Японская и американская модели менеджмента
Традиционно российская школа управления испытывает влияние американской и японской управленческих школ и сама также оказывает влияние на них.
Особенно важным становится изучение и сравнение этих школ в связи с акцентом в России на малый бизнес.
В США половина работающих занята на малых предприятиях, а в Японии – 9/10 трудоспособного населения также занято в малом бизнесе.
Япония | США | |
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия | Индивидуальный характер принятия решения | |
Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность | |
Гибкая индивидуальная для организации структура управления | Строго формализованная структура управления | |
Неформальная организация контроля | Четко формализованная процедура контроля | |
Коллективный контроль | Индивидуальный контроль руководства | |
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост | Быстрая оценка результатов труда и ускоренное продвижение по службе | |
Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль | Главное качество руководителя – профессионализм и инициатива | |
Ориентация управления на группу | Ориентация управления на отдельную личность | |
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату | Оценка результатов по индивидуальным показателям | |
Неформальные отношения с подчиненными | Формальные отношения с подчиненными | |
Продвижение по службе осуществляется по старшинству и стажу работы | Деловая карьера обуславливается личными результатами | |
Подготовка руководителей универсального типа | Подготовка узкоспециализированных руководителей | |
Оплата труда по показателям работы группы и служебному стажу | Оплата труда по индивидуальным достижениям | |
Долгосрочная занятость руководителя в фирме | Наем на работу на короткий период |
Общее
1. Во всех случаях менеджер должен уметь:
- правильно говорить, чтобы его поняли подчиненные без двусмысленности в постановке задач
- учитывать возраст, психологию, опыт и темперамент при работе с людьми, слушать и понимать собеседника
- грамотно, сжато, понятно и аргументировано писать
- быстро читать и усваивать суть проблемы и профессионально принимать решения
- быть организованным и четким в работе.
Процесс принятия управленческого решения
1. Природа процесса принятия решений.
2. Виды управленческих решений.
3. Рациональные решения.
Природа процесса принятия решения
Решение – это выбор альтернативы.
Ответственность за принятие важных организационных решений – это тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.
Руководитель не может принимать непродуманных решений.
Принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений – это часть каждодневной работы менеджера. Компетентность в данной области отличает эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги. В области принятия решений Минцберг выделил 4 роли руководителя:
1) предприниматель;
2) специалист по исправлению нарушений в работе;
3) распределитель ресурсов;
4) специалист по достижению соглашений.
Все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер
Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
Цель организационного решения – это обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится вывод, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Виды управленческих решений
Организационные решения можно классифицировать на запрограммированные и незапрограммированные.
Запрограммированное решение – это результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Число возможных альтернатив при этом ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Примером такого типа решений могут служить управленческие решения на основе нормативов. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений.
Незапрограммированные решения. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Руководителю в этом случае необходимо разработать процедуру принятия решения. При этом надо иметь в виду, что принятое решение может иметь и отрицательные последствия. Эффективно работающий руководитель принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов, оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного эффекта. Концепция компромиссов постоянно должна применяться менеджерами.