Технологии психолого-педагогического проектирования (1 ч.)
4.2.1. Технологии проектирования учебного процессапри личностно-ориентирован‑
ном и развивающем обучении. Две формы личностно-ориентированного обучения: самостоятельная и групповая. Цели и основные принципы проектирования личностно-развивающего учебного процесса.
4.2.2. Технологии проектирования учебного предмета. Цели и основные положения: представление учебного материала, в большей степени по дедуктивному принципу; применение крупно-блочного представления информации наряду с концептуальным, составление заданий-задач с учетом когнитивных стилей учащихся и их склонностей к предметной, профессиональной деятельности, организация контроля усвоения учебного предмета, уровня развития интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей.
4.2.3. Технологии конструирования учебной информациив обобщенной форме – крупными блоками, в т.ч. в виде информационно, структурно-логических схем (СЛС) по разным дисциплинам. Обоснование целесообразности крупноблочного представления учебной информации и применения метода обучения на базе СЛС.
4.2.4. Конструирование учебника, ученого пособия, компьютерных обучающих программ, обеспечивающих информационную и развивающую функции, принципы, реализуемые при конструировании учебных пособий.
4.3. Технологии психолого-педагогического взаимодействия –
организации образовательного процесса (0,5 ч.)
4.3.1. Технологии установления педагогически - целесообразных отношений с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, студентов и их склонностей к предметной, профессиональной деятельности.
4.3.2. Технологии организации познавательной деятельности, школьников, студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей, в том числе когнитивных стилей и склонностей к разным сферам деятельности.
4.3.3. Технологии организации активной познавательной деятельности обучающихся при фронтальной, дифференцированной и индивидуальной, личностно-ориентированной формах обучения.
4.3.4. Технологии оценивания результатов познавательной деятельности студентов. Психология педагогической оценки, ее стимулирующая и дестабилизирующая функции, влияние на формирование ценностных ориентаций учащихся.
4.3.5. Технологии контроля качества обучения. Методики диагностики интеллектуально-
го и личностного развития учащихся в процессе обучения. Мониторинг качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе.
ТЕМА 5. Организация образовательного процесса в техническом вузе, обеспечивающая качество подготовки специалистов и развитие их творческого потенциала (системный психолого-педагогический подход)– (2 ч.)
5.1. Методы преподавания общетехнических (общепрофессиональных) и специальных дисциплин, в том числе при крупноблочном представлении учебной информации, например в виде структурно-логических схем (СЛС). СЛС по курсам «Теоретические основы электротехники», «Гидромеханика», «Насосы, вентиляторы, компрессоры», «Неорганическая химия» и др.
5.2. Психолого-педагогические принципы проектирования «Электронных учебно-методических комплексов», компьютерных учебников (КУ), компьютерных задачников (КЗ), виртуальных лабораторий (ВЛ), диагностико-контролирующих блоков (ДКБ), компьютерных обучающих программ.
5.3. Мониторинг качества подготовки специалистов в техническом вузе, их развития и сохранения здоровья в образовательном процессе
Содержание практических занятий и семинаров (20 ч.)
1. Учебно-познавательная деятельность, психолого-педагогические условия
ее активизации, повышения эффективности и успешности. ( 4 ч.).
2. Развитие личности и сохранение ее здоровья в системе непрерывного образования: системный психолого-педагогический подход (4 ч.)
3. Психолого-педагогические технологии исследования: индивидуально-психологических особенностей студентов, педагогов, их склонностей к профессиональной деятельности, психологических особенностей изучаемой дисциплины ( 3 ч.).
4. Психолого-педагогические технологии проектирования учебного процесса
(при индивидуализации, личностно-ориентированном и развивающем обучении),
учебного предмета, учебной информации, учебника, в том числе компьютерного, компьютерных обучающих программ (3 ч).
5. Психолого-педагогические технологии взаимодействия – организации учебного процесса: установления педагогически целесообразных отношений; организации активной познавательной деятельности студентов при фронтальной, дифференцированной и индивидуальной формах обучения; обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, их склонностей к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной сферам деятельности; оценки качества обучения, качества подготовки специалистов и др. (3 ч.).
6. Профессионализм личности и деятельности педагога. Учебно-педагогическое сотрудничество, общение и развитие личности в образовательном процессе, ее потенциальных, творческих возможностей, интеллектуальных способностей и профессионально-важных качеств. «Барьеры» в педагогическом общении, взаимодействии и в учебно-познавательной деятельности (3 ч.).
Контрольные вопросы – вопросы для самостоятельной работы
Тема 1. Качество обучения, качество подготовки специалистов в вузе
1. Как с позиций системного психолого-педагогического подхода оценить качество подготовки специалистов в вузе – техническом, педагогическом?
2. Как с позиций системного психолого-педагогического подхода следует оценивать качество обучения, его структура?
3. Каковы с позиций системного психолого-педагогического подхода основные показатели оценки качества образовательного процесса?
4. Оценки качества обучения с позиций компетентностного подходов?
5. Концепция качества подготовки специалистов в вузе
6. Структура качества подготовки специалистов в вузе, ее составляющие?
7. Мировоззрение, его развитие в вузе и оценка уровня сформированности?
8. Интеллект общий (вербальный и невербальный), его развитие в процессе
обучения и оценка?
9. Технический интеллект, его компонентный состав, определяемый разными авторами, оценка и условия развития в вузе?
10. Психологическая система деятельности (ПСД) – психологическая готовность к деятельности , ее компоненты, их оценка и развитие в вузе?
11. Структура интеллекта по М.А.Холодной и возможности развития его
компонентов в вузе?
12. Структура интеллектуальных способностей и возможности их развития в
образовательном процессе вуза?
13. Интеллектуальный контроль, интеллектуальные критерии – интенции, их роль в регуляции умственной деятельности личности?
14. Психические понятийные структуры и способы кодирования информации, их развитие в образовательном процессе?
15. Когнитивные схемы и семантические структуры, их развитие в процессе обучения?
Тема 2. Личность, ее развитие и сохранение здоровья в образовательном
Процессе
1. Структура личности, темперамент, особенности темперамента меланхолика, холерика, флегматика и сангвиника
2. Характер, его основные черты. Акцентуации характера, их особенности
3. Способности, их классификация, условия развития.
4. Эмоционально-волевая сфера личности. Управление эмоциями.
5. Теории развития личности, возможности их реализации в системе непрерывного образования.
6. Возрастные этапы развития личности, ведущие виды деятельности на каждом этапе.
7. Нормальное и аномальное развитие личности в процессе жизнедеятельности.
8. Личностный потенциал человека и его таланты, их развитие в системе непрерывного образования.
9. Принципы здоровьесбережения как основания организации сохраняющего здоровье образовательного процесса и формирования культуры здоровья личности.
10. Структура интеллекта (интеллектуальной одаренности) по М.А.Холодной, интеллектуальные способности, их развитие в образовательном процессе.
11. Интеллектуальные критерии (интенции), интеллектуальный контроль, их
функции в процессе интеллектуальной деятельности.
12. Когнитивный опыт: когнитивные схемы, способы кодирования информации,
семантические структуры, психические понятийные структуры, их развитие
в процессе жизнедеятельности личности, его актуализация в процессе жизнедеятельности личности, индивидуальности.
13. Интеллектуальное развитие личности в системе непрерывного образования. Условия сохранности интеллекта.
14. Развитие творческого потенциала личности, в т.ч. воображения и фантазии.
15. Профессиональное становление и развитие личности в системе непрерывного
профессионального образования, в жизнедеятельности в целом.