Средства обучения и тренировки в СИ.
Основное средство-физичупр.ФУ бывают:общеразвив,проф-прикладные,спортивными,восстановит,рекреационные,лечебные,профилактическими.Эти упр имеют разновидности: соревновательные или основные(вкл. упр. по технике,тактике.двусторонняя игра);тренировочные(общеразвив,подготовит и подводящие)
3.19.Виды подготовки в СИ.
Техничподгот в СИ. Понятием «техника» обозначают ход движений игроков, которые в рамках возможностей, установленных правилами игры, выполняются в каждой ситуации соревнования тактически целесообразно. Техника в движениях с мячом или без него подразделяется различно.
К технике без мяча можно причислить: собственно игровые основные позы, специфический для данной игры бег и оборонительную игру телом.
К технике с мячом причисляют: формы приема мяча (ловля, остановка, захват), отдача мяча или передача (пас поперек, наискось, навесной, обратный), удары по воротам, броски по воротам и в корзину (в играх с ответными ударами соответственно нападающие удары), ведение мяча (дриблинг) и обманные действия (финты), которые обнаруживают особенно тесную связь с индивидуальной тактикой.
Тактичподгот в СИ.Тактикав спортивной игре состоит из обусловленных ситуациями, целесообразных индивидуальных и коллективных действий при нападении и защите с целью достижения наилучшего результата. В коллективной тактике различают групповую и командную тактику. Индивидуальная тактика проявляется в выборе и применении технических элементов. Атакующие действия - за некоторым исключением - это все те меры, которые принимает команда, когда она владеет мячом; защитные действия - это меры, предпринимаемые в случае, если мячом владеет противник. Выбор тактики зависит от технического уровня игроков, от их физических качеств и тренированности, от тактики противника, т. е. от мер противника и уровня подготовленности его игроков, а также от внешних обстоятельств (условия погоды, положение в игре и др.). В каждой спортивной игре коллективная тактика выражается в значительной степени через применение системы игры. Под этим следует понимать определенное расположение и распределение задач команды на поле, т.е. основную форму ведения игры. В соответствии с расположением определяются функции игроков, при этом необходимо учитывать качества собственных игроков и особенности противника. Существуют системы нападения и защиты. В баскетболе можно назвать в качестве примера быстрое нападение (при малом количестве передач) и медленную или позиционную атаку. В качестве защитных систем почти во всех спортивных играх применяются прикрытие пространства (зонная защита) и прикрытие игрока. Признаками системы должны быть: простота, равновесие (между атакой и обороной), гибкость, правильное распределение сил и возможность быстрого перехода от обороны к атаке, и наоборот.
Теоретическая подготовка.Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний, необходимых для понимания сущности спорта и его социальной роли. В соответствующей возрасту форме занимающиеся должны ознакомиться с основными закономерностями спортивной тренировки, влиянием физических упражнений на организм. Одним из важнейших направлений теоретических занятий является воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за нее, формирование спортивного образа жизни.Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и бесед в начале учебно-тренировочного занятия или в форме объяснений во время отдыха. В учебно-тренировочных группах, кроме того, проводятся специальные занятия для теоретической подготовки в форме непродолжительных лекций, семинаров или методических занятий. Эффективность усвоения теоретико-методических знаний существенно повышается за счет использования учебных кино- и видеофильмов, мультимедийных пособий, рисунков, плакатов и других наглядных пособий.При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст учащихся и излагать материал в доступной им форме. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения о истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов, учебные пособия по обучению и начальной тренировке по плаванию, спортивные журналы и энциклопедии для детей и т.п. Весьма полезен коллективный просмотр и обсуждение телевизионных передач и статей в периодических изданиях на спортивную тематику, а также получение спортивной информации с помощью современных мультимедийных пособий и источников в Интернете.
Психологическая подготовка.Как правило, она выделяется в самостоятельный раздел подготовки лишь на этапе высшего спортивного мастерства. И здесь ведущую роль играет тренер. Лучшие тренеры обычно сами явл хорошими психологами.Главная задача психологич подготовки - формир и совершенствов спортивного, бойцовского хар-ра, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствов механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения. Формировнеобход личностных кач-в происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервно-психическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни вообще.Основными методами психологичподгот являются беседы тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приемов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий и поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки.В учебно-тренировочных группах основными задачами психологической подготовки являются развитие спортивно важных свойств характера и волевых качеств, необходимых для решения усложняющихся тренировочных задач, обучение приемам самоконтроля и умению управлять предстартовым состоянием на соревнованиях.В группах спортивного совершенствования основными задачами психологической подготовки являются развитие морально-волевых качеств характера, овладение приемами самовнушения и саморегуляции состояний во время соревнований и тренировок, развитие мотивации на достижение высших спортивных достижений.