Проектные технологии обучения старшеклассников
Всякое знание превращать в деяние. В. Н. Сорока-Росинский
«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», — так можно сформулировать основной тезис метода проектов.
Современная ситуация требует не простого фрагментарного использования проектных технологий в обучении старшеклассников, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами.
Историческая справка
Метод проектазародился во второй половине XIX в. в США. Основоположником является американский философ Джон Дьюи (1859-1952). Дж. Дьюи считал, что опыт и знание ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов. Затем идеи проектной деятельности реализовывали в практике последователи Дьюи Уильям Килпатрик и Елена Паркхерст (США, начало XX в.). Метод приобрел известность в различных странах, в том числе и в России, где использовался в школьном и вузовском обучении.
В 20 - 30-е гг.прошлого столетия советские педагоги считали, что критически переработанный, он сможет научить ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применить эти знания на практике. Идеи Дж. Дьюи развивали С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко. В 1931 г. метод проектов был осужден, так как школа не могла обеспечить необходимого объема знаний для дальнейшего обучения.
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Проектные технологии обучения старшеклассников
В конце XX в. интерес к идеям Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся.
Основная идея - организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта.
Характеристика технологии
С точки зрения учащегося проект — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания; направить знания и умения на решение проблемы, поставленной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер; принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения педагога - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, а именно, учить:
• поиску нужной информации;
• планированию и целеполаганию деятельности;
• проведению исследования (выдвижению гипотезы, анализу и обобщению);
• практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
• умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме.
Проектная технология это последовательная совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательных презентацией этих результатов.
Основные принципы проектирования:
• добровольность;
• учет возрастных, психологических, творческих особенностей учащихся;
• учет региональной специфики;
• интеграция учебной и внеклассной деятельности;
• системность.
Цели проектирования в профильном обучении:
• развитие творческого потенциала личности учащегося, самостоятельности;
• развитие интеллектуальных умений делать обоснованные выводы, аргументировать выдвигаемые положения, решать проблему и др.;
• развитие умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению.
В процессе выполнения проекта расширяется понимание, определяются, конкретизируются, углубляются знания социальных явлений и процессов.
Развиваются умения:
• анализа ситуации;
• поиска и отбора необходимой информации;
• моделирования ситуации;
• рассмотрения стратегий и вариантов действий;
• принятия решений;
• выбора стратегии поведения;
• коммуникативных навыков;
• отделения фактов от оценок и мнений;
• проведения социологических исследований;
• умения работать с источниками. Оформляется отношение к ценностям:
• ответственного принятия решений;
• терпимости;
• компромиссу;
• активности участия в общественной жизни;
• сознательному отношению к процессам, протекающим в обществе;
• стремлению к образованию и самообразованию в предметной области;
• готовности к улучшению общественной жизни.
5 Зак. 687 129
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Проектные технологии обучения старшеклассников
Возможные эффекты проектирования
На примере обществоведческого образования
• Обучающий: знание новых теорий, понятий и др.
• Воспитательный: воспитание толерантного отношения к представителям других этносов, религий, уважения к собственной культуре и культурам других народов; развитие активной социальной, политической позиции.
• Институциональный: появление органов школьного самоуправления, учебных научных обществ, социологических лабораторий.
• Административный: взаимодействие различных участников образовательного процесса.
На примере экономического образования
• Обучающий: знание новых теорий, понятий, экономических эффектов и др.
• Воспитательный: формирование потребительской, культуры, воспитание этических основ бизнеса, становление активной позиции в экономической сфере.
• Институциональный: появление экономических (маркетинговых) лабораторий, учебных научных обществ.
• Административный: взаимодействие различных участников образовательного процесса.
На примере правового образования
• Обучающий: знание новых теорий, понятий, правовых ак
тов и др.
• Воспитательный: формирование правовой культуры, пре-
одоление правового нигилизма, воспитание уважения к за-
конам, развитие гражданственности молодежи.
• Институциональный: появление в школе новых органов власти и возможности школьников участвовать в общезна-чимых решениях.
• Административный: взаимодействие различных участии- ков образовательного процесса. Автор: С. В. Кошкина.
Какими бывают проекты?
Актуальным является вопрос о типологии проектов. Одна из самых распространенных классификаций проектов основана на области знаний; так, различают монопредметные, межпредметные и надпредметные проекты.
Монопредметный проект осуществляется в рамках одного предмета, укладывается в классно-урочную систему.
Приведем примеры монопредметных проектов (на примере литературы):
• Образы цветов в творчестве А. С. Пушкина.
• Словарь природных понятий у А. С. Пушкина: цветы, явления стихий.
• Этикет, моды, праздники пушкинского времени.
• Символика цвета в произведениях Гаршина.
• Цветовая лексика в поэме М. Лермонтова «Демон».
• Образ луны в лирике И. Бунина.
• Хронотоп в урбанистический период ранней лирики В. Маяковского.
• Функция чисел в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя.
• Образ солнца в лирике К. Бальмонта. На примере обществознания:
• Номер газеты.
• Личная программа развития: мой первый проект.
• Дополнение к учебнику.
• Словарь терминов.
• Составление кейсов.
• Кодекс чести школы.
Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Межпредметные проекты решают проблему интегрированного обучения, осознания учащимися межпредметных связей.
На примере филологических исследований (литература и французский язык):
• «Пиковая дама» А. С. Пушкина в переводе П. Мериме (сравнительно-сопоставительный анализ).
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Проектные технологии обучения старшеклассников
• Французская речь в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
• Сравнительный анализ басен Ж. де Лафонтена и И. А. Крылова.
На примере философско-филологических исследований (в жанре эссе):
• Маленькие трактаты «О прекрасном» (ужасном, трагическом;
о лжи; об истине...).
На примере литературно-математических трактатов:
• «Выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональ
ное. Проблема числа и смысла в литературе и математике
XIX в.».
Темы для групповых исследований, позволяющие установить межпредметные связи (литература — этнография — история — психология):
• Региональные различия в одежде русского крестьянства XIX в. по материалам литературы.
• Образ Бабы-Яги в русских сказках.
• Этнические особенности. Их причины и закономерности.
Надпредметный проект выходит за рамки школьных предметов.
Например, «Роль Интернета в современной жизни человека».
Вторая типология основана на приоритетном виде деятельности:
При выполнении информационных проектов предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее ana-лиз и обобщение. В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы:
I — проводит социологические исследования;
II — занимается изучением материалов средств массовой ин
формации;
III — входит во взаимодействие с компетентными специалистами для получения взвешенной, аналитической информации.
Важно определить примерный перечень источников информации:
• средства массовой информации;
• библиотеки;
• научные работники, преподаватели вузов, специалисты, учителя;
• юристы;
• административные органы (департаменты, отделы, комитеты и т. п.);
• законодательные органы;
• другое.
Приведем пример информационного проекта «Москва и москвичи».
Задача проекта: расширение кругозора учащихся но иностранному языку, обществознанию, истории, географии, мастер-классу, экологии, курсу «Беседы о музыке» и др.
Общий замысел: на основе изучения истории Москвы, ее исторических памятников, биографий выдающихся москвичей, а также практических умений ученики по своему выбору составляют и «издают» путеводитель по Москве.
Прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Примеры:
• документ, созданный на основе полученных результатов исследования;
• npoграммы действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, организации);
• проект закона;
• справочный материал;
• словарь;
• учебное пособие;
• проект школьного двора, зимнего сада и т. д.
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Ролевые, игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или игровые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.
Также проекты различают по времени их осуществления: краткосрочные (2-8 часов), среднесрочные (10-17часов), долгосрочные, требующие значительного времени для выполнения.
Рассмотрим основные этапы проектирования (на примере реализации социального проекта).