Транзакционные издержки уменьшают энтропию - меру неопределенности сделки.
63. Как можно охарактеризовать национальные материальные, финансовые и информационные потоки периода последнего кризиса?
64. Что такое документ?
Докуме́нт(от лат. documentum — «образец, свидетельство, доказательство») — материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве. (Вики)
В узком смысле документ — облеченный в определенную форму информационный продукт, удостоверяющий наличие фактов определенного значения. (Удостоверение, счет, билет в кино…)
В широком смысле книга, скульптура, картина маслом, клавир оперы… - документы.
Документ – это фиксированный итог информационного процесса.
В случае, если формат этого итога соответствует принятым национальным, отраслевым или корпоративным стандартам, документ может быть юридическим или экономическим (финансовым).
Свободный формат представления более характеризует информационный документ (например, артефакт).
- Представьте экономический документ.
Экономический документ:
- Общая часть (название, перечень общих реквизитов)
- Предметная часть
- Оформительная часть (атрибуты, придающие документу юридическую силу)
Показатели: реквизиты признака, реквизиты значения
- Опишите жизненный цикл документа.
Принимается решение о создании: определяется адресат, содержание, формат, статус…
Создание согласно формату и статусу.
Верификация: визирование, подпись, печать,…
Отправка согласно формату и статусу.
Получение адресатом: регистрация, определение статуса и формата ответа …
Использование адресатом для принятия решения по сути (исполнить, проигнорировать, подождать…) и ответа.
Архивирование.
- Что такое документооборот.
ЖЦ документа – это, по сути – документооборот, который можно автоматизировать.
Документооборот – это структурированный процесс, моделирующий жизненный цикл документа.
Документооборот и управление контентом.
- Что такое автоматизация документооборота?
Для обеспечения информационных процессов корпорации применяются также специальные ИС: ECM – Enterprise Content Management, позволяющие работать как с традиционными документами, так и с неструктурированной (аудио-, видео-) информацией.
IBM Lotus Web Content Management, 1C-Битрикс, Microsoft SharePoint Server 2010
Gartner определяет современные ECM-системы как реализующие следующие ключевые компоненты (Вики):
• Управление документами — экспорт/импорт, контроль версий, безопасность и службы библиотек для деловых документов.
• Управление образами документов (Document Imaging) — захват, преобразование и управление бумажными документами.
• Управление записями (или, в соответствии с последним переводом стандарта IEEE 15489 — ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, «управление документами») — долгосрочное архивирование, автоматизация политик хранения и соответствия нормам регулирующих органов, обеспечение соответствия законодательным и отраслевым нормам.
• Управление потоками работ (Workflow)— поддержка бизнес-процессов, передача контента по маршрутам, назначение рабочих задач и состояний, создание журналов аудита.
• Управление веб-контентом (WCM) — автоматизация роли веб-мастера, управление динамическим контентом и взаимодействием пользователей.
• Управление мультимедиаконтентом (DAM) — управление графическими, видео и аудиофайлами, различными маркетинговыми материалами, например, флеш-баннерами, рекламными роликами.
• Управление знаниями (Knowledge Management) — поддержка систем для накопления и доставки релевантной для бизнеса информации.
• Документо-ориентированное взаимодействие (Collaboration) — совместное использование документов пользователями и поддержка проектных команд.
69. Для чего нужны ИБС? Как они влияют на операционную эффективность и конкурентное преимущество компании?
Конкурентное преимущество
• Структурные преимущества (например, масштаб)
• Наличие первоклассных поставщиков и каналов реализации
• Накопленные знания в ключевых видах деятельности
• Выбор цепи создания стоимости
Операционная эффективность
• Удельные затраты
• Качество и управление им
• Управление финансами, налоги, бухгалтерский учет
• Зрелость бизнес-процессов
70. Что такое ИТ –интенсивные информационные системы?
ИТ-интенсивные прикладные системы - системы автоматизации отдельных операций основных бизнес-процессов, использующие сложные математические модели, требующие больших вычислительных мощностей, предоставляемых суперкомпьютерами.
Высокое разнообразие технологий и моделей
Примеры – системы автоматизированного проектирования (САПР), системы рендеринга в кинопроизводстве, системы геологического моделирования, прогноз погоды, синтез новых материалов, системы моделирования краш-тестов, системы массового обслуживания и т.д.
71. Что такое суперкомпьютеры? Для чего они применяются? Как измеряется их быстродействие?
• Один триллион операций в секунду – один терафлопс ( )
• 1000 терафлопс = 1 петафлопс ( ) – 1 квадриллион о/сек.
• 1000 петафлопс = 1 экзафлопс ( ) – 1 квинтиллион о/сек.
• 1000 экзафлопс = 1 зеттафлопс ( ) – 1 секстиллион о/сек.
• 1000 зеттафлопс = 1 йоттафлопс ( ) – 1 септиллион о/сек.
FLOPS (также flops, flop/s, флопс или флоп/с) (FLoating-point Operations Per Second, произносится как флопс) — единица, используемая для измерения производительности компьютеров, показывающая, сколько операций с плавающей запятой в секунду выполняет данная вычислительная система.
72. Какие суперкомпьютеры имеются в МГУ?
В МГУ установлены суперкомпьютеры:
• Blue Gene 27.9 Тфлоп (ВМК)
• Чебышев 60 Тфлоп (НИВЦ)
• Ломоносов 420 Тфлоп (НИВЦ)
Участвуют в проектах по геологии и фармакологии.
В Сарове, Саровский ядерный центр в марте 2011 запущен суперкомпьютер на один ПЕТАФЛОП.
В Китае в 2011г. запущен СК TIANHE-1A – 2.57 Петафлоп из китайских компонентов.
Самым мощным в мире суперкомпьютером по версии составителей Top500 в 2012 году является IBM Sequoia, расположенный в США. В ходе теста он показал производительность в 16,32 петафлопс
73. Приведите примеры применения систем автоматизированного проектирования (САПР).
• Создание чертежей
• Инженерные расчеты
• Генерация программ для CAM-систем
74. Объясните, почему без CAD/CAM – систем невозможно производство компьютеров и высокотехнологичных устройств?
ИТ-сервисы | Входы | Выходы | Выгоды |
Генерация CAD/CAM программ | Исходная техническая документация о схемах | Программа для физической реализации печатной платы | Принципиально новая технология создания приборов и компьютеров, дающая жизнь новым продуктам |
75. Что такое рендеринг? Приведите примеры предпринимательских результатов применения рендеринга.
Создание визуально полноценных изображений по контурным схемам
ИТ-сервисы | Входы | Выходы | Выгоды |
Создание динамических изображений | Контурные схемы действующих лиц, реквизита, стилей, способов… | Отдельные сюжеты или полнометражные фильмы: Звездные войны - АВАТАР | Создание принципиально новых продуктов в кинематографе в формате 3-4D |
76. Опишите модель оценивания трудоемкости вычислений при создании 3Д-модели нефтяного месторождения. Дайте оценку числа вычислений параметров одной точки 3Д-модели в сетке 100*100*100.
Рассмотрим пример: имеется природный подземный нефтяной резервуар. Надо оценить запасы нефти.
Представим этот резервуар, как помещенный в куб. По каждой стороне сделаем 100 точек отсчета: сетка 100Х100Х100. В каждой точке надо вычислить от 5 до 20 функций: давление, температуру, концентрацию компонент (вода, нефть, газ,…). Значения каждой функции находятся как решения нелинейных уравнений в результате 200 – 1000 арифметических операций. Еще надо оценить изменение системы во времени – + 100 -1000 шагов.
Что получается?
100х100х100(точек сетки)х10(функций)х500(операций)х500(шагов по времени) = 2.5 триллиона арифметических операций для выполнения ВСЕГО ОДНОГО РАСЧЕТА!
77. В каких единицах оценивается быстродействие суперкомпьютеров?
• Один триллион операций в секунду – один терафлопс ( )
• 1000 терафлопс = 1 петафлопс ( ) – 1 квадриллион о/сек.
• 1000 петафлопс = 1 экзафлопс ( ) – 1 квинтиллион о/сек.
• 1000 экзафлопс = 1 зеттафлопс ( ) – 1 секстиллион о/сек.
• 1000 зеттафлопс = 1 йоттафлопс ( ) – 1 септиллион о/сек.
FLOPS (также flops, flop/s, флопс или флоп/с) (FLoating-point Operations Per Second, произносится как флопс) — единица, используемая для измерения производительности компьютеров, показывающая, сколько операций с плавающей запятой в секунду выполняет данная вычислительная система.
78. Как выглядит представление числа с плавающей запятой?
Число с плавающей запятой состоит из:
• Мантиссы (выражающей значение числа без учёта порядка)
• Знака мантиссы (указывающего на отрицательность или положительность числа)
• Порядка (выражающего степень основания числа, на которое умножается мантисса)
• Знака порядка
Нормализованная запись, в которой мантисса десятичного числа принимает значения от 1 (включительно) до 10 (не включительно), а мантисса двоичного числа принимает значения от 1 (включительно) до 2 (не включительно).
В такой форме любое число (кроме 0) записывается единственным образом.
Поэтому, представление чисел в информатике предусматривает специальный признак (бит) для числа 0.
79. Что такое «Большие Данные (Big Data Problem)»?
Технология Big Data помогает раскрыть коммерческий потенциал мегамассивов данных за счет поиска ценных закономерностей и фактов путем объединения и анализа больших объемов данных произвольной природы
80. Какие перспективы интеллектуального анализа больших данных для бизнеса Вам известны?
Под Big Data Analysis понимается решение задач, связанных с обработкой большого количества данных произвольной природы из распределенных источников.
Исследования, проведенные профессором MIT E.Brynjolfsson
и двумя его коллегами в 2011 году, показали, что анализ и прогнозирование на основе больших данных берется на вооружение корпоративной Америкой. Они изучили 179 крупных компаний и обнаружили, что те из них, кто взял в последние год-полтора на вооружение интеллектуальный анализ больших данных получил немедленное улучшение экономических показателей на 5-6%.
С учетом оборота и размеров этих компаний это очень и очень много и показывает сумасшедшую рентабельность вложений в интеллектуальный анализ больших данных.
Вывод: Big Data Analysis ― потенциальный источник серьезного повышения конкурентоспособности компаний
- Каковы оценки 2012 года ежегодного прироста объемов хранимой в памяти компьютеров информации в мире?
- Как, по оценке 2012 года, растут глобальные затраты на ИТ в мире?
83. Представьте основные ИТ-сервисы АСУ ТП.
Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП) — комплекс программных и технических средств, предназначенный для автоматизации управления технологическим оборудованием на предприятиях. Может иметь связь с автоматизированной системой управления предприятием (АСУ П=MRPII). Под АСУ ТП обычно понимается комплексное решение, обеспечивающее автоматизацию основных технологических операций на производстве в целом или каком-то его участке, выпускающем относительно завершенный продукт. Термин автоматизированный в отличие от термина автоматический подчеркивает возможность участия человека в отдельных операциях, как в целях сохранения человеческого контроля над процессом, так и в связи со сложностью или нецелесообразностью автоматизации отдельных операций.
Типичные ИТ-сервисы:
• Визуализация информации о работе технологической системы/установки
• Предупреждение о критических или опасных режимах работы
• Автоматическое предотвращение развития предаварийных ситуаций
• Регистрация состояния системы/установки и действий персонала
• Поддержание оптимальных параметров работы системы/установки
• Предотвращение ошибочных действий персонала
- Приведите примеры применения промышленной автоматики и роботов.
Промышленная автоматика — общее название разнообразных механических, электрических, пневматических, гидравлических и электронных устройств, применяемых для автоматизации технологических процессов, дискретных, непрерывных и гибридных производств - ТЭЦ, конвейеров, станков с числовым программным управлением, промышленных роботов, зданий, а также транспортных средств и транспортной инфраструктуры, систем логистики.
• Концерн «Росэнергоатом»
Комплекс технологической защиты предназначен для реализации технологических защит реакторной установки. Технологические защиты – одна из подсистем АСУ ТП энергоблока. Технологические защиты – это определенные действия систем безопасности для устранения условий, вызывающих нарушение режима нормальной эксплуатации, а также для защиты дорогостоящего оборудования.
• ОАО Ульяновскнефть. Описание технологического процесса:
Установка подготовки нефти УПН-500 предназначена для подготовки сырой обводненной нефти группы месторождений Ульяновской области к транспортировке.
Подготовка нефти заключается в обезвоживании и обессоливании с целью подготовки ее к транспортировке, а также дегазации с целью снижения упругости паров.
• Заказчик: Барнаульский театр драмы им. Шукшина, г. Барнаул.При реконструкции Барнаульского театра драмы им. Шукшина была разработана система управления сценической механизацией.
Решаемые задачи:
Назначение системы заключается в автоматизированном управлении приводами лебедок штанкетного, софитного и точечного подъемов, управление приводами сценического круга и кольца, сценического и защитного пожарного занавесей.
- Приведите пример совместного использования роботов и 3Д-принтеров.
- Какие новые продукты и целые отрасли появились благодаря АСУ ТП?
87. Что такое интеграция и какова ее роль в создании ИБС?
• Технологическая;
• По приложениям;
• По принятию решения.
- Что такое интеграция на уровне технологии?
- Что такое интеграция приложений?
- Объясните понятие масштаба ИБС.
• Характеристики масштаба: число пользователей и обеспечиваемая функциональность
• Масштаб и масштабируемость – стратегические характеристики информационной системы
• Локальные, малые, средние и ERP-системы
Масштаб – это термин информационных систем.
Масштабируемость информационной системы – это способность информационной системы расширяться, удовлетворять большему числу пользователей.
По масштабам информационные системы делятся на 4 категории: малые, средние, крупные, огромные.
1) Малые информационные системы (Low end PC) – локальные системы.
Локальные системы - системы с небольшими функциональными возможностями для малых предприятий, которые могут работать даже на персональных компьютерах.
Люди, имеющие маленькое производство, занимающиеся маленьким бизнесом, могут сами написать для себя систему, которая помогает им выполнять наиболее часто встречающиеся и рутинные работы, в том числе решение некоторых аналитических задач, хранение данных, представление специфических данных и т.д.
Примеры локальных систем: 1C, ИНФИН, ПАРУС.
2) Малые интегрированные системы (Middle end PC). Охватывают большое число функций. Их внедрение требует специальных консультантов. Работают на малых масштабах, могут работать без сети.
По сравнению с предыдущим случаем масштаб увеличивается, появляется учёт не только бухгалтерский, но и финансовый и управленческий, появляется функция учёта материалов и т.д. Функциональность растёт, появляются гораздо более мощные рабочие станции. Но это всё ещё малые интегрированные системы.
Примеры малых интегрированных систем: PLATINUM, SCALA, ГАЛАКТИКА, БОСС-КОРПОРАЦИЯ, ЭТАЛОН.
3) Средние интегрированные системы (High end PC) – системы, охватывающие много функций и много пользователей. Обязательна сетевая конфигурация. Сложное внедрение.
Если для локальной сети можно самостоятельно установить системы, следуя инструкциям по установке, то, чем дальше мы поднимаемся по масштабу, тем сложнее это внедрение.
Примеры средних интегрированных систем: I.D.EDWARDS, PEOPLE SOFT.
4) Крупные интегрированные системы (Enterprise Resource Planning (ERP)).
Огромные (ERP) системы позволяют осуществлять полное управление и контроль крупными организациями.
Примеры крупных интегрированных систем: SAP R/3, ORACLE APPLICATION, BAAN.
91. Локальные, малые, средние и крупные (ERP) ИБС. Примеры. Назовите, какие отечественные и зарубежные информационные системы разного масштаба, применяются для управления предприятием.
Локальные ИС обслуживают индивидуального пользователя, работающего без сети с конкретной функциональной подсистемой.
Малые ИИС работают с небольшим количеством пользователей с ограниченной функциональностью.
Средние ИИС работают с полной функциональностью и сравнительно небольшим количеством пользователей.
Принято считать (2001 год), что к малым и средним ИИС относятся те ИС, внедрение которых требует не более полумиллиона долларов США.
Крупные ИИС или ИСУ обеспечивают полную функциональность для большого количества пользователей. Обычно к крупным ИИС относят так называемые ERP-системы (Enterprise Resource Planning Systems – системы планирования ресурсов предприятия) – хронологически предшественниками которых были: в 60-е годы - MRP (Material Requirement Planning – системы планирования материальных ресурсов предприятия, системы управления запасами) и MRPII (Manufacturing Resource Planning – системы планирования производственных ресурсов предприятия) системы в конце 70-х - начале 80-х. В связи с развитием электронного бизнеса появляется новая разновидность – ERPII, представляющая ERP-системы, снабженные средствами подготовки и принятия решений в среде интернет. Современные ЕRР-системы фактически представляют собой архитектурную основу (backbone) для интеграции всех работающих ИС организации.
92. Опишите технологические и предпринимательские выгоды применения ИБС.
• Технологические выгоды – это выгоды, полученные от внедрения информационных технологий, без реинжиниринга бизнес-процессов.
• Предпринимательские выгоды – это выгоды, полученные от внедрения информационных технологий, благодаря реинжинирингу бизнес-процессов.
• Иногда – эти выгоды трудно разделить – дуализм выгод.
Технологические выгоды:
• Снижение аварийности систем/установок
• Сокращение времени переналадки оборудования
• Снижение потребления сырья, материалов, электроэнергии и т.д.
• Снижение трудозатрат на управление оборудованием, его ремонт и наладку
• Повышение выхода готовой продукции
Предпринимательские выгоды
• Повышение качества готовой продукции;
• Создание технологий, в принципе неработоспособных при ручном управлении (супермаркет, атомный реактор, «неустойчивый» самолет)
93. Опишите основные этапы эволюции ИБС от MRP до TEI.
• 60-е гг. – MRP (Materials Requirement Planning) – Планирование потребности в материалах, ИТ-сервисы, позволяющие построить график поставок материалов и комплектующих (покупных или собственного производства), исходя из графика отгрузки готовой продукции. Oliver Wight– концепция автоматизации управления запасами
• 70-е гг. – MRP II (Manufacturing Resources Planning) – планирование производственных ресурсов: ИТ-сервисы, позволяющие не только построить график поставок, но и распределить его по производственным мощностям, а также определить себестоимость конечной продукции, исходя из цен задействованных ресурсов. Oliver Wight – необходимость учета финансовых и людских ресурсов
• Зарождение современных методов управления промышленными предприятиями связывают с именами Фредерика Тейлора и Генри Гантта.
Их работы легли в основу научных дисциплин, возникших в первой половине ХХ века: Industrial Engeneering (Организация Промышленного Производства) и Operations Research (исследование операций), впервые описавших формальные методы управления производством.
Генри Лоуренс Гантт (Henry Laurece Gantt 1861-1924) – диаграммы Гантта.
Ученик Фредерика Тейлора (Frederick Winslow Taylor 1856 – 1915) – основоположника научной организации труда и менеджмента (автора «научной системы выжимания пота»). Рациональная интенсификация и разделение труда по Адаму Смиту (специализация) на основе его (Тейлора) методики обеспечила конкурентное преимущество конвейерам заводов Генри Форда.
• Зарождение принципов оптимизации в экономике.
• Леонид Витальевич Канторович,
1912 – 1986.
«Математические методы организации и планирования производства», 1939. Нобелевская премия по экономике 1975 г. (с Т.Купмансом) за «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов».
Фанерный трест.
Принципы математического программирования.
Оптимальный план и двойственные оценки.
• С.М.Джонсон (1954) – задача календарного планирования о распределении N работ для выполнения на ДВУХ станках. Предложил алгоритм решения.
Такая же задача для ТРЕХ станков принадлежит к классу NP-сложных, т.е. таких, точное оптимальное решение для которых можно получить только полным перебором возможных вариантов.
Задача коммивояжера, о рюкзаке, о расписании, шахматах, прогнозе погоды…
Роль прогресса вычислительной техники.
• 90-е гг.- ERP (Enterprise Resources Planning) – планирование ресурсов предприятия, дополняющее MRP II ИТ-сервисами планирования людских ресурсов, а также планированием технического обслуживания, экологических мероприятий и т.д. Gartner group.
• 2000-е гг. – TEI (Total Enterprise Integration) – общая интеграция предприятия, дополняющая ERP ИТ-сервисами финансового планирования, маркетинга, управления спросом, интеграции цепочки поставок (SCM), взаимоотношений с покупателями (CRM), разработки новых продуктов и т.д., сервисы MRP/CRP заменяются на усовершенствованные процедуры APS (Advanced Planning and Scheduling)
94. Представьте основные ИТ-сервисы MRP.
Стандарты MRP:
• Определение номенклатуры заказа
• Создание заказа на необходимое количество
• Создание заказа на необходимую дату
• Создание заказа в нужный момент времени
MRP = ППМ (Планирование Потребности в Материалах)
95. Что является входом MRP – систем? Их выходом?
96. В чем состоит процедура разузлования в MRP?
97. Что такое Bill of Material?
Алгоритмы MRP:
• X – план производства (план-график)
• Y – материальные ресурсы, необходимые для выполнения плана Х (BOM: Bill of Material – Разузлование).
• S - справочники (номенклатуры, рецептуры, спецификации…)
• T – технологические требования
• R - регламенты
X => (S, T, R) => Y
Основная задача MRP:
• Определение номенклатуры и объемов материальных ресурсов Y для выполнения производственного задания Х, исходя из условия минимизации складских запасов
• Дополнительные ограничения: заданный уровень страховых запасов, размер партии поставок компонентов и материалов
Итоги работы MRP – ППМ – системы:
• Результатом работы MRP-ППМ-планирования является соответствующая отчетность, в частности, необходимая спецификация, план поставки ресурсов (Bill of Material), а также так называемые сообщения об исключениях (MRP Exception Report).
• Существует целый набор таких сообщений. В них система «предлагает» перенести уже утвержденные заказы, утвердить запланированные заказы и т.д.
98. Что стало основой для появления алгоритмов Just in Time (JIT)?
Выгоды управления цепочками поставок c помощьюSCM – систем:
- ускорение оборота, сокращение материальных запасов на складах и общей стоимости хранения продукции;
- повышение управляемости процессов логистики;
- возможности реализации эффективных методов организации поставок, например – JIT;
- повышение удовлетворенности заказчиков;
- гибкость проектирования, а также высокая скорость вывода продуктов в серию и снятия их с производства в соответствии с требованиями заказчиков и рынка;
- сохранение высокого качества продуктов, несмотря на передачу больших объемов работ внешним подрядчикам.
99. Что такое диаграмма Гантта? Как она применяется при планировании производства?
Она позволяет планировать производство. Показывает длительность каждого действия.
100. Какие информационные системы позволяют оптимизировать выполнение планового задания, описанного с помощью диаграммы Гантта?
MES-системы (Manufacturing Execution Systems) – Системы оперативного планирования производства.
Призваны обеспечивать баланс между заказами на продукцию и возможностями их выполнения в рамках имеющихся технологических возможностей за счет оптимизации расписаний исполнения операций выполнения заказа.
MES (сокр. от англ. Manufacturing Execution System) — производственная исполнительная система. Системы такого класса решают задачи синхронизации, координируют, анализируют и оптимизируют выпуск продукции в рамках какого-либо производства.
Призваны обеспечивать баланс между заказами на продукцию и возможностями их выполнения в рамках имеющихся технологических возможностей за счет оптимизации расписаний исполнения операций выполнения заказа.
Что делают MES-системы?
Активация производственных мощностей
• Отслеживание производственных мощностей
• Сбор информации, связанной с производством от
¨ Систем автоматизации производственного процесса
¨ Датчиков
¨ Оборудования
¨ Персонала
¨ Программных систем
• Отслеживание и контроль параметров качества
• Обеспечение персонала и оборудования информацией, необходимой для начала процесса производства
• Установление связей между персоналом и оборудованием в рамках производства
• Установление связей между производством и поставщиками, потребителями, инженерным отделом, отделом продаж и менеджментом
- Какова связь MRP с SCM?
SCM (Supply Chain Management — управление цепочками поставок).
Системы SCM предназначены для автоматизации и управления всеми этапами обеспечения предприятия материальными ресурсами (входящая логистика), а также – для решения задач доставки продукции клиентам (выходящая логистика).
Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара.
Цепочка поставок– множество экономических агентов: производящие предприятия, центры оптовой торговли или дистрибуции, транспортные организации, люди - объединяющихся для выполнения заказа на поставку товара или услуги.
В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:
• SCP — (Supply Chain Planning) — планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
• SCE — (Supply Chain Execution) — исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.
RFQ – (Request for Quatation) – приглашение поставщиков на торги
Основная задача SCM –систем – обеспечить эффективную реализацию MRP – решения:
• Определение потребности
• Оформление заказа
• Размещение заказа
• Исполнение заказа
• Доставка заказа
• Получение заказа
SCM-системы являются логическим развитием MRP, создающим полный набор ИТ-сервисов, обеспечивающих логистические процессы.
102. Каковы основные ИТ-сервисы SCM?
103. Какие дополнительные ИТ-сервисы к MRP появляются в MRPII?
ИТ-сервисы MRPII:
• Планирование продаж и производства (SOP - Sales and Operation Planning).
• Управление спросом (DM - Demand Management).
• Составление плана производства (MPS - Master Production Scheduling).
• Планирование потребностей в материалах (MRP - Material Requirement Planning).
• Спецификация продуктов (BOM - Bill of Materials).
• Управление складом (ITS - Inventory Transaction Subsystem).
• Плановые поставки (SRS - Scheduled Receipts Subsystem).
• Управление на уровне производственного цеха (SFC - Shop Flow Control).
• Планирование производственных мощностей (CRP - Capacity Requirement Planning).
• Контроль входа/выхода (IOC - Input/Output Control).
• Материально-техническое снабжение (Purchasing).
• Планирование распределения ресурсов (DRP - Distribution Resourse Planning).
• Планирование и контроль производственных операций (TPC - Tooling Planning and Control).
• Финансовое планирование (FP - Financial Planning).
• Моделирование (Simulation).
• Оценка результатов деятельности (PM - Performance Measurement).
104. Приведите примеры ИТ-сервисов ERP, которых нет в MRPII?
Основные ИТ-сервисы ERP-систем:
Сервисы MRP II, кроме того:
• Управление финансами, Ведение многовалютного финансового учета
• Определение текущих и перспективных потребностей в рабочих местах
• Формирование графика обслуживания оборудования (EAM)
• Управление производством (MES)
• Ведение экологического мониторинга
105. Почему внедрение ИБС может закончиться неудачей?
• Говоря просто, ERP-системы предоставляют в распоряжение пользователей лучший опыт (best practice) выполнения профессиональных задач, например, в области финансов, кадров, производства, управления складами. Для того, чтобы максимально использовать возможности, предоставляемые программными продуктами, нужно, чтобы использующие их специалисты обязательно следовали предписанным ими (программами) требованиям. Если специалисты разных подразделений компании использующих внедряемую ERP –систему, не согласятся с тем, что способы работы предполагаемые этой системой гораздо лучше существующих, они будут сопротивляться использованию предлагаемой системы или требовать, чтобы изменить новое ПО для его соответствия тому, как они работают в настоящее время.
• Вот здесь рушатся ERP-проекты. ИТ-специалисты тонут в трясине долгих, дорогих попыток адаптации (customization) ПО устанавливаемой ERP-системы для удовлетворения запросов заказчиков. Адаптированное ПО, в конце концов устанавливаемое в компании, менее надежно, сложнее в поддержке. Работа с такой ERP-системой может привести к полной остановке бизнеса.
• ИТ способно находить ошибки достаточно быстро и, кроме того, некоторые большие компании могут избежать адаптации ERP-системы, обладая уникальными методами работы и бизнес-процессами, которые вендор в принципе не мог предвидеть и смоделировать при создании ПО. Ошибка, которую делают многие компании состоит в том, что они полагают, что изменить привычки людей гораздо проще, чем адаптировать ПО. Заставить специалистов компании использовать информационную систему, чтобы улучшить свою работу – задача гораздо более трудная. Если ваша компания сопротивляется изменениям, внедрение ERP скорее всего провалится.
• Есть прекрасная предостерегающая история образца 2008 года, показывающая как иногда различаются то, что обещает вендор ERP предоставить с помощью своей системы, и то, что он реально обеспечивает сразу после внедрения. Компания, занимающаяся утилизацией мусора Waste Management (США), подала в марте 2008 года в суд на компанию SAP, с требованием компенсации $100 млн. проектных расходов, понесенных в связи с провалившимся внедрением системы, длившемся с 2005 года. В судебной заявке Waste Management обвиняет SAP в том, что руководство SAP участвовало в мошеннической схеме продажи своего продукта SAP’s Waste and Recycling ERP, на деле являвшимся фальшивым программным обеспечением, не готовым к использованию компанией Waste Management весной 2008 года.
Дело завершилось 5 мая 2010 года мировым соглашением сторон, условия которого не разглашаются.
Претензия ORACLE к SAP на 1.3 млрд. долларов США. 2 сентября 2011 судья Ф.Хамилтон
назвала иск grossly excessive и определила ущерб от $408.7 million до $272 million.
106. Что такое CRM-система? Каковы ее основные ИТ-сервисы?
CRM – Customer Relationship Management (системы управления взаимоотношением с клиентами)
• CRM - Customer Relationship Management – системы управления взаимодействием с клиентами.
• Сегодня типичная CRM-система предназначена для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём поиска, хранения, обработки и представления информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними.
• PriceWaterhouseCoopers: СRM - это стратегия, нацеленная на создание долговременных и прибыльных взаимоотношений с Заказчиками через понимание их индивидуальных потребностей.
Классификация CRM-систем:
• по целевому использованию: оперативное, аналитическое, коллаборационное
• по отраслям (банковский сектор, финансы, фармацевтика, туризм…)
Основные ИТ-сервисы оперативных CRM:
• Маркетинг
• Организация продаж (SFA – Sales Force Automation), электронная торговля.
• Организация сервисного обслуживания и отношения с клиентами