербальный), его развитие в процессе

обучения и оценка?

9. Технический интеллект, его компонентный состав, определяемый разными авторами, оценка и условия развития в вузе?

10. Психологическая система деятельности (ПСД) – психологическая готовность к деятельности , ее компоненты, их оценка и развитие в вузе?

11. Структура интеллекта по М.А.Холодной и возможности развития его

компонентов в вузе?

12. Структура интеллектуальных способностей и возможности их развития в

образовательном процессе вуза?

13. Интеллектуальный контроль, интеллектуальные критерии – интенции, их роль в регуляции умственной деятельности личности?

14. Психические понятийные структуры и способы кодирования информации, их развитие в образовательном процессе?

15. Когнитивные схемы и семантические структуры, их развитие в процессе обучения?

Тема 2. Личность, ее развитие и сохранение здоровья в образовательном

Процессе

1. Структура личности, темперамент, особенности темперамента меланхолика, холерика, флегматика и сангвиника

2. Характер, его основные черты. Акцентуации характера, их особенности

3. Способности, их классификация, условия развития.

4. Эмоционально-волевая сфера личности. Управление эмоциями.

5. Теории развития личности, возможности их реализации в системе непрерывного образования.

6. Возрастные этапы развития личности, ведущие виды деятельности на каждом этапе.

7. Нормальное и аномальное развитие личности в процессе жизнедеятельности.

8. Личностный потенциал человека и его таланты, их развитие в системе непрерывного образования.

9. Принципы здоровьесбережения как основания организации сохраняющего здоровье образовательного процесса и формирования культуры здоровья личности.

10. Структура интеллекта (интеллектуальной одаренности) по М.А.Холодной, интеллектуальные способности, их развитие в образовательном процессе.

11. Интеллектуальные критерии (интенции), интеллектуальный контроль, их

функции в процессе интеллектуальной деятельности.

12. Когнитивный опыт: когнитивные схемы, способы кодирования информации,

семантические структуры, психические понятийные структуры, их развитие

в процессе жизнедеятельности личности, его актуализация в процессе жизнедеятельности личности, индивидуальности.

13. Интеллектуальное развитие личности в системе непрерывного образования. Условия сохранности интеллекта.

14. Развитие творческого потенциала личности, в т.ч. воображения и фантазии.

15. Профессиональное становление и развитие личности в системе непрерывного

профессионального образования, в жизнедеятельности в целом.

Наши рекомендации