Влияние информационных технологий на транзакционные издержки

Понятие информационных технологий давно находит отражение в экономических теориях. Так, в микроэкономике IT считаются таким же ресурсом, как капитал и рабочая сила, а в теории транзакционных издержек утверждается, что информационные системы могут способствовать минимизации внешних и внутренних транзакционных издержек.

И действительно, информационные технологии вполне способны оказывать влияние на протекание экономического процесса. Новейшие IT и использование возможностей сети Internet и других крупных локальных информационные сетей позволяют минимизировать издержки производства и обращения, существенно сократить время на модернизацию и перепрофилирование производства, и выведение на рынок новых продуктов и услуг. IT непосредственно влияют на функционирование организационной базы рыночной структуры, (субъекты рынка и их техническое оснащение), её материальной базы (торговые предприятия, складское хозяйство, транспортные системы), информационной базы и средств связи, кредитно-расчетной и нормативно-правовой базы. Большое влияние оказывают информационные технологии и на кадровую базу рыночной инфраструктуры, диктуя новые требования к навыкам в профессиональном обращении с ЭВМ и работе в рамках сети при приеме на работу и продвижении по служебной лестнице.

Вышеперечисленные примеры показывают, что влияние информационных технологий на экономическую деятельность очень и очень велико. Логично, что инвестирование в IT способно сделать бизнес более современным, а значит, и прибыльным. Тем не менее, в середине 80х годов прошлого столетия появились новые работы исследователей, которые ставили под сомнение эффективность IT и целесообразность инвестиций в данную сферу. Появившийся в экономической литературе «парадокс производительности IT» нобелевского лауреата Роберта Соллоу провозглашал: «Мы видим компьютерный век везде, кроме статистики производительности». Работы многочисленных западных исследователей указывали на то, что связи между инвестициями фирм в IT и производительностью фирм, равно как и её результативностью, фактически нет, эмпирически установить её не удаётся. Несмотря на то, что конец 90-х годов был ознаменован периодом бурного роста рынка IT, поставщики не брали на себя ответственности за конкретные экономические оценки будущего эффекта от их использования. Результатом такой практики нередко являлось отношение к информационным технологиям как к затратному подразделению, расходы на которое не влияют на конкурентоспособность и прибыльность. Позицию многих предпринимателей в тот период можно было описать ёмкой фразой: «в чём-то польза от IT есть, но непонятно, в чём конкретно».

Сегодня, однако, специалисты находят объективные (а не основанные на веянии моды) подтверждения гипотезы о положительном влиянии информационных технологий на деятельность компании. Далее я бы хотела привести некоторые из них. Речь пойдёт о IT как способе снижения транзакционных издержек, а также об использовании IT как технологии общего назначения.

Итак, в то время как в отношении мирового сообщества к внедрению информационных технологий в производство начал просматриваться скептицизм, американский специалист Пол Страссман смог обнаружить такой бизнес-показатель, с которым у ИТ-бюджетов наблюдалась столь желанная для компаний положительная корреляция. Им оказалась группа затрат на управление и администрирование, продвижение и поддержку продаж - Sales, General&Administrative (SG&A). Основу данной группы составляют зарплата менеджмента, административного персонала, продавцов, затраты на сбыт и маркетинг, а также на услуги третьих фирм в управленческой сфере и так далее. Было обнаружено, что чем выше параметр SG&A, тем чувствительнее к нему объём затрат на IT, то есть рост SG&A положительно связан с ростом бюджета IT-компаний.

Рассматриваемая группа затрат на управление и администрирование, продвижение и поддержку продаж связана именно с транзакционными издержками - расходами на управление трансакцией (сделкой), на сбор информации, её анализ, последующие переговоры и согласования. Эта работа, на которую затрачивается время руководителей и административного аппарата, время и заработная плата сотрудников компании, средства на маркетинг является частью транзакционных издержек. Поэтому на основе исследований Пола Страссмана можно говорить о том, что успешное использование IT приводит к локальному снижению SG&A, а значит, и транзакционных издержек.

Наши рекомендации