Японская и американская модели менеджмента

Традиционно российская школа управления испытывает влияние американской и японской управленческих школ и сама также оказывает влияние на них.

Особенно важным становится изучение и сравнение этих школ в связи с акцентом в России на малый бизнес.

В США половина работающих занята на малых предприятиях, а в Японии – 9/10 трудоспособного населения также занято в малом бизнесе.

Япония США  
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Индивидуальный характер принятия решения  
Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность  
Гибкая индивидуальная для организации структура управления Строго формализованная структура управления  
Неформальная организация контроля Четко формализованная процедура контроля  
Коллективный контроль Индивидуальный контроль руководства  
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Быстрая оценка результатов труда и ускоренное продвижение по службе  
Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль Главное качество руководителя – профессионализм и инициатива  
Ориентация управления на группу Ориентация управления на отдельную личность  
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату Оценка результатов по индивидуальным показателям  
Неформальные отношения с подчиненными Формальные отношения с подчиненными  
Продвижение по службе осуществляется по старшинству и стажу работы Деловая карьера обуславливается личными результатами  
Подготовка руководителей универсального типа Подготовка узкоспециализированных руководителей  
Оплата труда по показателям работы группы и служебному стажу Оплата труда по индивидуальным достижениям  
Долгосрочная занятость руководителя в фирме Наем на работу на короткий период  

Общее

1. Во всех случаях менеджер должен уметь:

- правильно говорить, чтобы его поняли подчиненные без двусмысленности в постановке задач

- учитывать возраст, психологию, опыт и темперамент при работе с людьми, слушать и понимать собеседника

- грамотно, сжато, понятно и аргументировано писать

- быстро читать и усваивать суть проблемы и профессионально принимать решения

- быть организованным и четким в работе.

Процесс принятия управленческого решения

1. Природа процесса принятия решений.

2. Виды управленческих решений.

3. Рациональные решения.

Природа процесса принятия решения

Решение – это выбор альтернативы.

Ответственность за принятие важных организационных решений – это тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.

Руководитель не может принимать непродуманных решений.

Принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений – это часть каждодневной работы менеджера. Компетентность в данной области отличает эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги. В области принятия решений Минцберг выделил 4 роли руководителя:

1) предприниматель;

2) специалист по исправлению нарушений в работе;

3) распределитель ресурсов;

4) специалист по достижению соглашений.

Все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер

Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Цель организационного решения – это обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится вывод, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Виды управленческих решений

Организационные решения можно классифицировать на запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированное решение – это результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Число возможных альтернатив при этом ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Примером такого типа решений могут служить управленческие решения на основе нормативов. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений.

Незапрограммированные решения. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Руководителю в этом случае необходимо разработать процедуру принятия решения. При этом надо иметь в виду, что принятое решение может иметь и отрицательные последствия. Эффективно работающий руководитель принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов, оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного эффекта. Концепция компромиссов постоянно должна применяться менеджерами.

Наши рекомендации